Вопрос второй. Избирательные системы.




Текст.

Текст.

Вопрос первый. Организация выборов.

Выборы – один из важнейших институтов демократического общества, определение главы государства, состава государственных органов, должностных лиц при помощи всенародного волеизъявления.  

 


Принципы демократических выборов.

1. Альтернативные

2. Всеобщие, однако есть возрастной ценз, ценз гражданства, могут быть другие ограничения.

3. Равные

4. Прямые

5. При тайном голосовании

Каждый гражданин в зависимости от жизненных обстоя­тельств, личных потребностей и возможностей выбирает себе конкретную политическую роль (или роли) — захочет пойти на митинг или станет, к примеру, участником женского дви­жения. Тем не менее, существует вид политической деятельности, в которой участвует, как правило, большинство населения. Это выборы.

Избирательная кампания обычно включает организационный и другие этапы:

- выдвижение кандидатов,

- предвыборную борьбу,

- выборы (голосование) граждан,

- подсчет голосов и

- обнародование итогов выборов.

К организационным мероприятиям относятся:

- образование избирательных округов и участков,

- создание избирательных комиссий,

- составление списков избирателей,

- подготовка избира­тельных бюллетеней и пр.

Выдвижение кандидатов может осуществляться

- избирательными объединениями (политическими партиями, блоками партий и движений),

- избирателями

- в порядке самовыдви­жение.

Согласно российскому законодательству возможно только выдвижение кандидатов от партий.

После сбора предусмотренного законом числа подписей в свою поддержку, выдвинутые кандидаты (или списки кандида­тов) регистрируются избирательными комиссиями, и начинает­ся этап предвыборной борьбы. Претенденты на власть при содействии своих команд из доверенных лиц проводят предвы­борную агитацию.

В настоящее время все более возрастающую роль в предвыборной агитации приобретают средства массовой информации. В новых условиях конкурентная борьба между политиче­скими соперниками во многом схожа с традиционным рынком, где индивидуальные «покупатели» (избиратели) стоят перед про­блемой выбора «товара» (претендентов на власть). Продажу «то­вара» все чаще осуществляют специальные фирмы в области до­рогостоящих услуг по политическому маркетингу, т. е. комплексу мероприятий по изучению «рынка»: интересов, настроений, пред­ставлений и ожиданий избирателей, а также приемов воздейст­вия на них с целью обеспечения победы на выборах своих клиентов. Одна из важнейших задач политического маркетинга — создание и продвижение с помощью телерекламы политическо­го имиджа (от англ. image — облик) кандидата (партии, лиде­ра). Специалисты считают, что 69% информации считывается с телеэкрана визуально (зрительно) и только 31% — вербально (воспринимается слухом). Поэтому имиджмейкеры акцентиру­ют внимание кандидата на то, что ему одевать, как вести себя перед телекамерой, какие позы принимать и как жес­тикулировать, как и (только в последнюю очередь) что говорить. (Содержание речей пишут специалисты.)    

 

 


Вопрос второй. Избирательные системы.

 

Избирательная система – правила проведения выборов и определения их результатов.  
Отправляясь на выборы, избиратель должен представлять «правила игры». А они, в свою очередь, определяются характером избирательной системы.

Различают мажоритарную, пропорциональную и смешанную избирательные системы.

Мажоритарная система. Таким образом можно избирать и президента, и парламент, и главу местной администрации. В ее основе лежит принцип боль­шинства (от «мажорите» — большинство): избранными считают­ся те кандидаты, которые получили большинство голосов.

При мажоритарной системе относительного большинства выборы проводятся в один тур. По дан­ной системе избранным считается тот кандидат, который по­лучил наибольшее число голосов, т. е. больше голосов, чем любой из его соперников. Данная система применяется при выборах президента (Венесуэла, Колумбия, США и др.) и при вы­борах в нижнюю палату парламента (Великобритания, Кана­да, США, Япония и др.).

При мажоритарной система абсолютного большинства победителем будет признан тот, кто набрал абсолютное большинство голосов избирателей, то есть больше 50 %. Выборы могут проходить в 2 тура. Если в первом туре это не удалось никому, то во второй тур выходят два кандидата, набравшие наибольшее количество голосов в первом туре. Так проходят, например, выборы президента в России.

Главная идея пропорциональной системы заключается в том, чтобы каждая политическая партия или избирательное объ­единение получили в парламенте (представительном органе) число мандатов, пропорционально числу поданных за нее го­лосов избирателей. Так можно избирать только представительные (законодательные) органы власти. При этом будет создан общенациональный избирательный округ и все избиратели в стране получат бюллетени с одинаковыми списками партий, участвующих в выборах. Для того, чтобы провести в парламент своих представителей, партии необходимо преодолеть определённый барьер. Сейчас в России он установлен на уровне 7%. Так, например, из­бирается Кнессет (парламент) Израиля, состоящий из 120 де­путатов.

В ряде стран с целью соединения достоинств различных систем создают смешанные избирательные системы. Например, в Германии при выборах в бундестаг половина депутатов из­бирается по одномандатным округам по мажоритарной системе, а половина — по Землям (субъектам федерации). Ранее и в России при выборах в Государст­венную Думу половина депутатов избирается по одномандат­ным округам, а половина — по партийным спискам, то есть по пропорциональной системе.

Сегодня в России Президента избирают по мажоритарной системе абсолютного большинства, Государственную Думу – по пропорциональной системе (т.е. только по партийным спискам), причём для того, чтобы быть представленной в Думе, партия должна преодолеть 7% барьер. Петербуржцы избирают своё Законодательное собрание также по пропорциональной системе.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: