Основные источники:
1. Менеджмент: Учеб пособие для студентов учреждений сред. проф. Образования / Е.Л. Драчева, Л.И. Юликоев. – 4-е изд., стер.- М.: издательский центр «Академия», 2012.
2. Веснин В.Р. Менеджмент: учеб.- 2-е изд., перераб. и доп.- М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,2005
Дополнительные источники:
1. Басовский Л.Е. Менеджмент. М.: ИНФРА-М, 2000.
2. Менеджмент. Учебник для ВУЗов / по ред. Максимцова А.М., Игнатьевой А.В. – М.: Банки и биржи. Юнити, 1998.
Периодические издания (отечественные журналы):
1 «»
Интернет-ресурсы:
1. https://www.ecsocman.edu.ru (Федеральный образовательный портал «Экономика, социология, менеджмент»).
2. https://www.finansy.ru (Доступные для скачивания и просмотра экономические тексты: книги, статьи, рабочие материалы и т.д.).
Варианты контрольной работы
Вариант 1
1. Менеджмент как особый вид профессиональной деятельности. Цели и задачи управления организациями. Особенности управления организациями различных организационно-правовых форм. Цикл менеджмента. Характеристика функций цикла менеджмента.
2. Понятие власти и руководства.
3. Общепризнано, что разработка целей относится к числу важнейших организационных аспектов управления. По ниже приведённым характеристикам целей выберите верные и обоснуйте:
- организационные цели одинаковы у всех работников;
- количество целей определяется размером организации;
- цели должны быть реальными и совместимыми;
- управление по целям – это обсуждение целей с подчинёнными;
- прибыль – средство для достижения многих целей;
- повышение качества – это цель любой организации;
- для человека цели являются главной мотивирующей силой.
Вариант 2
1. Внешняя среда предприятия. Факторы внешней среды (среда прямого и косвенного воздействия). Внутренняя среда предприятия; элементы внутренней среды предприятия.
|
2. Сущность и классификация стилей управления.
3. Вы главный бухгалтер. Сегодня Вы вызвали для беседы по важной проблеме своего подчиненного бухгалтера. В процессе Вашей беседы неожиданно звонит телефон. Как быть? (выбранный ответ обоснуйте).
а) Не обращая внимание на звонок, продолжить беседу и довести ее до конца.
б) Извинившись, прервать беседу и, по возможности, коротко поговорить по телефону.
в) Дать указание секретарю или какому-нибудь другому сотруднику ответить на телефонный звонок, не прекращая разговор.
Вариант 3
1. Типы решений и требования, предъявляемые к ним. Этапы принятия решений: установление проблемы, выявление факторов и условий, разработка решений, оценка и принятие решения правила принятия управленческого решения.
2. Конфликты в коллективе, как органическая составляющая жизни организации. Типичные конфликтные ситуации. Методы управления конфликтами. Последствия конфликтов: функциональные и дисфункциональные.
3. Сформулируйте своё понимание менеджмента по следующим вопросам:
- почему любая деятельность нуждается в управлении;
- как Вы понимаете и относитесь к позиции «Управлять – это делать что руками других людей?»;
- согласны ли вы с мнением «Управлять – это значит побуждать, а не заставлять?»;
- что Вас может привлечь в работе руководителя с авторитарным стилем управления?
Вариант 4
1. Стратегический менеджмент. Процесс стратегического планирования: миссия и цели, анализ внешней среды, анализ сильных и слабых сторон, анализ альтернатив и выбор стратегии, управление реализацией стратегии, оценка стратегии.
|
2. Власть и лидерство. Стили руководства.
3. Распределите факторы, вызывающие стресс и факторы, снимающие стресс:
- принятие непродуманного решения;
- перегрузка на работе, неинтересная работа;
- обесценивать неудачу;
- агрессивность отдельных членов коллектива;
- человеческая неблагодарность;
- тоска, уныние;
- аутогенная тренировка;
- умение расслабляться, больше улыбаться;
- переключиться на приятное, выход в действие (природа, спорт, музыка, труд, общение с людьми).
Вариант 5
1. Мотивация и критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивация. Степени мотивации. Правила работы с группой. Мотивация и иерархия потребностей.
2. Психологические аспекты малых групп и коллективов: классификации и стадии развития групп, формальные и неформальные группы. Социально-психологический климат в коллективе.
3. Вы - начальник экономического отдела. Ваш день насыщен предвиденными и непредвиденными ситуациями; естественно, что Вы устали и, тем не менее, стоит продумать план работы на следующий день.
Когда в какие часы рабочего дня целесообразнее это сделать?
а) Продумать перед сном, что проделано за истекший день, составить план следующего дня.
б) В пределах рабочего дня выделить один час, в течение которого никого не принимать, не отвечать на телефонные звонки - обдумать поэтапно перспективу с учетом текущих событий.
|
в) Обдумать перспективу после ухода подчиненных на своем рабочем месте.
Вариант 6
1. Потребности человека. Пирамида потребностей А. Маслоу.
2. Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Связь стиля управления и ситуации.
3. Вы - старший мастер или начальник участка. С одним из молодых рабочих у Вас возник конфликт, из-за того, что он работал на новом полуавтоматическом станке, а операции выполнял по-старому. Вы ему говорили о необходимости учиться, а он отказывался. Как Вы будете вести себя в данном случае?
а) Пока никаких действий к рабочему предпринимать не буду. Может быть, он еще научится.
б) Переведу на более простую, но нижеоплачиваемую работу.
в) Найду в коллективе более опытного рабочего, который сумеет убедить его начать учиться и покажет наиболее рациональные приёмы работы,
г) Попытаюсь уговорить его изменить отношение к работе и выполнить мои советы.
д) Поставлю вопрос о нем на рабочем собрании коллектива.
Вариант 7
1. Делегирование полномочий в менеджменте. Типы полномочий.
2. Понятие управленческого решения. Методы принятия управленческих решений. Уровни принятия управленческих решений и краткая характеристика.
3. Являясь руководителем структурного подразделения, Вы первую очередь всегда выполняете неотложные дела и пытаетесь самостоятельно решать все важные вопросы. Тем самым большая часть Вашего рабочего времени тратится, но часть дел так и остается невыполненной. Какие меры необходимо предпринять, чтобы исправить сложившуюся ситуацию?
Вариант 8
1. Понятие рискаи причины риска. Функции риска: инновационная, регулирующая, защитная и аналитическая. Виды рисков: предпринимательский, коммерческий и финансовый. Способы уменьшения рисков.
2. Стили управления и факторы его формирования. «Решётка менеджмента». Связь стиля управления и ситуации.
3. Приведите примеры мотивации труда (материальные и нематериальные, льготы, привилегии, мероприятия, повышающие содержательность труда и благоприятные условия труда) на Вашем предприятии.
Вариант 9
1. Конфликты в коллективе, как органическая составляющая жизни организации. Источники и причины конфликтов. Сущность и квалификация конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой. Причины возникновения конфликтов. Стадии развития конфликта.
2. Сущность делегирования. Правила и принципы делегирования.
3. В практике управления предприятием принимается множество различных решений. Проанализируйте ситуацию и обоснуйте, в каких из них целесообразно коллективно принятые решения, а в каких нет:
- назначение на должность главного бухгалтера;
- выход на новые рынки;
- премирование сотрудников по результатам работы за квартал;
- разработка бизнес-плана на планируемый год;
- увольнение с работы начальника цеха.
Вариант 10
1. Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний. Фазы делового общения:
2. Внутренняя среда организации: структура, кадры, внутриорганизационные процессы, технология, организационная структура.
3. К Вам пришел сотрудник, которому Вы должны высказать некоторые критические замечания по поводу недостатков в его работе. Вам предлагается три возможных варианта поведения:
а) Выйти из-за стола, поздороваться с ним за руку; сказать какую-то необязательную фразу (о погоде, о спорте, осведомиться о здоровье), предложить сесть посетителю и сесть самому, затем изложить свои замечания и свое мнение о путях устранения этих недостатков.
б) Поздороваться, не вставая со своего места. Напомнить ему о том, какие последствия могут иметь подобные недостатки в работе, предложить найти пути их устранения и доложить об исполнении через определенный срок.
в) Поздоровавшись с подчиненным, подчеркнуть свое дружеское расположение, обратившись к нему с фразой, относящейся к делу, но очень доверительно "Как это у тебя получилось, что... «- и изложить свои замечания; затем выслушать сотрудника, обменяться мнениями о путях устранения недостатков в работе и попрощаться с ним в таком, же доверительном тоне.
Выбранный вариант обоснуйте.
Вопросы для зачёта
1. Понятие менеджмента; цели и задачи менеджмента.
2. Функции менеджмента. Цикл менеджмента.
3. Внешняя среда предприятия. Факторы внешней среды (среда прямого и косвенного воздействия).
4. Внутренняя среда предприятия; элементы внутренней среды предприятия.
5. Понятие управленческого решения; правила принятия управленческого решения.
6. Методы принятия управленческих решений.
7. Экспертные методы принятия управленческих решений.
8. Неэкспертные методы принятия управленческих решений.
9. Психологические методы принятия управленческих решений.
10. Уровни принятия управленческих решений и краткая характеристика.
11. Понятие планирования. Этапы планирования.
12. Правила эффективного планирования. Сущность стратегического планирования.
13. Процесс стратегического планирования.
14. Понятие миссии организации. Миссия в различном понимании.
15. Цели предприятия; типы целей.
16. Внешняя среда организации.
17. Исследование сильных сторон организации.
18. Исследование слабых сторон организации.
19. Аббревиатура SWOT. Матрица SWOT.
20. SWOT-анализ; методика его проведения.
21. Стратегические альтернативы, имеющиеся в распоряжении предприятия.
22. Стратегия роста и ограниченного роста.
23. Стратегия сокращения и совмещения.
24. Понятие СЗХ. Параметры СЗХ.
25. Факторы, влияющие на выбор стратегии. Что включает в себя реализация стратегии?
26. Оценка реализации стратегии.
27. Понятие мотивации труда. Факторы мотивации.
28. Заработная плата как фактор мотивации.
29. Стабильность и благоприятная рабочая атмосфера как фактор мотивации.
30. Собственное развитие, полезность и интерес к работе как фактор мотивации.
31. Понятие ротации персонала; зачем она нужна.
32. Потребности человека. Пирамида потребностей А. Маслоу.
33. Делегирование полномочий в менеджменте. Типы полномочий.
34. Понятие и причины рисков; функции рисков.
35. Виды рисков и их краткая характеристика.
36. Способы уменьшения рисков.
37. Определение конфликта. Схема конфликта; основные элементы конфликта.
38. Источники и причины конфликтов.
39. Виды конфликтов.
40. Основные варианты решения конфликтов.
41. Самооборона, как вариант решения конфликтов.
42. Взаимодействие, как вариант решения конфликтов.
43. Последствия конфликтов.
44. Понятие психики, личности и темперамента. Типы темперамента.
45. Психологические особенности малых групп и коллективов.
46. Формальные и неформальные группы.
47. Классификация и стадии развития групп.
48. Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний.
49. Основные этапы проведения индивидуальных бесед.
50. Основные этапы проведения делового совещания.
51. Основной этап беседы.
52. Понятие власти и руководства.
53. Сущность и классификация стилей управления.
54. Формы построения взаимоотношений с сотрудниками.
Приложение 1
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛИПЕЦКОЙ ОБЛАСТИ
Государственное (областное) бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
«Липецкий металлургический колледж»»
Письменная контрольная работа
по дисциплине «Менеджмент»
Вариант № ___
Выполнил (а) студент (ка)
заочного отделения
______ курса группы № __
специальность __________
шифр __________________
_______________________
(Ф.И.О.)
г. Липецк
201_