Формирование умения работать с толковым словарём




Глава II. Методические основы использования толкового словаря на уроках русского языка

 

Формирование умения работать с толковым словарём

 

В «Примерной программе по русскому языку» предусмотрено целенаправленное формирование первичных навыков работы с информацией. «В ходе освоения русского языка формируются умения, связанные с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с книгой, пользоваться лингвистическим и словарями и справочниками» [20,13].

В разделе «Лексика» указывается, что в ходе изучения данного раздела «выпускник научится:

– выявлять слова, значение которых требует уточнения;

– определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря [20, 30].

Задачи учебно-познавательной деятельности, связанные с формированием умений работать с толковым словарём, можно сформулировать следующим образом:

- формировать потребность обращаться к словарям;

- формировать представление о толковом словаре, его функциях;

- формировать умение пользоваться словарём при решении речевых, грамматических, орфографических и стилистических задач.

По мнению кандидата филологических наук И.В. Гурковой, при работе со словарём следует придерживаться следующих принципов:

- постепенное формирование навыков работы со словарём;

- систематическое использование на уроках;

- учёт возрастных и психологических особенностей младших школьников [5, 39].

Постепенное формирование навыков работы предполагает поэтапное знакомство со словарём: его устройством, принципами расположения слов, языковыми пометами (знаками-помощниками – их так называют в начальной школе).

Систематическое использование словаря предполагает работу с ним в течение всего обучения по 3 - 4 раза в неделю в течение 10 минут для различных видах работы:

- коллективной индивидуальной;

- репродуктивной и творческой;

- устной и письменной.

Для достижения результатов необходимо учитывать возрастные и психологические особенности младших школьников, их интересы, которые являются мало дифференцированными, неустойчивыми, зависимыми от внешних факторов, поэтому получить устойчивые навыки можно при использовании интересных заданий и упражнений. Это создаст мотивацию, необходимую для обучения и развития детей.

Толкового словаря в конце учебника «Русский язык», безусловно, недостаточно, чтобы сформировать у школьников навыки работы со словарём, поэтому необходимо знакомить школьников с учебными толковыми словарями, предназначенными для учащихся младшего школьного возраста. При выборе толкового словаря следует обратить на первое слово. Если это будет абажур или аббат, то это словарь не для младшего школьного возраста, - считает И.В. Гуркова [5, 40].

Содержание работы со словарями в начальной школе включает:

1) формирование у учащихся представлений о значимости умения работать со словарем;

2) ознакомление с основными видами лингвистических словарей;

3) ознакомление с историей возникновения словарей как условие создания соответствующей мотивации;

4) освоение структуры лингвистического словаря;

5) изучение условных обозначений словарной статьи;

6) обучение использованию словарей в учебном процессе (например, при написании творческих работ, чтении научных и художественных текстов);

7) формирование привычки обращения к словарям в ситуации возникновения необходимости поиска информации;

8) обучение составлению собственного словарика (построенного, например, по тематическому принципу или в алфавитном порядке).

Учебно-познавательная деятельность, направленная на формирование умений работать со словарями, может быть организована поэтапно.

Выделяют три этапа, на каждом из которых обеспечивается взаимодействие содержательного, операционного и мотивационного компонентов формирования умений.

На первом этапе полезно выполнять задания, которые познакомят учащихся со словарями и принципами их составления, с понятиями «словарная статья», со структурой словарной статьи для разных частей речи. Эти сведения помогут узнать, какая информация, в какой форме и в какой последовательности даётся в словаре.

Знакомство с толковыми словарями целесообразно начать во 2 классе после знакомства с темой «Алфавит». Во-первых, потому, что к этому периоду ученики приобретут уже некоторые умения самостоятельной работы; во-вторых, укрепится знание алфавита, и работа со словарём станет дополнительным средством его закрепления.

Начиная работать со словарём, учитель должен определить перечень знаний и умений, которые являются составными действиями (операциями) сложного умения пользоваться словарями.

В перечень знаний следует включить: знания о самом словаре; знания о словарной статье; знания особенностей языка словаря.

О словаре учащиеся должны получить следующие знания:

1. Название словаря.

2. Автор словаря.

3. К какому типу относится словарь.

4. Каково назначение словаря.

5. Расположение слов в словаре.

6. Структура словаря.

Все сведения учитель сообщает учащимся при первом знакомстве со словарём.

О словарной статье словаря учащиеся должны знать:

1. Заголовок словарной статьи:

а) слово;

б) цепочки слов.

2. Главная часть словарной статьи.

3. Дополнительные сведения словарной статьи:

а) грамматическая характеристика;

б) грамматические формы;

в) произносительная норма.

4. Иллюстрации употребления в речи слова:

а) цитаты из литературных источников;

б) авторские речения.

5. Структура словарной статьи.

6. Особенности словарной статьи.

Основные сведения о словарной статье учитель сообщит при первом знакомстве. С дополнительными сведениями статьи ученики будут знакомиться по мере изучения грамматических понятий. К концу 4 класса учащиеся должны иметь полное представление о структуре и особенностях словарной статьи.

Об особенном языке словаря надо знать:

1. Какие способы толкования (объяснения) приняты в словаре (на практическом уровне).

2. Грамматические пометы (как даются).

3. Условные обозначения и сокращения.

4. Знаки и символы.

5. Способы обозначения многозначных слов.

6. Способы обозначения омонимов.

7. Способы обозначения фразеологизмов (устойчивых сочетаний).

Чтобы уметь ориентироваться в статье, необходимы логическое мышление, опора на наглядные схемы, выделения в тексте.

Рассмотрим приёмы работы со словарной статьей, которые будут формировать у школьников умение работать с научным текстом.

При первичном чтении словарной статьи происходит целостное понимание текста. Ученики должны уметь «схватить» общее содержание («о чем текст», «о чем говорится»).

Вторичное чтение текста предполагает осмысление прочитанного. И для закрепления и осмысления логической структуры текста на основании предварительной обработки составляется его графический или словесный план. В заключение работы над статьёй, следует ответить на вопрос: «Что нового получили (узнали), прочитав статью?»

После общего ознакомления с образцами словарных статей и получения необходимых теоретических знаний на втором этапе нужно переходить к заданиям, помогающим приобрести умения и навыки работы со словарём. При этом целесообразно одновременно повторять материал по русскому языку, а слова для работы брать, прежде всего, из учебника «Русский язык». На наш взгляд, такой приём наиболее эффективен, он позволяет целенаправленно обогащать словарь учащихся параллельно с изучением материала по русскому языку.

На третьем этапе работы необходимо вводить наиболее трудные задания, требующие, во-первых, умения самостоятельно (в письменной форме) объяснить значение слова и сравнить своё объяснение с толкованием словаря и, во-вторых, умения пользоваться не одним, а нескольким словарями.

Полезно сравнить толковый словарь, с которым учитель знакомит обучающихся, со словарём в учебнике, с «Толковым словарём русского языка» С.И.Ожегова и Н.Ю.Шведовой, а также с любым орфографическим словарём для наглядного сравнения объёма и назначения словаря. Остальные же умения учитель будет формировать по мере знакомства с грамматическими и лексическими понятиями.

Н.М.Лаврова выделяет две группы умений, которыми должны владеть школьники начальных классов при работе с толковым словарём:

- элементарные умения, базовые для умения пользоваться словарями;

- умения более сложного характера [13, 27 - 28].

К элементарным умениям, которые необходимо сформировать в начальной школе, относятся умения:

- пользоваться вспомогательными словарями учебников;

- внимательно вчитываться в текст вступительной статьи;

- определять единицу описания по названию словаря (в данном случае слово);

- работать с алфавитным словоуказателем;

- запоминать план структуры словаря;

- составлять и запоминать план структуры словарной статьи;

- работать с условными знаками, символами, условными сокращениями;

- использовать при работе со словарями чтение-просмотр и чтение-поиск.

К умениям более сложного характера относятся умения:

- использовать при работе со словарями разные виды избирательного чтения;

- знать структурные элементы словаря;

- знать различные типы словарей;

- уметь сравнивать словари одного типа, находить сходство и отличия и др.

Первоначальные умения учитель может начать формировать на первом уроке знакомства со словарём. Вступительную статью, на наш взгляд, целесообразно читать по абзацам, чтобы учитель мог проверить, как школьники усвоили определённые умения.

Под руководством учителя учащиеся определяют, что в толковом словаре описывается значение слов; тренируются в нахождении слов по алфавиту; знакомятся со структурой словаря и каждой его страницы, выясняют, какова «символика» словаря (графические выделения, сокращения), рассматривают приложение.

Особого внимания заслуживает процесс усвоения детьми структуры словарной статьи. В ней после исходного слова идут грамматические пометы: часть речи и основные грамматические признаки. Лексическое значение слова раскрывается после пометы – кружочек с точкой. Поскольку словарь можно вводить в любом классе, то дети будут читать грамматические пометы по мере знакомства с ними. Если же грамматические пометы ещё не пройдены, то начинать знакомство с лексическим значением слова надо с указанного знака.

Перед выполнением заданий учитель должен обязательно указывать рациональные способы поиска слова. Учитель расскажет, что такое чтение-просмотр и чтение-поиск и когда они используются.

При работе с толковым словарём на уроках русского языка формируются метапредметные умения: 1) самостоятельно определять цели собственного обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности;

2) определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, систематизировать, без помощи других выбирать основания и аспекты для

классификации;

3) устанавливать причинно-следственные связи, основывать логическое суждение, делать умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и выводы;

4) понимать смысл употреблённых в тексте слов и выражений;

5) применять речевые средства в согласовании с задачей коммуникации для выражения собственных эмоций, мыслей, планирования и регуляции собственной деятельности, владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Результативное использование словарей возможно при соблюдении определённых методических условий:

- правильный выбор места словарной работы в структуре урока: словарь может использоваться в той части урока, когда возникает необходимость уточнить или расширить значение слова, можно ввести новое слово в словарный диктант, после проверки которого уточнить значение по словарю;

- задание должно быть логически связанным с упражнением в учебнике и иметь выход в речевую практику, направленность на творческую работу;

- при подборе слова следует учесть внутрипредметные связи в процессе работы над словом: особенности произношения, написания, многозначность слова и т.д., что должно обеспечить осознание школьниками взаимосвязи лексического значения слова, его фонетических признаков и грамматико-орфографических значений (связи осознаются и устанавливаются детьми постепенно по мере изучения грамматики, правописания и словообразования);

- создание системы коммуникативных задач, решение которых требует обращения к толковому словарю;

- применение специально разработанной системы упражнений, направленной на овладение операционным компонентом умения;

- хорошее знание алфавита, что позволяет при поиске нужного слова быстро находить его в словарике, принимая во внимание не только первую букву, но и все последующие.

Таким образом, на основе изученной методической литературы нами определены задачи, принципы, этапы знакомства с толковыми словарями, содержание работы на каждом этапе, знания и умения при работе со словарём, сформулированы методические условия результативного использования толковых словарей на уроках русского языка в начальных классах. От последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех следующего формирования соответствующего учебного умения, принципиального для образованной личности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: