Психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т. д. Таким образом, психологический климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.
Тренинг «Сплочение коллектива»
Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.
Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.
Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.
|
Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)
Время проведения: 5-10 мин.
Цель: прочувствовать каждого участника группы.
Ход упражнения
Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.
Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?
2. Упражнение «Коллаж»
Время проведения: 40-45 мин.
Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.
Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.
|
Ход упражнения
Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей
Вопросы для обсуждения:
1. Почему вы выбрали ту или иную картинку?
2. Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?
3. Чувствуете ли вы себя так в группе?
4. Были ли сложности при выполнении упражнения?
3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»
Время проведения: 25-30 мин.
Ход упражнения
Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!
|
4. Календарно-тематическое планирование деятельности воспитателя с детьми старших групп
Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние.
Возрастная группа: дети 4-6 лет
Продолжительность: занятия проводится каждый день, продолжительностью 30 час.
Количество человек в группе: до 15
№ п/п | Тема занятий | Цель занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Робость | Повышение у детей уверенности в себе Сплочение группы Знакомство с чувством робости | 01.09.2015-04.09.2015 | ||
№ п/п | Тема занятий | Цель занятия | Кол-во часов | Дата проведения |
Радость | Знакомство с чувством радости Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека | 05.09.2015; 08.09.2015-12.09.2015 15.09.2015 16.09.2015 | ||
Страх | Знакомство с чувством страха Изучение выражений эмоционального состояния в мимике Поиск путей преодоления страха Развитие эмпании, умения сопереживать другим | 17.09.2015- 19.09.2015 22.09.2015-26.09.2015 29.09.2015 | ||
Удивление | Знакомство с чувством удивления Закрепление мимических навыков | 30.09.2015 01.09.2015-03.09.2015 | ||
Самодовольство | Знакомство с чувствами самодовольства Закрепление поведенческих навыков | 04.09.2015 05.09.2015 08.09.2015 09.09.2015 | ||
Злость | Знакомство с чувствами злости Поиск путей преодоления злости | 10.09.2015-12.09.2015 15.09.2015-17.09.2015 | ||
Стыд | Знакомство с чувствами стыда Поиск путей преодоления стыда | 18.09.2015 19.09.2015 22.09.2015 23.09.2015 | ||
Отвращение | Знакомство с чувством отвращения Поиск путей преодоления отвращения | 24.09.2015 25.09.2015 28.09.2015 29.09.2015 | ||
Итого: |