Понятие «функции культуры»




Введение

Центральным предметом культурологии выступает понятие культуры. В своем современном значении оно вошло в оборот европейской социальной мысли со второй половины XVIII в., хо­тя представление о культуре возникло значительно раньше.

Слово «культура» происходит от латинского, означавшего возделывание почвы, ее культивирование, т.е. изменение в природном объекте под воз­действием человека в отличие от тех изменений, которые вызваны естест­венными причинами. Уже в этом первоначальном содержании понятия язык выразил важную особенность – единство культуры, человека и его деятель­ности, хотя в понятие «культура» вкладывали и вкладывают самый различ­ный смысл. Так, эллины видели в воспитанности свое главное отличие от «диких», «некультурных варваров». В Средние века слово «культура» ассо­циировалась с личными качествами, с признаками личного совершенствова­ния. В эпоху Возрождения под личным совершенством начинают понимать соответствие гуманистическому идеалу. А с точки зрения просветителей XVIII в. культура означала «разумность». Джамбаттиста Вико (1668 – 1744), Иоганн Готфрид Гердер (1744 – 1803), Шарль Луи Монтескье (1689 – 1755), Жан Жак Руссо (1712 – 1778) считали, что культура проявляется в разумности об­щественных порядков и политических учреждений, а измеряется достиже­ниями в области науки и искусства. Цель культуры и высшее назначение разума совпадают: сделать людей счастливыми. Это уже была концепция культуры, получившая название эвдемонической.

Со второй половины XIX в. понятие «культура» все более приобретает статус научной категории. Она перестает означать только высокий уровень развития общества. Это понятие все чаще стало пересекаться с такими ка­тегориями, как «цивилизация» и «общественно-экономическая формация». Понятие «общественно-экономическая формация» ввел в научный оборот Карл Маркс (1818 – 1883). Оно составляет фундамент материалистического пони­мания истории.

Долгое время понятия «культура» и «цивилизация» были тождественны. Первым провел между ними границу немецкий философ Иммануил Кант (1724 – 1804), а в начале XX в. другой немецкий философ Освальд Шпенглер (1880 – 1936) и вовсе противопоставил их.

В XX в. в научных представлениях о культуре окончательно исчезает на­лет романтизма, придававший ей значение уникальности, творческого по­рыва, высокой духовности, освобождение от бремени повседневности Французский философ Жан Поль Сартр (1905 – 1980) отмечал, что культура никого и ничего не спасает и не оправдывает. Но она дело рук человека, в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо [2, 202].

Оригинально расшифровывал понятие «культура» Н.К. Рерих (1874 – 1947). Он разбивал его на две части: «культ» – почитание, «ур» – свет, т.е. почитание света. Следовательно, девиз Н.К. Рериха «Мир через культуру» в свою очередь должен расшифровываться как «Мир через почитание света», т.е. через утверждение светоносного начала в душах людей.

Что же следует понимать под культурой? Единого ответа нет и не только из-за многозначности самого понятия культуры, но и из-за того, что слово «культура» объединяет различные точки зрения. Сейчас, по оценкам ряда исследователей, существует около тысячи определений культуры.

В современной культурологии наиболее распространены технологиче­ская, деятельностная и ценностная концепции культуры. С точки зрения технологического подхода культура представляет собой определенный уровень производства и воспроизводства общественной жизни. Деятельностная кон­цепция рассматривает культуру как способ и результат жизнедеятельности человека, который отражается во всем обществе. Ценностная (аксиологическая) концепция культуры подчеркивает роль и значение идеальной модели жиз­ни – должного в жизни общества, и культура в ней рассматривается как воплощение, реализация должного в сущее, реальное.

Понятие «культура», – отмечается в Философском словаре, – означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях [12, 292 – 293].

Поэтому мир культуры, любой его предмет или явление – не следствие действия природных сил, а результат усилий самих людей, направленных на совершенствование, преобразование того, что дано самой природой.

Таким образом, понять сущность культуры можно лишь через призму деятельности человека, народов, населяющих планету. Культура не сущест­вует вне человека.

Раскрывая, реализуя сущностный смысл бытия человека, культура одно­временно формирует и развивает саму эту сущность. Человек не рождается социальным, а лишь в процессе деятельности становится таковым. Образо­вание и воспитание – это не что иное, как овладение культурой, процесс передачи ее от одного поколения к другому. Следовательно, культура озна­чает приобщение человека к социуму, обществу [10, 218 – 219].

Любой человек, прежде всего, овладевает той культурой, которая была создана до него, тем самым он осваивает социальный опыт предшествен­ников. Но одновременно в культурный слой он вносит и свой вклад, тем самым обогащая его.


Понятие «функции культуры»

Культура представляет собой многофункциональную систему.

Функции культуры – совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, порождающих и использующих (практикующих) ее в своих интересах.

Если определить культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции. Функцией в общественных науках обычно называют предназначение, роль какого-либо элемента в социальной системе. Социальные функции культуры – это функции, которые культура в целом выполняет по отношению к обществу.

Если мы определяем в конечном итоге культуру как совокупную, постоянно развивающуюся, постоянно возрастающую и накапливаемую в виде ценностей, символов, знаков и знаковых систем информацию, то на основе этого определения можно указать на ее основные функции (роли, значения, которые имеет культура в обществе).

 

Информационная функция.

Можно по-разному выделять и описывать социальные функции культуры. Одна из них – информационная функция (иначе, функция трансляции социального опыта).

Культура представляет собой особый тип информационного процесса, которого не знает природа. У животных информация кодируется биологически, носителем ее является само тело животного. Передача информации от одного поколения к другому происходит генетическим путем, а также в какой-то мере через подражание родителям (у высших животных). Опыт, накопленный отдельной особью в течение жизни, не наследуется ее потомками; каждое новое поколение начинает накапливать опыт "с нуля". Поэтому объем информации, имеющейся в распоряжении рода, от поколения к поколению не увеличивается.

Наличие культуры у людей означает существование "надбиологической" формы информации. Как она образуется? В процессе своей деятельности люди создают звуковые системы (языки), формулы, понятия, которые, будучи созданными (выведенные формулы, нарисованные картины, написанные и опубликованные книги), отделяются от создателя, приобретая самостоятельное, внеличностное существование. Они становятся социальной информацией, принадлежностью общественной культуры. В отличие от биологической, социальная информация, выраженная в знаковых системах, не исчезает и не погибает со смертью ее творца, а передается последующим поколениям, являясь базисным материалом для создания новых форм в феномене культуры. Культура образует специфически человеческий, внегенетический "механизм" ее наследования – социальную наследственность. Благодаря культуре в обществе становится возможным то, что невозможно в животном мире, - историческое накопление и умножение информации, находящейся в распоряжении человека как родового существа. Возникает преемственность как важнейшая закономерность развития культуры, обеспечивающая непрерывность культурного процесса.

По определению Ю.М. Лотмана, культура – это созданный человечеством "механизм, имеющий целью выработку и хранение информации". Она включает в себя множество знаков и знаковых систем, с помощью которых образуются культурные "тексты", в которых эта информация запечатлевается и хранится.

Можно сказать, что культура в человеческом обществе – это то же, что информационное обеспечение в компьютере. Последнее включает в себя машинный язык, память, программы переработки информации. Аналогичные системы, социальная память, хранящая духовные достижения человечества, программы человеческого поведения, отражающие опыт многих поколений. Таким образом, культура выступает как информационное обеспечение общества. Правда, в компьютер информационное обеспечение вкладывается извне, а общество создает его само.

Для развития культуры пагубны любые социальные катаклизмы, особенно революции. Они способны свести на нет творческие усилия многих людей и целых поколений, разрушить осуществляемое культурой информационное обеспечение общества. Культуру по праву считают социальной памятью человечества.

 

Адаптивная функция

В последнее время культурологи все чаще пишут об адаптивной функции культуры. Адаптация в переводе с латинского языка означает прилаживание, приспособление. Всякий вид живых существ в процессе биологической эволюции адаптируется к среде своего обитания. Благодаря изменчивости, наследственности и естественному отбору формируются и генетически передаются из поколения в поколение особенности органов тела и механизмов поведения, обеспечивающие выживание и развитие вида в заданных условиях внешней среды (его "экологической нише"). Однако адаптация человека происходит иначе. В природе живые организмы приспосабливаются к среде, изменяясь в соответствии с заданными условиями своего существования; человек же приспосабливает среду к себе, изменяет ее в соответствии со своими потребностями.

Приспособление человека к среде происходит благодаря культуре, поскольку биологическая эволюция не создала ему достаточных для этого средств. И это приспособление происходит по мере развития культуры. Человек как биологический вид Homo Sapiens не имеет своей природной экологической ниши. Он является "биологически недостаточным" животным, которое не в состоянии вести естественный образ жизни, и вынуждено, чтобы выжить, создавать вокруг себя искусственную, культурную среду. На протяжении всей истории человечества людям постоянно приходится от чего-то защищаться: от холода и жары, от дождя и снега, от ветра и пыли, от множества опасных врагов. Чтобы выжить, человек вынужден создавать необходимые для выживания предметы, которых не произвела природа, словом, создавать искусственный мир, или "вторую природу". В процессе такой работы человек оттачивает свой ум, совершенствует и развивает руку, свои важнейшие органы, необходимые в подобном деле. Развитие культуры дает людям защиту: возможность создавать и использовать одежду, жилище, оружие, лекарства, продукты питания. Биологическая незавершенность, неприспособленность рода человеческого к определенной экологической нище обернулась способностью осваивать любые природные условия путем формирования "защитного слоя" искусственных условий существования. Человек как биологический вид Homo Sapiens остается тем же самым в разных природных условиях, но зато возникает разнообразие его "защитных слоев" - форм культуры, определенных природными условиями жизни этноса. Уже в древние времена у народов, обитавших в разных условиях, складываются разные формы хозяйства и обычаи, они по-разному строят жилища, одеваются и питаются. В их культурах закрепляются исторически выработанные способы адаптации к природным условиям.

Развитие интеллектуальных способностей обеспечило многообразие форм создаваемой культуры: в зависимости от географических и климатических условий человек освоил различные формы хозяйствования, научившись тем самым приспосабливаться к различным природным условиям.

Говоря об адаптационной функции культуры, культуролог А.С. Кармин приводит примеры обоснованности многих культурных традиций, таких, как особенности кухни и медицины.

Многие культурные традиции связаны с каким-то полезным приспособительным эффектом. Традиционное обилие острых приправ и пряностей в пище южан, - пишет он, - это средство задержать ее быструю порчу в жарком климате. Народная медицина у славян и других народов в странах с разнообразной растительностью отличается широким применением траволечения. А в Среднем Китае, где растительный мир небогат, развились методы лечения с помощью прижиганий и уколов заостренными палочками или камешками, давшие начало современной иглотерапии. Обитателям японских островов из-за постоянных землетрясений не было смысла возводить большие и трудоемкие сооружения. Поэтому они с древних времен строили дома не большие, с легкими раздвижными стенками и маленькими комнатками: такие дома легче выдерживали землетрясения, а в случае разрушения их было легче восстановить.

Развитие культуры все в большей степени обеспечивает людям безопасность и комфорт. Увеличивается эффективность труда; побеждаются ранее неизлечимые болезни; растет продолжительность жизни. Однако вместе с тем культурная эволюция рождает и новые угрозы для человечества. Чем выше становится защищенность людей от природных опасностей, тем яснее обнаруживается, что главным врагом является … он сам. Примером является оружие массового уничтожения, создав которое, человек тратит колоссальные усилия и средства, чтобы его запретить, чтобы обезопасить от него человечество. Войны, религиозные распри, зверства и насилие преступников над невинными жертвами, безрассудное отравление и истребление природы – это как бы обратная сторона культурного прогресса, и ее опасности усиливаются с ростом технической вооруженности общества. И чтобы выжить, человечество должно совершенствовать свою собственную природу, свою внутреннюю духовную жизнь.

Окруженный благами цивилизации, человек становится их рабом.

Изучение природы, которым с самого начала был занят человек, позволило открыть в ней такие свойства, которые, давая сомнительные и минутные удовольствия, несут человеку смерть, разрушая, прежде всего его мозг. Уменьшение физических нагрузок и ослабление организма, синтетическая пища, растущее потребление наркотиков, привычка к употреблению медикаментов, накопление вредных изменений в генофонде человечества – все это грозит стать бедой для будущих поколений. Уменьшая свою зависимость от сил природы, люди попадают в зависимость от сил культуры. Поэтому будущее человечества целиком и полностью определяется тем, как и в каком направлении будет оно развивать свою культуру.

 

Коммуникативная функция

Человек живет в обществе, живет вместе и рядом с другими людьми и потому, хочет он этого или нет, ему с этими людьми приходится общаться. Осуществляется коммуникативная функция культуры, Культура, вырабатывая формы такого общения, выступает в качестве его средств. Средствами общения между людьми являются языки, звуковые системы. Результат – так как только благодаря общению люди могут создавать, сохранять и развивать культуру. Культура – это поле человеческого общения. Она связывает людей, объединяет их.

Человеческая коммуникация, связь, общение развивались исторически. На самых ранних этапах антропогенеза, в период, когда не существовала членораздельная речь, наши далекие предки для контактов друг с другом общались при помощи языка жестов и звуков. Появление речи обеспечило человеку возможность передачи разнообразной информации, для которой с возникновением письменности не оказалось препятствий в пространстве и времени. Благодаря письменности становится возможным общение потомков с далекими предками. Новый этап коммуникации начинается с появлением специальных средств связи, из которых сегодня наиболее эффективными являются радио и телевидение. Изобретение письменности создает основу для широкого распространения коммуникации во времени и пространстве. Современная эпоха характеризуется внедрением в повседневную жизнь средств массовой коммуникации (СМК), развитием компьютерных сетей, охватывающих весь мир и делающих возможным мгновенное вступление в контакт с любым источником информации.

В результате развития средств массовой коммуникации чрезвычайно увеличивается количество контактов отдельной личности с другими людьми. Так, по телевизору каждый видит и слышит множество собеседников – и в том числе немало интереснейших. Но эти контакты имеют опосредованный и односторонний характер, зритель в них пассивен, а его возможности обменяться с собеседниками своими мыслями очень ограничены. Огромная масса контактов и вместе с тем дефицит общения – парадокс современной культуры. Можно заметить и еще один момент: с развитием культуры совершенствуется внутренняя сторона коммуникации. У людей высокой культуры возрастает значимость духовных и психологических факторов в общении, вырабатывается повышенная способность к взаимопониманию.

Регулятивная функция

Любая культура вырабатывает нормы поведения и деятельности, указывающие, какие средства достижения целей допустимы, а какие нет, т.е. осуществляется регулятивная функция культуры.

Культурные нормы регламентируют всю человеческую жизнь: труд, развлечения, отношения между полами, этикет и многое другое. В условиях нормального, не кризисного развития, общество охраняет выработанные его культурой нормы и осуждает девиативное (отклоняющиеся от принятых в данной культуре норм) поведение своих граждан. Так, в ряде американских штатов, несмотря на разрешение разводов, супруги штрафуются за измену, а в некоторых штатах даже приговариваются к различным срокам тюремного заключения. В большинстве современных обществ осуждается жестокое обращение с животными. Различные культуры обладают разной степенью нормативности. Например, в настоящее время пишут о "нормативной недостаточности" русской культуры по сравнению со многими другими, а это путь к росту преступности и падению нравственности.

 

Интегративная функция

Любая социальная общность, в которой складывается своя культура, скрепляется этой культурой. Среди членов общности распространяется единая совокупность убеждений, ценностей, идеалов, характерных для данной культуры и определяющих сознание и поведение людей. У них формируется чувство принадлежности к одной культурной группе.

Члены своей группы – "наши" (земляки, сверстники, представители своей профессии, своего социального слоя и т.д.) – кажутся нам по сравнению с людьми "другого круга" более близкими. Мы можем надеяться, что с ними у нас будет больше взаимопонимания. Основанием для этого является наша культурная общность с членами той группы, к которой мы сами принадлежим.

Сохранением культурного наследства, национальных традиций, исторической памяти создает связь между поколениями. На этом строятся историческое единство нации и самосознание народа как существующей на протяжении столетий общности людей. Общая православная вера, введенная князем Владимиром в Киевской Руси, образовала духовную связь между славянскими племенами, поклонявшимися прежде племенным богам, что способствовало сплочению русских княжеств и их объединению вокруг Москвы в борьбе с монгольскими завоевателями.

Как показывает история, культурные связи и общность всегда оказывались сильнее каких-либо других, например, кровнородственных, и не случайно, государства, как правило, складывались на почве культурных общностей и существовали до тех пор, пока существовали эти общности. Примером может быть судьба многонационального Советского государства – СССР, существование которого на протяжении восьми десятилетий поддерживалось марксистской идеологией, а не какие-нибудь иные причины, вызвали распад некогда единого государства.

Единство культуры обеспечивает единство и крепость государства. Это понимали советские государственные лидеры, любыми средствами не допускающие инакомыслия и диссидентства. Это понимают и об этом говорят и наиболее мудрые современные российские политики, выдвигающие общенациональную идею.

Однако в истории человечества в каждую эпоху существуют различные культуры. Культурные различия затрудняют общение людей, мешают их взаимопониманию, выступают как барьеры, разгораживающие социальные группы и сообщества. Люди, принадлежащие к одному с нами культурному кругу, воспринимаются как "Мы", а представители других культурных кругов – как "Они". Солидарность между "нашими" может сопровождаться настороженностью и даже неприязнью по отношению к "чужим", выливаясь в противостояние и вражду.

Но различие культур само по себе вовсе не обязательно порождает напряженность и конфликтность отношений между ними. Недоверие и антипатия по отношению к "чужим" культурам и их носителям – народам, странам, социальным группам и отдельным индивидам – имели определенное оправдание в прошлом, когда контакты между различными культурами были слабыми, редкими и непрочными.

Однако в ходе мировой истории постепенно все больше усиливаются контакты культур, растет их взаимодействие и взаимопроникновение. Различия культур, конечно, сохраняются и в наше время, но дело заключается не в уничтожении этих различий, а в соединении различного.

Культурное единство может иметь разную степень общности. Такой предельной культурной общностью является общечеловеческая культура, но пока это всего лишь тенденция, несуществующий идеал. Существующие широкие культурные общности – это общности, создаваемые мировыми религиями. Это христианский мир, мир ислама, мир буддизма. Но интегративная функция культуры проявляется и существующей тенденции объединения столь разных миров – через науку. И христиане, и мусульмане, и буддисты пользуются компьютерами, одними и теми же математическими и химическими формулами, одними и теми же географическими картами. Сегодня мощный интегрирующий фактор людей различных культур – Интернет.

Культурное разнообразие расцвечивает жизнь человечества, обогащает накапливаемый им опыт. Интегрирующая функция культуры проявляется сегодня не в стирании различий между культурами, а в объединении различных культур, дополняющих друг друга своими лучшими образцами.

Различные культуры, являющиеся в прошлом, да и сегодня (исламский фундаментализм) источником вооруженных столкновений, все больше становятся предметом изучения и освоения все большего числа другой культуры: книги, музыка, мода, национальная кухня преодолевают культурные барьеры и все в большей степени становятся элементами интегрирующего фактора.

 

Функция социализации

Процесс социализации позволяет личности стать полноценным членом общества, занять в нем определенную позицию и жить так, как того требуют обычаи и традиции. Вместе с тем этот процесс обеспечивает сохранение общества, его структуры и сложившихся в нем форм жизни. "Персональный состав" общества постоянно обновляется, люди рождаются и умирают, но благодаря социализации новые члены общества приобщаются к накопленному социальному опыту и продолжают следовать зафиксированным в этом опыте образцам поведения. Конечно, общество со временем изменяется, но и внесение новаций в общественную жизнь тоже, так или иначе, обуславливается унаследованными от предков формами жизни и идеалами.

Культура является важнейшим фактором социализации, определяющим ее содержание, средства и способы. В ходе социализации люди усваивают хранящиеся в культуре программы и научаются жить, мыслить и действовать в соответствии с ними. Освоение социального опыта личностью начинается с раннего детства. Образцы поведения, которые демонстрируют родители, в значительной мере определяют жизненный сценарий, по которому ребенок будет строить свою жизнь. Большое влияние на детей оказывают также примеры поведения, которые они наблюдают у сверстников, учителей и других взрослых.

Но социализация не заканчивается в детстве. Она является непрерывным процессом, который продолжается всю жизнь. Условиями и средствами ее выступают школа и другие учебные заведения, средства массовой информации, труд и трудовой коллектив, неформальная группа и, наконец, самовоспитание.

Каждый человек волею обстоятельств оказывается погруженным в определенный культурный контекст, из которого он черпает свои представления, идеалы, правила жизни, способы действий. В контексте американской культуры поощряются такие качества личности, как уверенность в себе, энергичность, общительность. Индийская культура, напротив, традиционно поддерживает созерцательность, пассивность, самоуглубленность. Культура по-разному регламентирует гендерные (половые) Социальные роли взрослых мужчин и женщин. Почти во всех культурах на мужчин возлагается обязанность обеспечивать благосостояние семьи, а на плечи женщин ложится забота о детях и ведение домашнего хозяйства; мужчины традиционно пользуются большей свободой сексуального поведения, чем женщины. В различных культурных контекстах оказываются молодежь, люди средних лет, старики. Возрастные различия жизненных установок во многом обусловлены не просто биологическими изменениями организма, а закрепленными в культуре представлениями о соответствующем возрасту образе жизни.

Социалистическая культура культивировала такие ценности, как бесплатный труд, уравниловку, безразличие к деньгам. Рецидивы таких "ценностей" пагубно сказываются и по сей день.

Культурный контекст определяет как формы деятельности, связанные с занимаемой личностью позицией, так и принятые в данной социальной среде формы отдыха, психической разрядки (рекреативная или компенсаторная функция культуры). В каждой культуре существуют свои традиции и обычаи, регламентирующие способы снятия накопившегося напряжения. Важнейшую роль играют праздники, культура проведения которых предполагает создание особого радостного настроения. Способы психической разрядки обычно позволяют нарушать стандарты будничной жизни, разрешают раскованность и свободу поведения, выходящую подчас за рамки приличий. Однако и эти, выглядящие иногда совершенно беспорядочными, формы поведения регулируются культурными нормами.

Содержащиеся в культуре ценности и нормы, однако, не всегда обеспечивают успешную социализацию. Патриархальные времена младшие члены семьи нередко оставались почти всю жизнь в подчинении старших, чувствуя себя неполноценными членами общества. В современном западном мире существуют трудности в социализации пожилых. Западная цивилизация вытесняет людей пожилого возраста на обочину общественной жизни, а смерть считается, чуть ли не запретной темой, о которой ни говорить, ни думать не следует.

Кроме того, культурный контекст может создавать почву для асоциальных форм поведения – пьянства, наркомании, проституции, преступности. Эти явления приобретают массовый характер, когда общество оказывается в кризисном состоянии, падает престиж культуры, обесцениваются традиции и идеалы жизни, и, как следствие этого, социализация (особенно молодежи) оказывается недостаточно эффективной.

Культура многолика. Неудачи социализации, связанные как с отклонениями от социально одобряемых форм жизни (девиантное, отклоняющееся поведение), так и с существованием негативных культурных образцов, тоже имеют свои корни в культуре.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. История мировой культуры. Под ред. А.Н. Марковой. – М.,1995.

2. Культурология. История мировой культуры. Дополненное издание. Под ред. А.Н. Марковой. – М., 2003. Изд. "ЮНИТИ".

3. Никитич Л.А. Культурология. Теория. Философия. История культуры. - М., 2005 ООО "Издательство ЮНИТИ-ДАНА".

4. Кармин А.С., Новикова Е.С. Культурология. – СПб.: Питер, 2006.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: