О первом исполнении в России концерта № 8, ре минор, BWV 1059
Реконструкция Розалин Тюрек на основе кантаты BWV 35 «Geist und Seele wird vewirret». [1]
В сущности все произведения Баха созданы
для идеального инструмента, заимствующего
от клавишных возможности полифонической игры,
а от струнных все преимущества в извлечении звука.
Альберт Швейцер
Музыкантам и любителям хорошо известно, что перу И. С. Баха (1685–1750) принадлежит двенадцать концертов для одного, двух, трех и четырех клавиров с оркестром. Написаны они в 30–40-ые годы XVIII века. С 17929 по1739 гг. И. С. Бах возглавлял музыкальное студенческое общество (Collegium musicum) лейпцигского университета и принимал участие в его выступлениях как дирижер и солист. Большинство концертов – авторские переработки ранее созданных сочинений для других инструментов. И. С. Бах часто использовал тот или иной текст, написанный для одного инструмента в адаптации для другого. До сих пор у исследователей творчества композитора нет единого мнения какие из первоначальных вариантов принадлежат собственно И. С. Баху, а какие его современникам. Например, концерт для четырех клавиров[2] представляет из себя переложение концерта для четырёх скрипок си-минор (Op. 3/10, RV580) из знаменитого цикла «L’Estro armonico» («Гармоническое вдохновение») А. Вивальди (1678–1741). Начало второй части (Largo) концерта № 5, фа минор, BWV 1056 идентична первым тактам Andante концерта для флейты Соль мажор (TWV 51:G2) Г. Ф. Телемана (1681–1767)[3]. Подобные заимствования вряд ли стоит оценивать как «плагиат», но можно уверенно отнести к живому, творческому общению, порой не лишенному чувства юмора и дружеской привязанности, как в случае с Г. Ф. Телеманом.
|
Отметим, что сам характер музыки, приемы письма и типичное для композитора содержание убеждают, что всё же И. С. Бах чаще обращался к собственным сочинениям, преимущественно к концертам для струнных или духовых и к кантатам.
Концерт № 1, ре минор, BWV 1052, (1738г.) – переложение утерянного скрипичного концерта. В первой (Allegro) и второй (Adagio) частях использованы Симфония и Хор из кантаты «Wir müssen durch viel Trübsal»[4]. Третья (Allegro) часть – переработка Симфонии из кантаты «Ich habe meine Zuversicht»[5].
Концерт № 2, ми мажор, BWV 1053, (1739г.) – вероятно является переложением утерянного концерта для гобоя. В первой (Allegro) части использована Симфония, а во второй (Siciliano) – Ария из кантаты «Gott soll allein mein Herze haben»[6]. Третья часть основана на Симфонии из кантаты «Ich geh und suche mit Verlangen»[7].
Концерт № 3, ре мажор, BWV 1054, (1740 г.) – переложение скрипичного концерта ми мажор BWV 1042.
Концерт № 4, ля мажор, BWV 1055, (1741 г.). Единого мнения у исследователей для какого солирующего инструмента был написан концерт нет. Возможно, первоначальная утраченная версия была создана для гобоя д’амур или виолы д’амур. В 2015 г. директор Баховского архива в Лейпциге П. Вольни (Peter Wollny) выдвинул гипотезу, что первоисточником мог стать концерт соло для клавикорда[8].
Концерт № 5, фа минор, BWV 1056, (1742 г.). Первая (Allegro moderato) и третья (Presto) части, вероятно, взяты из концерта для скрипки соль минор. В средней части (Largo) И. С. Бах, помимо выше упомянутой цитаты из Г. Ф. Телемана (см. Стр. 1) использует концерт для гобоя фа мажор и Симфонию из кантаты «Ich steh mit einem Fuß im Grabe»[9].
Концерт № 6, фа мажор, BWV 1057, (1743 г.) – переложение Бранденбургского концерта для скрипки № 4 соль мажор BWV 1049.
|
Концерт № 7, соль минор, BWV 1058, (1744 г.) – переложение скрипичного концерта ля минор BWV 1041.
Концерт № 8, соль минор, BWV 1059, (1738 г.) [10]
А. Швейцер (1875 – 1965) в своём классическом труде о жизни и творчестве И. С. Баха[11], не упоминает этот опус в перечне клавирных концертов. Однако к настоящему времени установлено, что начав концерт предположительно в 1738 г., по неизвестным причинам, И. С. Бах отказался от продолжения работы над ним, оставив в виде фрагмента лишь 9 тактов в автографе общей партитуры клавирных концертов BWV 1052–1059. Именно на основе этого сохранившегося фрагмента и созданы все известные к настоящему времени реонструкции. В качестве образца для будущего концерта, что явствует из дошедшего до нас автографа, композитор взял симфонию из кантаты «Geist und Seele wird verwirret»[12]. Следуют этому принципу, что вполне закономерно, и все попытки реконструкции произведения. Одной из первых, издательством Peters была опубликована версия концерта для скрипки с оркестром Г. Фортшера[13], 1953 года. Позже появляются разнообразные варианты: в 1961 г. для чембало, гобоя и струнных – Х. Виншермана[14], в 1968 г. для клавесина и струнных – Г. Леонхардта[15], в 1970 г. для флейты и оркестра – В. Радеке[16], в 1983 г. для гобоя, струнных и бассо континуо – А. Мела[17] и многие другие. В каталогах практически каждой крупной звукозаписывающей компании (Deutsche Grammophon, Erato, Teldec, Philips, Virgin classics и т.д.) есть запись той или иной версии этого концерта. В чем же их сходство и различия, что их объединяет, а в чем у композиторов, исполнителей и исследователей возникает больше всего проблем?
|
Первую часть концерта все существующие варианты основывают на материале первой Симфонии из кантаты BWV 35, что вполне следует логике ее сочетания с сохранившимся автографом. Для реконструкции финала концерта общей идеей можно считать использование второй Симфонии той же кантаты[18]. Но самой интересной и спорной представляется именно вторая часть предлагаемых вариантов. В отсутствии прямых или косвенных указаний И. С. Баха специалисты обращаются к его богатому наследию. Заметим, что в первой половине XVIII века средняя часть светского концерта не редко представляла собой импровизацию–каденцию солирующего инструмента и такой вариант вполне мог соответствовать духу и стилю времени.
В основу воссоздания положен известный баховский принцип «взаимозаменяемости». Следует отметить, что его первая часть, при всей очевидности высокого мастерства музыкантов, которые в разное время ставили перед собой столь амбициозную задачу, несколько уступала наличию запоминающегося материала, яркости и виртуозности финала. Середина, окруженная с одной стороны объемной первой частью и кратким но блестящим и ярким финалом с другой, порой ставила в затруднение самих исполнителей, вызывая немало сложностей в стремлении соблюсти чувство формы и пропорции сочинения.
Розалин Тюрек, для второй части, в качестве основы предложила Арию для альта из той же Кантаты BWV 35. Значительная по содержанию и продолжительности Сицилиана выстроена ею в виде дуэта скрипки с клавиром в сопровождении оркестра, что придаёт всей части иное звучание, определяет форму и превращает ранее «проходную» импровизацию в содержательную и равнозначную часть единого целого. В результате переосмысления и расширения этой части, Р. Тюрек удалось в значительной степени уравновесить всё музыкальное полотно, превратив имеющийся материал в композиционно выстроенный и содержательный концерт. Может быть именно такое решение, основанное на богатейшем исполнительском опыте величайшей бахистки в истории XX века, глубоком научном и философском взгляде на оставшийся фрагмент, способно привлечь к концерту не только историко-теоретический интерес, но и желание исполнителей чаще обращаться, а публике открыть ранее малоизвестное сочинение BWV 1059. Впервые концерт прозвучал в Карнеге холле 26 октября 1981 года в исполнении самой Розалин Тюрек и «Tureck Bach Players»[19], позже в 1984 году он был записан и выпущен на CD компанией VAI[20].
Не примеряя лавры музыковеда, но обратившись к реконструкции Р. Тюрек, с желанием исполнить концерт, могу отметить, что именно благодаря такой находке «начатый эскиз» в доработанном виде может занять равное место в корпусе клавирных концертов И. С. Баха.
[1] Кантата «Geist und Seele wird vewirret» BWV 35 («Дух и душа в смущении великом», нем.) написана И.С. Бахом в Лейпциге, на 12-е воскресенье по Троице, впервые исполнена 8 сентября 1726 г.
[2] Концерт для четырёх клавиров с оркестром (ля минор) BWV 1065, написан в 1735 г.
[3] S. Zohn. Music for a Mixed Taste: Style, Genre, and Meaning in Telemann's Instrumental Works. Oxford University Press, 2008, стр. 192-194.
[4] Кантата «Wir müssen durch viel Trübsal» BWV 146 («Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге в 1726 или в 1728 гг., на 3-е воскресенье по Пасхе. Возможные даты первого исполнения: 12 мая 1726 г. или 18 апреля 1728 г.
[5] Кантата «Ich habe meine Zuversicht» BWV 188 («Все упование мое», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге, в 1728 г. на 21-е воскресенье по Троице. Возможная дата первого исполнения 17 октября 1728 г.
[6] Кантата «Gott soll allein mein Herze haben» BWV 169 («Пусть Бог един моим владеет сердцем», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге, в 1726 г. на 18-е воскресенье по Троице. Дата первого исполнения 20 октября1726 г.
[7] Кантата «Ich geh und suche mit Verlangen» BWV 49 («Иду я и ищу тебя с горящим сердцем», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге, в 1726 г. на 20-е воскресенье по Троице. Дата первого исполнения 3 ноября 1726 г.
[8] P. Wollny. Notes to the Andreas Staier recording of the Bach harpsichord concertos. HMC 902181.82, 2015.
[9] Кантата «Ich steh mit einem Fuß im Grabe» BWV 156 («Я стою одной ногой в могиле», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге, в 1729 г. на 3-е воскресенье по Богоявлении. Дата первого исполнения 23 января 1729 г.
[10] «Concerto a Cembalo solo, una Oboe, due Violini, Viola e Cont.». Подробнее о датировке, автографе и некоторых реконструкциях концерта BWV 1059 см. Т. В. Шабалина, «Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества»., СПб, “Logos”, 1999. Стр. 312–327.
[11] Впервые книга А. Швейцера, «Иоганн Себастьян Бах, музыкант-поэт» увидела свет в Париже в 1905 г.; в 1908 вышло в свет переработанное, дополненное издание на немецком языке; в России книга впервые опубликована (по французскому изданию 1905 года) в 1934 г. Перевод с немецкого оригинала Я. С. Друскина опубликован в 1964-65 гг. (переиздана в 2002 г., издательством «Классика-XXI»).
[12] Кантата «Geist und Seele wird verwirret» BWV 35 («Дух и душа – в смущении великом», нем.) написана И. С. Бахом в Лейпциге, в 1729 г. на 12-е воскресенье по Троице. Дата первого исполнения 8 сентября 1726 г.
[13] Готхольд Фротшер (1897–1967) – немецкий исследователь, историк музыки и деятель культуры.
[14] Хельмут Виншерман (род. 1920) – немецкий гобоист и дирижер.
[15] Густав Леонхардт (1928–2012) – нидерландский клавесинист, органист, дирижер, музыковед.
[16] Винфрид Радеке (род. 1940) – немецкий композитор, дирижер, режиссер.
[17] Арнольд Мела – немецкий гобоист, основатель и руководитель ансамбля «Bach-Trompetenensemble Munchen»
[18] Т. В. Шабалина в «Рукописи И. С. Баха: Ключи к тайнам творчества», на основании сравнительного анализа использования Бахом тех или иных частей кантат в концертах справедливо ставит вопрос об обоснованности такой идеи. Стр., 316.
[19] Tureck Bach Players – основанный Р. Тюрек, в 1957 г. в Лондоне струнный оркестр
[20] The Rosalyn Tureck Collection, V. VAI, 2000 (VAIA 1192-2)