Как он писал своих героев




ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР.

КОГДА ОН СОЗДАВАЛ СВОИ ШЕДЕВРЫ, СОСЕДЯМ МОЖНО БЫЛО ПОСОЧУВСТВОВАТЬ
Справка: Фазиль Искандер, не считая прочих более мелких наград, был лауреатом трех Государственных премий: Государственная премия СССР (1989) — за роман «Сандро из Чегема», Государственная премия Российской Федерации (1994), Государственная премия Российской Федерации — за вклад в развитие отечественной литературы (2014)). В честь него назван астероид открытый 4 августа 1983 года, а в 2009 году выпущена посвященная ему памятная серебряная монета. Книги Ф.Искандера переведены на десятки языков мира).

О Фазиле Абдуловиче Искандере (1929-2016) - писателе и поэте, об уникальном характере его солнечного и грустного дара и о его пути к Богу рассказывает Наталья Борисовна Иванова, первый заместитель главного редактора литературного журнала «Знамя», литературный критик, автор книги о Фазиле Искандере «Смех против страха».

О печали

О Фазиле Искандере я узнала благодаря журналу «Новый мир», который выписывали родители. Когда я прочитала «Созвездие Козлотура» – я тогда училась в школе, – я была поражена тем, как эта вещь сделана. У меня еще со школьных лет есть привычка: если я понимаю, что это замечательное произведение, я начинаю тут же читать его заново, чтобы понять, как это чудо могло произойти. Тогда у меня было абсолютное ощущение шедевра.

Несмотря на красоту яркого детства, запечатленную в его детских рассказах о Чике, в «Сандро из Чегема», несмотря на то, что его проза о том времени искрилась радостью, как море под солнцем, детство его было очень трудным. Он не любил о нем говорить.

Отца арестовали и выслали из страны, когда Фазилю Искандеру было лет восемь. Отец был иранцем, потомком иранских купцов, обосновавшихся в Абхазии. Иранские власти отправили его на какой-то тюремный остров, где он и погиб. Так рассказывал Фазиль Абдулович.

----------------------------------------------------------- ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР ----------------------------------------------------------- 2

О смехе

Я видела Фазиля Абдуловича в разных ситуациях – и во время истории с «Метрополем» (самиздатовский литературный альманах, вышедший в 1979 году в Москве тиражом 12 экземпляров. Среди авторов – Виктор Ерофеев, Белла Ахмадулина, Евгений Рейн, Андрей Вознесенский, Генрих Сапгир, Фазиль Искандер и другие. Авторы подверглись гонениям и травле. – Ред.) Всех, кто принял участие в «Метрополе», перестали печатать, кто-то из них вышел из Союза писателей, как Липкин и Лиснянский, кто-то нет, Фазиль Абдулович не вышел, но его не печатали, и на что они с семьей жили, я не знаю.

А потом я услышала в доме творчества, как Фазиль читает свои рассказы и поняла, что, несмотря ни на какие ограничения, его работа, личность и талант развиваются. Но как они развивались? Он вошел в литературу как человек солнечного дара, и, несмотря на его пессимизм, иногда скрываемый, иногда нет, это была абсолютно солнечная проза.

И роман «Сандро из Чегема», несмотря на то, что там прочитывалось очень многое про отвратительные страницы нашей истории, все-таки был написан очень смешно – недаром я назвала свою книжку о Фазиле «Смех против страха».

Как он писал своих героев

Президент Ельцин вручает Фазилю Искандеру медаль «За заслуги перед Отечеством» III степени, 1999 г.
У Фазиля Абдуловича есть очень смешные чисто личные вещи – например, когда он писал своих героев, он их воображал через самого себя, он становился тем, про кого он писал. Он проговаривал очень многое, и поэтому ходил по своему кабинету, как тигр; когда придумывал какие-то фразы и повороты сюжета, он мог бросать мебель на пол, а если герой делал что-то ужасное или боролся с кем-то, топал ногами.

Он писал по ночам, поэтому соседей оставалось только пожалеть, когда он расправлялся со злом. Он физически боролся с антигероями – это всё было в его могучей по здоровью личности…

О пути к христианству

В конце семидесятых он устал бороться со страхом через веселье, и это новое лицо человека, глубоко погруженного в себя, в печаль отразились в его новой прозе. Его новые произведения уходили от жизнерадостного и веселого изображения зла. И если раньше это был эзопов язык, то потом это была притча.

«Кролики и удавы» (1982 г. – Ред.), например, – это притча, анализирующая наше советское общественное устройство, и она не обладала никакими признаками жизнерадостной прозы. Это

----------------------------------------------------------- ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР ----------------------------------------------------------- 3 саркастический анализ нашей реальности.

Президент России Владимир Путин и писатель Фазиль Искандер - на торжественной церемонии вручения Государственных премий РФ в области науки и технологий, литературы, искусства и гуманитарной деятельности за 2013 год в Георгиевском зале Большого Кремлевского дворца. Источник: Михаил Метцель/ТАСС https://www.gazeta.ru/culture/2016/07/31/a_9722021.shtml#!photo=1  
На фото: президент России Дмитрий Медведев и писатель Фазиль Искандер, 2010 https://tehnar-ru.livejournal.com/2459338.html
Постепенно в Фазиле происходило внутреннее возвращение на родину. В конце перестройки он согласился стать депутатом от Абхазии, побыл полтора-два года и тоже совершенно в этом разочаровался, потому что мало что мог сделать для своей страны.

Кроме того, в это же время, на мой взгляд, постепенно происходило его принятие Православия. И эти две вещи шли одновременно: возвращение к проблемам своей родины и переход к христианским ценностям – ведь, например, «Сандро из Чегема» – это книга абсолютно языческая.

А переход к христианским ценностям у него сопровождался все большей и большей печалью по поводу того, насколько несовершенен человек и того, что он не может в течение жизни к этим ценностям прийти.

У Искандера есть повесть «Пшада». Это рассказ о генерале в отставке, который живет здесь, в Москве, и вот он едет к другу, идет в парикмахерскую, и когда он стрижется, он никак не может вспомнить, что же значит по-абхазски «пшада».

В конце концов, он понимает, что «пшада» – это безветрие, и в этот момент он умирает, а во внутреннем кармане пиджака этого генерала лежит такое дешевое, на тонкой бумаге – помните, их раздавали в девяностые? – Евангелие.

И для меня было интересным то, что возвращение памяти об абхазском языке связано с путем в сторону христианства. Но чем больше христианства, тем больше грусти, и чем больше язычества, тем больше веселья. Фазиль Абдулович был крещен, и имя ему было дано при крещении – Василий.

Появление в его произведениях проповеднической ноты тоже отмечает его приход к Богу... Думаю, что для него смысл христианства был прежде всего в заповедях. Это для него было очень важно, потому что у него есть рассказы, где язычество проявляет себя с очень опасной, жесткой, даже иногда преступной стороны...

В последний раз я общалась с ним при вручении ему последней

----------------------------------------------------------- ФАЗИЛЬ ИСКАНДЕР ----------------------------------------------------------- 4 Государственной премии. Я писала представление на премию его и счастлива, что успела это сделать.

Кроме того, я несколько раз писала, в том числе и в закрытых своих работах, предназначенных для Нобелевского комитета, что реальным претендентом на Нобелевскую премию является Фазиль Искандер. Ему ее так и не дали. Очень жаль.

Р.S. Фазиль Абдулович Искандер скончался от острой сердечной недостаточности 31 июля 2016 года у себя на даче, в подмосковном Переделкино на 88-м году жизни. Глубокие соболезнования семье и поклонникам творчества и таланта Искандера выразил Президент России Владимир Путин.

ФРАЗЫФАЗИЛЯ ИСКАНДЕРА

«Христианство придаёт исключительную важность жизни человеческой души. Весь человек – это душа. Или человек чистотой своей души добивается её бессмертия, или губит свою душу греховной жизнью, или, осознав свой грех, через покаяние добивается выздоровления души. Христианство в своей основе в Евангелии уже рассмотрело все комбинации душевной жизни человека и пути её спасения. Христианская культура в её литературном развитии никак не могла не проникнуться этой основой христианской мысли».

*** «Когда я себя чувствую сильным, вдохновенным, я не только верю в Бога, я благодарно осознаю, что эта сила идёт от Него. Когда я в упадке, а это гораздо чаще, я – ни то ни сё. Когда же мне совсем плохо, я совершенно непроизвольно думаю или шепчу: «Господи, помоги!» Но вера ли это? Или крик ребёнка: «Мама!» - в ужасе бегущего к ней? В конце концов, и ребенок, бегущий к маме, тоже - форма веры».

*** «Подобно тому, как человек не может устоять на ногах, не опираясь на землю, дух человека не может устоять, не опираясь на небо».

*** «Человек в толпе. Человек может покраснеть от стыда, будучи один. Свидетель - совесть. Совесть затрудняет жизнь, чтобы облегчить встречу с Богом».

*** «В церкви лица молящихся всегда умней и красивей, чем на улице, в театре или где-нибудь ещё. И хотя мы совершенно точно знаем, что многие из них случайны, они тем не менее проникаются значительностью происходящего, и это отражают их лица: что-то есть».

*** «Если каждый делает добро в пределах своих возможностей, возможности добра становятся беспредельными»

*** «Блудный сын пришёл к отцу, когда ему стало совсем плохо. Так и человечество придёт к Богу».

 

Печатается в сокращении. Источник: ПРАВОСЛАВИЕ И МИР https://www.sinergia-lib.ru/index.php?page=iskander_f_a



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-01-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: