Госцирк (проспект Октября, 73)




В начале 1955 года в Управлении по делам архитектуры при Совете министров БАССР рассматривался проект нового стационарного цирка в Уфе, рассчитанного принять 2020 зрителей. Находиться он должен был в районе нынешнего Парка Якутова. Архитектором был С.И.Яшин (институт «Гипротеатр»).

Московский архитектор оставил ощутимый след в застройке послевоенной Уфы: после реализации двух его предыдущих проектов город украсили здания кинотеатров «Победа» (1948 год) и «Родина» (1953 год). К сожалению, новое его творение подверглось незаслуженной критике, что помешало реализации проекта. Здание кинотеатра «Родина» было выдвинуто на соискание государственной премии СССР, однако, вскоре фамилия С.И. Яшина была вычеркнута из списка претендентов на награду. Причина тому – разгромный доклад первого секретаря ЦК КПСС Никиты Хрущева, где кинотеатр «Родина» был приравнен к сооружениям с неоправданно пышным декором. Тогда это квалифицировалось как творческая неудача и злоупотребление архитектурными излишествами.

Идея Яшина не была реализована. В оценке проекта привлеченные местные эксперты обнаружили недостатки. Прежде всего, было заявлено, что учреждение культуры с такой большой вместимостью окажется слишком велико для Уфы – города со средними показателями по числу жителей (обсуждение велось еще до того, как Уфа и Черниковск объединились). Начали оспаривать правильность выбора места для строительства цирка в непосредственной близости от Детского парка. Это требовало сноса ветхих домов и предоставления уфимцам новых квартир, на что не было свободных средств. Обнаружилось также, что в цирке предполагается устраивать «водные феерии», а заменяемая при этом вода будет сливаться в Солдатское озеро и загрязнять водоем. В итоге проект положили под сукно.

Вернулись к строительству только спустя десять лет. Начиналась реализация общегосударственной программы по возведению цирков в 40 крупных городах страны, и все вопросы по возведению проектной документации решались в Москве. В Уфе был повторно использован проект здания цирка, возведенного в Новосибирске (архитектор Г.В. Непреенко, институт «Гипротеатр»). В экспертной оценке проекта подчеркивалось, что здание цирка улучшает объемно-пространственное и планировочное решение городской территории, и что самое важное, применение сборных конструкций позволяет преодолеть архитектурные излишества.

Госцирк был размещен на вновь образованной и быстро застраиваемой главной улице Уфы – проспекте Октября. Его строительство завершилось в ноябре 1968 года. Композиционная основа здания подчеркнула его функциональное предназначение. Несущие стены представлены в виде концентрической окружности, повторяющей круглую арену. Наружная цилиндрическая сцена парка имела сплошное остекление и воспринималась как барабан с выразительным козырьком крыши.

Здание было спроектировано с расчетом его универсального использования. Здесь стало возможно устраивать спортивные соревнования, проводить выставки и концерты. Но в первую очередь оно предназначалось для аттракционов с применением сложных конструкций и традиционного циркового реквизита. Были построены подсобные помещения для хранения имущества, содержания животных, проведения тренировок и репетиций артистов, выстроено здание гостиницы для приезжающих на гастроли в Уфу цирковых коллективов.

Кинотеатр «Родина» (ул. Ленина, 42):

По количеству растиражированных изображений в виде открыток, книжных иллюстраций и снимков на почтовых конвертах кинотеатр «Родина» не имеет равных среди архитектурных достопримечательностей Уфы.

Развитию кинематографии в СССР уделялось повышенное внимание, власти хорошо осознавали пропагандистско-воспитательную миссию этого художественного творчества. С каждым шагом индустриализации, с возведением промышленных гигантов начинали быстро отстраиваться и перестраиваться новые возникающие города, кинотеатры в них начинали возводить в первую очередь как важнейшие объекты инфраструктуры города.

Столица Башкирской АССР не стала в этом отношении исключением. В марте 1938 года городской Совет утверждает первый генеральный план развития, в котором было определено строительство современного кинотеатра. В мае того же года утверждается решение о возведении двухзального кинотеатра на 600 мест в историческом центре Уфы в месте пересечения Ленина и Чернышевского. 17 мая 1939 года это решение было утверждено постановлением Совнаркома БАССР. Тогда же были подведены инженерно-геологические исследования площадки и получено подтверждение пригодности грунтов под строительство большого здания.

Но уже в сентябре 1939 года Совнарком Башкирской республики принимает постановление о строительстве нового кинотеатра в северном промышленном районе Уфы с переброской на его возведение ранее предусмотренных денежных средств. Эти планы были перечеркнуты, когда началась Великая Отечественная война. Коренной перелом в ходе военных действий вызвал к жизни восстановление разрушенных городов и сел. Вскоре эти планы распространили на промышленные центры, которые ковали победу в тылу. Уфа оказалась в этом списке: ей определили высокие темпы жилищного и культурного строительства. Решение этой задачи способствовало тому, что вернулись к планам возведения нового кинотеатра. Официально они совпали с празднованием юбилейной даты – 25-летия образования БАССР. В смету расходов по организации торжеств включили и пункт финансирования строительства юбилейного объекта – двухзального кинотеатра.

Правительство республики спешило ускорить проектные работы. Вопрос хотели решить простейшим образом, позаимствовав уже готовый проект кинотеатра в Сталинграде. Возрождать город на Волге, ставший легендарным, помогала вся страна. За его восстановление взялись лучшие архитекторы. Правительство Башкирской АССР запросило разрешения повторно использовать проект кинотеатра. Это ускорило бы начало строительства, а Уфа получила монументально решенное красивое здание. Остановились на проекте архитектора С.И.Якшина. Кинотеатр был однозальный, но рассчитанный на 800 зрителей. Однако выбор Уфы не поддержало Министерство кинематографии РСФСР, посчитав, что проект окажется слишком затратным по причине сложности его конструктивного решения и из-за применения остродефицитных материалов. Оно предложило вернуться к варианту двузального кинотеатра, приняв проект архитектора В.П.Калмыкова. Началась дискуссия, что же предпочесть.

Тем временем архитектор С.И. Якшин прочно прописался в Уфе. По его проекту началось строительство кинотеатра «Победа», закончившееся в 1948 году. Наблюдая за дискуссией, С.И.Якшин разработал новый проект, на сей раз двухзального кинотеатра, рассчитанного на 700 мест. Этот вариант был принят безо всяких проволочек, план строительства был утвержден летом 1949 года.

Одновременно принимается решение, что в новое здание будет перемещен коллектив самого большого в Уфе той поры кинотеатра «Октябрь», который начал действовать в первое десятилетие ХХ века. Капитального ремонта за это время он так и не увидел, а потому исчерпал все допустимые пределы амортизации. Так, главным куратором по строительству оказался директор «Октября» Г.Х. Фаттахутдинов. Ветеран кинофикации предпринял все возможное, чтобы в новом кинотеатре появились нововведения, которых не было во многих крупных городах. По его инициативе решено часть цокольного этажа переоборудовать в зал кинохроники на 60 зрительских мест. И это оказалось очень своевременной инициативой: город получил постоянное место демонстрации кинолент просветительской направленности.

Самым внимательным образом отнесся к реализации своего проекта и архитектор С.И. Якшин. До завершения строительства он осуществлял архитектурный надзор за объектом и последние замечания по улучшению качества работ и максимальному сохранению проектных задумок предложил в марте 1953 года.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: