Методика организации и управления учебной дискуссией.




Формы учебных занятий и методика их проведения.

Лекционная форма обучения. Лекция в вузе – основная форма учебных занятий. Демократизм вузовского обучения определяет функции лекции: 1) информационная; 2) ориентирующая; 3) объясняющая; 4) убеждающая; 5) увлекающая (воодушевляющая).

Методические требования к лекции: лекция раскрывает личностный смысл приобретения студентом знаний в данной области науки; новизна излагаемого материала вызывает интерес у студентов; стимулирует мышление студентов. Методика чтения лекции выступает как своеобразная творческая задача, которую решает преподаватель, если 1) доводит до сознания аудитории научное содержание основных понятий темы; 2) формирует научные понятия, то есть разъясняет содержание дефиниций; 3) связь теории с жизнью; 4) проблемность изложения.

Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебной группе. Все названные формы учебных занятий по существу являются практическими и могут быть объединены под общим названием «групповые занятия». На них моделируются и обсуждаются практические ситуации, которые встречаются в деятельности психолога-профессионала. Если на лекции решаются учебные задачи посредством теоретических рассуждений преподавателя, то все практические занятия призваны этот теоретический вывод «приложить к практике». Все формы практических занятий служат тому, чтобы студенты отрабатывали на них практические действия по психологическому анализу и оценке действий и поступков(поведения) людей в разнообразных ситуациях реальной действительности.

Функции практических занятий могут быть разными в зависимости от формы занятия.

К основным формам практических занятий могут быть отнесены следующие.

Семинары-практикумы, на которых студенты обсуждают различные варианты решения практических ситуационных задач, выдвигая в качестве аргументов психологические положе­ния. Оценка правильности решения вырабатывается коллективно под руководством преподавателя.

Семинары-дискуссии посвящаются обычно обсуждению различных методик психологического исследования применительно к нуждам практики, в процессе чего студенты уясняют для себя приемы и методы изучения психологических особенностей конкретных людей (детей и взрослых), с которыми им придется работать.

Собственно практические занятия проводятся в стенах самого учебного заведения или в местах практики студентов и имеют целью обучить их решению специфических задач по профилю своей специальности. Это могут быть задачи по разрешению психологического конфликта в ученическом коллективе класса — для школьного психолога; задачи по распознаванию нервно-психических расстройств по представленным симптомам и постановке примерного диагноза — для медицинских психологов; задачи по психологической экспертизе правонарушений или психологическому консультированию правоведов — для юридического психолога и т. д.

Лабораторные занятия помогают студентам выявлять те или иные психические явления, особенности социально-психологических механизмов взаимоотношений людей в группе и т. п. Основное предназначение лабораторных занятий — обучение студентов исследовательскому подходу к изучению психологии как науки. Научные идеи, услышанные на лекции или прочитанные в специальной литературе, находят проверку в исследованиях, подкрепляются личным опытом студента и поэтому лучше усваиваются. Благодаря лабораторным работам студент знает не только само теоретическое положение, но и то, как оно может быть получено в реальном исследовании, чтобы потом оформиться в обобщенную, абстрагированную от конкретных частностей стройную теорию.

Кроме этого, при опробовании тестов студенты могут заняться самопознанием. Поскольку тестирование как метод исследования студентам приходится применять на самих себе, то они познают этот метод, проверяя его друг на друге.

процесс управления дискуссией будет выглядеть в виде следующей череды действий, которые представим ниже, пронумеровав действия для удобства анализа в порядке очередности их выполнения:

Методика организации и управления учебной дискуссией.

Вступительное слово, где дается ориентировка в теме занятия и цели, которую все — и преподаватель, и студенты — будут стремиться достичь. Здесь также кратко говорится о порядке проведения занятия в форме свободной дискуссии.

Предоставление слова в соответствии с планом семинарского занятия первому студенту (на добровольной основе, а не по вызову).

Внимательно выслушать доклад студента, проследить за содержанием и логикой его построения. Если по содержанию речь отходит в сторону от поставленного вопроса или декларативна (бездоказательна, описательна, «книжна»), не содержит собственных размышлений студента, а является только пересказом прочитанного в книге или услышанного на лекции, то преподаватель задает вопрос. Например: «Почему вы так думаете?» или «Какое отношение имеют ваши слова к теме?», «Что из этого следует?» и

Если выступающий не находит нужного ответа, то вопрос адресуется ко всей группе и слово предоставляется желающему.

Если и он не сумел исчерпывающе ответить на поставленный вопрос, то выступления будут продолжаться до тех пор, пока не будет получен ответ на вопрос по существу рассматриваемой темы. Конечно, все высказывания по данному вопросу будут отличаться друг от друга по содержанию. В этом столкновении мнений и состоит суть дискуссии.

Если ответы не полностью удовлетворили преподавателя, то он сам дает полный правильный ответ. И этот ответ, являющийся уточнением, систематизацией и обобщением только что сказанного студентами в дискуссии, понимается и запоминается, а значит, усваивается студентами лучше, чем если бы они его получили сразу в готовом виде, без участия в возникновении этого, сформулированного преподавателем, обобщающего ответа-вывода. В этом секрет эффективности дискуссии как активного метода.

Если высказывается явно ошибочная точка зрения, т. е. обнаруживается искаженное понимание теории, откровенное заблуждение. В методическом отношении лучше, если преподаватель обратится к группе: «Высказана следующая мысль... Все ли с этим согласны или есть другие мнения?» Или: «У кого есть дополнения или уточ­нения?» Этим обращением он стимулирует мышление всех остальных, вовлекает их в активное обсуждение вопроса для исправления заблуждения или ошибки товарища. В то же время он, щадя самолюбие ошибающегося и оградив его от прямого упрека в допущенной ошибке, позволяет студенту сохранить чувство достоинства, не почувствовать себя ущербным и тем самым воспитывает у него чувство уверенности в необходимости иметь свою точку зрения на вещи и высказывать ее открыто. Теперь он будет знать, что, если ошибешься, не беда — исправят, помогут понять правильно. И вообще тактичное исправление ошибочных суждений с вовлечением в процесс их исправления самих студентов имеет большое воспитательное значение для всех участников дискуссии

Методически важный вопрос о регулировании времени дискуссии – не хватает одной пары на обсуждение всех вопросов семинара. Лучше тогда оставить на активную дискуссию один важный вопрос.

Методический вопрос – как разговорить неактивных студентов? Необходимо выяснить прежде всего - почему студент «активно» отмалчивается? Многие преподаватели, позволяющие себе отношение к студенту как к слабому «недоумку», не имеющему перспектив достичь тех высот, на которые этот преподаватель «вскарабкался», заранее считают, что студент отмалчивается на семинаре только потому, что ленив, неподготовлен и т.п. Исследования показали, что есть один-единственный ответ – отсутствие опыта и привычек устного выступления, так как этому никто и нигде студента не учит, а каждый учится самостоятельно, поэтому не все имеют такие навыки. Студенты остерегаются язвительных замечаний преподавателя, особенно, если он допускает «остроумие», принижающее достоинство студента, выражает нетерпение при паузах в его устных ответах и т.п. Методически грамотно – это общаться с такими студентами невербально, а также обращаться с вопросами об их мнении, стимулировать короткие высказывания и краткие заранее подготовленные выступления – сообщения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: