Вопрос № 2 Деталь в произведении (по повести «Тарас Бульба»)




Билет № 10 (это билет № 12)

Вопрос № 1 Пейзаж в литературном произведении. Чтение наизусть отрывка из повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба» (описание степи).

Пейзаж в литературном произведении – это описание природы (картины природы). В литературном произведении пейзаж раскрывает красоту окружающего мира, служит фоном, где происходят действия, передает настроение и внутреннее состояние героев произведения, выражает авторскую позицию. Важное место в повествовании занимает чарующее описание степи. Автор вводит описание степи, так как степь – это символ родины и свободы. Степь у Гоголя необъятна, как море. Растений в степи бесконечное множество, ветер приводит их в движение, и взору представляется живая волнообразная поверхность, создающая впечатления бесконечности. Основной фон степной поверхности – «зелёно- золотой», с брызгами миллионов разных цветов. Язык описания удивительно яркий, образный. Использование гиперболы (художественное преувеличение) «Вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы цветов» - говорит о необозримости степи, ее просторе. Цветовая лексика помогает представить красоту природы. Все цвета чистые и радостные: зеленый, золотой, голубой, желтый и синий. Картины природы дополняет множество звуков: птичий свист, крик диких гусей, шелест травы. Следует отметить и использование ярких эпитетов (яркое образное определение, чаще всего выраженное прилагательным): девственная пустыня (находящаяся в первобытном состоянии, еще не подвергшийся человеческому воздействию; нетронутая, первозданная), неизмеримые волны диких растений; олицетворений (наделение неодушевленных предметов свойствами живых существ: желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальной верхушкой; метафор (скрытое сравнение): вся поверхность земли представлялась зелено-золотым океаном, туча диких гусей. Инверсия (нарушение прямого порядка слов в предложении) позволяет придать описанию степи неторопливость, возвышенность, приглашает к созерцанию и размышлению. (Метафоры: “сердца встрепенулись”– герои были очарованы великолепной картиной, которую осветило солнце; сравнения: “сердца их встрепенулись, как птицы”– быстро отозвались на красоту, “кони скрывавшиеся в них, как а лесу”– настолько они были высокими, мощными, “кашка зонтикообразными шапками пестрела на поверхности”– творительный падеж сравнения помогает представить этот цветок и др.; эпитеты: “живительный, теплотворный свет” солнца – именно этот свет оживил птиц, прогнал дремоту у Козаков, степь “становилась прекраснее”– передано отношение автора, он восхищается степью; олицетворения: “сквозят волошки”, “выскакивал дрок”, “колос наливался”, “крик отдавался” – Степь – живое существо, здесь всё в движении: не только птицы, но и травы, и цветы, и воздух.)

Мир степи живёт своими законами. Автор стремился передать не само по себе многообразие звуков, красок, а целостное впечатление, возникающее при виде этой картины. Герои погружены в свои мысли. Степь, как мать, принимает своих сыновей, пытаясь утешить, передать им свою неиссякаемую энергию. Степь и казаки близки друг другу. Казаки сродни птицам, стремительным и быстрым, живущим в степных просторах, привыкшим к воле, к воздуху и солнцу. Автор сравнивает казаков с птицами, а Сечь с гнездом, потому что казаки вольные как птицы, а Сечь – их дом.

Образ степи для писателя – это образ Родины, сильной, могучей и прекрасной. В описании степи и сказалась прежде всего горячая любовь Гоголя к родной земле, вера в ее силу и могущество, восхищение ее красотой и бескрайними просторами. Привольные, безграничные степи помогают понять характер запорожцев, истоки их героизма. В такой степи могут жить только мужественные люди, гордые, сильные, смелые, наделенные широтой души и щедростью сердца. Степь – родина героев, богатырей‑запорожцев.

Мир природы и мир человека связан между собой, потому что все, что их окружает – их родная земля. Следовательно, степь у Гоголя является образом Родины.

Вопрос № 2 Деталь в произведении (по повести «Тарас Бульба»)

Художественная деталь – это одно из средств создания художественного образа, которое помогает представить изображаемую автором картину, предмет или характер в неповторимой индивидуальности.

Художественная деталь может быть во внешности, обстановке, характере героя, она имеет особый смысл, заостряет внимание читателя, помогает глубже понять образ или идею произведения.

Художественная деталь создает представление о предмете в целом, оживляет его, выделяет сразу.

В повести Н.В. Гоголя художественные детали встречаются уже в первой главе.

На примере первой главы повести можно показать роль художественной детали интерьера.

Интерьер – это внутреннее убранство помещения.

Мы входим в светлицу Тараса и по её убранству видим: “Светлица была убрана во вкусе того бранного, того трудного времени. На стенах – сабли, нагайки, сетки для птиц, ружья, хитро обделанный рог для пороху, золотая уздечка на коня и путы с серебряными бляхами. Эти детали говорят о том, что Тарас Бульба прежде всего воин и большую часть жизни он проводит в битвах. Всё в светлице связано с тревожной, кочевой жизнью хозяина. Он свободолюбивый человек, увлечен охотой, рыбалкой, часто бывает в военных походах, различные предметы на стенах, по полкам и углам – о полной мужества и доблести жизни хозяина.

Рисуя портрет матери автор обращает внимание на деталь внешности матери. «И слёзы остановились в морщинах, изменивших её когда-то прекрасное лицо».
Гоголь замечает, что морщины изменили “ когда-то прекрасное лицо. В самом деле, она была жалка, как всякая женщина того удалого века”. Бедная старушка привыкла к грубостям со стороны мужа, она не смела ничего говорить против. Автор, описывая героиню, не раз повторяет:
Бледная, худощавая и добрая мать,
Худощавая старуха-мать,
Бедная старушка,
Одна бедная мать,
Бедная старушка,
Бедная мать,
Мать, слабая как мать.
Эта художественная деталь помогает увидеть отношение автора к героине
Автору важна не внешность, а чувства женщины-матери. Гоголь говорит о ней уважительно, жалея, с теплотой и грустью.
С помощью деталей интерьера при описании светлицы автор обращает наше внимание на образ матери.
Описание светлицы свидетельствует о том, что хозяева живут зажиточно,

.Добротная хата Тараса свидетельствует о рачительности хозяйки. Всё прибрано, на своих местах, чистота. Стол – полная чаша.

В первой главе сразу бросается в глаза свитка. Свитка — название устаревшей мужской и женской верхней длинной распашной одежды из домотканого сукна., разновидность кафтана. Сыновья в свитках кажутся Тарасу Бульбе смешными, а свитки – неудобными. Свитки словно являются символом другой жизни, жизни в бурсе. Еще молодые, неопытные юноши, спутанные этой нелепой, не свойственной казаку одеждой, - значит, дальше они развернутся как надо. Их смена на новую одежду говорит о переходе в следующий гораздо более интересный, насыщенный событиями жизненный этап.

Иконы, надетые на Остапа и Андрия их матерью – деталь, которая говорит о силе материнской любви, ее желании сохранить своих детей от любой беды.

Горилка – напиток настоящих казаков. «Не нужно пампушек, медовиков, маковников и других пундиков, тащи нам всего барана, козу давай, меды сорокалетние. Да горилки побольше, не с выдумками горилки, не с изюмом и всякими вытребованьками. Чистой, пенной горилки, чтобы играла и шипела как бешеная… » Герой не признаёт полумеры ни в чём. Способность много съесть и выпить – один из признаков героя- богатыря.

Мать кинулась к Андрию, в его лице она прочла «более какой-то нежности». Эта маленькая деталь позволяет предположить, что Андрий мягче, сердечнее Остапа.

Люлька – это трубка для курения. Второе значение – колыбель для малыша, символ дома. И для Тараса люлька – часть его дома. Поэтому он, рискуя собой, старается поднять люльку, чтобы она не досталась ляхам.

Тарас не захотел оставлять люльку на чужой земле, а пришлось оставаться самому, так как люлька для Тараса являлась частью его жизни, его веры, его свободы.

Образ Андрия связан с прекрасными очами панночки, в которую он влюбился, как утонул, погиб, Эта любовь принесла ему смерть. Когда он вступил в бой на стороне поляков, у него на рукаве развевался шарфподарок любимой – символ любви.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: