Компьютерные технологии в помощь классному руководителю




 

В настоящее время, несмотря на повышение компьютеризации общества, в сфере образования до сих пор нет средств, позволяющих в достаточной мере автоматизировать процесс ведения документации и отчетности.

Одной из составных задач можно рассматривать проблему автоматизации рабочего места классного руководителя.

О своевременности и актуальности рассматриваемой проблемы говорит тот факт, что большую часть своего времени администраторы заведений и преподаватели тратят на оформление различной документации и заполнение картотек. Огромное количество учебных заведений и отсутствие предложений в данной сфере гарантируют высокую потребность в данном продукте.

Классному руководителю необходимо хранить и использовать множество различной документации нужной для эффективной работы. Он всегда должен знать расписание своей группы, а также список преподавателей, которые в ней работают. Также у классного руководителя должны иметься все основные личные сведения о студентах, а также о их родителях. Он ведёт учёт успеваемости и посещаемости учащихся, а также планирует свою деятельность и деятельность группы в рамках учебного заведения.

Классный руководитель подготавливает и проводит родительские собрания, для того чтобы решить возникшие вопросы или оповестить родителей о чём-либо. В его обязанности также входит оказание помощи студентам его группы в подготовке к различным мероприятиям, проводимым в их учебном заведении.

Документы классного руководителя, содержащие информацию, необходимую для разработки автоматизированного рабочего места:

а) журнал классного руководителя, содержащий:

– дневник классного руководителя;

– план работы;

– календарь классного руководителя;

б) личные карточки студентов, содержащие:

– ФИО;

– дату рождения;

– ФИО родителей;

– место работы и должность родителей;

– домашний адрес;

в) сводная ведомость о пропусках содержащая

– количество пропусков по уважительной причине;

– количество прогулов;

г) сводная ведомость об успеваемости, содержащая итоговые оценки за семестр;

д) план проведения мероприятий и классных часов;

е) план проведения родительских собраний.


Глава II. Постановка задачи

Пояснение

 

Проект "Автоматизированное рабочее место (в дальнейшем – АРМ) классного руководителя", предназначен для использования в средней общеобразовательной школе.

Проект содержит в себе четырнадцать таблиц для введения записей в базу данных и три формы: форму для ввода личных данных учеников, форму для ввода контактных данных учеников и форму для ввода данных о родителях учеников. Также проект содержит два запроса и один отчёт. Первый запрос выводит нам информацию о посещении учеников за весь год. Второй запрос показывает успеваемость учеников по одному предмету (алгебра) за все четверти, а также вычисляет средний бал успеваемости по этому предмету. Отчёт выводит личные данные и контактные данные, данные о состоянии здоровья и данные о родителях одной из учениц.

Назначение проекта

 

Проект предназначен для ведения базы данных учеников одного из классов средней школы. В базы можно добавлять и удалять записи, выводить отчет об успеваемости или посещении учеников на печать или просто просмотреть.

Требования к проекту

 

Проект должен обеспечивать добавление, изменение и удаление данных об учениках их посещение и итоговую успеваемость, как по четвертям, так и за весь учебный год. Проект должен обеспечивать возможность вывода на печать выбранной информации об учениках.


Входная информация

 

Для внесения входной информации создана одна база данных - база учеников, состоящая из четырнадцати таблиц.

1. Таблица School. (см. рис. 1) Данная таблица предназначена для ввода личных данных учеников. Она состоит из следующих полей:

Numberpp – Номер по порядку;

Numberld – Номер личного дела ученика;

Surname – Фамилия ученика;

Name – Имя ученика;

Patronimic – Отчество ученика;

Pol – Пол ученика;

Birthdate – Дата рождения ученика;

Nationality – Национальность ученика.

 

Рис.1. Таблица вывода личной информации учеников

 

2. Таблица ContactDate. (см. рис. 2) Данная таблица предназначена для ввода контактных данных учеников. Она состоит из следующих полей:

Number – Номер по порядку;

Surname – Фамилия ученика;

Name – Имя ученика;

Patronimyc – Отчество ученика;

City – Город, в котором проживает ученик;

Ctreat – Улица, на которой проживает ученик;

Home – Номер дома, в котором проживает ученик;

Flat – Номер квартиры, в которой проживает ученик;

DomTelefon – Домашний телефон ученика;

MobTelefon – Мобильный телефон ученика.

 

Рис.2. Таблица вывода контактных данных учеников

 

3. Таблица MedicDate. (см. рис. 3) Данная таблица предназначена для ввода данных о состоянии здоровья учеников. Она состоит из следующих полей:

Number – Номер по порядку;

Surname – Фамилия ученика;

Name – Имя ученика;

High – Рост ученика;

Weight – Вес ученика;

Health – Состояние здоровья ученика (здоров/не здоров).

 

Рис.3. Таблица ввода данных о состоянии здоровья учеников

4. Таблица Parents. (см. рис. 4) Данная таблица предназначена для ввода данных о родителях учеников. Она состоит из следующих полей:

Number – Номер по порядку;

FIOMother – Фамилия, имя, отчество матери ученика;

MBirthDate – Дата рождения матери ученика;

MWork – Место работы матери ученика;

MWTelefon – Рабочий телефон матери ученика;

MMobTelefon – Мобильный телефон матери ученика;

FIOFather – Фамилия, имя, отчество отца ученика;

FBirthDate – Дата рождения отца ученика;

FWork – Место работы отца ученика;

FWTelefon – Рабочий телефон отца ученика;

FMobTelefon – Мобильный телефон отца ученика.

 

Рис.4. Таблица ввода данных о родителях учеников

 

5-9. Таблица FirstVisit. (см. рис. 5) Данная таблица предназначена для ввода данных о посещении учеников по уважительной причине, по неуважительной причине и, в общем, в первой четверти. Она состоит из полей:

Number – Номер по порядку;

Surname – Фамилия ученика;

Name – Имя ученика;

Patronimic – Отчество ученика.

Valid – Количество пропусков ученика по уважительной причине;

UnValid – Количество пропусков ученика по неуважительной причине;

AllVisit – Количество пропусков ученика всего, по уважительной и неуважительной причине, за первую четверть;

Таблицы SecondVisit (посещение учеников во второй четверти), ThirdVisit (посещение учеников в третей четверти), FourtVisit (посещение учеников в четвёртой четверти), TotalVisit (посещение учеников за весь год) заполняются аналогично таблице FirstVisit.

 

Рис.5. Таблица ввода данных о посещении учеников за первую четверть

 

10-14. Таблица FirstProgress. (см. рис. 6) Данная таблица предназначена для ввода данных об итоговой успеваемости учеников по всем предметам за первую четверть. Она состоит из следующих полей:

Number – Номер по порядку;

Surname – Фамилия ученика;

Name – Имя ученика;

Patronimic – Отчество ученика;

Algebra – Оценка за первую четверть по алгебре;

Geometry - Оценка за первую четверть по геометрии;

Russian - Оценка за первую четверть по русскому языку;

Literature - Оценка за первую четверть по литературе;

Physics - Оценка за первую четверть по физике;

Information - Оценка за первую четверть по информатике;

Astronomy - Оценка за первую четверть по астрономии;

Chemy - Оценка за первую четверть по химии;

Biology - Оценка за первую четверть по биологии;

OBG - Оценка за первую четверть по ОБЖ (Основы Безопасности Жизнедеятельности);

Foreign_Language - Оценка за первую четверть по иностранному языку;

History - Оценка за первую четверть по истории;

Social_Science - Оценка за первую четверть по обществознанию;

Geography - Оценка за первую четверть по географии;

Physical_Culture - Оценка за первую четверть по физической культуре;

Native_Language - Оценка за первую четверть по родному языку.

Таблицы SecondProgress(успеваемость учеников за вторую четверть), ThirdProgress(успеваемость учеников за третью четверть), FourtProgress(успеваемость учеников за четвёртую четверть), TotalProgress(итоговая успеваемость учеников за весь год) заполняются аналогично таблице FirstProgress.

 

Рис.6. Таблица ввода данных об успеваемости учеников за первую четверть

 

В Visual FoxPro существует два формата отображения содержимого таблицы – в виде таблицы и в виде формы. В виде таблицы уже показано выше. Формат отображения в виде формы называется экранной формой. Формы являются мощным и гибким средством представления информации. Форма позволяет объединить поля в группы по определенным признакам, что облегчает восприятие информации.

В нашей базе данных первая форма позволяет вводить и просматривать информацию о контактных данных учеников. (см. рис.7)

 

Рис.7. Форма ввода контактных данных учеников

 

Вторая форма позволяет вводить и просматривать информацию о родителях учеников. (см. рис. 8)

Рис.8. форма ввода данных о родителях учеников

 

Третья форма позволяет вводить и просматривать информацию о личных данных учеников. (см. рис. 9)

 

Рис.9. Форма ввода личных данных учеников


2.5 Структура базы данных "АРМ классного руководителя"

 

В Visual FoxPro можно устанавливать постоянные отношения между таблицами, которые будут поддерживаться при создании форм, отчетов и запросов. При определении отношений одна из таблиц является родительской, а другая – дочерней. Для родительской таблицы должен быть определен первичный ключ или ключ – кандидат, а для дочерней – индекс для связи с родительской таблицей. В данной курсовой работе мы установили для таблицы School первичный ключ, а для всех остальных дочерние. На рисунке показана взаимосвязь первой таблицы с остальными. Остальные таблицы больше ни с какими другими не связываются. (см. рис. 10-11)

 

Рис.10. Схема взаимодействия между таблицами

 

Рис.11. Структура базы данных

Выходная информация

 

Выходная информация – это вывод информации в виде отчета или запроса. Запросы предназначены для вывода промежуточной информации на экран. Отчёты нужны для вывода информации на печать.

В данном курсовом проекте сформированы два запроса. Первый запрос Visit выводит список учащихся и подсчитывает их посещаемость за весь год. (см. рис. 12-13).

 

Рис.12. Запрос во время модификации

 

Рис.13. Запрос во время вывода информации на экран

 

Второй запрос Progress выводит итоговые оценки по четвертям по одному предмету, а также подсчитывает средний бал за все четверти (см. рис. 14-15).

 


Рис.14. Запрос во время модификации

 

Рис.15. Запрос во время вывода информации на экран

 

В данном курсовом проекте, для примера, в отчёте мы выводим информацию об одной из учениц класса. (см. рис. 16-17)

 


Рис. 16. Отчёт во время модификации

 

Рис.17. Отчёт во время вывода на печать

 


Заключение

 

Таким образом, БД является важнейшей составной частью информационных систем, которые предназначены для хранения и обработки информации. Изначально такие системы существовали в письменном виде. Для этого использовались различные картотеки, папки, журналы, библиотечные каталоги. Развитие средств вычислительной техники обеспечило возможность для создания и широкого использования автоматизированных информационных систем. Разрабатываются информационные системы для обслуживания различных систем деятельности, системы управления хозяйственными и техническими объектами, модельные комплексы для научных исследований, системы автоматизации проектирования и производства, всевозможные тренажеры и обучающие системы. Современные информационные системы основаны на концепции интеграции данных, характеризующих большими объектами хранимых данных, сложной организацией, необходимостью удовлетворять разнообразные требования многочисленных пользователей. Для управления этими данными и обеспечения эффективности доступа к ним были созданы системы управления данными.

Таким образом, СУБД называют программную систему, предназначенную для создания ЭВМ общей базы данных для множества приложений, поддержания ее в актуальном состоянии и обеспечения эффективности доступа пользователей к содержащимся в ней данным в рамках предоставленных им полномочий.

Приведенная для примера база данных автоматизированного рабочего места классного руководителя разработана в программе FoxPro, которая является одной из самых популярных среди настольных программных систем управления базами данных. Среди причин такой популярности следует отметить:

- высокую степень универсальности и продуманности интерфейса, который рассчитан на работу с пользователями самой различной квалификации. В частности, реализована система управления объектами базы данных, позволяющая гибко и оперативно переходить из режима конструктора в режим их непосредственной эксплуатации;

- глубоко развитые возможности интеграции с другими программными продуктами, входящими в состав Microsoft Office, а также с любыми программами продуктами, поддерживающими технологию OLE;

- богатый набор визуальных средств разработки.

 


Литература

1. Вейскас.Д, В26 Эффективная работа с Мicrosoft Access 97 – Спб: ЗАО «Издательство Питер»,1999.

2. Кауфельд.Дж, К45 FoxPro для «чайников». – К.: «Диалекика», 1995.

3. В.В. Бойко, В.М. Савинков, «Проектирование баз данных информационных систем», М., Финансы и статистика, 1989 г.

4. Селиджтаун.М, В26 «FoxPro 2.5 Практическое пособие» - М: изд. «Москва-Пресс»,1994.

5. Гурвиц Г.А. Разработка реального приложения с использованием Microsoft Visual FoxPro 9. – Х.: Издательство ДВГУПС, 2007.

6. Каратыгин С., Тихонов А., Тихонова Л. Visual Fox Pro 6. – М.: Издательство “ Бином”, 2000.

7. Тихонов А., Тихонова Л. Visual Fox Pro 5. – М.: Издательство “ Бином”, 1997.

8. Введение в системы баз данных» К.2000г.

9. А.Д. Хоменко «Основы современных компьютерных технологий». М. 2000г.

10. Информатика: компьютерная техника. Компьютерные технологии. Пособн. / под ред. А.И. Пушкаря. - К.: Выд. ц. «Академия», 2002.- 704с.

11. Д. Цикритизис, Ф. Лоховски, «Модели данных», М., Финансы и статистика,

1985 г.

12. К. Дейт, «Введение в системы баз данных», М., Наука, 1980 г.

13. К. Дейт, «Руководство по реляционной СУБД», М., Финансы и статистика,1988 г.

14. Д. Мейер, «Теория реляционных баз данных», М., Мир, 1987 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: