Психолого-педагогическое образование
Направленность (профиль) образовательной программы
Дошкольная педагогика и психология
Москва
1. Наименование дисциплины «Профилактическая и коррекционно-развивающая работа с различными категориями детей дошкольного возраста»
2. Цель и задачи освоения дисциплины:
Цель дисциплины: формирование у студентов представлений о методологии и психотехнике профилактической и коррекционно-развивающей деятельности в общей структуре психолого-педагогического сопровождения дошкольного образования.
Задачи дисциплины:
1. Сформировать теоретические представления о принципах и условиях проектирования и реализации коррекционно-развивающей работы в дошкольном образовании.
2. Познакомить с основными видами, формами и средствами профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста.
3. Развить умения анализировать и применять на практике основные методы и приемы профилактической и коррекционно-развивающей работы с различными категориями детей дошкольного возраста.
3. Место дисциплины в структуре программы магистратуры: дисциплина входит в модуль «Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса», является вариативной дисциплиной модуля и изучается в 3 семестре.
4. Перечень планируемых результатов обучения по дисциплине, соотнесенных с планируемыми результатами освоения программы:
В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:
обобщенную трудовую функцию: Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в образовательных учреждениях общего, профессионального и дополнительного образования, сопровождение основных и дополнительных образовательных программ.
трудовую функцию: психолого-педагогическое сопровождение реализации основных и дополнительных программ;
трудовые действия:
– разработка и реализация планов проведения коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в общении и поведении;
– оформление и ведение документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
– разработка программ развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы;
– освоение и применение психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
– разработка психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
общепрофессиональные компетенции:
– способен проектировать профилактические и коррекционно-развивающие программы (ПК-2);
– способен проектировать стратегию индивидуальной и групповой коррекционно-развивающей работы с детьми на основе результатов диагностики (ПК-3);
– готов использовать инновационные обучающие технологии с учетом задач каждого возрастного этапа (ПК-5);
– способен разрабатывать рекомендации субъектам образования по вопросам развития и обучения ребенка (ПК-6).
Знать:
- принципы разработки и реализация планов по проведению коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;
– требования к оформлению и ведению документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
– суть программ по развитию универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционной программы; ее цели и задачи;
– психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивных), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью, и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
Уметь:
– разрабатывать и реализовывать планы по проведению коррекционно-развивающих занятий для обучающихся, направленных на развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов, снятие тревожности, решение проблем в сфере общения, преодоление проблем в поведении;
– оформлять и вести документацию (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
– разрабатывать программы развития универсальных учебных действий, программы воспитания и социализации обучающихся, воспитанников; коррекционные программы;
– применять психолого-педагогические технологии (в том числе инклюзивных), необходимые для адресной работы с различными контингентами учащихся;
– разрабатывать психологические рекомендации по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.
Владеть навыками (опытом деятельности):
– по разработке планов и проведению коррекционно-развивающих занятий для обучающихся;
– оформления и ведения документации (планы работы, протоколы, журналы, психологические заключения и отчеты);
– по разработке программ развития универсальных учебных действий, программ воспитания и социализации обучающихся, воспитанников, коррекционных программ;
– по применению психолого-педагогических технологий (в том числе инклюзивных), необходимых для адресной работы с различными контингентами учащихся: одаренные дети, социально уязвимые дети, дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью и др.), дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;
– по разработке психологических рекомендаций по формированию и реализации индивидуальных учебных планов для творчески одаренных обучающихся и воспитанников.