ЗНАЧЕНИЕ И ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ КОПИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ЖИВОПИСИ




Аннотация: в статье рассматривается значение и особенности выполнения копий в процессе обучения студентов посредством переноса изображения по сетке с фотографии или монитора, отличие данной техники от других. Этапы выполнения такой работы, её цели и значение в обучении студентов художественных и педагогических вузов.

Ключевые слова: копирование художественных произведений, обучение, художественное образование, современные технологии

Во все времена копирование работ мастера играло большую роль в обучении его учеников. В современном же художественном образовании этой теме уделено не очень много внимания, хотя эта дисциплина при грамотном подходе является весьма полезной. Перед художником-педагогом стоит большая и сложная задача, требующая высокой компетентности. При освоении теории и практики создания художественного произведения и методики преподавания ИЗО, копирование работ старых мастеров выполняет образовательные задачи в двух этих дисциплинах одновременно. Выполнение копий позволяет не только проанализировать более внимательно и конкретно произведение искусства, но и проследить метод ведения работы мастера, приобщится к мировой художественной классике, понять и сохранить методы работы классических художников, наглядно убедится в верности принципов декларируемых академической школой искусств.

Выполнение копий — это способ не только правильно взять пропорции, композицию, сверяясь с подлинником, но и возможность проследить работу великого автора. Единожды взглянув на живописное полото, как правило, можно увидеть лишь очень общие характеры, большие формы, сильные и очевидные контрасты и акценты. При более длительном изучении картины происходит более глубокий анализ и менее очевидные вещи становятся явственнее. Копирование полотна мастера дает возможность не только вглядываться в него часами, но и проанализировать его, сделать выводы и в соответствии с ними действовать. Если при работе с натуры или по представлению большую часть работы составляет процесс интерпретации, то готовое и законченное произведение искусства предоставляет уже готовую выверенную интерпретацию, которую остается лишь повторить.

В процессе копирования картины открывается возможность буквально шаг за шагом, мазок за мазком проследить ход работы мастера, проанализировать её, увидеть сквозь проделанную работу ход его мысли. При выполнении копии открывается также возможность сфокусироваться на наиболее интересующем аспекте художественного ремесла, уделить меньше внимания, например, выбору композиции в случае если достигнут определенный уровень мастерства в этой дисциплине, что позволяет уделить внимание работе с цветом или освещённостью.

Перед началом работы необходимо проконсультироваться с преподавателем о выборе объекта копирования и цели этой работы. Важно предельно точное понимание целей и задач, стоящих при выполнении работы, во многом от этого зависит то, каким образом будет выполняться копия. Есть множество способов копирования произведений. Наиболее полезным и важным является работа с оригинала на глаз. Такой способ прекрасно подходит для того чтобы поупражняться в поиске пропорций, колористке, тоновом решении, композиции. Работа на глаз требует много времени, доступности произведения, хорошей подготовки, но и решает множество задач одновременно. Чтобы такая копия удалась следует применить все знания и навыки. Если же задача состоит в том, чтобы попрактиковаться в определённых приёмах, отточить конкретную технику, можно применить другой подход. Таким подходом может быть, например, копирование с фотографии или репродукции.

Рассмотрим копирование с фотографии подробнее. Оно имеет определённое преимущество над калькой или копированием при помощи пантографа. Перевод изображения на холст, используя кальку или пантограф, выполняется механически, при этом не происходит процесса обучения. В то время как перенос по сетке с одной стороны развивает глазомер, а с другой позволяет проанализировать копируемое произведение. В век высоких технологий работа по фотографии стала доступнее и проще. В сети можно без труда отыскать качественные цифровые снимки полотна, которое выбрано в качестве объекта копирования или сделать такую фотографию самостоятельно. Преимущество таких снимков в их доступности и размере. Также такие снимки содержат больше деталей нежели отпечатанные фотографии, и дают возможность максимально близко изучить определённую область картины. Негативным же моментом является различие между реальным полотном и изображением на мониторе (когда работа ведётся с него), на дисплее фотоаппарата, смартфона или при цветокоррекции снимка. Также искажения цвета могут произойти при печати. Из-за этих особенностей в случае, когда целью копирования является работа именно с цветом или тоном, лучше прибегнуть к копированию непосредственно с оригинала.

Рациональным подходом при копировании с монитора или фотографии будет перенос изображения по сетке. Перенос по сетке позволяет добиться пропорций и композиции практически идентичных оригиналу без необходимости их кропотливого поиска. Несмотря на это при использовании этого способа в процессе выполнения приобретаются знания о том, как видятся определённые части в целом произведении и каковы их реальные размеры на картине. Основное же внимание можно уделить тому как решаются пластические элементы с технической точки зрения. Сколько внимания художник уделил той или иной детали картины. То есть пристально изучить, как именно выписаны те или иные фрагменты, как решена та или иная проблема, проанализировать как каждое частное решение влияет на произведение в целом. Важно не механически копировать, срисовывая или повторяя каждый мазок, а проанализировать технику и приёмы работы мастера.

Сам процесс выполнения копии с монитора представляет из себя примерно следующий алгоритм. Необходимо при поддержке педагога выбрать что копировать. В случае самостоятельного выбора необходимо проанализировать историю произведения, к какой школе относился художник и в какой технике его выполнил. Определить задачи и цели этой работы. Найти или сделать самостоятельно фотографию. Фото должно быть максимально близко к оригиналу. Затем привести фотографию к размеру подготовленного для выполнения работы холста, сохраняя пропорции оригинала и нанести на неё сетку. Наиболее загруженные, интересные участки основной сетки стоит разбить на дополнительные более мелкие ячейки. После этого сетка повторяется на холсте. Изображение переносится карандашом, клетка за клеткой. Границы ячеек выступают в качестве системы координат для соотнесения пропорций части изображения внутри клетки на оригинале и копии. Затем работа выполняется в цвете в выбранной технике и соотносится с оригиналом. Подведением итогов работы является сравнение выполненной копии и оригинала, анализ их соответствия и вывод о достижении обозначенных целей и задач.

 

Список литературы

1. Архипов А.А., Хлебников А.С., Пензин И.С. Педагогическая система обучения изобразительному искусству М.В. Матюшина / Искусство и образование. 2018. № 5 (115). С. 177-187.

2. Ваняев В.А Копирование произведений станковой масляной живописи на примере специальной подготовки художника-педагога (современная версия) … канд. пед. наук / Статья в журнале «Наука и школа», июнь-август 2012 г., выпуск №4. – с. 139-143.

3. Зинченко Н.В. Самостоятельная работа студентов на пленэрной практие / Монография / Москва, 2013.

4. Пензин И.С. Зарисовки и набоски / Современные наукоемкие технологии. 2004. № 6. С. 67-68.

5. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок: Учеб. Для студентов худож.-граф. фак. пед. ин-тов.- 2-е изд., доп. и перераб. / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1984. С. 20

6. Рощин С.П. Живопись. Основы теории и практики: учеб. пособие для студентов вузов… доктор пед. наук / С. П. Рощин. – М.: Центр Медиа Проектов "АБФ", 2008.С.29-38.

7. Ростовцев Н.Н, История методов обучения рисованию. Зарубежная школа рисунка: учеб. пособие для студентов худ. – граф. фак. пед. ин-тов по специальности № 2109 "Черчение, рисование и труд" / Н. Н. Ростовцев. – М.: Просвещение, 1981. с. 32-38

8. Филиппова Л.С. Изобразительная грамота как основа пленэрной практики / Наука и школа. 2015. № 5. С. 184-189.

9. Хлебников А.С. История художественного образования в Древнем мире / (от Древнего Египта до Античности). Хрестоматия / Москва, 2017.


IMPORTANCE AND PARTICULARITY OF MAKING COPIES IN STUDENTS’S EDUCATION

Abstract: the article discusses the meaning and features of making copies in the in students’ education by transferring images with the help of a grid, from a photograph or monitor, the difference between this technique and others. Stages of this work, its goals and importance in students’ education in art and pedagogical universities.

Keywords: copying works of art, training, art education, modern technology

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-10-17 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: