Сегодня мы наблюдаем стремительные изменения во всем обществе, которые требуют от человека новых качеств. Прежде всего – это его способность к творческому мышлению, самостоятельности в принятии решений, инициативности.
Системообразующим компонентов ФГОС второго поколения является результат образования, рассматриваемый в контексте деятельностной парадигмы образования. Процесс учения в рамках данной парадигмы понимается не просто как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития. Главным направлением в работе каждого учителя на ближайшие годы становится осмысление, освоения и внедрение в практику работы системно-деятельностного подхода. Стандарты нового поколения помогают научить ребенка учиться. Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создать реальные условия для развития активной личности, способной к продуктивным решениям [3].
Сейчас в Российском образовании как никогда актуальна проблема интеграции новых информационных и образовательных технологий в процессе проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы проявления и развития их творчества. Оба метода непросто формируют умения, компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического применения для решения конкретных проблем [5].
Исследовательская деятельность учащихся может быть представлена разными способами: предметная исследовательская деятельность учащихся по алгоритму и проектирование и исследовательская деятельность. Необходимо через различные формы организации: урок, элективный курс, профильное обучение, групповую, индивидуальную, парную форму работы формировать у учащихся навыки проектно-исследовательской деятельности [5].
|
Такие занятия для учащихся переходят в иное психическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве первооткрывателя, исследователя. Всё это даёт им возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и видеть их применение на практике.
В Федеральном государственном образовательном стандарте обозначен компетентностный подход в обучении. Такой подход создает условия для качественного личностно ориентированного обучения. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени [7].
Рассмотрим исследовательскую компетентность. Она включает в себя информационные компетенции: поиск знаний, отбор, систематизацию, обобщение и анализ. Организационные компетенции — выдвижение гипотезы, постановка цели, задач, поиск методов решения, обоснование той или иной методики. Сюда же относятся коммуникативные компетенции, умение работать в коллективе, умение презентовать свою работу, отстаивать свою точку зрения. Несложно увидеть те универсальные учебные действия, которые должны быть сформированы в процессе обучения в основной школе. Исследовательская деятельность учащихся «способствует формированию универсальных учебных действий, выявлению одарённых и высокомотивированных детей, повышению успеваемости» и результативности по предмету, кроме того, может быть формой внеурочной занятости ребёнка.
|
Необходимо разрабатывать индивидуальный план развития ребёнка и систему мер по развитию детей в целом. Основой является создание благоприятных условий для формирования исследовательской компетентности детей, обеспечение психологической, педагогической и социальной поддержки школьников [6].
Анализ состояния осуществляемой системы работы с детьми, позволяет определить её сильные и слабые стороны. Положительный момент участия детей в исследовательской деятельности — выявление одарённых детей, формирование универсальных учебных действий, повышение учебной результативности и результативности участия в олимпиадах и конференциях. Участие в очных мероприятиях позволяет детям общаться с единомышленниками, взаимообучаться, учиться самокритично оценивать свои результаты, заряжаться исследовательским азартом и желанием достичь лучших результатов. Наряду с этим есть проблемы, низкая образовательная мотивация учащихся, учебная перегруженность, неумение распределить учебную нагрузку ведет к падению интереса к исследовательской деятельности [4].
О результатах исследовательской деятельности можно судить по тому, что ученики заинтересованы в результате своей работы, они с желанием выполняют работу, при её защите показывают глубокие знания материала, речь грамотная, сообщение логично построено, высказывания аргументированы, для защиты созданы мультимедийные фильмы.
|
Заключение.
Стремительно развивающиеся технологии требуют от общества воспитания человека, способного практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные вопросы. Задача современного образования — подготовка выпускника такого уровня, чтобы, попадая в нестандартную ситуацию, он смог выбрать наиболее оптимальный способ действия [1].
Учебную дисциплину надо изучать не столько ради лишних фактов, сколько ради процесса их получения, и тогда предмет предстанет как могучее орудие познания. Вот почему в системе развивающего обучения одним из приоритетных становится метод исследовательского обучения, когда ученик опираясь на личный образовательный опыт и определенную технологию сам получает результат – продукт своей деятельности.
При ведении исследовательской деятельности осваиваются новые формы учебной деятельности: дискуссии, диспуты, семинары [2].
Учащиеся способны не только получать информацию с помощью таблиц, схем, графиков, диаграмм, но и составлять их самостоятельно на основе текста или других таблиц, схем, графиков, диаграмм, а также на основе аудио-видеоматериалов, вещественных источников. Подобная деятельность развивает умения анализировать, классифицировать, сравнивать, выявлять общее и частное.
Учебно-исследовательская деятельность учащихся является творческим процессом совместной деятельности учащихся и учителя по поиску решения неизвестного, в ходе которого осуществляется передача между ними культурных ценностей, способствует повышению мотивации учебной работы, предусматривает влияние на выбор дальнейшей профессиональной деятельности, формирует научное мировоззрение [4].
Список литературы:
1. Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. 2-е изд. М.: Просвещение, 2011.
2. Ганеев Х.Ж. Теоретические основы развивающего обучения математике. Уральский гос. пед. ун-т, Екатеринбург, 1997.
3. Коряковцева О.А., Плуженская Л.В., Тарханова И.Ю., Федорова П.С. Актуальные вопросы перехода российской высшей школы на Федеральные государственные образовательные стандарты третьего поколения / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL: https://cito-web.yspu.org/link1/metod/met156/node10.html
4. Леонтович А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся/А.В. Леонтович// Школьные технологии.-2001 № 5
5. Полат Е.С. Метод проектов // Интернет библиотека методики и информационной поддержки развития образования / [Электронный ресурс] — Режим доступа. — URL:
https://schools.keldysh.ru/labmro/lib/polat2.htm
6. www.vernadsky.dnttm.ru- сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В.И. Вернадского.
7. www.issl.dnttm.ru- сайт журнала «Исследовательская работа школьника»