Социальная типология личности




Каждое общество заинтересовано в опре­деленном, наилучшим образом соответствующем ему типе личности и потому предъявляет свои требования к формиро­ванию социального характера. Это находит свое воплощение в системе образования и воспитания, в средствах массовой ин­формации и т. д. Процесс формирования личности труден и мно­гократно опосредован. На основе одинакового объективного поло­жения, но вследствие разного субъективно-оценочного отношения к нему могут складываться различные типы личности.

Социальное поведение можно оценивать количественно - по уровню социальной активности людей - и качественно - по характеру и направленности этой активности, которая может быть созидательной и разрушительной, сознательной и сти­хийной и пр. И то, и другое зависит, во - первых, от со­циальной структуры общества, во - вторых, от его нормативной культуры и ценностных ориентации, включая норма­тивный канон человека, представления о том, каким он должен или не должен быть, в-третьих, от установок, стиля мышления и самосознания отдельных индивидов.

Социальный тип личности - продукт сложного переплете­ния историко-культурных и социально-экономических усло­вий жизнедеятельности людей. В социологии предлагаются различные варианты социальной типологии личности. Так, М. Вебер за основу типизации берет специфику социального действия, более конкретно - степень его рациональности, К. Маркс - формационную и классовую принадлежность. Для Э. Фромма социальный тип личности как господствующий тип характера - это форма связи индивида и социума, «ядро струк­туры характера, которое присуще большинству членов одной и той же культуры, в отличие от индивидуального характера, который различен у людей той же самой культуры». Значение социального характера, считает Э. Фромм, состоит в том, что он позволяет наиболее эффективно приспособиться к требова­ниям общества и обрести чувство безопасности и защищенно­сти. Анализируя историю человечества, Э. Фромм выделяет несколько типов социального характера: рецептивный (пассивный), эксплуататорский, накопительский и рыночный.

В современной социологии получило широкое распростра­нение выделение типов личности в зависимости от их ценно­стных ориентации.

· Традиционалисты ориентированы в основном на ценно­сти долга, порядка, дисциплины, законопослушания, а выраженность таких качеств, как креативность, стремле­ние к самореализации, самостоятельность, у данного ти­па личности весьма низкая.

· У идеалистов, наоборот, сильно выражены критическое отношение к традиционным нормам, независимость и пренебрежение авторитетами, установки на саморазвитие во что бы то ни стало.

· Для фрустрированного типа личности характерны низ­кая самооценка, угнетенное, подавленное самочувствие, ощущение себя как бы выброшенным из потока жизни.

· Реалисты сочетают в себе стремление к самореализации с развитым чувством долга и ответственности, здоровый скептицизм с самодисциплиной и самоконтролем.

· Гедонистические материалисты ориентированы в первую очередь на получение удовольствий «здесь и сейчас», и эта погоня за «наслаждениями жизни» приобретает, пре­жде всего, форму удовлетворения потребительских жела­ний.

В социологии принято выделять также модальный, идеаль­ный и базисный типы личности. Модальный тип личности - тот, который реально преобладает в данном обществе. Идеаль­ный тип личности не привязан к конкретным условиям. Это тип личности как пожелание на будущее, например, всесторон­не и гармонично развитая личность у К. Маркса или новый Человек Э. Фромма. Базисный тип личности - тот, который наилучшим образом отвечает потребностям современного этапа общественного развития. Иными словами, социальный тип личности - это отражение того, как общественная система влияет на ценностные ориентации человека и через них - на его реальное поведение.

Исследования западных социологов показали, что специфи­ка отношений в различных сферах общественной жизни сти­мулирует проявление определенных личностных качеств и ти­пов поведения. Так, рыночные отношения способствуют разви­тию прагматизма, хитрости, расчетливости, отношения в сфере производства формируют эгоизм, карьеризм и вынужденную кооперацию (ее называют «тем не менее кооперация»), а сфера семейной и личной жизни - эмоциональность, сердечность, привязанность, поиск гармонии любой ценой.

В то же время хорошо известен в социологии и обратный механизм - влияние личностных качеств на возникновение и развитие общественных (в том числе экономических) отношений определенного типа. М. Вебер в свое время убедительно показал, что именно изменения в сфере сознания, перестройка ценностных ориентации и отношения к труду дали толчок к возникновению капитализма. Следовательно, комплекс опреде­ленных личностных качеств может ускорять общественное раз­витие в том или ином направлении, а может, наоборот, препят­ствовать ему или делать его вообще невозможным.

Социологи и психологи выделяют ряд довольно устойчи­вых поведенческих стереотипов, личностных комплексов, сформированных социалистической системой. Это эффект «выученной беспомощности», «пролонгированный инфанти­лизм», двоемыслие и широкая практика двойных стандартов, «паразитическая новация».

Психологическое ощущение собственного бессилия и бес­помощности - закономерный результат такого устройства общественной системы, в которой отдельному человеку отведена роль пресловутого винтика. Социальные психологи установи­ли, что в условиях тоталитарных или близких к ним режимов, в строго контролируемом и регламентируемом распорядке жизни рано или поздно вырабатывается эффект выученной бес­помощности. Суть этого эффекта состоит в том, что человек, неоднократно убеждавшийся в не подконтрольности ситуации, в невозможности изменить своими действиями размеренный ход событий, вообще отказывается от поиска. Неотъемлемыми чертами характера становятся послушание и исполнительность. Личность чувствует себя более свободной в ситуации, когда решение не вырабатывается, не находится ею самою, а задается извне, навязывается авторитетом или властными структурами, а она является лишь исполнителем и проводником их воли.

Опыт психотерапевтической работы у нас в стране показал, что часто ощущение бессилия характеризует на самом деле не столько личную и социальную ситуацию человека, сколько его восприятие этой ситуации. Большинство людей недооценива­ют те, пусть и небольшие, возможности изменения собствен­ной жизни или ситуации вокруг них, которые у них реально имеются. Человек уже сам стремится избежать жизненных пе­ремен, так как перемены связаны с неизвестностью, вынужда­ют брать ответственность на себя, требуют поиска.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: