Предмет и методы этнологии. Место этнологии в системе наук. Этнологические (этнографические) источники.




Предмет и методы этнологии.

-Определение

Этнология - это наука, изучающая процессы формирования и развития этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, закономерности коллективного поведения и взаимодействия, взаимосвязи личности и социальной среды.

Таким образом, предметное поле современной этнологии очень широко, и различные его направления в той или иной степени пересекаются с близкими, родственными науками. Особенно это касается этнографии, культурологии, социологии, психологии, антропологии, политологии.

-История

Уже в античности было собрано довольно много сведений о близких и далеких народах. Именно в Древней Греции и Древнем Риме были предприняты первые попытки систематизировать знания и материалы. Но характерной чертой был этноцентризм (т.е. описывание только диких, примитивных народов, «мы – они»).

В позднее Средневековье в Западной Европе произошло значительное усиление интереса к знаниям о других народах. В результате крестовых походов, деятельности путешественников, купцов и Великих географический открытий западноевропейцы собрали сведения о народах Африки, Америки, Юго-Восточной Азии, а позднее о Океании и Австралии. Сведения послужили основой географических гипотез.

С эпохи Просвещения (18 век) начинается предыстория этнологии как самостоятельной науки. В то время была популярна теория географического детерминизма (человек, народы и культура рассматривались как продукты окружающей природной среды). Географический детерминизм – концепция, признающая объективную взаимосвязь между географической средой и общественной жизнью.

Середина 19 века – необходимость теоретического осмысления. Появляется большое количество теорий и школ.

1830Жан Жак Ампер разработал общую классификацию гуманитарных наук, выделив среди них этологию.

1839 – основание Парижского общества этнологии.

Вплоть до начала 20 века этнология развивалась как наука об «отсталых» народах.

- История отечественной этнологии

В России интерес к этнологии возник в конце 18 века. Были поставлены вопросы о месте и роли России среди других народов, об исторических корнях, особенностях культуры.

1846 – Русское географическое общество

На одном из заседаний К.М. Бэр выступил со своим докладом, также Н.И. Надеждин выступил со своей программой. Они развивали идею концепции отечественной этнологии.

Особое место также занимает научная деятельность Н.Н. Миклухо-Маклая, который стремился доказать единство человеческого рода и психологическую равноценность всех рас и народов, обосновать идею о том, что различия между народом вызваны природными и социальными условиями их жизни. Миклухо-Маклай исследовал жизнь папуасов Новой Гвинеи и народов Океании.

На рубеже веков свой вклад внес философ Шпет: «национальная психология тесно связана с культурой»; ввел понятие «дух народа», где дух – собрание характерных черт «поведения» народа. В совокупности с постоянством «диспозиций» он представляет собой народный характер. Это субъективный характер следует понимать как совокупность реакций народа на обстоятельства, в которых он сам учувствует.

Г.Г. Шпет – книга «Введение в этническую психологию»

В советский период все исследования сводились к статистическим данным.

50-е года – политически заказной характер

70-80-е года – концепция этнологии Гумилева.

Вплоть до конца 80-х развитие отечественной этнологии связано с научной деятельностью Богораза, Преображенского, С.П. Толстого, Чебоксарова, Токарева, Козлова, Бромлея и др.

В настоящее время в сферу профессиональных интересов этнологов входит не только «примитивные» народы или «традиционные» культуры, но и народы и этнические процессы современных индустриальных обществ.

Этнология актуальна, так как и в настоящее время много конфликтов на этнической почве.

-Предмет В действительности этология изучает:

1) Возникновение этносов (этногенез);

2) Историческую эволюцию этносов (этическую историю);

3) Современную жизнь этносов (их актуальное функционирование);

4) Возможные пути развития этноса в будущем (проблемы этнического прогнозирования).

Связь с другими науками (предмет этнологии постоянно расширяется):

· Этническая антропология – исследует вопросы этногенеза истории антропофизического происхождения народов;

· Этническая социология – изучает социальные аспекты развития и жизнедеятельности этнических групп, формы самоорганизации, типы и формы взаимодействия;

· Этническая психология – рассматривает вопросы формирования этнических стереотипов, этнического самосознания и идентичности;

· Экономическая этнология – изучает проблемы хозяйственной и экономической деятельности этнических групп;

· Этнодемография – исследует демографические процессы существования этносов, динамику и численность возрастных и половых изменений;

· Этническая география – изучает вопросы географического расселения народов, этнических территорий и этнических границ;

· Этнопедагогика – исследует особенности воспитательной и образовательного процессов у различных народов.

Проблемы:

1) Расселения народов

2) Социальные группы (слои, классы, сословия и т.п.)

3) Демографические процессы или динамика численности народов

4) Субэтнические группы и образования

5) Обряды, обычаи, нравы и верования народов

6) Хозяйственные занятия, экономическая деятельность и их воздействия на этносы

7) Языковое поведение

8) Проблемы этнического сознания и самосознания

9) Политологические вопросы.

 

Методы

Общенаучные     Специальные – метод полевых исследований
Исторические – изучение археологических материалов и письменных источников (включая доклады участников географических экспедиций) Социологические    
Метод опроса: 1. Сплошной - перепись 2. Выборочный – составление суждения о неизвестных явлениях, или процессах генеральной совокупности по его выборочной статистике
         

 

Среди других методов значение имеет сравнительная лингвистика – сравнение определённых слов и термин из разных языков, чтобы установить близость языков, степень их родства; метод наблюдения – наблюдения образа жизни, взаимодействий, обычаев, нравов и традиций племен, этнических групп и общностей.

-Этнологические (этнографические) источники:

Для осуществления этнологического источника нужно, прежде всего, располагать некоторыми сведениями о том объекте, который предстоит изучить. Такого рода необходимые сведения (материалы, данные, информация) содержатся в разнообразных источниках.

В самом общем смысле этологическими (этнографическими) источниками можно назвать всякое явление, которое может быть использовано для извлечения сведений об этнических объектах (этносах или этнических общностях, субэтносах и этнических группах, об их сторонах, свойствах или особенностях).

Этнологические источники могут представлять собою материальные (вещественные) предметы культуры изучаемого народа – артефакты. Такие источники удобно трактовать как остатки прошлой этноисторической реальности. Следовательно, сам источник выступает как остаток, фрагмент изучаемого факта или объекта. К числу таких остатком-артефактов относятся, например, коллекция этнографических музеев, памятники истории культуры, а также функционирующие в реальном бытовании традиционные предметы материально-вещной среды (традиционная одежда, национальные блюда, предметы обихода и т.д.).

Также следует отличать такие источники, которые содержат в себе отражение тех или иных сторон этнического объекта, интересующего исследователя. Их называют преданиями или меморатами (от лат. Мемориа – память). Это виды письменных свидетельств, разнообразные записи, звукозапись, видеосъемки, рисунки, устные рассказы и прочие документальные материалы.

Марков и пименов стр 44.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: