Христианские мотивы в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»




Теоретический материал для самостоятельного изучения

Сложный путь исканий Раскольникова приводит его от безбожия к вере. Поиск Бога и нравственное очищение — это главные темы, которые Достоевский затрагивает в романе «Преступление и наказание».

В Омском остроге писателю разрешают читать только одну книгу, Евангелие, которую ему дарит жена ссыльного декабриста Фонвизина. Поэтому роман Достоевского буквально пронизан христианскими образами и символикой. Завязка сюжета построена вокруг страшного греха — убийства Алёны Ивановны и её сестры Лизаветы.

Достоевский показывает нарастание внутреннего напряжения героя, сопротивление этим чувствам. Раскольников ищет поддержки и понимания. Он задаётся вопросом: «Разве я старушонку убил? Я себя убил, а не старушонку!». С этого момента в романе появляется мотив нравственного падения героя, преступившего христианскую заповедь.

Писатель вводит в повествование символичные сны, в которых герой предчувствует нравственные и физические страдания. Это своеобразное предзнаменование событий. «…Страшный сон приснился Раскольникову. Приснилось ему его детство, ещё в их городке» … «в большую такую телегу впряжена была маленькая, тощая, саврасая крестьянская клячонка» … «Он проснулся весь в поту, с мокрыми от поту волосами, задыхаясь, и приподнялся в ужасе…». Или ещё один сон: «... Ему всё грезилось, и всё странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе…».

Основную идею христианства — любовь к ближнему — выражает Соня Мармеладова, которая готова перенести любые страдания ради родных. Её жизнь строится по законам самопожертвования. Но даже встав на путь позора и унижения, она всё-таки сохраняет чистоту души благодаря смирению. В её сострадании к другим заключается огромная сила.

Раскольников, наоборот, в начале романа холоден к окружающим и близким: не отвечает на любовь матери и сестры, на заботу Разумихина. Но после совершения убийства, душевных мук и знакомства с Соней происходит перерождение героя: он начинает более тонко чувствовать мир и людей, а в конце романа и сам влюбляется по-настоящему.

Искренней Соне удаётся вернуть Раскольникову веру, надежду, любовь и укрепить его на пути раскаяния. Дерзкое своеволие переходит в смирение. Неслучайно, что из рук девушки он принимает крестик, символ искупления. Соня, упрашивая Раскольникова взять крестик, говорит: «Мы с Лизаветой крестами поменялись, она мне свой крест, а я ей свой образок дала. Я теперь Лизаветин стану носить, а этот тебе». Соня как бы приняла жертвенную судьбу Лизаветы. Крест, который она предлагает Раскольникову, символизирует готовность Сони принести себя в жертву: «…вместе и крест понесём!».

Обаяние Сони, как души возвышенной и чуткой, но в то же время сильной и решительной, приводит к тому, что Родион преклоняет перед ней колени, как преклоняют перед святым образом: «Я не тебе поклонился, я всему страданию человеческому поклонился».

В кульминационной сцене романа, когда Раскольников признаётся в своём преступлении, тоже есть христианские мотивы. За чтением Евангелия сходятся убийца и блудница. Религиозность Сони побеждает неверие Родиона. Она читает притчу о воскрешении Лазаря, чтобы наставить молодого человека на путь истинный.

Но за что же Сонечка Мармеладова любит Раскольникова? Почему заставляет признаться в преступлении, посвящает ему свою жизнь, навещает на каторге? Она чувствует его настоящую, страдающую душу. Христианское сознание выражено и в мотивах страдания и сострадания, раскрытых в отношениях родителей Сони: Мармеладов женился из жалости на несчастной Катерине Ивановне, которая после смерти мужа оказалась в бедственном нищенском состоянии с тремя детьми. Его слова «Меня распять надо, распять на кресте, а не жалеть!» передают нам внутреннюю боль героя, ощущающего собственную греховность и вину за нищенское положение.

Раскольников сильно страдает после убийства. Прозрение героя наступает в эпилоге: «Как это случилось, он и сам не знал... он любит, бесконечно любит её и что настала же наконец эта минута. Их воскресила любовь».

В конце концов, благодаря любви и вере, Родиона, как и Лазаря, ждёт воскрешение. Именно это сам Достоевский прочувствовал за годы своей каторги: «Те четыре года считаю я за время, в которое я был похоронен живой и закрыт в гробу», а «выход из каторги представлялся как светлое пробуждение и воскресение в новую жизнь».

 

3. Аналитическая беседа.

1) Расскажите историю жизни семьи Мармеладовых; сделайте вывод, в чём вы видите причину бедственного положения Мармеладовых. (Ч. 1, гл. 2)

2) О жизни Сони Мармеладовой узнаём вместе с Раскольниковым. Опишите сцену первого визита Раскольникова к Соне. (Ч. 4, гл. 4)

3) Какую роль в этой сцене играет Библия? Обратите внимание на цифры: Соня отдаёт Катерине Ивановне 30 целковых, отцу на похмелье – последние 30 копеек, а какова была цена продажи Иисуса Христа Иудой? Случайны ли эти цифры у Ф.М. Достоевского?

4) По каким принципам живёт девушка? Во имя чего она «переступила»?

5) Можно ли считать, что Соня тоже «переступила» черту общественной морали? Раскольников говорит ей: «Ты тоже переступила, загубила жизнь свою».

6) В чём существенное отличие Сони от Раскольникова?

7) Какими примерами из текста можно подтвердить, что Соня – олицетворение доброты, самопожертвования, кротости, всепрощения? (Ч. 1, гл. 2; ч. 3, гл. 4; ч. 4, гл. 4; ч. 5, гл. 4; ч. 6, гл. 5, 8; эпилог, гл. 2)

8) В эпилоге романа писатель говорит, что страдания, перенесённые героями, открыли им дорогу к счастью, что «их воскресила любовь». Как подействовало на Раскольникова пребывание Сони на каторге?

 

Сопоставительная таблица



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-02-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: