Тема 2. Л.В. Бетховен. Фортепианные концерты
Композиторы эпохи венских классиков чаще всего были одновременно и исполнителями. Они могли демонстрировать свой дар сочинителя, виртуоза и импровизатора в академиях – так назывались тогда публичные концерты оркестровой музыки, в которых игрались новые и ещё не изданные произведения. Музыка, которая была исполнена в академиях, как правило, не повторялась в следующих концертах.
Для академий обычно снимались большие театральные залы. Такие концерты были редкими, длились не менее четырёх часов, включали одну или две симфонии, вокальные и камерные сочинения и, обязательно, излюбленный венцами жанр - фортепианный концерт.
Приближение глухоты сковывало Бетховена. Этим объясняется малое количество бетховенских публичных выступлений. Достоверно известно, что Бетховен-пианист выступал в Вене в трех своих больших академиях в 1800, 1803 и 1808 годах (для сравнения – 21 из 25 концертов Моцарта были написаны специально для академий, и сыграны автором). Подобно своим предшественникам, в каждой академии исполнял свой новый фортепианный концерт и импровизировал на предложенные публикой темы.
Венская традиция предписывала не издавать концерт до академии, солисты и оркестр играли по рукописям. Солисту нужно было непременно, в знак уважения к слушателям, играть не по памяти, а по рукописным нотам, доказывая тем самым, что произведение сочинено заранее. Каденции же импровизировались, демонстрируя непосредственность творческого изобретения. После премьеры сочинение издавалось, но не в виде партитуры, а в виде оркестровых голосов и сольной партии, за исключением каденции.
Впервые Бетховен выступил с фортепианным концертом собственного сочинения (Es-dur) в 1784 году: четырнадцатилетний композитор играл его при дворе боннского курфюрста. Партитура не сохранилась, фортепианная же партия (издана в 1890 г.) сильно уснащена виртуозными пассажами в духе моцартовской школы.
|
Все свои пять известных фортепианных концертов Бетховен написал с 1794 по 1809 год. Второй концерт ор. 19 был написан раньше Первого ор. 15, но издан несколько позже него, почему и помечен более поздним порядковым номером сочинения.
Строение концертов Бетховена.
Бетховен во многом продолжает и развивает традиционную схему классического концерта, кристаллизовавшуюся в творчестве Моцарта.
В первой части концерта используется форма сонатного аллегро с двойной экспозицией: в первой экспозиции оркестр излагает тематические образования (главную партию с примыкающей к ней связующей и побочную с заключительной), во второй экспозиции их совместно варьируют и развивают оркестр с солистом. Однако Моцарт, в отличие от симфонии все тематические группы первой экспозиции Моцарт дает в одной, основной тональности. Бетховен в первых же концертах отходит от этого обычая, вводя ладотональные контрасты, и таким путем сближает концерт с симфонией. В двух последних концертах «схема» первой части ещё более трансформирована, композитор предваряет оркестровую экспозицию вступлением солиста, еще теснее смыкая его партию с партией оркестра.
Во вторых частях, следуя за Моцартом, Бетховен начальную фразу, если это песенная форма, поручает солисту. Когда применяются вариационные принципы развития, тему первоначально излагает tutti (Второй и Пятый концерт). В оркестровке этих частей важная роль отводится струнным и деревянным духовым инструментам.
|
Финал – традиционно открывается солистом. Характер музыки оживленный, игровой, юмористический. Перед кодой обязательна каденция солиста.
Бетховен в финалах всех своих концертов дает сочетание принципов рондо с сонатностью. Это — форма рондо-сонаты, где повторные проведения главной партии выполняют функцию рефрена; таких проведений обычно четыре: два в начале и в конце экспозиции и два в аналогичных разделах репризы.
Отличительные черты концертов Бетховена.
1.Начиная с третьего концерта, композитор осуществляет значительный шаг вперед в утверждении новой фортепианной техники - более виртуозной, мощной, полной. Высшей точкой этого развития по праву считается Пятый концерт, отличающийся невероятным блеском, чисто оркестровой мощью звучания фортепиано.
2. Солист в концертах Бетховена является равноправным с оркестром участником симфонической разработки, а порой и инициатором обострения драматических коллизий. К примеру, во второй экспозиции «руководство» развитием принадлежит по преимуществу фортепиано. Партии фортепиано и оркестра, тутти и соло теперь выражают не просто соревновательное, но обогащённое, конфликтное содержание.
3.Бетховен обогащает концертную музыку, если воспользоваться его собственными словами, новой «поэтической идеей». В музыке этих концертов соседствует борьба страстей и покой созерцания, патетика и лиризм.
4.В концертах Бетховена еще сильнее укрепилась центральное драматургическое значение первых частей цикла, в которых устанавливается образно-эмоциональная направленность содержания и формы произведения.