Классификация тестов по предмету диагностирования 1 глава




Рис. 2. Деление тестов на виды

Кроме того, проективные тесты, о которых говорилось вы­ше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.

2.1. Тесты достижений

Тесты достижений конструируются в основном на учебном ма­териале и предназначены для оценки уровней овладения зна­ниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитури­ентов в вузы).

К тестам достижений относятся также и тесты, используе­мые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофи­зиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют ис­ключительно важную роль. Зная особенности характера и тем­перамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т.п., следует подбирать такие ви­ды деятельности, которые наиболее соответствуют этим харак­теристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цвето­вая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообраз­ность использования тестов достижений в целях профориента­ции молодежи здесь несомненна.

2.2. Психологические тесты

Психологические тесты классифицируются по разным основа­ниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на ви­ды, при котором в качестве основания взят предмет диагности­ки. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способно­стей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).

2.2.1. Интеллектуальные тесты

Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастно­му критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активно­сти и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредо­точенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занима­ют ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и ана­логичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчи­тываются количественные показатели уровней интеллектуаль­ного развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию "интеллект" и рас­считывается по формуле:

В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шка­ле умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания ока­зываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма "базового возраста" и поправочного коэффициента "К". Коэффициент "К" соответствует определен­ному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности, умственный возраст, выра­женный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей тако­го-то возраста. К примеру, при тестировании молодого челове­ка 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как боль­шинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23» 1,1, что составляет около 110% ("отличная" норма).

На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количест­венным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое примене­ние, как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.

Таблица 1

КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ

 

IQ Уровень интеллекта Процент проявления
130 и выше Очень высокий интеллект 2,2
120-129 Высокий интеллект 6,7
11 0-119 "Отличная" норма 16,1
90-109 Уровень большинства лиц 50,0
80-89 Сниженная норма 16,1
70-79 Пограничный класс 6,7
69 и ниже Умственный дефект 2,2

В западной психодиагностике показатель IQ положен в ос­нову определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью по­казателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным разви­тием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не мо­жет отражать действительное положение вещей. "Натаскива­ние" и предварительная проверка по тестам Бине-Симона мо­жет значительно повысить итоговый коэффициент IQ испыту­емого.

2.2.2. Тесты способностей

Тесты способностей — это методики, диагностирующие уро­вень развития общих и специальных способностей, определяю­щих успех обучения, профессиональной деятельности и творче­ства. Существует множество тестов для определения как об­щих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты спо­собностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ори­ентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государст­венных учреждениях.

Разновидностью тестов способностей являются тесты кре­ативности.

Тесты креативности — совокупность методик для изуче­ния и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситу­ации, принимать нестандартные решения). Практическое при­менение этих тестов не является в достаточной мере надеж­ным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания, как способностей, так и других качеств личности од­новременно.

2.2.3. Социально-психологические тесты

Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социомет­рические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихоло­гических исследованиях личности и, как отмечает ГМ. Андрее­ва, "никакой особой специфики применения этого метода в со­циально-психологическом исследовании нет: все методологиче­ские нормативы тестов, применяемые в общей психологии, яв­ляются справедливыми и здесь"[1]. Главный вопрос здесь заклю­чается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.

Социометрические тесты имеют иную специфику. Социо­метрия, или "социальное измерение", как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американ­ский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди оте­чественных психологов, занимавшихся в разное время социо­метрическими исследованиями, известны имена ЕС. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, ВЛ. Ядова, И.П. Волкова и др.

С помощью социометрии определяется динамика межлич­ностных и межгрупповых отношений, изучается типология со­циального поведения людей в условиях групповой деятельно­сти, выявляется степень социально-психологической совмести­мости членов группы. При изучении межличностных отноше­ний определяются симпатии и антипатии людей друг к другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопо­нимания), взаимооценки и самооценки индивидов.

Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных от­ношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных кон­кретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степе­ни внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.

2.2.4. Личностные тесты

Личностные тесты — это психодиагностические методики, на­правленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразую комп­лексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опрос­ник Р. Кэттелла (16PF), Миннесотский многофакторный (мно­гопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные оп­росники Г. Айзенка и др. Ко второй группе относятся проек­тивные тестовые методики, разрабатываемые на основе не­определенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпре­тировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интер­претировать содержание сюжетной картинки, завершать неза­конченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т. п. Третью группу составля­ют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характероло­гические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др).

Ниже рассматриваются личностные тестовые методики, ко­торые нашли широкое применение в процессе научно-практи­ческой подготовки слушателей и студентов в Таллинском отде­лении Школы практической психологии.

Многофакторные личностные опросники. Многофактор­ные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт — Р. Кэттеллом (р. 1905 г.), Г. Олпортом (1887—1967) и Г. Айзенком (р. 1916 г.). Р. Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В насто­ящее время созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Со­гласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Ис­пользование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жиз­ненных наблюдений и самоанализа

В процессе работы над созданием многофакторного лич­ностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное назва­ние, характеризующее степень развитости — сильную и сла­бую (табл. 2).

Таблица 2

ПОЛЯРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ОПРОСНИКА Р. КЭТТЕЛЛА

Индекс фактора Положительный полюс Отрицательный полюс
А Аффектотимия (сердечность, доброта) Сизотимия (обособленность, отчужденность)
В Высокий интеллект (умный) Низкий интеллект (глупый)
С Сила "Я" (эмоциональная устойчивость) Слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость)
Е Доминантность (настойчивость, напористость) Конформность (покорность, зависимость)
F Сургенсия (беспечность) Десургенсия (рассудительность, озабоченность)
G Сила "сверх-Я" (высокая совестливость) Слабость "сверх-Я" (недобросовестность)
Н Пармия (смелость) Тректия (робость)
I Премсия (мягкосердечность, нежность) Харрия (суровость, жесткость)
L Протенсия (подозрительность) Алаксия (доверчивость)
М Аутия (мечтательность) Праксерния (практичность)
N Искусственность (проницательность, расчетливость) Безыскусственность (наивность, простота)
О Гипотимия (склонность к чувству вины) Гипертимия (самоуверенность)
q1 Радикализм (гибкость) Консерватизм (ригидность)
Q2 Самодостаточность (самостоятельность) Социабельность (зависимость от группы)
Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) Импульсивность (низкий самоконтроль поведения)
Q4 Фрустрированность (напряженность) Нефрустрированность (расслабленность)

Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. Примеры:

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

а) верно; в) трудно сказать; с) нет

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказы­вать всякие истории:

а) да; в) иногда; с) нет

В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждо­му из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.

Следует иметь в виду, что Р. Кэттеллом были разработаны различные модификации факторных моделей с различным чис­лом входящих в них факторов, однако наиболее известной мо­дификацией является личностный опросник 16PF. Адаптиро­ванный вариант этого опросника в русском переводе приво­дится в приложении 1.

По мнению Р. Мейли, одного из сторонников теории черт, количество факторов (черт) может быть доведено по крайней мере до 33. Это будет необходимо и достаточно для полного психологического описания личности. Полярные значения этих 33 факторов приведены ниже [236, с. 345—346].

1. Уверенность в себе — неуверенность.

2. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность, отсутствие развитого воображения.

3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.

4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.

5. Спокойствие, самообладание — нервозность, невротичность.

6. Мягкость — черствость, цинизм.

7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своево­лие.

8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, тираничность, мстительность.

9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.

10. Реализм — мечтательность (аутизм).

11. Сила воли — безволие.

12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.

13. Последовательность, дисциплина ума — непоследова­тельность, разбросанность.

14. Уверенность — неуверенность.

15. Взрослость — инфантилизм.

16. Тактичность — бестактность.

17. Открытость, контактность — замкнутость, уединенность.

18. Веселость — уныние.

19. Очарованность — разочарованность.

20. Общительность — необщительность.

21. Активность — пассивность.

22. Самостоятельность — конформность.

23. Экспрессивность — сдержанность.

24. Разнообразие интересов — узость интересов.

25. Чувственность — холодность.

26. Серьезность — ветреность.

27. Честность — лживость.

28. Агрессивность — терпимость.

29. Бодрость — депрессия.

30. Оптимизм — пессимизм.

31. Смелость — трусость.

32. Щедрость — скупость.

33. Независимость — зависимость.

Среди других личностных опросников, широко применяе­мых на Западе для изучения личности, реализации типологиче­ского подхода в психодиагностических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный оп­росник (MMPI). Разработкой этого опросника занимались С Хатуэем, Дж. Маккинли, Г. Олпорт. Заслугой Г. Олпорта яв­ляется выдвижение постулата об исключительности человека — каждый человек неповторим и индивидуален, является носите­лем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исклю­чительность и неповторимость.

На основе MMPI-теста вычерчивается профиль личности, проводится факторный анализ данных тестирования, выявля­ются факторы, показатели экстравертированности и нейротизма Профиль личности содержит группы шкал: клинические (шкалы ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужест­венности — женственности, шизофрении и др.) и контрольные (шкалы лжи, достоверности и др.).

Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) нашел широкое распространение в психодиагностиче­ских исследованиях и в России. В частности, большая работа по адаптации опросника в 80-х годах проводилась в Ленинград­ском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, а также московскими психологами. Следует иметь в виду, что на особенности применения MMPI-теста определенное влияние оказывают возраст, пол, образование и отношение испытуемых к процедуре тестирования. Более подробно с тест-опросником MMPI можно ознакомиться в приложении 2.

Личностные опросники Г. Айзенка предназначены для диаг­ностики трех базисных измерений личности: экстраверсии — интроверсии, нейротизма и психотизма.

Экстравертированность представляет собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия).

Нейротизм — это понятие, которое применяется для хара­ктеристики человека, обладающего эмоциональной неустойчи­востью, повышенной тревожностью, плохим самочувствием, ве­гетативными расстройствами. Данный фактор также биполя­рен. Один из полюсов его характеризуется эмоциональной ус­тойчивостью, другой — эмоциональной неустойчивостью. Эмо­циональная устойчивость присуща сангвиникам и флегмати­кам, эмоциональная неустойчивость — холерикам и меланхо­ликам.

Нейротизм, по Г. Айзенку, не тождествен неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагопри­ятных условиях невроз может развиться. Характеризуя типич­ного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, ши­рокий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность. На­против, типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек. Свои действия он планирует забла­говременно, любит порядок, склонен к самоанализу. В своих чувствах сдержан. Согласно Г. Айзенку, высокие показатели экстраверсии и нейротизма соответствуют диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму соответст­вуют тревожности и реактивной депрессии.

По одному из опросников Г. Айзенка можно определить ме­сто испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, а также тип темперамента (см. приложе­ние 3).

Проективные тестовые методики. К личностным относят­ся и так называемые проективные тесты, начало применению которых было положено германским психологом Э. Крепелином (1856—1926), когда он перенес экспериментально-психо­логические исследования в психиатрическую клинику. Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Обс­ледуемым предлагается реагировать на определенные ситуации (интерпретировать содержание сюжетной картинки — тест те­матической апперцепции; завершить незаконченные предло­жения или высказывания одного из действующих лиц на сю­жетной картинке — тест Розенцвейга; дать толкование неопре­деленных очертаний, например чернильных пятен в тесте Роршаха; нарисовать человека или дерево — тест Маховера и т.п.).

Индивид при этом бессознательно вкладывает ("проециру­ет") самого себя при оценках и интерпретации многосюжет­ных объектов. Непроизвольные рисунки (почеркушки) индиви­да на скучной лекции, утомительном совещании также высту­пают в качестве своеобразных проективных тестов, в которых находят выход подсознательные потребности, ожидания, мыс­ли и чувства человека. Об этом хорошо сказано Н.Н. Обозовым: «"витая в облаках" и бездумно чиркая на бумаге, мы графи­чески описываем свои состояния и психологические качества. Неосознаваемые почеркушки — это язык нашего внутреннего мира» [247, с 6].

Проективные методики по своей сущности могут быть от­несены к субъективным методам экспертной оценки. Дейст­вительно, проективный тест со свободным ответом, в котором инструкция и тестовые стимулы неопределенны, допускает вы­бор ответа в очень широких пределах. Этот выбор определяет­ся структурой субъективного опыта испытуемого, его установ­ками и мотивами. Сам ответ может быть представлен, к при- меру, целостными рисунками или текстами, выбором соответ­ствующих объектов или составом определенных конструкций, "Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик, — отмечает А. Г. Шмелев, — можно получить только тогда, когда их результаты оцениваются несколькими независи­мыми экспертами и их результаты проверяются на согласован­ность" [264, с 111].

В Школе практической психологии вопросам отработки психодиагностической методики по проективным рисуночным тестам уделяется большое внимание. Слушатели, как правило, охотно, с увлечением выполняют задания на определение взаи­мосвязей цветовых предпочтений и характера рисунков испы­туемых с их психологическими свойствами, проводят графоло­гический анализ и интерпретацию данных рисуночных тестов, сравнивают выявленные характерологические особенности ис­пытуемых с факторами по тест-опроснику Р. Кэттелла 16PF, которые ранее были определены у этих же испытуемых на предшествующих занятиях. Примеры из практики примене­ния психодиагностической методики по проективным рису­ночным тестам отдельными слушателями Таллинского отделе­ния Школы практической психологии приведены в приложе­нии 4.

Тематический апперцептивный тест (ТАТ) также относит­ся к проективным методикам исследования личности. Он соз­дан X. Морганом и Г. Мюрреем еще в 1935 г. Впоследствии ме­тодика становится известной под именем Г. Мюррея. В ТАТ сюжетные картины представлены в виде определенных ситуа­ций, которые допускают неоднозначную их интерпретацию. В ходе эксперимента испытуемым в определенной последова­тельности предъявляется некоторое количество сюжетных кар­тин, выбранных из стандартных батарей ТАТ в зависимости от пола и возраста обследуемых. Одна батарея ТАТ предназначена для обследования только женщин, другая — только мужчин, третья отдельная — только для мальчиков и девочек до 14 лет. Есть и специальный тест, используемый для любых испытуемых.

Испытуемым предлагается придумать историю-рассказ о том, что привело к ситуации, изображенной на картинках, что происходит в настоящее время, о чем думают персонажи, что они чувствуют, чем эта ситуация может завершиться. Рассказы обследуемых записываются и интерпретируются. После завер­шения обследования проводится беседа с целью получения до­полнительных данных об испытуемом, уточнения обнаружен­ных в рассказах логических неувязок и ошибок восприятия.

Анализ и интерпретация рассказов испытуемых проводится по следующей схеме:

1) определение персонажа, с которым об­следуемый идентифицирует себя (этому способствуют анализ мыслей и чувств персонажа, совпадение испытуемого с ним по полу и возрасту, социальному статусу и т.п.);

2) выявление пси­хологических особенностей персонажа (чувств, желаний, стремлений);

3) определение динамической структуры взаимо­действия личности (персонажа, "героя") и среды.

По Г. Мюррею, сущность этой динамической структуры составляют силы, исходящие от "героя" и от среды. Сочетание этих сил опреде­ляет "тему" сюжетной картины. Отсюда и название теста — тематический.

При составлении историй-рассказов испытуемые опирают­ся, прежде всего, на собственные переживания и неосознанно наделяют ими персонажей, с которыми они идентифицируют себя. При этом истолковывают многозначную ситуацию на сю­жетной картине в соответствии со своим прошлым опытом. Отсюда и второе название теста — апперцептивный (аппер­цепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от об­щего содержания психической деятельности человека и его ин­дивидуальных особенностей).

В настоящее время существует множество модификаций ТАТ: для обследования лиц разного культурного уровня, подро­стков-правонарушителей, людей пожилого и старческого воз­раста и др.

К тестам тематической апперцепции как одной из разно­видностей проективных методик относится и так называемый рисованный апперцептивный тест (PAT), также разработан­ный Г, Мюрреем. В модернизированном виде адаптированный вариант рисованного апперцептивного теста представлен, на­пример, Л.Н. Собчиком восьмью сюжетными картинками [356, с. 37—39].

На картинках в условленной форме изображаются динами­ческие позиции взаимоотношений двух или трех лиц. При этом ни пол и возраст, ни этнические признаки и социальные статусы людей из картинок не явствуют. Расположение фигур и их позы позволяют судить лишь о тех конфликтных ситуаци­ях и жизненных коллизиях, которые возникают в процессе вза­имных отношений людей. Позы третьего участника или наблю­дателя на отдельных картинках могут быть истолкованы как индифферентные, активные или сострадательные. Испытуемым предлагается последовательно, согласно нумерации, рассмот­реть каждую из сюжетных картинок, дать волю своей фанта­зии и кратко описать свое индивидуальное видение представ­ленных позиций.

Особенно эффективно применение PAT для выявления мотивационной направленности подростков, их жизненной пози­ции. Это достигается не путем прямого опроса, а косвенно, с помощью механизмов идентификации испытуемого с кем-ли­бо из изображенных персонажей на сюжетных картинках, с помощью проекций его собственных переживаний. Сюжетные картинки PAT — это своеобразные пиктограммы, с помощью которых испытуемый проецирует свое видение жизненной коллизии. Сюжетные картинки и инструкция к адаптирован­ному варианту PAT по Л.Н, Собчику представлены в приложе­нии 5.

Конечно, по сравнению с собственно тематическим аппер­цептивным тестом PAT обладает несколько меньшими иссле­довательскими возможностями. Однако в силу простоты и ла­коничности его применения РАТ-методика с успехом исполь­зуется при обследовании школьников, в профориентационной работе с молодежью, в клинике неврозов.

К разряду проективных методик относится и пиктограмма. Она представляет собой совокупность графических образцов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пикто­грамма была предложена советским психологом А.Р. Лурия в 30-х гг. и нашла свое применение в психиатрии и медицин­ской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, другие личностные характе­ристики обследуемых (опасения, страхи, тревожность и т.п.). В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применя­ются с целью обнаружения у испытуемых не только рас­стройств памяти, но и нарушений понятийного мышления.

Как известно, понятийное мышление характеризуется исполь­зованием понятий и логических конструкций.

Отметим, что пиктограммы, применяемые в исследователь­ских целях, выполняют роль средства, облегчающего запомина­ние. Но подобные средства не ограничиваются лишь пикто­граммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание. К примеру, мнемотехнические приемы, которые облегчают запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обо­значаются какими-либо легкозапоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются или же визуализируются легко воспринимаемыми и запоминаемы­ми схемами или рисунками [36, с. 166].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: