ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Место дисциплины в структуре образовательной программы
Программа дисциплины разработана в соответствии с федеральным государственным стандартом высшего образования по направлению подготовки 44.03.02 Психолого-педагогическое образование.
В учебном плане по направлению 44.03.02 Психолого-педагогическое образование, профиль «Психология и педагогика инклюзивного образования» (академический бакалавриат) дисциплина Курсовая работа по модулю общепрофессиональной подготовки включена в блок общепрофессиональной подготовки, изучается в 6 семестре на очной и заочной форме обучения. Трудоемкость дисциплины: 1 ЗЕ / 36 часов, в том числе 2 часа - контактная работа с преподавателем, 34 часа - самостоятельная работа (очная и заочная форма) (таблица 2).
Цели освоения дисциплины: освоение технологии выполнения курсовой работы.
Планируемые результаты обучения
Дисциплина направлена на формирование компетенций и планируемых результатов обучения, представленных в таблице 1.
Таблица 1
Перечень планируемых результатов обучения
Планируемые результаты освоения образовательной программы | Планируемые результаты обучения (дескрипторы) |
ОПК-1: способность учитывать общие, специфические закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях | Знать: общие, специфические (при разных типах нарушений) закономерности и индивидуальные особенности психического и психофизиологического развития, особенности регуляции поведения и деятельности человека на различных возрастных ступенях. Уметь: организовывать деятельность субъектов образовательного процесса с учетом закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития. Владеть: навыками организации деятельности и регуляции поведения человека на разных возрастных ступенях с учетом закономерностей и индивидуальных особенностей психического и психофизиологического развития |
ОПК-2: готовность применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследованиях | Знать: качественные и количественные методы, возможности их использования при проведении психолого-педагогических исследований, в том числе, для лиц с ограниченными возможностями здоровья. Уметь: применять качественные и количественные методы в психологических и педагогических исследований в соответствии с поставленными исследовательскими задачами. Владеть: навыками сбора, анализа и оценки научных фактов. |
ОПК-4: готовность использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов | Знать: основные теории обучения, воспитания и развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Уметь: использовать знание различных теорий обучения, воспитания и развития, основных образовательных программ для обучающихся дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. Владеть: навыками организации образовательных занятий, исходя из закономерностей развития детей дошкольного, младшего школьного и подросткового возрастов. |
СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
|
|
Подготовка и защита курсовой работы состоит из следующих этапов: определение темы, организация работы над курсовой работой, оценка курсовой работы.
Студент обязан выбрать тему КР из утвержденного списка или предложить свою тему и согласовать ее с научным руководмтелем в течение первого месяца семестра, в котором выполняется КР. В соответствии с учебным планом КР может быть выполнена по нескольким дисциплинам. В этом случае студент имеет право выбора дисциплины.
ПРИМЕРНАЯ ТЕМАТИКА КУРСОВЫХ РАБОТ
1. Воспитание как приоритет государственной политики в сфере образования
2. Гражданское воспитание подростков на уроках географии (биологии, химии и др.).
3. Воспитание трудолюбивой и конкурентоспособной личности в современных социокультурных условиях России.
4. Воспитание экономической культуры школьников как приоритетная стратегия воспитания.
5. Возможности воспитания эстетической культуры учащихся на уроках физико-математического и естественнонаучного циклов.
6. Воспитание физически здоровой личности как приоритетная стратегия воспитания.
7. Половое воспитание детей (выбрать возраст: дошкольников, младших школьников, подростков) как актуальный аспект воспитания.
8. Особенности взаимодействия семьи и школы в условиях модернизации образования.
9. Психолого-педагогические условия эффективного взаимодействия школы и семьи
10. Педагогическая ценность применения состязательных форм организации образовательного процесса.
|
11. Специфика применения практических и игровых форм организации образовательного процесса.
12. Технология применения демонстрационных форм осуществления внеучебной деятельности школьников
13. Специфика организации дополнительных и вспомогательных форм обучения современных подростков.
14. Психологические основания современного урока
15. Реализация принципа развивающего характера обучения на современном уроке
16. Технологии развивающего обучения: опыт, проблемы и перспективы.
17. Психолого-педагогические условия применения методов проблемного обучения на уроках
18. Педагогическая ценность методов интерактивного обучения подростков
19. Психолого-педагогические условия применения метода проектов в обучении
20. Анализ конкретных ситуаций (кейс-стади) как метод интерактивного обучения подростков
21. Игра как метод обучения подростков
22. Педагогический смысл и условия применения методов поощрения и наказания в процессе взаимодействия с подростками.
23. Психолого-педагогические условия применения методов формирования сознания во взаимодействии со старшеклассниками (подростками)
24. Методы организации самостоятельной работы учащихся на уроках
25. Возможности формирования самостоятельности как личностного качества школьника в процессе обучения.
26. Психолого-педагогические условия повышения эффективности домашних заданий.
27. Дисциплина школьников: смысл, методы, результат
28. Образовательная функция оценки учения школьников
29. Влияние оценки и отметки на формирование учебной деятельности и личностное развитие обучающегося
30. Диагностика воспитанности личности и коллектива
31. Учебник как основное средство обучения
32. Новое и традиционное в современном содержании образования
33. Специфика современных инноваций в сфере образования
34. Психолого-педагогические особенности реализации технологии дистанционного обучения
35. Развитие гибкости и самостоятельности мышления на уроках
36. Развитие мотивационно-ценностной сферы личности старшеклассника в аспекте профориентации
37. Развитие критичности мышления на уроках и во внеурочной работе
38. Развитие творческого мышления на уроках и во внеурочной работе со старшеклассниками.
39. Формирование ценностных ориентаций современных подростков.
40. Детские и юношеские сообщества: прошлое, настоящее, будущее
41. Личность как субъект общественных отношений.
42. Психологическая структура личности и диагностика ее развития.
43. Направленность в структуре личности.
44. Мотивированное поведение как характеристика личности.
45. Социализация и индивидуализация как формы развития личности.
46. Соотношение способностей и успешности обучения.
47. Способности в структуре личности.
48. Развитие способностей детей в условиях современной образовательной организации.
49. Профессиональные способности и их развитие.
50. Способности и возраст.
51. Взаимосвязь темперамента, характера и способностей.
52. Учебные и творческие способности.
53. Темперамент и стиль деятельности.
54. Темперамент и особенности умственной деятельности.
55. Проблема соотношения типологических и возрастных особенностей темперамента.
56. Состояние проблемы характера в отечественной психологии.
57. Принципы и методы изучения характера.
58. Характер и темперамент.
59. Проявление характера в деятельности.
60. Причины деформации и акцентуации характера и пути их устранения
61. Воспитание и самовоспитание характера.
62. Фрустрация как механизм формирования эмоций.
63. Онтогенез эмоциональной сферы человека и становление сферы чувств.
64. Динамика эмоциональных явлений, ее объективная и субъективная обусловленность.
65. Эмоции и чувства как ценность (как предметная ориентировочная деятельность).
66. Чувства и потребности.
67. Воля как процесс сознательного регулирования поведения.
68. Волевые качества личности и их развитие.
69. Эмоциональные характеристики гендерных установок личности.
70. Основные факторы у формирования креативности.
71. Концепции мотивации в современной психологической науке.
72. Феномен психологической защиты личности.
73. Особенности процессов памяти в зависимости от уровня тревожности личности.
74. Механизмы психологической защиты и их роль в развитии личности.
75. Стремление к риску и избегание риска у людей с разным уровнем нейротизма.
76. Проблема возрастной периодизации в отечественной и зарубежной психологии.
77. Отношение ребенка к матери как проблема возрастной психологии.
78. Психическое развитие новорожденного
79. Общение со взрослыми и его роль в психическом развитии дошкольников
80. Особенности общения дошкольников со сверстниками.
81. Игра - ведущая деятельность дошкольника.
82. Развитие познавательной сферы в дошкольном возрасте.
83. Психологическая готовность ребенка к обучению в школе.
84. Развитие личности в младшем школьном возрасте
85. Когнитивное развитие в младшем школьном возрасте
86. Мотивы учебной деятельности и поведения младшего школьника.
87. Психологические особенности межличностных отношений в коллективе младших школьников.
88. Особенности восприятия младшими школьниками учителя.
89. Психологический анализ причин неуспеваемости младших школьников.
90. Психологическая готовность младшего школьника обучению в средней школе.
91. Проблема кризиса в подростковом возрасте в истории возрастной психологии.
92. Специфика формирования самооценки в подростковом возрасте.
93. Типичные трудности общения подростков с родителями и пути их преодоления
94. Конфликты в подростковом возрасте и способы их предупреждения
95. Диагностика уровня тревожности в подростковом возрасте и методы ее коррекции.
96. Проблемы саморегуляции в подростковом возрасте
97. Коррекция поведения обучающихся подросткового возраста.
98. Особенности эмоциональных состояний подростков.
99. Одаренные дети: возрастно-психологические проблемы.
100.Психологические особенности ценностных ориентаций современных подростков.
101.Психосексуальное развитие в отрочестве и юности
102.Юность как период самоопределения
103.Юношеский возраст в различных культурах
104.Формальные и неформальные молодежные объединения.
105.Молодость как начальный этап зрелости
106.Зрелость как вершина жизненного пути.
107.Кризисы зрелого возраста.
108.Старость в истории человечества и в истории возрастной психологии.
109. Родительство и развитие взрослых.
110.Когнитивные изменения в процессе старения.
111.Воспитание в процессе учения.
112.Педагогическая оценка как способ руководства учебной деятельностью.
113.Проблемы адаптации младших школьников к обучению в школе.
114.Психологические причины неуспеваемости школьников.
115.Психологические особенности личности учителя.
116.Индивидуально-типологические факторы успешности педагогической деятельности.
117.Организаторские (коммуникативные, конструктивные, информационные, исследовательские) умения учителя и их роль в педагогической деятельности.
118.Стиль педагогического общения и характер взаимоотношений между учащимися
119.Лидерство и руководство в малой группе
120.Сущность и функции конфликта
121.Особенности внутриличностных конфликтов
122.Структура и динамика социального конфликта
Таблица 2. Содержание работ по дисциплине по очной и заочной форме
Содержание работы | Виды и формы работы, час | Всего, час | |||
Контактная работа | Самостоятельная работа | ||||
Лекции | Лабораторные | Практические | |||
1. Выбор темы курсовой работы. Составление графика выполнения КР. Консультация руководителя по проведению исследования | |||||
2. Подбор литературы, справочников и др. источников по теме исследования. Анализ литературы по выбранной теме. Написание введения и теоретической части КР. Подготовка и проведение эксперимента; анализ результатов, формулировка выводов. Написание заключения, оформление приложений. Представление работы научному руководителю. Подготовка к защите КР. | |||||
Контроль: курсовая работа | |||||
Итого по дисциплине | |||||
В том числе с применением дистанционных образовательных технологий |
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ОСВОЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ
Для успешного освоения дисциплины следует ознакомиться с содержанием разделов и тем по дисциплине (см. п. 2), следовать технологической карте при выполнении самостоятельной работы (табл. 3), использовать рекомендованные ресурсы (п. 4) и выполнять требования внутренних стандартов университета.