ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Место дисциплины в структуре образовательной программы




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Место дисциплины в структуре образовательной программы

Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.

В учебном плане по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования» (академический бакалавриат) дисциплина Курсовая работа по модулю общепрофессиональной подготовки включена в блок общепрофессиональной подготовки, изучается в 6 семестре на очной и заочной форме обучения. Трудоемкость дисциплины: 1 ЗЕ / 36 часов, в том числе 2 часа - контактная работа с преподавателем, 34 часа - самостоятельная работа (очная и заочная форма) (таблица 2).

Цели освоения дисциплины: освоение технологии выполнения курсовой работы.

Планируемые результаты обучения

Дисциплина направлена на формирование компетенций и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.

Таблица 1

Перечень планируемых результатов обучения

Планируемые результаты освоения образовательной программы Планируемые результаты обучения (дескрипторы)
ОПК-1: способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях Знать: общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Уметь: организовывать деятельность субъектов образовательного процесса с учетом закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития. Владеть: навыками организации деятельности и регуляции поведения человека на разных возрастных ступенях с учетом закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития
ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях Знать: качественные и количественные методы, возможности их использования при проведении психолого-педагогических исследований, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уметь: применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследований в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Владеть: навыками сбора, анализа и оценки научных фактов.
ОПК-4: готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов Знать: основные теории обучения, воспитания и развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Уметь: использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Владеть: навыками организации образовательных занятий, исходя из закономерностей развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов.

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Подготовка и защита курсовой работы состоит из следующих этапов: определение темы, организация работы над курсовой работой, оценка курсовой работы.

Студент обязан выбрать тему КР из утвержденного списка или предложить свою тему и согласовать ее с научным руководмтелем в течение первого месяца семестра, в котором выполняется КР. В соответствии с учебным планом КР может быть выполнена по нескольким дисциплинам. В этом случае студент имеет право выбора дисциплины.

 

ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ

 

1. Воспитание как приоритет государственной политики в сфере образования

2. Гражданское воспитание подростков на уроках географии (биологии, химии и др.).

3. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности в современных социокультурных условиях России.

4. Воспитание экономической культуры школьников как приоритетная стратегия воспитания.

5. Возможности воспитания эстетической культуры учащихся на уроках физико-математического и естественнонаучного циклов.

6. Воспитание физически здоровой личности как приоритетная стратегия воспитания.

7. Половое воспитание детей (выбрать возраст: дошкольников, младших школьников, подростков) как актуальный аспект воспитания.

8. Особенности взаимодействия семьи и школы в условиях модернизации образования.

9. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия школы и семьи

10. Педагогическая ценность применения состязательных форм организации образовательного процесса.

11. Специфика применения практических и игровых форм организации образовательного процесса.

12. Технология применения демонстрационных форм осуществления внеучебной деятельности школьников

13. Специфика организации дополнительных и вспомогательных форм обучения современных подростков.

14. Психологические основания современного урока

15. Реализация принципа развивающего характера обучения на современном уроке

16. Технологии развивающего обучения: опыт, проблемы и перспективы.

17. Психолого-педагогические условия применения методов проблемного обучения на уроках

18. Педагогическая ценность методов интерактивного обучения подростков

19. Психолого-педагогические условия применения метода проектов в обучении

20. Анализ конкретных ситуаций (кейс-стади) как метод интерактивного обучения подростков

21. Игра как метод обучения подростков

22. Педагогический смысл и условия применения методов поощрения и наказания в процессе взаимодействия с подростками.

23. Психолого-педагогические условия применения методов формирования сознания во взаимодействии со старшеклассниками (подростками)

24. Методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках

25. Возможности формирования самостоятельности как личностного качества школьника в процессе обучения.

26. Психолого-педагогические условия повышения эффективности домашних заданий.

27. Дисциплина школьников: смысл, методы, результат

28. Образовательная функция оценки учения школьников

29. Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие обучающегося

30. Диагностика воспитанности личности и коллектива

31. Учебник как основное средство обучения

32. Новое и традиционное в современном содержании образования

33. Специфика современных инноваций в сфере образования

34. Психолого-педагогические особенности реализации технологии дистанционного обучения

35. Развитие гибкости и самостоятельности мышления на уроках

36. Развитие мотивационно-ценностной сферы личности старшеклассника в аспекте профориентации

37. Развитие критичности мышления на уроках и во внеурочной работе

38. Развитие творческого мышления на уроках и во внеурочной работе со старшеклассниками.

39. Формирование ценностных ориентаций современных подростков.

40. Детские и юношеские сообщества: прошлое, настоящее, будущее

41. Личность как субъект общественных отношений.

42. Психологическая структура личности и диагностика ее развития.

43. Направленность в структуре личности.

44. Мотивированное поведение как характеристика личности.

45. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.

46. Соотношение способностей и успешности обучения.

47. Способности в структуре личности.

48. Развитие способностей детей в условиях современной образовательной организации.

49. Профессиональные способности и их развитие.

50. Способности и возраст.

51. Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.

52. Учебные и творческие способности.

53. Темперамент и стиль деятельности.

54. Темперамент и особенности умственной деятельности.

55. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента.

56. Состояние проблемы характера в отечественной психологии.

57. Принципы и методы изучения характера.

58. Характер и темперамент.

59. Проявление характера в деятельности.

60. Причины деформации и акцентуации характера и пути их устранения

61. Воспитание и самовоспитание характера.

62. Фрустрация как механизм формирования эмоций.

63. Онтогенез эмоциональной сферы человека и становление сферы чувств.

64. Динамика эмоциональных явлений, ее объективная и субъективная обусловленность.

65. Эмоции и чувства как ценность (как предметная ориентировочная деятельность).

66. Чувства и потребности.

67. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.

68. Волевые качества личности и их развитие.

69. Эмоциональные характеристики гендерных установок личности.

70. Основные факторы у формирования креативности.

71. Концепции мотивации в современной психологической науке.

72. Феномен психологической защиты личности.

73. Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности.

74. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности.

75. Стремление к риску и избегание риска у людей с разным уровнем нейротизма.

76. Проблема возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.

77. Отношение ребенка к матери как проблема возрастной психологии.

78. Психическое развитие новорожденного

79. Общение со взрослыми и его роль в психическом развитии дошкольников

80. Особенности общения дошкольников со сверстниками.

81. Игра - ведущая деятельность дошкольника.

82. Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.

83. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.

84. Развитие личности в младшем школьном возрасте

85. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте

86. Мотивы учебной деятельности и поведения младшего школьника.

87. Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.

88. Особенности восприятия младшими школьниками учителя.

89. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников.

90. Психологическая готовность младшего школьника обучению в средней школе.

91. Проблема кризиса в подростковом возрасте в истории возрастной психологии.

92. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте.

93. Типичные трудности общения подростков с родителями и пути их преодоления

94. Конфликты в подростковом возрасте и способы их предупреждения

95. Диагностика уровня тревожности в подростковом возрасте и методы ее коррекции.

96. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте

97. Коррекция поведения обучающихся подросткового возраста.

98. Особенности эмоциональных состояний подростков.

99. Одаренные дети: возрастно-психологические проблемы.

100.Психологические особенности ценностных ориентаций современных подростков.

101.Психосексуальное развитие в отрочестве и юности

102.Юность как период самоопределения

103.Юношеский возраст в различных культурах

104.Формальные и неформальные молодежные объединения.

105.Молодость как начальный этап зрелости

106.Зрелость как вершина жизненного пути.

107.Кризисы зрелого возраста.

108.Старость в истории человечества и в истории возрастной психологии.

109. Родительство и развитие взрослых.

110.Когнитивные изменения в процессе старения.

111.Воспитание в процессе учения.

112.Педагогическая оценка как способ руководства учебной деятельностью.

113.Проблемы адаптации младших школьников к обучению в школе.

114.Психологические причины неуспеваемости школьников.

115.Психологические особенности личности учителя.

116.Индивидуально-типологические факторы успешности педагогической деятельности.

117.Организаторские (коммуникативные, конструктивные, информационные, исследовательские) умения учителя и их роль в педагогической деятельности.

118.Стиль педагогического общения и характер взаимоотношений между учащимися

119.Лидерство и руководство в малой группе

120.Сущность и функции конфликта

121.Особенности внутриличностных конфликтов

122.Структура и динамика социального конфликта

 

Таблица 2. Содержание работ по дисциплине по очной и заочной форме

Содержание работы Виды и формы работы, час Всего, час
Контактная работа Самостоятельная работа
Лекции Лабораторные Практические
1. Выбор темы курсовой работы. Составление графика выполнения КР. Консультация руководителя по проведению исследования          
2. Подбор литературы, справочников и др. источников по теме исследования. Анализ литературы по выбранной теме. Написание введения и теоретической части КР. Подготовка и проведение эксперимента; анализ результатов, формулировка выводов. Написание заключения, оформление приложений. Представление работы научному руководителю. Подготовка к защите КР.          
Контроль: курсовая работа          
Итого по дисциплине          
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий          

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ

Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: