Тема: Методы обучения
План
1. Сущность, природа и функции методов обучения.
2. Необходимость и способы классификации методов обучения.
3. Характеристика основных методов обучения.
4. Активные методы обучения в современной школе.
5. Методы науки в учебном процессе.
6. Условия эффективного применения методов обучения.
Основные понятия | активные методы, интенсивные методы, исследовательский метод, метод обучения, наглядные методы, объяснительно-иллюстративный метод, практические методы, прием обучения, репродуктивный метод, словесные методы, частично-поисковый метод, эвристические методы. |
Вопросы для обсуждения
1. От чего зависит успех применения того или иного метода обучения?
2. Покажите, как в одном учебном предмете можно использовать в комплексе разнообразные методы обучения?
3. Всегда ли можно получить ожидаемый эффект от использования активных методов обучения?
4. Покажите, каковы возможности и границы применения эвристических методов в процессе обучения по вашему предмету?
Темы рефератов
1. Методическое творчество в работе учителей-новаторов.
2. Проблемное изложение и его применение в обучении.
3. Эвристическая беседа и ее функции в учебном процессе.
4. Применение методов обучения в воспитательных целях.
5. Эвристические методы обучения в школе.
6. Исследовательский метод в обучении.
7. Метод ключевых вопросов и его применение в школе.
8. Возможности применения интенсивных методов обучения в современной общеобразовательной школе.
9. Дидактические игры в учебном процессе.
Литература
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Книга 1 / В. И. Андреев. – Казань: КГУ, 1996.- 552 с.
2. Бабанский Ю. К. Выбор методов обучения / под ред. Ю. К. Бабанского. – М.: Педагогика, 1981. – 356 с.
3. Лернер И. Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. – М.: Педагогика, 1981. – 424 с.
4. Бабанский Ю. К. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе / Под. ред. Ю. К. Бабанского и др.- М.: Педагогика, 1980.- 310 с.
Основная литература
1. Гуревич П. С. Психология и педагогика / П. С. Гуревич М.: Изд-во «Проект», 2005. – 352 с.
2. Марцинковская Т. Д. Педагогика и психология: Учебник для студ. непедагог. вузов / Т. Д. Марцинковская, Л. А. Григорович. - М.: Педагогика, 2010. – 536 с.
3. Островский, Э. В., Чернышова, Л. И. Психология и педагогика: Учебн.пособие / Э. В. Островский, Л. И. Чернышова. - М.: Вузовский учебник, 2005. – 384 с.
4. Пидкасистый П.И. Педагогика: Уч. пос. для студентов высших учеб. завед., обучающихся по непедагогич. специальностям / П.И. Пидкасистый. – М.: Педагогика, 2007. – 425 с.
5. Подласый И.П. Педагогика. Уч. пос. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по непедагогическим специальностям / И.П. Подласый. – М.: Педагогика, 2010. – 348 с.
6. Подласый И.П. Педагогика. / И. П Подласый. - М.: Юрист, 1996. - 220c.
Дополнительная литература
7. Макаренко А.С. Педагогические сочинения: В 8-ми т. – М.: Педагогика, 1983.
8. Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы / Азаров Ю. Л. – М.: Педагогика, 1993.- 605 с.
9. Амонашвили Ш. А. Как живете дети. / Ш.А. Амонашвили. – М.: Педагогика, 1986. – 225 с.
10. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. – М.: Педагогика, 1989. – 192 с.
11. Блауберг И. В. Становление и сущность системного подхода / И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. – М.: Наука, 1973. – 270 с.
12. Вазина К.Я. Педагогический менеджмент / К. Я Вазина. – М.: Педагогика, 1992. - 268 с.
13. Варга Д. Радости родительских забот / Д. Варга – М.: Прогресс, 1983. -200 с.
14. Васильев Ю. В. Педагогическое управление в школе: методология, теория, практика /Ю. В. Васильев. – М.: Педагогика, 1990. – 139 с.
15. Внутришкольное управление: вопросы теории и практики / под ред. Т. И. Шамовой. – М.: Педагогика, 1991. – 192 с.
16. Караковский В. А. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории / В. А. Караковский, Л.И. Новикова, Н.Л. Селиванова, Е.И. Соколова. - М.: Сен-тябрь, 1997. – 112 с.
17. Вудкок М., Френсис Д. Раскрепощенный менеджер: Для руководителя-практика / А.Б. Берников, А.Ф. Ковалев: Пер. с англ. – М.: Дело АТД, 1994.– 319 с.
18. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии / В. В. Гузеев. – М.: Сентябрь, 1996. – 254 с.
19. Закон Украины «Об образовании». – К., 1996. – 60 с.
20. Зверева В.И. Организационно-педагогическая деятельность руководителя школы. Пособие для руководителей образовательных учреждений и органов образования / В. И. Зверева. – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
21. Ляудис В. Я. Инновационное обучение: Стратегия и практика: матер. Первого научно-практического семинара психологов и организаторов школьного образования / под ред. В. Я. Ляудис. – М.: Изд-во МГУ, 1994. – 203 с.
22. Караковский В. А. Воспитательная система школы: педагогические идеи и опыт формирования / В.А. Караковский. – М.: НМО «Творческая педагогика», 1992. – 80 с.
23. Конаржевский Ю. А. Внутришкольный менеджмент / Ю.А. Конаржевский. – М.: Новая школа, 1993. – 140 с.
24. Ле Шан Э. Когда ваш ребёнок сводит вас с ума: Пер. с англ. / Э. Ле Шан. – М.: Педагогика, 1990. - 211 с.
25. Леви В.Л. Нестандартный ребёнок и др. / В.Л. Леви. – М.: «Знание», 1980. – 256 с.
26. Лиханов А.А. Драматическая педагогика: Очерки конфликтных ситуаций / А.А. Лиханов – М.: Педагогика, 1986. – 368 с.
27. Майоров А. И., Элементы педагогического мониторинга и региональных стандартов в управлении / А. И. Майоров, Л. Б. Сахарчук, А. В. Сотов. – СПб.: Гос. ун-т пед. мастерства, 1992. – 79 с.
28. Найн А. Я. Инновации в образовании / А.Я. Найн. – Челябинск, 1995. – 288 с.
29. Никитин Б. П. Мы, наши дети и внуки / Б. П. Никитин, Л. А. Никитина. – М.: Высшая школа, 1989. – 215 с.
30. Репин С. А. Управление областной образовательной системой / С.А. Репин. – Челябинск: Факел, 1997. – 151 с.
31. Рындак В. Г Школа в условиях обновления / В.Г. Рындак. – М.: Ин-т ПТиМИ, 1993. – 167 с.
32. Сериков Г. Н. Образование: аспекты системного отражения / Г.Н. Сериков. – Курган: Изд-во «Зауралье», 1997. – 464 с.
33. Симонов В. П. Педагогический менеджмент: 50 НОУ-ХАУ в области управления образовательным процессом / В.П. Симонов. – М.: Роспедагенство, 1995. – 226 с.
34. Слуцкий В.И. Элементарная педагогика, или Как управлять поведением человека: Книга для учителя / В.И. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1992. – 365 с.
35. Соловейчик, С. Л. Педагогика для всех: Книга для будущих родителей / С. Л. Соловейчик. - М.: Детская литература, 1989. - 367 с.
36. Справочник менеджера образования: в 2 т. / сост. В. С. Гиршович. – М.: Новая школы, 1995. – Т. 1. – 400 с.
37. Терегулов, Ф.Ш. Передовой педагогический опыт: теория распознавания, изучения, обобщения, распространения и внедрения / Ф.Ш.Терегулов. – М.: Педагогика, 1992. - с. 296.
38. Третьяков П. И. Управление школой по результатам: Практика педагогического менеджмента / П.И. Третьяков. – М.: Новая школа, 1997. – 288 с.
39. Третьяков П. И. Технология модульного обучения в школе / П. И. Третьяков, И. Б. Сенновский. – М.: Новая школа, 1997. – 352 с.
40. Поташник М. М. Управление развитием школы / М. М. Поташник, В. С. Лазарев. – М.: Новая школа, 1995. – 464 с.
Литература библиотеки КГМТУ, материалы сети Internet.
© Александр Владимирович Бельский
Педагогика
планы семинарских занятий
для студентов дневной и заочной форм обучения направлений: 6.030504 «Экономика предприятия», 6.030509 «Учет и аудит»
Тираж ______ экз. Подписано к печати ____________________
Заказ № __________ Объем 0,6 п.л.
Изд-во “Керченский государственный морской технологический университет”
98309 г. Керчь, ул. Орджоникидзе, 82