Незаконное перемещение товаров на примере лесоматериалов




Предмет правонарушения - товар, перемещаемый через таможенную границу (лесоматериалы).

Согласно статистическим данным по выявленным правонарушениям, которые таможенные органы опубликовывают на своих официальных сайтах, наиболее типичными обстоятельствами совершения преступлений и правонарушений при перемещении леса и лесоматериалов являются: использование подложных документов "фирм-однодневок"; представление в таможенный орган недействительных фитосанитарных сертификатов; недекларирование при экспорте лесоматериалов части товара, фактически погруженного в железнодорожный вагон, в том числе заявление сведений только об одной породе древесины (выявляется при таможенном досмотре, допускается вследствие неправильного обмера, недостатков организации схем погрузки и декларирования товаров); заявление недостоверных сведений о товаре вследствие неверного определения сорта декларируемой древесины, если такие сведения послужили основанием для занижения размера уплаты таможенных пошлин, налогов; невыполнение резидентом в установленный срок обязанности по получению на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты Российской Федерации, причитающихся за переданные нерезидентам товары, а также несоблюдение установленных порядка или сроков представления форм учета и отчетности по валютным операциям; несоблюдение сроков подачи таможенной декларации, документов и сведений.

Основные правонарушения в области таможенного дела при перемещении лесоматериалов (на основе данных Комсомольского-на-Амуре т/п за 2011 г.)

Ст. 16.2 - кол-во дел об АП: 796

Ст. 16.3 - кол-во дел об АП: 123

Ст. 16.22 - кол-во дел об АП - 4

Наиболее распространенными способами совершения правонарушений при вывозе лесоматериалов с таможенной территории Российской Федерации недекларирование либо недостоверное декларирование.

Ответственность за данные нарушения предусмотрена статьёй 16.2. «Недекларирование либо недостоверное декларирование товаров».

Пункт 1 предусматривает ответственность за недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, которое влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с ихконфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Под данный пункт можно отнести нарушения по следующим статьям ТК ТС:

- п. 1 ст. 188- обязанность декларанта произвести таможенное декларирование;

- п.1 ст. 179 - товары подлежат обязательному таможенному декларированию;

- ст. 204 ФЗ № 311- ФЗ - устанавливаемый порядок заполнения декларации;

Как правило, основные правонарушения при перевозке леса заключаются занижение объемов экспортируемых лесоматериалов или декларирование особо ценных пород деревьев под видом обычных пород;

Объектом административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 16.2 КоАП РФ, является порядок таможенного оформления товаров и транспортных средств.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в форме бездействия и состоит в невыполнении обязанности по декларированию в установленной форме лесоматериалов.

КоАП в ст. 16.2 п.2. предусматривает ответственность за данные правонарушения.

Заявление декларантом либо таможенным представителем при таможенном декларировании товаров недостоверных сведений об их наименовании, описании, классификационном коде по ЕТН ВЭД ТС, о СПТ, об их таможенной стоимости либо других сведений, если такие сведения послужили или могли послужить основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера - влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц вразмере от одной второй до двукратной суммы подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов с конфискацией товаров, явившихся предметами административного правонарушения, или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.

Объективная сторона правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, выражается в недостоверном декларировании, то есть в заявлении в таможенной декларации либо в документе другой установленной формы декларирования недостоверных сведений. При этом состав нарушения таможенных правил, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.2 КоАП РФ, образует заявление только таких недостоверных сведений, которые необходимы для принятия решения о выпуске, в том числе условном, товаров и транспортных средств, помещении их под избранный таможенный режим или влияющих на взимание таможенных платежей. В качестве таких сведений в диспозиции статьи перечислены сведения о наименовании, количестве, таможенной стоимости, стране происхождения товаров и транспортных средств, об избранной таможенной процедуре.

Согласно ст. 52 п.1ТК ТС и п. 1, 2 ст.106 ФЗ № 311- фз - товары подлежат классификации по ЕТН ВЭД.

К основным признакам классификации лесоматериалов по ЕТН ВЭД относятся: физическое состояние, сорт древесины, порода древесины.

Зачастую при соответствии объема лесного материала (в пределах погрешности) заявленному в декларации, при этом диаметр - сорт древесины указывается меньший. Соответственно при изменении сорта изменяется код товара и соответствующая ему таможенная пошлина, что приводит к снижению таможенных платежей.

В большинстве случаев недостоверное декларирование обусловлено заявлением таможенному органу недостоверных сведений о количестве вывозимого груза. Например, железнодорожники измеряют перевозимые лесоматериалы тоннами, таможенники - кубическими метрами. Первым важно, чтобы в одном вагоне фиксировался максимальный вес, последним -- объем. По железнодорожным нормам при предельно допустимом весе вагона 63 т объем должен составлять не менее 72 м3 (с учетом средних показателей по влажности и плотности лесоматериалов). На поверку оказывается, что 63 т, например, сосны обыкновенной (ангарской) составляют более 90 м3(на практике эта цифра может доходить до 100 м3). Также нередки случаи заявления таможенному органу недостоверных сведений о наименовании вывозимых лесоматериалов.

Такая ситуация часто встречается при применении временного периодического декларирования. После фактического вывоза товаров с таможенной территории Таможенного союза декларант обязан подать одну или несколько полных и надлежащим образом заполненных таможенных деклараций на все товары, вывезенные за пределы таможенной территории Таможенного союза. Во временной декларации на товары допускается заявление сведений исходя из намерений о вывозе ориентировочного количества товаров, условной таможенной стоимости (оценки), определяемой согласно планируемому к перемещению через таможенную границу Таможенного союза количеству товаров, а также исходя из предусмотренных условиями внешнеэкономической сделки потребительских свойств товаров и порядка определения их цены на день подачи временной декларации на товары.

Объект правонарушения - те общественные отношения, которые оно нарушает.

- Объективная сторона правонарушения - признаки конкретного деяния, его возможные последствия, причинная связь между деянием и последствиями.

- Субъект правонарушения - физическое (в том числе должностное) лицо, обладающее признаком вменяемости и достигшее определённого (в России -- 16-летнего) возраста или юридическое лицо.

- Субъективная сторона правонарушения - вина в форме умысла или неосторожности, цель.

При рассмотрении правонарушений в сфере таможенного дела по ст. 16.2, 16.3 КоАП под субъектом правонарушения следует понимать лицо, которое декларирует товары или от имени которого декларируются товары.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Ввоз и вывоз отдельных товаров могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты прав собственности и других интересов Российской Федерации. Товары, запрещенные к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза, прибывшие на таможенную территорию Таможенного союза, подлежат немедленному вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено законодательством и (или) международными договорами государств — членов Таможенного союза. А товары, запрещенные к вывозу с таможенной территории Таможенного союза, не подлежат фактическому вывозу с таможенной территории Таможенного союза, если иное не предусмотрено международными договорами государств — членов Таможенного союза. В случае невозможности вывоза или неосуществления немедленного вывоза эти товары подлежат помещению на склады временного хранения или иные места, являющиеся зонами таможенного контроля, где могут храниться в течение трех суток.

К товарам, ограниченным к ввозу на таможенную территорию Таможенного союза либо ограниченным к вывозу с этой территории, если на них не представлены документы, подтверждающие соблюдение ограничений, применяются аналогичные условия.

Как следует из диспозиции рассматриваемой статьи, ответственность в данном случае наступает за несоблюдение запретов и ограничений, введенных как российским законодательством, так и международными договорами, ратифицированными Российской Федерацией.

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Таможенный кодекс Таможенного союза
2.Комментарий к Таможенному кодексу Таможенного союза. М., 2011
3.Кодекс об административных правонарушениях

4.Головин В.В. Особенности административно-правового регулирования таможенного дела (по материалам Российской Федерации и Европейского союза). М., 2002. С. 122
5.Таможенное дело. Словарь-справочник. СПб. Логос-СПб., 2006

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: