Немецкая школа социологии (Макс Вебер, Георг Зиммель, ФердинантТённис)




Становление социологии, как науки в работах Огюста Конта и Герберта Спенсера

 
Осипов. Возрождение российской социологии. 60-90е годы.

В научный оборот термин социология вводит впервые французский мыслитель Огюст Конт в 3м томе «курса …». В системе О. Контаобоснование осуществляется на основе сформулированного им закона о 3х последовательных стадиях развития общества:
1) Теологическая
2) Метафизическая
3) Позитивная

- На первой теологической стадии человек объясняет все явления на основе религиозных представлений, оперируя понятием сверхъестественного.
- на второй стадии человек от апелляции и сверхъестественного и пытается все объяснить абстракцией сущностей, причин и других философских абстракций.
- На третьей стадии (позитивной), человек приходит к пониманию необходимости наблюдения за явлениями, фиксированию постоянных связей, которые могут устанавливаться между этими явлениями и установить причинно-следственные связи.

Следующий важный вывод, который привёл Конта к необходимости формулирования науки об обществе, связан с законом разделения и кооперации труда. Благодаря этим факторам появилась социология и профессиональные группы, растет разнообразие в обществе и появляется материальное благосостояние, но эти же факторы ведут к разрушению фундамента общества, т.к. они нацелены на концентрацию богатства, эксплуатацию и однобокую социализацию людей.

Т. о. возникает возникают корпорации и внутрикорпоративная эгоистическая мораль, которые могут разрушить основу общества, чувства солидарности и согласия между людьми. По мнению О. Конта, социология должна способствовать установлению солидарности и согласия.
Конт делит социологию на части:
- социальную статику
- социальную динамику

1) Социальная статика должна изучать условия функционирования общественных систем
2) В социальной динамике О. Конт развивает теорию общественного прогресса. Решающими факторами которого, по его мнению, выступают духовное и умственное развитие человека.

Структурный функционализм в работах Эмиля Дюркгейма и Т. Парсонса

 
Социология Эмиля Дюркгейма основана на теории социального факта.

1. Необходимо рассматривать социальные факты как вещи

2. Необходимо дистанцироваться от всех врождённых идей

3. Целое всегда доминирует над составляющими частями

Т.е. источники социальных фактов находятся в обществе, а общество – это автономная система, управляемая своими собственными законами.
Социология, по мнению Э. Дюркгейма, основывается на позиции социальных фактов. Социальный факт специфичен. Это результат объединенных в действии индивидов, но качественно отличающийся по своей природе от того, что происходит на уровне индивидуальных сознаний.
У него основание – это коллективное сознание.
Признание объективной реальности социальным фактом является центральным местом.

Марксистская школа социологии

 
Основные положения марксистской школы социологии:

1. Одним из важнейших принципов является признание закономерностей общественного развития

2. Принцип детерминизма, т.е. признание существования причинно-следственных связей и зависимостей

3. Принцип прогресса, т.е. поступательное и прогрессивное развитие общества

4. Признания своеобразия развития общественных процессов, т.е. концепции развития общества, как естественного исторического процесса

Марксистская школа социологии находит в русле традиционного типа научное и нацелена на признание объективных научных знаний об обществе, но в ней существует и противоположная тенденция, которая ориентирована на то, что у Вебера и Зиммеля называется принципом отнесения к ценностям, т.е. согласования эмпирических данных…

Немецкая школа социологии (Макс Вебер, Георг Зиммель, ФердинантТённис)

 
По мнению М. Вебера и Г. Зиммеля, социология - это пограничная наука. Вебер и Зиммель отвергли такие понятия как народ, человечество, коллективное …. Они считали, чтопредметом исследования социолога может быть только индивид. Наблюдая цепочку реальных действий людей, социолог должен сконструировать их объяснения на основе понимая внутренних мотивов этих людей.

Г. Зиммель в работе «Философия денег» рассматривает глобальные тенденции развития и предполагает глубокий анализ и разделение труда на социальную реальность, человеческую культуру и отчуждение труда.

Ф. Тённис разделил социологию на общую и специальную.
Общая должна изучать все формы сосуществования людей, включая другие аспекты, общие с формой социальной жизни животных.
Специальная подразделяется на чистую (теоретическую), прикладную, эмпирическую (социография).

М. Вебер различает понятие ценностного суждения и отнесения к ценностям. Ценностное суждение всегда личностно и субъективно. Отнесение к ценности - это процесс отбора и организации эмпирического материала.

Главный инструмент познания – идеальные типы. Это предельные понятия, используемые в познании в качестве масштаба для соотнесения и сравнения с ними социально исторической реальности.

2 методологических подхода в социологии:

Позитивизм Антипозитивизм
- методы познания общества те же, что и у науки о природе - объективное и доказательное объяснение социальных процессов - объясняющая социология - Основоположник: О. Конт - у социологии свои особые методы познания - индивидуальный подход и понимание мотивов действий людей - понимающая социология - Основоположник: М. Вебер

 

Ключевые идеи лидеров западноевропейской социологии второй половины 19 века, начала 20 века.

Имя ученого Страна Основные идеи
Огюст Конт Франция Основатель социологии, позитивизма. Социология должна быть точной наукой
Карл Маркс Германия Задача учения не только объяснить мир путем революции
Георг Спенсер Англия Путь развития общества - это эволюция. Органическая социология Спенсера.
Эмиль Дюркгейм Франция Задача социологии – строгое и объективное изучение социальных фактов
Макс Вебер германия Основатель понимающей социологии. Сторонник всеобъемлющей социализации.

 

Особенности развития американской социологии

 

Основные теоретические разработки американских исследований.

Название системы Период разработки Основные идеи
Система Тейлора Рубеж 19-20 веков Для повышения эффективности производства необходимо: 1) Рационализация управления 2) Научная организация труда 3) Дифференцированное материальное стимулирование труда
Теории «Человеческих отношений», Элтон Мэйо Рубеж 20-30х годов 20 века Для повышения эффективности производства важны не только материальные, но и психологические стимулы (благоприятный моральный климат, учет интересов работника…)
Теории «Иерархии потребностей», Абрахам Маслоу Середина 20 века Удовлетворение многообразных потребностей в день существенно определяет очередность и поведение индивидов в каждый данный момент определяется наиболее насущной потребностью. 1) Физиологические 2) Экзистенциональные (самосохранение, личная безопасность) 3) Социальные 4) Престижные 5) Личностные 6) Духовные
Бихевиоризм. Эдуард Дорндайк, Джон Уотсон Рубеж 19-20 века Поведение человека строится по схеме «Стимул ->Реакция». Меняя стимул можно задавать определенные реакции, можно управлять поведением людей, поддерживая гармонию или хаос в обществе

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: