АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА




АЛГОРИТМЫАНАЛИЗА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА

АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

Единой схемы анализа стихотворения нет и не может быть, потому что каждое произведение уникально, но существуют некоторые общие принципы и приемы, знание которых помогает в исследовании стихотворного текста.

1. История создания: когда было написано стихотворение, в какую книгу или цикл стихов оно входит, какие характерные для автора темы и мотивы в нем отразились.

2. Определите жанровую природу текста.

3. Что является в этом стихотворении предметом лирического изображения?

4. Какой образ мира создается в лирическом тексте? Подтвердите это деталями и подробностями.

5. Какова композиционная структура произведения и внутренняя реакция на нее?

6. Есть ли в тексте движение лирического сюжета?

7. Каковы особенности лирического хронотопа?

8. Как выражается в тексте лирическое переживание? Дайте характеристику взаимоотношениям между внутренним и внешним миром лирического героя. Какова интенсивность переживания, каков источник переживания?

9. Ритмико-мелодическая и речевая структура стихотворения. Какими тропами пользуется автор и почему? Строфика. Рифма. Размер.

10. Поэтический синтаксис, интонационный рисунок.

11. Звукопись, ее значение. Роль пейзажа или деталей. Мотивы.

12. Какова художественная идея стихотворения? Чем она углубляется? Ответ подкрепите примерами.

13. Сделайте общий вывод об идейно-эстетической концепции стихотворения.

14. Выразите свое отношение к тексту.

 

Продуктивнее сначала охарактеризовать стихотворение в целом, а затем вести анализ по строфам, что соответствует этапам развития лирического сюжета. Затем сделать общий вывод.

АНАЛИЗ ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. История создания. Творческая и жизненная ситуация, в которой формируется замысел и цельный вариант произведения.

2. Центральная тема. Тематика. Проблематика произведения. Круг вопросов, решаемый в тексте. Тип повествования.

3. Жанровое своеобразие, концепция миромодели. Приметы жанра или выразительные (художественные) средства, указывающие на определенный жанр.

4. Заголовочный комплекс (версии интерпретации).

5. Композиция, общая архитектоника произведения. Роль начала и финала текста. Значение сильных позиций.

6. Сюжет и его динамика, композиция сюжета (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка, финал); особенности развития и разрешения художественной коллизии (конфликт).

7. Моделирование ситуации, изображение места и времени действия (хронотопический уровень).

8. Пейзаж, интерьер, обстановка действия.

9. Расстановка художественных образов (эйдологический контур) в их системе и внутренних взаимосвязях.

10. Центральные герои, авторское отношение к ним. Раскрытие характеров, портрет, художественная детализация, символика текста; формы поведения, речь героев, проникновение в сознание героя.

11. Речевой строй произведения (авторское описание, повествование, отступления, рассуждения). Речь героев, диалоги и монологи персонажей, внутренний монолог, поток сознания. Стиль (индивидуальная манера). Мастерство писателя.

12. Пафос. Выражение философско-эстетической концепции автора. Место произведения в творчестве писателя.

 

АНАЛИЗ ДРАМАТИЧЕСКОГО ТЕКСТА

1. История создания.

2. Сценическая история, постановка в театре.

3. Жанровое содержание (номинация формы: трагедия, комедия, драма, фарс, моралите, водевиль). Трансформация жанра, синтез жанров.

4. Принципы моделирования образа мира. Трагическое, комическое, драматическое как типы художественного рисования и отражения реалий действительности.

5. Композиционный строй произведения (архитектонический уровень: действия, явления, акты). Тип конфликта (художественная коллизия), его развитие, приемы разрешения.

6. Драматическая сюжетная ситуация (фабульный состав произведения). Ассоциативный фон сценического действия. Художественная символика. Система лейтмотивов.

7. Художественное время и пространство драмы. Принципы организации хронотопа.

8. Система действующих лиц в их взаимосвязях. Номинация имен, фамилий. Обзор характеристик героев, авторское отношение к действующим лицам. Расстановка действующих лиц по принципу контраста, антиномий.

9. Художественная речь персонажей. Диалоги и монологи, реплики, фразовое членение текста. Авторские ремарки, роль ремарок в комментировании основного действия.

10. Роль развязки. Общие выводы об эстетической содержательности образа мира в драматическом тексте. Возможная открытость финала. Смысловая редупликация художественной идеи.

11. Зрительское восприятие (оценка сценического воплощения в исторической проекции). Место произведения в творчестве писателя-драматурга. Роль текста в общем историко-литературном контексте.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: