Составление фрагмента занятия по формированию социально-психологического климата в коллективе




 

Психологический климат коллектива всегда характеризуется специфической для совместной деятельности людей атмосферой психического и эмоционального состояния каждого его участника, индивида и несомненно зависит от общего состояния окружающих его людей. В свою очередь атмосфера той или иной общности или группы проявляется через характер психической настроенности людей, которая может быть деятельной или созерцательной, жизнерадостной или пессимистичной, целеустремленной или анархичной, будничной или праздничной и т. д. Таким образом, психологический климат коллектива представляет собой преобладающий и относительно устойчивый психический настрой коллектива, который находит многообразные формы проявления во всей его жизнедеятельности.

Тренинг «Сплочение коллектива»

Сплоченность коллектива – это понятие, раскрывающее особенности межличностных отношений в коллективе, единство ценностных ориентаций, единство целей и мотивов деятельности в пределах совместной деятельности. Товарищеские контакты во время работы и по окончании ее, сотрудничество и взаимопомощь формируют хороший социально-психологический климат.

Фактор, воздействующий на социально-психологический климат коллектива, обусловлен индивидуальными и психологическими особенностями каждого из его членов. Сквозь призму личностных особенностей человека преломляются все влияния на него как производственного, так и непроизводственного характера. Поэтому для формирования того или и социально-психологического климата коллектива имеют значение не столько психологические качества членов, сколько эффект их сочетания.

Общая цель: достичь хороших межличностных отношений (специфики формальных и неформальных организационных связей в коллективе и соотношение между ними, демократического уровня в коллективе, оптимального уровня психологической совместимости коллектива.

Упражнение «Квадрат» (5-10 мин.)

Время проведения: 5-10 мин.

Цель: прочувствовать каждого участника группы.

Ход упражнения

Постройте весь коллектив в круг, и пусть участники закроют глаза. Теперь, не открывая глаз нужно перестроиться в квадрат. Обычно сразу начинается балаган, все кричат, предлагая свою стратегию. Через какое-то время выявляется организатор процесса, который фактически строит людей. После того, как квадрат будет построен, не разрешайте открывать глаза. Спросите, все ли уверены, что они стоят в квадрате? Обычно есть несколько человек, которые в этом не уверены. Квадрат действительно должен быть ровным. И только после того, как абсолютно все согласятся, что стоят именно в квадрате, предложите участникам открыть глаза, порадоваться за хороший результат и проанализировать процесс. Так же можно строиться в другие фигуры.

Во время упражнений участники переживают сильные эмоции и делают массу выводов, поэтому после каждого этапа можно устраивать небольшое обсуждение, где можно говорить пожелания своим коллегам для улучшения работы. Самый главный вопрос здесь: каким образом задание можно было сделать качественнее и быстрее?

2. Упражнение «Коллаж»

Время проведения: 40-45 мин.

Цель: сплотить коллектив и по ближе узнать каждого участника группы.

Материалы: ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками.

Ход упражнения

Группа садиться за стол, предлагается ватман, клей, цветные картинки разной тематики, цветные карандаши, краски с кисточками. Из предложенных картинок каждый участник группы выбирает картинки соответствующие тому, как он видит и чувствует себя в данной группе. Выбрав картинки, каждый располагает и приклеивает их на ватмане так, как чувствует свое расположение в группе. После выполненной работы каждый участник (по желанию) дополняет свои картинки фоном с помощью красок и карандашей

Вопросы для обсуждения:

1. Почему вы выбрали ту или иную картинку?

2. Соответствует ли расположение ваших картинок так как вам бы хотелось?

3. Чувствуете ли вы себя так в группе?

4. Были ли сложности при выполнении упражнения?

3. Упражнение «Театр: пьеса, которая устроит всех»

Время проведения: 25-30 мин.

Ход упражнения

Разделите людей на 4 группы минимум по 4 человека. Одна группа – сценаристы, вторая – режиссеры, третья актеры и четвертая – критики. Задача для всей команды: написать и поставить пьесу, которая устроит всех. Причем пьеса должна устраивать и по жанру, и по названию, и по содержанию и по всему остальному. Сценаристы пишут первый акт, затем его критикуют критики, вносят свои поправки, дальше текст отдается режиссерам, и они начинают постановку вместе с актерами. В это время уже пишется второй акт, а потом третий. И вот когда все готово, все рассаживаются в «зале», и актеры начинают играть. Бурные овации, море эмоций. Вот теперь посадите людей и спросите каждого, устроила ли его пьеса? Что можно было бы сделать лучше? В этот момент участники могут поделиться позитивными и негативными впечатлениями от совместной работы и об отдельных личностях. И, если пьеса устроила всех или почти всех, значит, командообразующий эффект налицо!

 

 

4. Календарно-тематическое планирование деятельности воспитателя с детьми старших групп

Цель: ввести ребенка в сложный мир человеческих эмоций, помочь пережить определенное эмоциональное состояние.

Возрастная группа: дети 4-6 лет

Продолжительность: занятия проводится каждый день, продолжительностью 30 час.

Количество человек в группе: до 15

№ п/п Тема занятий Цель занятия Кол-во часов Дата проведения
  Робость Повышение у детей уверенности в себе Сплочение группы Знакомство с чувством робости   01.09.2015-04.09.2015  
№ п/п Тема занятий Цель занятия Кол-во часов Дата проведения
  Радость Знакомство с чувством радости Развитие способности понимать эмоциональное состояние другого человека   05.09.2015; 08.09.2015-12.09.2015 15.09.2015 16.09.2015
  Страх Знакомство с чувством страха Изучение выражений эмоционального состояния в мимике Поиск путей преодоления страха Развитие эмпании, умения сопереживать другим     17.09.2015- 19.09.2015 22.09.2015-26.09.2015 29.09.2015
  Удивление Знакомство с чувством удивления Закрепление мимических навыков   30.09.2015 01.09.2015-03.09.2015
  Самодовольство Знакомство с чувствами самодовольства Закрепление поведенческих навыков   04.09.2015 05.09.2015 08.09.2015 09.09.2015
  Злость Знакомство с чувствами злости Поиск путей преодоления злости     10.09.2015-12.09.2015 15.09.2015-17.09.2015
  Стыд Знакомство с чувствами стыда Поиск путей преодоления стыда   18.09.2015 19.09.2015 22.09.2015 23.09.2015
  Отвращение Знакомство с чувством отвращения Поиск путей преодоления отвращения   24.09.2015 25.09.2015 28.09.2015 29.09.2015
Итого:    

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: