Текст.
Текст.
Вопрос первый. Организация выборов.
Выборы – один из важнейших институтов демократического общества, определение главы государства, состава государственных органов, должностных лиц при помощи всенародного волеизъявления. |
Принципы демократических выборов.
1. Альтернативные
2. Всеобщие, однако есть возрастной ценз, ценз гражданства, могут быть другие ограничения.
3. Равные
4. Прямые
5. При тайном голосовании
Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоятельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли) — захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником женского движения. Тем не менее, существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это выборы.
Избирательная кампания обычно включает организационный и другие этапы:
- выдвижение кандидатов,
- предвыборную борьбу,
- выборы (голосование) граждан,
- подсчет голосов и
- обнародование итогов выборов.
К организационным мероприятиям относятся:
- образование избирательных округов и участков,
- создание избирательных комиссий,
- составление списков избирателей,
- подготовка избирательных бюллетеней и пр.
Выдвижение кандидатов может осуществляться
- избирательными объединениями (политическими партиями, блоками партий и движений),
- избирателями
- в порядке самовыдвижение.
Согласно российскому законодательству возможно только выдвижение кандидатов от партий.
После сбора предусмотренного законом числа подписей в свою поддержку, выдвинутые кандидаты (или списки кандидатов) регистрируются избирательными комиссиями, и начинается этап предвыборной борьбы. Претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвыборную агитацию.
В настоящее время все более возрастающую роль в предвыборной агитации приобретают средства массовой информации. В новых условиях конкурентная борьба между политическими соперниками во многом схожа с традиционным рынком, где индивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед проблемой выбора «товара» (претендентов на власть). Продажу «товара» все чаще осуществляют специальные фирмы в области дорогостоящих услуг по политическому маркетингу, т. е. комплексу мероприятий по изучению «рынка»: интересов, настроений, представлений и ожиданий избирателей, а также приемов воздействия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Одна из важнейших задач политического маркетинга — создание и продвижение с помощью телерекламы политического имиджа (от англ. image — облик) кандидата (партии, лидера). Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% — вербально (воспринимается слухом). Поэтому имиджмейкеры акцентируют внимание кандидата на то, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать и как жестикулировать, как и (только в последнюю очередь) что говорить. (Содержание речей пишут специалисты.) |
Вопрос второй. Избирательные системы.
Избирательная система – правила проведения выборов и определения их результатов. |
Различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы.
Мажоритарная система. Таким образом можно избирать и президента, и парламент, и главу местной администрации. В ее основе лежит принцип большинства (от «мажорите» — большинство): избранными считаются те кандидаты, которые получили большинство голосов.
При мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся в один тур. По данной системе избранным считается тот кандидат, который получил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система применяется при выборах президента (Венесуэла, Колумбия, США и др.) и при выборах в нижнюю палату парламента (Великобритания, Канада, США, Япония и др.).
При мажоритарной система абсолютного большинства победителем будет признан тот, кто набрал абсолютное большинство голосов избирателей, то есть больше 50 %. Выборы могут проходить в 2 тура. Если в первом туре это не удалось никому, то во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Так проходят, например, выборы президента в России.
Главная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или избирательное объединение получили в парламенте (представительном органе) число мандатов, пропорционально числу поданных за нее голосов избирателей. Так можно избирать только представительные (законодательные) органы власти. При этом будет создан общенациональный избирательный округ и все избиратели в стране получат бюллетени с одинаковыми списками партий, участвующих в выборах. Для того, чтобы провести в парламент своих представителей, партии необходимо преодолеть определённый барьер. Сейчас в России он установлен на уровне 7%. Так, например, избирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 депутатов.
В ряде стран с целью соединения достоинств различных систем создают смешанные избирательные системы. Например, в Германии при выборах в бундестаг половина депутатов избирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а половина — по Землям (субъектам федерации). Ранее и в России при выборах в Государственную Думу половина депутатов избирается по одномандатным округам, а половина — по партийным спискам, то есть по пропорциональной системе.
Сегодня в России Президента избирают по мажоритарной системе абсолютного большинства, Государственную Думу – по пропорциональной системе (т.е. только по партийным спискам), причём для того, чтобы быть представленной в Думе, партия должна преодолеть 7% барьер. Петербуржцы избирают своё Законодательное собрание также по пропорциональной системе.