Обеспечение оптимального двигательного режима
Дегтярёва Ю.В.
старший воспитатель
МДОУ «Ясли-сад №381 г. Донецка»
Дети в большинстве своём испытывают двигательный дефицит, то есть, количество движений, производимых ими в течение дня, ниже возрастной нормы.
Гиподинамия угрожает здоровью наших детей.
Сегодня мы поговорим о двигательной активности детей, её рациональном распределении в режиме дня для создания оптимального двигательного режима в ДОУ.
Начнём с рассмотрения терминологии.
Двигательная активность - суммарное количество двигательных действий, выполняемых человеком в процессе повседневной деятельности.
Двигательная режим - совокупность двигательной активности данного человека в течение определенного периода времени.
Организация двигательного режима в ДОУ должна быть направлена на развитие двигательных умений и навыков детей в соответствии с их индивидуальными способностями и здоровьем. Исследования последних лет свидетельствуют о том, что существующий двигательный режим в дошкольных учреждениях лишь на 50 – 60 % позволяет удовлетворить естественную потребность детей в движении. Нормативные требования к организации двигательной деятельности дошкольников прописаны в СанПиН.
Двигательный режим. Двигательная активность. Здоровье.
Детский сад должен организовать ребенку оптимальный двигательный режим в течение всего пребывания его в детском саду. В основе двигательного режима лежит двигательная активность. Превышение пределов максимума и недостаточная двигательная активность ниже минимума (болезнь - гипокинезия) отрицательно влияют на здоровье.
Влияние двигательной активности на здоровье.
|
Ä повышение устойчивости организма к различным заболеваниям;
Ä рост физической работоспособности;
Ä нормализация деятельности отдельных органов и функциональных систем;
Ä появление положительных эмоций, способствующих укреплению психического здоровья.
Условия оптимального двигательного режима в ДОУ.
Активная двигательная деятельность в режиме дня должна составлять 3,5 – 4 часа в день.
Двигательная активность детей в дошкольном учреждении условно делится на:
Ä строго регламентируемую (ООД по физическому развитию),
Ä частично регламентируемую (физкультурно - оздоровительные мероприятия в режиме дня, физкультурные досуги, праздники)
Ä нерегламентируемую, т. е. самостоятельную.
Организованная образовательная деятельность по физическому культуре и плаванию является основной формой обучения двигательным навыкам; направлена на развитие оптимальной двигательной активности детей и решение комплекса оздоровительных, образовательных, воспитательных задач.
Эффективность ООД по физической культуре и плаванию определяется пониманием основных целей, среди которых можно выделить:
Ä удовлетворение естественной биологической потребности ребенка в движении;
Ä обеспечение развития и тренировки всех систем и функций организма ребенка через специально организованные оптимальные для каждого возраста физические нагрузки;
Ä формирование и развитие двигательных умений и навыков;
ООД по физической культуре проводится 3 раза в неделю (2 в спортивном зале, 1 на улице в каждой возрастной группе), продолжительностью соответственно программным требованиям. Структура определяется поставленными задачами и особенностями организма ребенка.
|
Для успешной реализации программного содержания ООД в спортзалах и бассейне необходим набор физкультурного и спортивно-игрового оборудования, способного обеспечить детям оптимальную двигательную деятельность, создать обстановку психологического комфорта.
Отдельную нишу в двигательном режиме занимают физкультурно-оздоровительные мероприятиям. К ним относятся:
Ä утренняя гимнастика,
Ä подвижные игры,
Ä физические упражнения во время прогулок,
Ä физкультминутки на занятиях с умственной нагрузкой,
Ä гимнастика после дневного сна,
Ä корригирующая гимнастика,
Ä индивидуальная работа.
Утренняя гимнастика является одним из важнейших компонентов двигательного режима, ее организация направлена на поднятие эмоционального и мышечного тонуса детей. Она постепенно вовлекает весь организм ребенка в деятельное состояние, углубляет дыхание, усиливает кровообращение, способствует обмену веществ и подготавливает дошкольников к последующей нагрузке.
Содержание традиционного типа утренней гимнастики составляют упражнения, рекомендованные программой для данной возрастной группы.
Помимо утренней гимнастики и определённого числа ООД по физической культуре в неделю, в течение дня обязательно отводится время для разнообразных подвижных игр, индивидуальных занятий.
Подвижные игры как основная двигательная деятельность детей дошкольного возраста увеличивают двигательную активность и обогащают двигательный режим и планируются в различное время дня (утренняя и вечерняя прогулка) в соответствии с режимом каждой возрастной группы. Подвижные игры и физические упражнения на прогулке являются формой ежедневной работы дошкольного учреждения по физическому воспитанию. На прогулке длительность игр и упражнений составляет 10 - 15 минут, если в этот день планируется физкультурное занятие, 20 - 40 минут (в зависимости от возрастной группы) в остальные дни. Вечером подвижным играм и физическим упражнениям отводится от 6 до15 минут.
|
Физкультминутки применяются с целью предупреждения утомления на занятиях, связанных с длительным сидением в однообразной позе, требующих сосредоточенного внимания и поддержания умственной работоспособности детей на хорошем уровне; Проводятся в процессе проведения ООД на начальном этапе утомления, занимая от 1 до 2 минут времени.
Динамические паузы проводятся в перерывах между двумя видами ООД, могут проводиться в виде подвижной игры или упражнений продолжительностью до 5 минут.
Гимнастика после дневного сна в сочетании с контрастными воздушными ваннами облегчает пробуждение детей, поднимает мышечный тонус и способствует профилактике нарушения осанки и стопы.
Немаловажное место в двигательном режиме занимают физкультурные праздники и досуги. Они являются одной из форм активного отдыха детей и позволяют реализовать естественную потребность ребёнка в движении, восполнив дефицит двигательной активности. В программу включаются физические упражнения, комплексы ритмопластики, танцы, подвижные игры, эстафеты, песни, стихи и т.д.
Один раз в месяц организуются физкультурные досуги 1 раз в месяц, физкультурные праздники 2 - 3 раза в год, День здоровья - 1 раз в месяц, неделя здоровья во время зимних каникул.
Отдельное место отводится самостоятельной двигательной деятельности, возникающей по инициативе детей, дающей широкий простор для проявления их индивидуальных двигательных возможностей.
Этот вид деятельности организуется в разное время дня: утром до завтрака, в часы игр после дневного сна и во время прогулок. Активные действия детей должны чередоваться с более спокойной деятельностью. При этом важно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка, его самочувствие. Самостоятельная двигательная деятельность осуществляется под руководством или наблюдением воспитателя.
При планировании самостоятельной деятельности важно позаботиться о создании физкультурно-игровой среды (пространства, достаточное для движений, разнообразие и чередование пособий и игрушек), выделить в режиме дня специальное время для самостоятельных игр детей.
Использование нестандартного оборудования в физическом воспитании играет немаловажную роль, тем более, если ребенок имеет какие либо физические нарушения в развитии, например нарушение ОДА: воспитатель создает предметно-развивающую среду для физического развития дошкольников. Оборудование, изготовленное воспитателями, предназначено для организованной и самостоятельной деятельности детей 2-7 лет в помещении и на воздухе, в семье и детском саду. Оно эффективно для развития двигательной активности, профилактики плоскостопия, формирования правильной осанки.
Подводя итог можно сказать, что двигательный режим в учреждении должен являться средством укрепления здоровья и повышения работоспособности детского организма.
Поэтому первостепенной задачей педагогов ДОУ является создание оптимальных условий для двигательного режима всех видов активности и опорой на требовании ГОС ДО, программы и СанПиНа.
Литература:
1. А.В. Кенеман, Д.В. Хухлаева. Теория и методика физического воспитания детей дошкольного возраста. М.: «Просвещение».1978. 272с.
2. Е.Н.Вавилова. Учите бегать, прыгать, лазать, метать. М. «Просвещение».1983.144 с.
3. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М. Самодурова. Воспитателю по физической культуре в дошкольных учреждениях. М. «Академия».2002.316 с.
4. Э.Я. Степаненкова. Физическое воспитание в детском саду. М. «Мозаика-Синтез». 2009.95с.
5. Н.Н.Кожухова, Л.А.Рыжкова, М.М.Борисова, В.В.Горелова. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. М. «Владос».2008.271с.
6. СанПиН 5.5.2.008-01 Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания общеобразовательных учебных заведений и организации учебно-воспитательного процесса
7. Теория и методика физической культуры дошкольников. Под редакцией С.О.Филипповой, Г.Н.Пономарева. М.: «Сфера». 2008.653 с.