Рис. 2. Деление тестов на виды
Кроме того, проективные тесты, о которых говорилось выше, входят в состав личностных тестов, а тесты креативности — в состав тестов способностей.
2.1. Тесты достижений
Тесты достижений конструируются в основном на учебном материале и предназначены для оценки уровней овладения знаниями, умениями и навыками, а также для определения общей и профессиональной подготовки применительно к конкретным предметам и курсам обучения. Как правило, тесты достижений рассчитаны на групповую работу в классе, аудитории колледжа, вуза. В ряде учебных заведений тесты заменяют опросно-экзаменационную систему (в том числе при поступлении абитуриентов в вузы).
К тестам достижений относятся также и тесты, используемые для целей профессионального отбора (подбора). Известно, что в профориентационной работе школы и профессиональных учебных заведений правильный и всесторонний учет психофизиологических требований к рабочим профессиям, выявление общих и специальных способностей, особенностей высшей нервной деятельности и характерологических черт играют исключительно важную роль. Зная особенности характера и темперамента учащихся, степень эмоциональной возбудимости и впечатлительности, энергичности, скорость принятия решений, быстроту смены настроений и т.п., следует подбирать такие виды деятельности, которые наиболее соответствуют этим характеристикам. Ведь особенности восприятия и воображения, координированность движений рук, широта поля зрения, цветовая чувствительность, скорость сенсомоторных реакций, вид памяти (образная, логическая, эмоциональная) и мышления (наглядно-действенное, абстрактно-логическое) по-разному влияют на освоение той или иной профессии. Целесообразность использования тестов достижений в целях профориентации молодежи здесь несомненна.
|
2.2. Психологические тесты
Психологические тесты классифицируются по разным основаниям. Здесь рассмотрим деление психологических тестов на виды, при котором в качестве основания взят предмет диагностики. Так, по предмету диагностики психологические тесты делятся на интеллектуальные (тесты интеллекта), тесты способностей, социально-психологические тесты и личностные (тесты личности).
2.2.1. Интеллектуальные тесты
Интеллектуальные тесты предназначены для исследования и качественной оценки (измерения) уровня интеллектуального развития индивида. К группе наиболее известных и широко применяемых тестов интеллекта относятся тесты Д. Векслера (предназначены для измерения уровней развития мышления и отдельных когнитивных процессов — восприятия, внимания, воображения, памяти и др.), батареи тестов Станфорд-Бине (включают задания, направленные на исследование широкого диапазона способностей — от простого манипулирования до абстрактных рассуждений, дифференцированных по возрастному критерию). Применение этих тестов интеллекта позволяет выявить личностные качества испытуемых: уровни их активности и мотивированности, уверенности, настойчивости, сосредоточенности и др. Среди интеллектуальных тестов они занимают ведущее место в зарубежной психологической диагностике. На основе применения батарей тестов Станфорд-Бине и аналогичных им шкал умственного развития Бине-Симона рассчитываются количественные показатели уровней интеллектуального развития испытуемых (IQ, англ. — Intelligence Quotient). Этот коэффициент (IQ) адекватен понятию "интеллект" и рассчитывается по формуле:
|
В свою очередь умственный возраст рассчитывается исходя из так называемого базового возраста, определяемого по шкале умственного развития Станфорд-Бине. Это максимальный возрастной уровень, ниже которого все тестовые задания оказываются доступными для испытуемого. Умственный возраст определяется как сумма "базового возраста" и поправочного коэффициента "К". Коэффициент "К" соответствует определенному числу месяцев и рассчитывается по специальной методике, в основу которой положено решение испытуемым заданий с различной степенью трудности, умственный возраст, выраженный в годах, указывает, что данный индивид по своему умственному развитию соответствует большинству людей такого-то возраста. К примеру, при тестировании молодого человека 23 лет (реальный паспортный возраст) было выявлено, что его умственный возраст равен 25 годам. Из этого следует, что этот молодой человек интеллектуально развит так же как большинство 25-летних. Его коэффициент умственного развития (IQ) = 25 х 23» 1,1, что составляет около 110% ("отличная" норма).
На основе исследования 1700 лиц в возрасте от 16 до 64 лет Д. Векслер, исходя из положения о нормальном распределении статистических показателей, характеризующих интеллект, предложил всех испытуемых классифицировать по количественным показателям коэффициента IQ. Такая классификация коэффициента интеллекта (табл. 1) нашла широкое применение, как в зарубежной, так и в отечественной психологической практике.
|
Таблица 1
КЛАССИФИКАЦИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ ИНТЕЛЛЕКТА ПО Д. ВЕКСЛЕРУ
IQ | Уровень интеллекта | Процент проявления |
130 и выше | Очень высокий интеллект | 2,2 |
120-129 | Высокий интеллект | 6,7 |
11 0-119 | "Отличная" норма | 16,1 |
90-109 | Уровень большинства лиц | 50,0 |
80-89 | Сниженная норма | 16,1 |
70-79 | Пограничный класс | 6,7 |
69 и ниже | Умственный дефект | 2,2 |
В западной психодиагностике показатель IQ положен в основу определения степени интеллектуального развития детей. Следует оговориться, что деление испытуемых с помощью показателя IQ на индивидов с высоким интеллектуальным развитием и на индивидов умственно отсталых в ряде случаев не может отражать действительное положение вещей. "Натаскивание" и предварительная проверка по тестам Бине-Симона может значительно повысить итоговый коэффициент IQ испытуемого.
2.2.2. Тесты способностей
Тесты способностей — это методики, диагностирующие уровень развития общих и специальных способностей, определяющих успех обучения, профессиональной деятельности и творчества. Существует множество тестов для определения как общих, так и специальных (профессиональных) способностей (музыкальных, математических, спортивных и т.п.). Тесты способностей включают задания не только на интеллект, но и на внимание, память, восприятие, ручную и пальцевую моторику. Они широко используются в США для профессиональной ориентации и расстановки кадров в армии, на флоте, в государственных учреждениях.
Разновидностью тестов способностей являются тесты креативности.
Тесты креативности — совокупность методик для изучения и оценки творческих способностей личности (способности порождать необычные идеи, быстро решать проблемные ситуации, принимать нестандартные решения). Практическое применение этих тестов не является в достаточной мере надежным, так как творческие достижения требуют оптимального сочетания, как способностей, так и других качеств личности одновременно.
2.2.3. Социально-психологические тесты
Когда речь идет о применении метода тестов в социальной психологии, то имеют в виду личностные тесты и социометрические тесты. Что касается личностных тестов, о которых речь у нас впереди, то они применяются во всех общепсихологических исследованиях личности и, как отмечает ГМ. Андреева, "никакой особой специфики применения этого метода в социально-психологическом исследовании нет: все методологические нормативы тестов, применяемые в общей психологии, являются справедливыми и здесь"[1]. Главный вопрос здесь заключается в том, насколько можно соотнести тестовые измерения характеристик личности с ее деятельностью и поведением в малой группе.
Социометрические тесты имеют иную специфику. Социометрия, или "социальное измерение", как метод предназначена для измерения межличностных взаимоотношений в малой группе. Основоположником социометрии является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Среди отечественных психологов, занимавшихся в разное время социометрическими исследованиями, известны имена ЕС. Кузьмина, Я.Л. Коломинского, ВЛ. Ядова, И.П. Волкова и др.
С помощью социометрии определяется динамика межличностных и межгрупповых отношений, изучается типология социального поведения людей в условиях групповой деятельности, выявляется степень социально-психологической совместимости членов группы. При изучении межличностных отношений определяются симпатии и антипатии людей друг к другу, ценностные ориентации участников групповой деятельности, особенности социальной перцепции (восприятия и взаимопонимания), взаимооценки и самооценки индивидов.
Социометрические тесты представляют собой своеобразные стандартизированные методики измерения межличностных отношений в малых группах. При ответах на косвенные вопросы испытуемые делают последовательный выбор членов группы, людей, предпочитаемых или отвергаемых в определенных конкретных ситуациях. Такие методики применяют для изучения динамики внутренних межличностных отношений в различных возрастных группах, выявления замкнутых группировок, степени внутригрупповой сплоченности, мотивационной структуры группы и ее конфликтных зон.
2.2.4. Личностные тесты
Личностные тесты — это психодиагностические методики, направленные на оценку эмоционально-волевых компонентов психической деятельности индивида (отношений, мотивации, интересов, эмоций, особенностей поведения) в определенных социальных ситуациях. С помощью таких тестов выявляются устойчивые индивидуальные особенности человека, определяющие его поступки. условно личностные тесты по предмету и цели психологического диагностирования можно разделить на три большие группы. К первой из них относятся многофакторные личностные опросники, дающие разнообразую комплексную оценку степени развитости психологических свойств личности. К ним относятся 16-факторный личностный опросник Р. Кэттелла (16PF), Миннесотский многофакторный (многопрофильный) опросник (MMPI), некоторые личностные опросники Г. Айзенка и др. Ко второй группе относятся проективные тестовые методики, разрабатываемые на основе неопределенных стимулов. Испытуемым предлагается интерпретировать, дополнять, развивать эти стимулы. К примеру, интерпретировать содержание сюжетной картинки, завершать незаконченные предложения, давать толкование неопределенных очертаний чернильных пятен и т. п. Третью группу составляют тестовые методики, выявляющие отдельные устойчивые особенности личности (темперамент, отдельные характерологические черты личности, мотивационные и эмоциональные проявления и др).
Ниже рассматриваются личностные тестовые методики, которые нашли широкое применение в процессе научно-практической подготовки слушателей и студентов в Таллинском отделении Школы практической психологии.
Многофакторные личностные опросники. Многофакторные личностные опросники 16PF и MMPI связаны с именами создателей теории черт — Р. Кэттеллом (р. 1905 г.), Г. Олпортом (1887—1967) и Г. Айзенком (р. 1916 г.). Р. Кэттеллом в процессе экспериментального исследования личности введен метод факторного анализа. Им выделен, описан и обследован ряд реально существующих факторов (черт) личности. В настоящее время созданная Р. Кэттеллом теория черт относится к одной из основных общепсихологических теорий личности. Согласно этой теории, люди отличаются друг от друга по набору и степени развитости у них отдельных независимых черт. Использование факторного анализа сводится к необходимому и достаточному минимуму различных показателей для оценки личности, полученных в результате тестирования, опроса, жизненных наблюдений и самоанализа
В процессе работы над созданием многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелл выявил 16 различных личностных факторов. Каждый из них получил двойное название, характеризующее степень развитости — сильную и слабую (табл. 2).
Таблица 2
ПОЛЯРНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ ФАКТОРОВ ОПРОСНИКА Р. КЭТТЕЛЛА
Индекс фактора | Положительный полюс | Отрицательный полюс |
А | Аффектотимия (сердечность, доброта) | Сизотимия (обособленность, отчужденность) |
В | Высокий интеллект (умный) | Низкий интеллект (глупый) |
С | Сила "Я" (эмоциональная устойчивость) | Слабость "Я" (эмоциональная неустойчивость) |
Е | Доминантность (настойчивость, напористость) | Конформность (покорность, зависимость) |
F | Сургенсия (беспечность) | Десургенсия (рассудительность, озабоченность) |
G | Сила "сверх-Я" (высокая совестливость) | Слабость "сверх-Я" (недобросовестность) |
Н | Пармия (смелость) | Тректия (робость) |
I | Премсия (мягкосердечность, нежность) | Харрия (суровость, жесткость) |
L | Протенсия (подозрительность) | Алаксия (доверчивость) |
М | Аутия (мечтательность) | Праксерния (практичность) |
N | Искусственность (проницательность, расчетливость) | Безыскусственность (наивность, простота) |
О | Гипотимия (склонность к чувству вины) | Гипертимия (самоуверенность) |
q1 | Радикализм (гибкость) | Консерватизм (ригидность) |
Q2 | Самодостаточность (самостоятельность) | Социабельность (зависимость от группы) |
Qз | Контроль желаний (высокий самоконтроль поведения) | Импульсивность (низкий самоконтроль поведения) |
Q4 | Фрустрированность (напряженность) | Нефрустрированность (расслабленность) |
Многофакторный личностный опросник 16PF состоит из 105 вопросов, на которые испытуемый дает ответы, выбирая одну из трех альтернатив. Примеры:
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
а) верно; в) трудно сказать; с) нет
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказывать всякие истории:
а) да; в) иногда; с) нет
В специальном бланке для ответов испытуемый отмечает выбранные альтернативы по каждому из 105 вопросов. По окончании тестирования проводится подсчет баллов по каждому из 16 личностных факторов. В соответствии с полученными результатами вычерчивается профиль личности испытуемого. Данные тестирования анализируются и интерпретируются.
Следует иметь в виду, что Р. Кэттеллом были разработаны различные модификации факторных моделей с различным числом входящих в них факторов, однако наиболее известной модификацией является личностный опросник 16PF. Адаптированный вариант этого опросника в русском переводе приводится в приложении 1.
По мнению Р. Мейли, одного из сторонников теории черт, количество факторов (черт) может быть доведено по крайней мере до 33. Это будет необходимо и достаточно для полного психологического описания личности. Полярные значения этих 33 факторов приведены ниже [236, с. 345—346].
1. Уверенность в себе — неуверенность.
2. Интеллектуальность, аналитичность — ограниченность, отсутствие развитого воображения.
3. Зрелость ума — непоследовательность, алогичность.
4. Рассудительность, сдержанность, стойкость — суетность, подверженность влиянию.
5. Спокойствие, самообладание — нервозность, невротичность.
6. Мягкость — черствость, цинизм.
7. Доброта, терпимость, ненавязчивость — эгоизм, своеволие.
8. Дружелюбие, покладистость, гибкость — ригидность, тираничность, мстительность.
9. Добросердечие, мягкость — злобность, черствость.
10. Реализм — мечтательность (аутизм).
11. Сила воли — безволие.
12. Добросовестность, порядочность — недобросовестность, непорядочность.
13. Последовательность, дисциплина ума — непоследовательность, разбросанность.
14. Уверенность — неуверенность.
15. Взрослость — инфантилизм.
16. Тактичность — бестактность.
17. Открытость, контактность — замкнутость, уединенность.
18. Веселость — уныние.
19. Очарованность — разочарованность.
20. Общительность — необщительность.
21. Активность — пассивность.
22. Самостоятельность — конформность.
23. Экспрессивность — сдержанность.
24. Разнообразие интересов — узость интересов.
25. Чувственность — холодность.
26. Серьезность — ветреность.
27. Честность — лживость.
28. Агрессивность — терпимость.
29. Бодрость — депрессия.
30. Оптимизм — пессимизм.
31. Смелость — трусость.
32. Щедрость — скупость.
33. Независимость — зависимость.
Среди других личностных опросников, широко применяемых на Западе для изучения личности, реализации типологического подхода в психодиагностических исследованиях, следует отметить Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI). Разработкой этого опросника занимались С Хатуэем, Дж. Маккинли, Г. Олпорт. Заслугой Г. Олпорта является выдвижение постулата об исключительности человека — каждый человек неповторим и индивидуален, является носителем своеобразного сочетания качеств и потребностей (черт). Набор этих черт составляет ядро личности, придает ей исключительность и неповторимость.
На основе MMPI-теста вычерчивается профиль личности, проводится факторный анализ данных тестирования, выявляются факторы, показатели экстравертированности и нейротизма Профиль личности содержит группы шкал: клинические (шкалы ипохондрии, депрессии, истерии, психопатии, мужественности — женственности, шизофрении и др.) и контрольные (шкалы лжи, достоверности и др.).
Миннесотский многопрофильный личностный опросник (MMPI) нашел широкое распространение в психодиагностических исследованиях и в России. В частности, большая работа по адаптации опросника в 80-х годах проводилась в Ленинградском психоневрологическом институте им. В.М. Бехтерева, а также московскими психологами. Следует иметь в виду, что на особенности применения MMPI-теста определенное влияние оказывают возраст, пол, образование и отношение испытуемых к процедуре тестирования. Более подробно с тест-опросником MMPI можно ознакомиться в приложении 2.
Личностные опросники Г. Айзенка предназначены для диагностики трех базисных измерений личности: экстраверсии — интроверсии, нейротизма и психотизма.
Экстравертированность представляет собой характеристику индивидуально-психологических различий человека, крайние полюса которой соответствуют направленности личности либо на мир внешних объектов (экстраверсия), либо на явления его собственного субъективного мира (интроверсия).
Нейротизм — это понятие, которое применяется для характеристики человека, обладающего эмоциональной неустойчивостью, повышенной тревожностью, плохим самочувствием, вегетативными расстройствами. Данный фактор также биполярен. Один из полюсов его характеризуется эмоциональной устойчивостью, другой — эмоциональной неустойчивостью. Эмоциональная устойчивость присуща сангвиникам и флегматикам, эмоциональная неустойчивость — холерикам и меланхоликам.
Нейротизм, по Г. Айзенку, не тождествен неврозу. Однако у лиц с высокими показателями по данной шкале в неблагоприятных условиях невроз может развиться. Характеризуя типичного экстраверта, Г. Айзенк отмечает его общительность, широкий круг знакомств, импульсивность, оптимистичность. Напротив, типичный интроверт — это спокойный, застенчивый, интроспективный человек. Свои действия он планирует заблаговременно, любит порядок, склонен к самоанализу. В своих чувствах сдержан. Согласно Г. Айзенку, высокие показатели экстраверсии и нейротизма соответствуют диагнозу истерии, а высокие показатели по интроверсии и нейротизму соответствуют тревожности и реактивной депрессии.
По одному из опросников Г. Айзенка можно определить место испытуемого в двухфакторной модели экстравертированности и нейротизма, а также тип темперамента (см. приложение 3).
Проективные тестовые методики. К личностным относятся и так называемые проективные тесты, начало применению которых было положено германским психологом Э. Крепелином (1856—1926), когда он перенес экспериментально-психологические исследования в психиатрическую клинику. Эта группа методик предназначена для диагностики личности. Обследуемым предлагается реагировать на определенные ситуации (интерпретировать содержание сюжетной картинки — тест тематической апперцепции; завершить незаконченные предложения или высказывания одного из действующих лиц на сюжетной картинке — тест Розенцвейга; дать толкование неопределенных очертаний, например чернильных пятен в тесте Роршаха; нарисовать человека или дерево — тест Маховера и т.п.).
Индивид при этом бессознательно вкладывает ("проецирует") самого себя при оценках и интерпретации многосюжетных объектов. Непроизвольные рисунки (почеркушки) индивида на скучной лекции, утомительном совещании также выступают в качестве своеобразных проективных тестов, в которых находят выход подсознательные потребности, ожидания, мысли и чувства человека. Об этом хорошо сказано Н.Н. Обозовым: «"витая в облаках" и бездумно чиркая на бумаге, мы графически описываем свои состояния и психологические качества. Неосознаваемые почеркушки — это язык нашего внутреннего мира» [247, с 6].
Проективные методики по своей сущности могут быть отнесены к субъективным методам экспертной оценки. Действительно, проективный тест со свободным ответом, в котором инструкция и тестовые стимулы неопределенны, допускает выбор ответа в очень широких пределах. Этот выбор определяется структурой субъективного опыта испытуемого, его установками и мотивами. Сам ответ может быть представлен, к при- меру, целостными рисунками или текстами, выбором соответствующих объектов или составом определенных конструкций, "Более надежную и валидную информацию с помощью этих методик, — отмечает А. Г. Шмелев, — можно получить только тогда, когда их результаты оцениваются несколькими независимыми экспертами и их результаты проверяются на согласованность" [264, с 111].
В Школе практической психологии вопросам отработки психодиагностической методики по проективным рисуночным тестам уделяется большое внимание. Слушатели, как правило, охотно, с увлечением выполняют задания на определение взаимосвязей цветовых предпочтений и характера рисунков испытуемых с их психологическими свойствами, проводят графологический анализ и интерпретацию данных рисуночных тестов, сравнивают выявленные характерологические особенности испытуемых с факторами по тест-опроснику Р. Кэттелла 16PF, которые ранее были определены у этих же испытуемых на предшествующих занятиях. Примеры из практики применения психодиагностической методики по проективным рисуночным тестам отдельными слушателями Таллинского отделения Школы практической психологии приведены в приложении 4.
Тематический апперцептивный тест (ТАТ) также относится к проективным методикам исследования личности. Он создан X. Морганом и Г. Мюрреем еще в 1935 г. Впоследствии методика становится известной под именем Г. Мюррея. В ТАТ сюжетные картины представлены в виде определенных ситуаций, которые допускают неоднозначную их интерпретацию. В ходе эксперимента испытуемым в определенной последовательности предъявляется некоторое количество сюжетных картин, выбранных из стандартных батарей ТАТ в зависимости от пола и возраста обследуемых. Одна батарея ТАТ предназначена для обследования только женщин, другая — только мужчин, третья отдельная — только для мальчиков и девочек до 14 лет. Есть и специальный тест, используемый для любых испытуемых.
Испытуемым предлагается придумать историю-рассказ о том, что привело к ситуации, изображенной на картинках, что происходит в настоящее время, о чем думают персонажи, что они чувствуют, чем эта ситуация может завершиться. Рассказы обследуемых записываются и интерпретируются. После завершения обследования проводится беседа с целью получения дополнительных данных об испытуемом, уточнения обнаруженных в рассказах логических неувязок и ошибок восприятия.
Анализ и интерпретация рассказов испытуемых проводится по следующей схеме:
1) определение персонажа, с которым обследуемый идентифицирует себя (этому способствуют анализ мыслей и чувств персонажа, совпадение испытуемого с ним по полу и возрасту, социальному статусу и т.п.);
2) выявление психологических особенностей персонажа (чувств, желаний, стремлений);
3) определение динамической структуры взаимодействия личности (персонажа, "героя") и среды.
По Г. Мюррею, сущность этой динамической структуры составляют силы, исходящие от "героя" и от среды. Сочетание этих сил определяет "тему" сюжетной картины. Отсюда и название теста — тематический.
При составлении историй-рассказов испытуемые опираются, прежде всего, на собственные переживания и неосознанно наделяют ими персонажей, с которыми они идентифицируют себя. При этом истолковывают многозначную ситуацию на сюжетной картине в соответствии со своим прошлым опытом. Отсюда и второе название теста — апперцептивный (апперцепция — зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей).
В настоящее время существует множество модификаций ТАТ: для обследования лиц разного культурного уровня, подростков-правонарушителей, людей пожилого и старческого возраста и др.
К тестам тематической апперцепции как одной из разновидностей проективных методик относится и так называемый рисованный апперцептивный тест (PAT), также разработанный Г, Мюрреем. В модернизированном виде адаптированный вариант рисованного апперцептивного теста представлен, например, Л.Н. Собчиком восьмью сюжетными картинками [356, с. 37—39].
На картинках в условленной форме изображаются динамические позиции взаимоотношений двух или трех лиц. При этом ни пол и возраст, ни этнические признаки и социальные статусы людей из картинок не явствуют. Расположение фигур и их позы позволяют судить лишь о тех конфликтных ситуациях и жизненных коллизиях, которые возникают в процессе взаимных отношений людей. Позы третьего участника или наблюдателя на отдельных картинках могут быть истолкованы как индифферентные, активные или сострадательные. Испытуемым предлагается последовательно, согласно нумерации, рассмотреть каждую из сюжетных картинок, дать волю своей фантазии и кратко описать свое индивидуальное видение представленных позиций.
Особенно эффективно применение PAT для выявления мотивационной направленности подростков, их жизненной позиции. Это достигается не путем прямого опроса, а косвенно, с помощью механизмов идентификации испытуемого с кем-либо из изображенных персонажей на сюжетных картинках, с помощью проекций его собственных переживаний. Сюжетные картинки PAT — это своеобразные пиктограммы, с помощью которых испытуемый проецирует свое видение жизненной коллизии. Сюжетные картинки и инструкция к адаптированному варианту PAT по Л.Н, Собчику представлены в приложении 5.
Конечно, по сравнению с собственно тематическим апперцептивным тестом PAT обладает несколько меньшими исследовательскими возможностями. Однако в силу простоты и лаконичности его применения РАТ-методика с успехом используется при обследовании школьников, в профориентационной работе с молодежью, в клинике неврозов.
К разряду проективных методик относится и пиктограмма. Она представляет собой совокупность графических образцов для изучения опосредованного запоминания. Впервые пиктограмма была предложена советским психологом А.Р. Лурия в 30-х гг. и нашла свое применение в психиатрии и медицинской психологии в качестве диагностической методики. Этот метод выявляет скрытые мотивы, другие личностные характеристики обследуемых (опасения, страхи, тревожность и т.п.). В психиатрии и медицинской практике пиктограммы применяются с целью обнаружения у испытуемых не только расстройств памяти, но и нарушений понятийного мышления.
Как известно, понятийное мышление характеризуется использованием понятий и логических конструкций.
Отметим, что пиктограммы, применяемые в исследовательских целях, выполняют роль средства, облегчающего запоминание. Но подобные средства не ограничиваются лишь пиктограммами. Известно множество других кодированных сигналов (символов), облегчающих запоминание. К примеру, мнемотехнические приемы, которые облегчают запоминание учебного материала, когда отдельные мнемотехнические элементы обозначаются какими-либо легкозапоминающимися символами, подвергаются определенному упорядочению, рифмуются или же визуализируются легко воспринимаемыми и запоминаемыми схемами или рисунками [36, с. 166].