О том, каким образом исследуются и испытываются свойства вещей по их противоречию и их согласию




 

Теперь остается рассмотреть то, что все вещи бывают дружественны и враждебны друг другу и что у каждой из них есть нечто, составляющее ее страх и ужас, т. е. враждебное и разрушающее ее или, напротив, – вызывающее радость и удовольствие и укрепляющее. Так, в элементах: огонь враждебен воде, воздух – земле, но они все же согласуются друг с другом. Опять же в телах небесных: Меркурий, Юпитер, Солнце и Луна – дружественны Сатурну, а Марс и Венера – враждебны ему. Все планеты, за исключением Марса, – дружественны Юпитеру; все, за исключением Венеры, ненавидят Марс. Юпитер и Венера любят Солнце, а Марс, Меркурий и Луна враждебны ему; все, за исключением Сатурна, любят Венеру. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Меркурию, а Солнце, Луна и Марс враждебны ему. Юпитер, Венера и Сатурн дружественны Луне, а Марс и Меркурий ей враждебны. Есть еще среди звезд и другой вид враждебности, а именно – их нахождение в оппозиции, как Сатурн – к Солнцу и Луне, Юпитер – к Меркурию, Марсу и Венере. И у тех, кто встает в оппозиции, враждебность сильнее, например, у Сатурна и Солнца, Юпитера и Марса, Венеры и Меркурия. Но чем более они согласуются в природе, качестве, субстанции и мощи, тем крепче их дружественность, как у Марса с Солнцем, у Венеры с Луной, у Юпитера с Венерой. Дружественны и те, которые возвеличиваются в доме другого, – Сатурн и Венера, Юпитер и Луна, Марс и Сатурн, Солнце и Марс, Венера и Юпитер, Луна и Венера.

И каков вид дружественности и враждебности у тел высших, таковы и наклонности у подчиненных им вещей низших. Таким образом, дружественное или враждебное расположение есть не что иное, как определенная склонность вещей друг к другу; желание вещи, если она отсутствует, движение к ней и, при отсутствии препятствий, примирение в ней по ее обретении; либо бегство от противоположного, боязнь приблизиться к нему, стремление не остаться в нем или сражаться с ним.

Именно поэтому Гераклит утверждал, что все вещи находятся во вражде и дружбе.[97]Итак, склонности тел растительных и минеральных подобны тем, которые имеют магнит к притягиваемому им железу, изумруд – к богатству и благорасположению; яшма – к зарождению вещей; агат – к красноречию; подобным же образом битумная глина притягивает огонь, прыгает в него, где бы его ни увидела; также притягивает огонь издали и корень травы aproxis.[98]Подобная же склонность есть между пальмой мужской и пальмой женской, которые сначала прикасаются ветками друг к другу, затем сгибаются и обнимаются, и женская пальма не приносит плодов без мужской. Одинокое миндальное дерево ничего не производит. Виноград любит вяз, а оливковое дерево и мирт – друг друга; также олива и смоква. А у птиц находят дружбу между черным дроздом и дроздом, между вороной и цаплей, между павлинами и голубями; между горлицами и попугаями. Вот что говорит Сафо в своих стихах о павлинах:

 

Порой и сам павлин к голубке белой льнет,

А попугай зеленый все черных горлиц любит…[99]

 

Друзьями являются кит и мелкая рыба. Помимо того, что у животных существует дружба между собой, она возникает у них и с другими вещами – металлами, камнями, а также растениями. Кошки любят траву нипу; говорят, когда они трутся об нее, то оплодотворяются без самца. А в Каппадокии есть кобылы, которые подставляют себя порывам ветра и зачинают от этого. Также лягушки, жабы, змеи и все подобные им ядовитые пресмыкающиеся любят растение, которое называется пчелиный рис; врачи говорят, что, поев его, умирают с хохотом. Черепаха, когда на нее охотится гадюка, ест душицу и этим укрепляется; и аист, съев змею, ищет для излечения душицу. И ласка, сразившись с василиском, ест руту, благодаря чему мы и знаем, что душица и рута эффективны против яда. Вот почему у некоторых животных находят способность или силу устранять болезни. Например, жаба, почувствовав укус какого-либо другого животного или отравление, идет искать руту или шалфей, чтобы ими натереть рану и подобным образом уберечься от яда. Так, люди узнали от зверей многие лекарства и свойства вещей; ласточки дали им знание того, что трава чистотел хороша при болезнях глаз, ибо они пользуются ею для лечения глаз у своих малышей; а когда сорока чувствует себя больной, она несет в свое гнездо лавровый лист и выстилает его им. Журавли, галки, куропатки, черные дрозды очищают желудок тем же самым, чем вороны смягчают действие яда хамелеона; а когда у льва лихорадка, он укрепляется, съедая обезьяну. Чибис, объевшись виноградных ягод, чистится кустарниковой полынью. Самцы оленей показали нам, что трава ясенец (дикий бадьян) очень хорошо выводит стрелы, ибо, будучи раненными, они едят эту траву; то же самое делают и козы в Кандии. А самки оленей незадолго до родов чистят себя специальной травкой, которая называется жабрица. Те, кого укусила фаланга, лечатся, поедая крабов; и свиньи, будучи укушены змеей, очищаются ими. А вороны, отравленные неким родом французского яда, ищут спасения в дубах. Слоны, проглотив хамелеона, очищаются дикой оливой; медведи, когда они ранены мандрагорой, спасаются, поедая муравьев; гуси, утки и другие водоплавающие птицы очищаются диким шалфеем; голуби, горлицы и куры – травой, называемой постенница раскидистая. Журавли пользуются камышом. Леопарды лечатся травой, называемой волчья напасть, калом человека; кабаны – плющом, самки оленей – артишоками.

 

Глава восемнадцатая

О склонности к вражде

 

Существует, кроме того, склонность к вражде, и она есть как бы ненависть и гнев, возмущение, и своего рода упорное физическое отторжение, заставляющее одну вещь стремиться прочь от другой. Подобную склонность имеет ревень по отношению к гневу; патока – к яду; сапфир – к нарыву, сильному возбуждению и болезни глаз; аметист – к пьянству; яшма – к воспалению крови; изумруд – к дурным фантазиям; [Agnus Castus][100]– к похоти; агат – к яду; пион – к началу заболевания; коралл – к вспышке меланхолии и боли живота; топаз – к духовному жару, представляющему собой алчность, похоть и все виды любовных излишеств. Подобная склонность есть также у муравьев к душице, а летучие мыши и чибисы улетают от нее. Душица противна также и особым ядовитым мухам, которые не могут выносить Солнце, и сопротивляется саламандрам, и смертельно ненавидит капусту, до того, что они разрушают друг друга. Огурцы ненавидят масло, и они готовы бегать друг от друга по кругу в случае соприкосновения. Говорят также, что желчь вороны делает людей пугливыми и повсюду бросает их в дрожь.

Несомненны и другие вещи. Например, то, что алмаз, будучи положен рядом с магнитом, лишает его свойства притягивать железо. А овца мчится от петрушки, как от смертельной опасности, но что еще более удивительно, природа запечатлела знак этой смерти в печени овцы, где отчетливо проявляется форма петрушки. Так, козы ненавидят садовый базилик настолько, словно на земле нет ничего более пагубного для них. Опять же среди животных противны друг другу мыши и ласки, поэтому говорят, что, если мозг ласки положить в сычужину, мышь не тронет сыр, а сам сыр не будет портиться. Ящерица настолько противна скорпионам, что пугает одним своим видом, бросая их в холодный пот; соответственно, ее масло их убивает, так же как лечит раны, нанесенные скорпионом. Подобная же враждебность существует и между мышью и скорпионом; соответственно, если мышь будет приложена к нанесенной скорпионом ране, говорят, что та затянется. Кроме того, враждебны скорпионам stalabores, аспиды и осы.

Сообщают также, будто нет ничего более враждебного змеям, чем крабы, и что свиньи, укушенные змеями, лечатся, съедая краба; и когда солнце находится в знаке Рака, змеи мучаются; скорпион и крокодил убивают друг друга; и если птица ибис коснется крокодила одним из своих перьев, он становится обездвиженным; птица, называемая дрофой, улетает при виде лошади; олень-самец тотчас убегает прочь, как увидит барана или гадюку; слон испытывает страх, заслышав хрюканье свиньи, так же как и львы, когда они видят петуха. Пантеры совсем не тронут того, кто полностью натрется куриным бульоном, особенно если он был сварен с чесноком. Также существует антипатия между лисами и лебедями, быками и галками. Подобно этому существует вечная война между собой среди птиц и среди зверей, как, например, между галками и совами, коршунами и воронами, горлицами и витютнями, грифами и орлами, оленями и драконами.

То же самое и среди водных животных – враждуют между собой дельфины и киты, мурены, кефаль и щуки, миноги и морские угри. А осьминог так пугает лобстеров, что те, едва увидев их рядом с собой, тотчас умирают. Боятся друг друга лобстер и морской угорь. Говорят, что виверра застывает перед пантерой в священном ужасе и не может сопротивляться ей или даже коснуться кожи; более того, если они соприкоснутся, то пантера вмиг лишается своего волосяного покрова. Гор-Аполлон также утверждает в «Иероглифике», что если предварительно надеть на себя шкуру виверры, то можно, ничего не опасаясь, пройти среди вооруженных врагов.

Ягненок же очень боится волка и убегает от него. И говорят, что пока хвост, голова или шкура волка находятся в кошаре, овцы ведут себя беспокойно и даже не могут есть. А Плиний упоминает о некой птице кречет, которая разбивает яйца вороны; на птенцов этой птицы часто охотятся лисы, и она в отместку тоже нападает на лисят, утаскивая их, и если ворона это видит, то помогает лисе, атакуя птицу как общего врага. А коноплянка, живущая в чертополохе, ненавидит ослов, потому что они едят цветы чертополоха. Также существует страшная вражда между ослом и маленьким соколом дербником, они на дух не переносят друг друга, от рева осла разрушаются яйца и гибнут птенцы этой птички. Существует такая антипатия между деревом оливой и распутной женщиной, что говорят, если она посадит оливу, та останется бесплодной или совершенно засохнет. Лев ничего так не боится, как зажженного факела, и считается, что его можно укротить только с его помощью, а волк не боится ни меча, ни копья, но страшится камня, поскольку камень причиняет ему рану, в которой образуются черви. Лошадь до того боится верблюда, что не может смотреть даже на его изображение. Слон, будучи в ярости, успокаивается при виде петуха. Змея боится обнаженного человека, но преследует одетого. Быка, находящегося в ярости, укрощают, привязывая его к смоковнице. Янтарь притягивает все, за исключением садового базилика и тех вещей, которые намазаны маслом, с которым он находится в состоянии естественного отторжения.

 

Глава девятнадцатая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: