Жизнь и этапы творческого развития




Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования

«Вятская государственная сельскохозяйственная академия»

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

Кафедра __истории и философии____________

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

ФИО_Гридина Анастасия Вячеславовна_____, форма обучения заочная

направление подготовки ___38.03.01 Экономика__________

Шифр, наименование

 

направленность (профиль) программы: финансы и кредит

курс_1___, группа__Эфбзу 211____

 

 

Дисциплина _ Социология

Тема (номера вопросов) Великий социолог 20 века- П.Сорокин. ____________________

Руководитель___ к.и.н. доцентЧиркин Сергей Александрович ______________

Регистрационный номер на кафедре_______________________

Дата регистрации «______»____________201___г.

Результат проверки _________________

 

Киров, 2019

Содержание:

1. Введение……………………………………………………………………….3

2. Жизнь и творческое развитие………………………………………………...4

3. Основные положения социологических концепций Сорокина…………… 7

3.1. Становление теоретических концепций…………………………………7

3.2. Система социологии П.Сорокина……………………………………….. 8

3.3. Научные концепции……………………………………………………..11

4. Взгляд Сорокина на структуру общества…………………………………..17

4.1. Элементы общества…………………………………………………… 17

4.2. Функционирование общества ………………………………………… 18

5. Теории социальной стратификации…………………………………………23

6. Заключение………………………………………………………………… 25

7. Список литературы…………………………………………………………..28


 

Введение

Актуальность изучения творчества П.А. Сорокина вызвана, прежде всего, новым этапом в развитии российского общества, стремлением осмыслить собственное научное наследие, определить будущее государства.
В центре внимания Питирима Сорокина всегда находились человек, общество и культура. Будучи по происхождению русским человеком П.Сорокин уделял России огромное внимание. Однако на родине вплоть до 60-х годов ХХ века не только не переиздавались его книги, изданные в России до 1922 года, но также не была переведена и издана ни одна книга его американского периода. Самого Питирима Сорокина очень огорчал этот факт: «До сих пор ни один из моих томов не переведен на русский язык, - с сожалением писал он в одном из писем в Москву, - тогда как книги моих учеников – Парсонса, Мертона, Беккера и других – переведены и изданы, хотя они являются более «буржуазными» и консервативными, чем мои идеологии и теории».1 Наличие в архивах АН СССР его первых статей и работ, переизданных в России, в первую очередь, научных трудов, относящихся к так называемому «русскому периоду» его творчества, а также несомненный интерес обществоведов возрождающейся России к событиям 1917 – 1920-х годов - все это отчасти способствовало акцентированию внимания российских социологов в первую очередь на русском периоде творчества П.А. Сорокина.
Еще одним фактом, подтверждающим актуальность изучения творчества этого социолога является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными исследователями.
Об актуальности его работ можно сказать многое, но наиболее важным фактом, подтверждающим это, является непреходящая ценность его идей и прозрений, его прогнозов, особенно в свете тех событий, которые происходят в нашей стране и во всем мире в настоящее время. Это подчеркивается и российскими, и зарубежными социологами.

Жизнь и этапы творческого развития

Питирим Александрович Сорокин – видный русско-американский социолог, один из крупнейших мыслителей ХХ века. Родился 21 января 1889 года в с. Турье Вологодской губернии. Умер 10 февраля 1968 г. в США.5 Его отец — Александр Прокопич был ремесленником, занимался церковно-реставрационными работами, мать — Пелагея Васильевна, была зырянкой крестьянского происхождения. Питирим Сорокин рано осиротел. Окончив Гамскую второклассную школу с отличными результатами, по протекции учителя Образцова осенью 1904 года он поступает на казенный кошт в Хреновскую церковно-учительскую школу в деревне Хреново, Костромской губернии.
Всеобщее брожение умов, характерное для социально-политической ситуации этих лет, охватило и школу, где учился Сорокин, разбив студентов на группы. В 1905 году он вступил в организацию социалистов-революционеров, созданную в 1901 - 1902 гг. на останках народнической идеологии. Однако закончить школу он не успевает в связи с арестом, который последовал вслед за его увлечением революционной деятельностью. В тюрьме (1906-1907 гг.) он знакомится с трудами Лаврова, Михайловского, Ницше, Бакунина и др., что и определило его интерес к социальному познанию. Сам он называет этот период “тюремные университеты”. Самообразование позволило ему сдать экзамены экстерном за полный курс гимназии, и в 1909 году Питирим Сорокин поступает в столичный психоневрологический институт, где, по инициативе Бехтерева, была создана кафедра социологии, а через год он переводится на юридический факультет университета, где учится под руководством выдающегося правоведа того времени Л.И.Петражинского.
Будучи студентом, Сорокин ведет активную научную и публицистическую деятельность. В этот период он публикует более десятка серьезных научных работ, не считая рецензий, рефератов и обзоров публикаций в зарубежной периодике. В это время он сотрудничает с журналами «Вестник психологии», «Вестник знания», «Запросы жизни», «Заветы», «Новые идеи в социологии». Главное его достижение в этот период – пятисотстраничная монографическая работа (зима 1912 – 1913 года) «Преступление и кара, подвиг и награда», которая вышла в 1914 году, была отмечена многими положительными рецензиями ученых.
В 1919 году Сорокин основал социологический факультет, став первым его профессором и деканом. В 1923 году он переезжает в США, где работает профессором в университете Миннесоты, а в 1929 г. его приглашают в Гарвардский университет.
Сорокину понадобилось менее года для культурной и языковой акклиматизации в США. Посещая церковь, публичные собрания, университетские лекции и много читая, Сорокин довольно быстро обрел свободный разговорный язык. Затем он объехал друзей в штатах Среднего запада, читая лекции и подыскивая работу. Уже летним семестром 1924 года, благодаря усилиям Росса и Ф.С. Шэпина, он приступает к чтению лекций в Минисотском университете, сотрудничая при этом с университетами в Иллинойсе и Висконсине.
С момента своего пребывания в Америке Сорокин сталкивается с глухой оппозицией со стороны академических ученых, однако, предвзятость в отношении ученого спадает не только благодаря поддержке таких асов как Ч. Кули, Э. Росс, Ф.Гиддингс, но также его трудам периода работы в Минисоте (1923 – 1929), которые хотя и были неоднозначно встречены и оценены американским научным сообществом, но определяли уровень социологической науки того времени и создали Сорокину репутацию крупной фигуры в американской социологии, ученого противоречивого, но такого, которого нельзя игнорировать.
Благодаря достоинствам его трудов президент Гарвардского университета Эбботт Лоуэлл пригласил Сорокина в 1930 году стать первым руководителем создаваемого отделения социологии. Питирим Александрович проработал на факультете до ухода на пенсию в 1959 году.
В конце 1959 года Сорокин выходит в отставку и получает звание почетного профессора Гарвардского университета.

Творческую эволюцию воззрений П.Сорокина можно разделить на три основных этапа.
На первом этапе (до 1922 г.) – «русском» – Сорокин создает позитивистскую модель социологии, основанную на бихевиоризме. В этот период им написаны следующие работы: «Преступление и кара, подвиг и награда» (1913), «Самоубийство как общественное явление» (1913), «Предмет и границы социологии» (1913) «Общедоступный учебник по социологии» (1920), «Система социологии» (1920), «Голод как фактор» (1921).
Второй этап (1922-1930)- «американский»- характеризуется продолжением идей первого периода. Сорокин разрабатывает основные положения теории «социальной стратификации» и «социально мобильности», которые были изложены в книгах «Социология революции» (1925) и «Социальная мобильность» (1927). В конце этого периода он обращается к проблемам философии культуры, что нашло свое отражение в работе «Современные социологические теории» (1928).
Третий этап характеризуется кардинальным пересмотром своих взглядов. На переднем плане – проблемы культуры, которым отводится роль определяющего фактора социальной жизни и поведения человека. Итогом работы стало создание интегральной системы социологии культуры. 30-50-е годы – пик научного творчества Сорокина. Он пишет системное исследование «Общество, культура и личность» (1947). Всемирную известность ему приносит четырехтомная монография «Социальная и культурная динамика» (1937-1941).
В этот период Сорокин пишет книгу за книгой: «Социальная философия в век кризиса» (1950), «Альтруистическая любовь» (1950), «Изыскания в области альтруистической любви и поведения» (1950), «Пути и власть любви» (1954), «Виды любви и ее сила» (1954), «Причуды и недостатки социологии и смежных наук» (1956), «Американская сексуальная революция» (1957). «Власть и нравственность» (1959) и другие.

Последние два года были омрачены тяжелой болезнью. 11 февраля 1968 года П.А. Сорокин скончался в своем доме на Клифф-стрит в Винчестере. В том же году Американская ассоциация учредила ежегодную премию имени Сорокина за лучшую книгу по социологии.

3. Основные положения социологических концепций Сорокина
3.1 Становление теоретических концепций

Становление теоретических воззрений Сорокина происходило под влиянием теорий таких русских ученых как Михайловский, Лавров, де Роберти, Петражицкий, Ковалевский, Ростовцев, Павлов, Толстой, Достоевский и Жаков, Чернов, Кропоткин. Академик Л.И. Абалкин также рассматривает творчество Питирима Сорокина «…через призму своеобразия традиций и преемственности российской школы, как экономической мысли, так и обществоведения. Масштабы России веками учили думать глобально, перспективно,… это заложено в корнях российской мысли. Посмотрите работы Кондратьева, Сорокина, Леонтьева, и вы узнаете этот макровзгляд. Здесь отложилось и то, что было уникально присуще России и, пожалуй, только ей, которая была и остается единственной великой евразийской страной, сочетающей ценности восточной культуры и западного рационализма.…Это ее судьба и ее школа»12.
Еще в России Сорокин познакомился с идеями выдающихся западных социологов, таких как Гексли, Гард, Дюркгейм, Спенсер, Бергсон, Тэйлор, Фюстель де Куланж, Вандервельд, Верхарн, Маркс. Кроме того, он был знаком с трудами Дарвина, Гегеля, Конта, позднее – Зиммеля.
Необходимо учитывать также и ту социально-политическую обстановку в России, которая оказала огромное влияние на становление его взглядов и мировоззренческих позиций: первая русская революция, мировая война, Великая Октябрьская революция, условия бытовой неуверенности, отсутствие академических свобод, неуверенность в безопасности послереволюционных лет.
Все эти условия в совокупности не могли не оказать влияние на его работы и труды русского периода, которые, как утверждает большинство исследователей наследия Сорокина, содержат в себе многие темы, версии и направления работ американского периода творчества ученого. Более того, А.Ю. Согомонов, И.А. Голосенко, В.В. Козловский, например, утверждают, что разделение всего творчества Сорокина на русский и американский периоды нецелесообразно и не вполне справедливо, так как «…его научное творчество едино, целостно, несмотря на сложные идейные метаморфозы, им перенесенные».13
Основанием для такой позиции является, прежде всего, видение структуры социологического знания Сорокина («смутный абрис социологической науки»), которое почти безо всяких изменений он сохранит на долгие годы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: