Формирование умений и навыков исследовательской деятельности обучающихся в контексте введения ФГОС.




Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего – это его способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.

Системообразующим компонентов ФГОС второго поколения является результат образования, рассматриваемый в контексте деятельностной парадигмы образования. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится осмысление, освоения и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. Стандарты нового поколения помогают научить ребенка учиться. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создать реальные условия для развития активной личности, способной к продуктивным решениям [3].

Сейчас в Российском образовании как никогда актуальна проблема интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества. Оба метода непросто формируют умения, компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем [5].

Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся по алгоритму и проектирование и исследовательская деятельность. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную форму работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности [5].

Такие занятия для учащихся переходят в иное психическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт им возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.

В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначен компетентностный подход в обучении. Такой подход создает условия для качественного личностно ориентированного обучения. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени [7].

Рассмотрим исследовательскую компетентность. Она включает в себя информационные компетенции: поиск знаний, отбор, систематизацию, обобщение и анализ. Организационные компетенции — выдвижение гипотезы, постановка цели, задач, поиск методов решения, обоснование той или иной методики. Сюда же относятся коммуникативные компетенции, умение работать в коллективе, умение презентовать свою работу, отстаивать свою точку зрения. Несложно увидеть те универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы в процессе обучения в основной школе. Исследовательская деятельность учащихся «способствует формированию универсальных учебных действий, выявлению одарённых и высокомотивированных детей, повышению успеваемости» и результативности по предмету, кроме того, может быть формой внеурочной занятости ребёнка.

Необходимо разрабатывать индивидуальный план развития ребёнка и систему мер по развитию детей в целом. Основой является создание благоприятных условий для формирования исследовательской компетентности детей, обеспечение психологической, педагогической и социальной поддержки школьников [6].

Анализ состояния осуществляемой системы работы с детьми, позволяет определить её сильные и слабые стороны. Положительный момент участия детей в исследовательской деятельности — выявление одарённых детей, формирование универсальных учебных действий, повышение учебной результативности и результативности участия в олимпиадах и конференциях. Участие в очных мероприятиях позволяет детям общаться с единомышленниками, взаимообучаться, учиться самокритично оценивать свои результаты, заряжаться исследовательским азартом и желанием достичь лучших результатов. Наряду с этим есть проблемы, низкая образовательная мотивация учащихся, учебная перегруженность, неумение распределить учебную нагрузку ведет к падению интереса к исследовательской деятельности [4].

О результатах исследовательской деятельности можно судить по тому, что ученики заинтересованы в результате своей работы, они с желанием выполняют работу, при её защите показывают глубокие знания материала, речь грамотная, сообщение логично построено, высказывания аргументированы, для защиты созданы мультимедийные фильмы.


Заключение.

Стремительно развивающиеся технологии требуют от общества воспитания человека, способного практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные вопросы. Задача современного образования — подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в нестандартную ситуацию, он смог выбрать наиболее оптимальный способ действия [1].

Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда предмет предстанет как могучее орудие познания. Вот почему в системе развивающего обучения одним из приоритетных становится метод исследовательского обучения, когда ученик опираясь на личный образовательный опыт и определенную технологию сам получает результат – продукт своей деятельности.

При ведении исследовательской деятельности осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары [2].

Учащиеся способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе аудио-видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное.

Учебно-исследовательская деятельность учащихся является творческим процессом совместной деятельности учащихся и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, способствует повышению мотивации учебной работы, предусматривает влияние на выбор дальнейшей профессиональной деятельности, формирует научное мировоззрение [4].


Список литературы:

1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.

2. Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. Уральский гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1997.

3. Коряковцева О.А., Плуженская Л.В., Тарханова И.Ю., Федорова П.С. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/node10.html

4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.-2001 № 5

5. Полат Е.С. Метод проектов // Интернет библиотека методики и информационной поддержки развития образования / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
https://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm

6. www.vernadsky.dnttm.ru- сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.

7. www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника»

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-13 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: