В качестве иллюстрации приводим фрагмент стенограммы сеанса системной семейной психотерапии (психотерапевт — Н. В. Александрова).
Фрагмент стенограммы сеанса системной семейной психотерапии
На сеансе присутствуют отец, мать и дочь 6 лет.
Предъявляемые матерью жалобы: капризы девочки, нежелание спать в своей кровати.
Психотерапевт (П.) (после знакомства со всеми членами семьи): Кто расскажет, что привело вас на консультацию? (В течение разговора с родителями второй психотерапевт занимается рисованием с девочкой.)
Мать (М.): Дочери шесть лет, она капризная, все ей не так, а я из-за нее и работу потеряла, только ею и занимаюсь, еще и ночью не желает спать у себя, старается спать с отцом...
П.: Расскажите, пожалуйста, как живет ваша семья, как она устроена?
М.: У нас отдельная квартира, три комнаты. В одной комнате я и дочь, точнее, ее кровать, в другой — муж, третья — гостиная.
П.: Что означает, что муж — в другой комнате?
М.: Дочь с раннего возраста беспокойная, а ему рано на работу, так и получилось...
П.: Кто был инициатором такого разделения по комнатам?
М.: Не помню, наверное, оба...
П. {обращаясь к матери): Могу я обратиться к вашему мужу, возможно, он сможет что-то добавить к вашим словам? М.: Да, пожалуйста.
П. {обращаясь к отцу): Вы слышали, что рассказала ваша жена, что вы можете сказать по этому поводу?
Отец (О.): Надо, наверно, начать с начала... Жена, узнав о беременности, не очень хотела оставлять ее, это я настоял... Она хотела диссертацию писать. Тяжелая беременность, трудные роды. Когда она вернулась из роддома, ей было трудно, дочка беспокойная, плохо ела и спала, и как-то само получилось, что я ушел в другую комнату... П.: А как складывались после родов ваши интимные отношения? О.: Да, пожалуй, никак...
|
П.: {обращаясь к жене): Что вы скажете по поводу услышанного? М.: Да мне не до того было... И вообще, он работал, с людьми встречался, а я в четырех стенах с вопящей дочкой... А диссертация не закончена... А он и защитился, и работу хорошую нашел...
П. (обращается к матери): Как бы вы сказали, кто дочь в вашей жизни? М.: Я ее люблю, столько сил положила, то болеет, то не спит, то не ест, а она подросла—и все к отцу льнет: только его звонок в дверях — сразу бежит, на шею кидается, платье демонстрирует... Я ей говорю, что ей платье не идет, другое, мол, надень, а он ее целует, говорит: «Красавица ты моя», она и млеет. Вечером ее и спать не уложить, все порывается к нему бежать, а ночью проснусь — а она уже у него...
О. (едва дождавшись окончания слов матери): Так ведь ты ее все пилишь и пилишь — то не так, это не эдак, вот она и бежит ко мне...
П. (обращаясь к отцу): Когда дочь так встречает вас, что происходит с вами?
О.: Так только она и удерживает меня с ней (кивает на жену), так бы, наверно, я ушел...
П. (к отцу): Как вы понимаете — из-за чего дочь прибегает ночью к вам?
О.: Да тепла, ласки ей хочется... За целый день замечаний наслушается....
П. {обращаясь к матери): А что с вами происходит, когда вы обнаруживаете, что дочь
у отца?
М.: Злюсь, обижаюсь — я ей все отдала, а она все к своему папочке... Ему-то легко ласковым быть... Попробовал бы целый день ее капризы выслушивать — к логопеду не пойду, английским заниматься не буду... Я ей говорю: «Дурой вырастешь, никем не станешь, замуж никто не возьмет»...
П.: Как вы себя чувствуете в роли жены?
|
М.: Ну, кормить-то кто-то должен... Да и она его любит... а я... что?., как-нибудь....
П.: Можно ли предположить, что поведение дочери и ваши не совсем удовлетворительные супружеские отношения имеют между собой определенную связь?
Родители задумались. Смотрят друг на друга и на дочь, которая в это время тоже отвлеклась от своего занятия и смотрит на них.
Комментарий психотерапевта Н.В.Александровой В приведенном фрагменте сеанса системной семейной психотерапии психотерапевт через выяснение того, как распределяется в семье «территория», обнаруживает следующие особенности функционирования подсистем.
1. Нарушение границ между подсистемами (супружеской, родительской, детской) находит отражение и в распределении «территории».
2. Нарушение супружеских отношений проявляется в том, что муж и жена проживают в разных комнатах.
3. Дочь из детской подсистемы «перекочевала» в супружескую и играет роль «эмоциональной жены» собственного отца.
4. Мать, не удовлетворенная супружеством, не готовая стать родителем, неуверенная в собственной родительской компетентности, выполняет роль не столько матери девочки, сколько старшей ее сестры и старшей дочери своего мужа.
В данном фрагменте сеанса системной семейной психотерапии в качестве основной техники используется круговой опрос взрослых членов семьи. Это позволяет: 1) соединить то, что говорит один член семьи, с тем, что будет по тому же поводу говорить другой, 2) выявить различие в отношениях родственников к одному и тому же событию их семейной жизни. Психотерапевт преимущественно формулирует открытые вопросы, начинающиеся с вопросительных слов «Как?», «Что?», которые направлены на выяснение конкретных фактов и их значения в жизнедеятельности семьи.
Используемая литература
1. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии / Пер. с англ. А.Д.Иорданского. — М.: Независимая фирма "Класс", 1998. — 304 с.
2. Психотерапевтическая энциклопедия. — С.-Пб.: Питер. Б.Д.Карвасарский. 2000
3. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В., 1990,1999; Семейная психотерапия, 2000; Системная семейная психотерапия, 2002