Наблюдение и поведение на улице
Кол-во
часов
| Программное содержание занятий
| Материалы, оборудование,
дидактические пособия
| Виды и формы работы
|
|
|
|
| Сентябрь
|
| Тема: «Столица моей Родины – Москва».
Задачи:
– формировать представления о своей стране;
– расширять представления о столице нашей Родины;
– воспитывать чувство патриотизма
| Оборудование: иллюстрации, слайды о Москве; стихи, записи о Москве
| Практическая работа.
Люблю свою столицу,
Рисунки ей дарю,
Нельзя ведь не влюбиться
В Родину мою.
1. Рассматривание иллюстраций, слайдов, чтение и заучивание стихов о Москве, прослушивание песен о Москве.
2. Рисование на тему «Столица нашей Родины – Москва».
3. Выставка рисунков
| Октябрь
|
| Тема: «Я люблю свой город (экскурсия по улицам города)».
Задачи:
– воспитывать любовь к родному городу;
– формировать представление о том, как изменяется
| Оборудование: сигнальные свистки, флажки.
Сопровождающие: педагог, воспитатель, помощник воспитателя (можно пригласить свободных от ра-боты мам, бабушек)
| Практическая работа.
Наш город все прекрасней,
И вширь и ввысь растет,
Умелый и веселый,
В нем наш народ живет.
1. Рассматривание архитектуры домов, расположения клумб, деревьев, пешеходных дорожек.
2. Сравнение домов (какой красивее, выше, длиннее и т. д.).
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| и благоустраивается родной город
|
| 3. Рисование на тему «Я люблю свой город»
| Ноябрь
|
| Тема: «Экскурсия на школьный стадион (спортивный стадион)».
Задачи:
– формирование представ-лений о спортивных сооружениях;
– развивать зрительное внимание, двигательную реакцию и ловкость рук, слуховое восприятие;
– совершенствовать умение различать звуки
| Оборудование: сигнальные свистки, флажки, звуковой мяч (красный, синий), переносное кольцо.
Сопровождающие: педагог, воспитатель, помощник воспитателя (можно пригласить свободных от работы мам, бабушек)
| Практическая работа.
Можно бегать и играть,
И в ворота мяч бросать,
Ходить на лыжах, пресс качать,
Даже чемпионом стать.
1. Рассматривание спортивного оборудования (беговые дорожки, прыжковая яма, турник и т. д.).
Педагог проводит детей к каждому месту, объясняет, для чего нужно спортивное оборудование, рассказывает о правилах поведения на спортивном участке, стадионе.
2. Игра «Горячая картошка».
Дети стараются перебрасывать мяч из руки в руку, затем забросить его в кольцо (кольцо размещено чуть выше вытянутой вверх руки ребенка).
3. Игра «Кто быстрее добежит до флажка».
Игру желательно провести на беговой дорожке. Играют две команды. Побеждает та команда, которая быстрее добежит до флажка.
4. Предложить детям нарисовать рисунок об экскурсии на спортивный стадион. Вспомнить правила поведения на стадионе
| Продолжение табл.
|
|
|
| Декабрь
|
| Тема: «Новогодние праздники».
Задачи:
– формировать представление о правилах безопасного поведения на празднике (нельзя брать спички и зажигать на елке свечи, украшать елку ватой, вешать на елку и снимать с елки стеклянные игрушки без взрослых)
| Оборудование: иллюстрации с изображением ситуаций «Что может быть, если…», елка, елочные украшения
| Практическая работа.
1. Рассматривание иллюстраций «Что может быть, если…»:
а) «Мальчик берет в руки спички и пытается зажечь свечку на елке» (на картинке пожар, скорая помощь и т. д.).
б) «Девочка вешает на елку стеклянный шарик, он падает и разбивается. Девочка поранилась».
в) «Дети веселятся возле елки. Неосторожным движением уронили ее. Вокруг разбитые игрушки, мишура…»
2. Обсуждение ситуаций. Напоминание правил пове- дения.
3. Дети вместе с педагогом (родителями) украшают елку, говорят о правилах поведения
| Январь
|
| Тема: «Моя Родина – Россия».
Задачи:
– формировать представления о нашей стране и сто- лице нашей Родины;
– формировать чувство патриотизма
| Оборудование: иллюстрации о Москве, о России, диафильмы, слайды; макеты домов, улиц, парка
| Практическая работа.
Моя Родина – Россия,
Я ей дорожу,
О любви своей к России
Всем я расскажу.
1. Рассматривание иллюстраций (диафильмов, слайдов) о Москве, о России.
2. Обмен впечатлениями о увиденном.
3. Посещение краеведческого музея (выставки о быте народов России, созданной в детском саду).
4. Игры с макетами построек (улиц, парков и т. д.).
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| 5. Заучивание стихов о России.
6. Рисование на тему «Моя Родина – Россия»
| Февраль
|
| Тема: «Скользкие дорожки не любят наши ножки».
Задачи:
– учить ориентироваться в пространстве с помощью зрения;
– учить правильно выбирать место для игр, безопасного передвижения по льду
| Оборудование: окрашенная в синий цвет вода; ведерки с песком, совочки; сигнальные флажки.
Схема-карта участка в цвете:
| Практическая работа.
Скользкие дорожки
Не любят наши ножки.
Надо твердо это знать,
Песком дорожки посыпать.
1. На прогулке показать детям, насколько лед скользкий. Объяснить, что он опасен, можно получить травму.
2. Показать, как образуется лед (эксперимент).
3. Беседа по вопросам:
– Как образовался лед? Какой он?
– Почему по нему нельзя ходить?
– Что надо сделать, чтобы он не был скользким?
– Когда лед приносит пользу? (Для занятия спортом – фигурным катанием, катание на коньках, хоккей, саночный спорт.)
– Что может произойти, если упадешь на льду?
4. Просмотр диафильмов, слайдов о неправильном поведении на льду.
5. Обсуждение ситуаций.
6. Игра «Переправа на льду».
Цель: развитие координации движения, равновесия, смекалки.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
|
| Педагог объясняет, что надо осторожно парами пере-браться на другую сторону, но кругом лед. (Путь заранее обозначен синей краской.)
– Что нужно сделать, перед тем как идти? (Посыпать дорожку песком.)
7. «Выбери место для игр».
Рассматривая схему, дети объясняют, где можно играть и почему
| Март
|
| Тема: «Дорожные знаки».
Задачи:
– формировать представления о дорожных знаках;
– развивать мышление, пространственную ориентировку;
– учить правилам безопасного движения
| Оборудование: дорожные знаки на контрастном фоне (фон синий, стрелки белые; фон белый, стрелки черные).
– движение только прямо;
– движение направо;
– движение налево;
– движение прямо и направо;
| Практическая работа.
1. Рассматривание знаков дорожного движения.
2. Уточнение направлений: куда можно ехать, а куда нельзя (для водителей).
3. Ознакомление с обязательным подчинением дорожным знакам (для пешеходов).
4. Ознакомление со знаком технического обслуживания.
5. Ознакомление со знаком, указывающим где можно взять бензин.
6. Ознакомление со знаком, указывающим где можно получить врачебную помощь (больница или поликлиника).
7. Выполнение заданий педагога с использованием знаков дорожного движения. (Педагог показывает знак, «автомобилист» ведет машину по заданному маршруту, «пешеход», не нарушая правила, переходит дорогу, для него работает светофор; у троих детей нагрудные знаки – красный, желтый, зеленый.)
| Продолжение табл.
|
|
|
|
|
| – движение прямо и налево;
– пункт медицинской помощи;
– автозаправочная станция;
– техническое обслуживание автомобилей
| Дети уточняют, когда можно переходить улицу, дорогу
| Апрель
|
| Тема: «Водители».
Задачи:
– формировать представления о правилах безопасного поведения на улице;
– учить переходить улицу в положенных местах;
– учить правилам безопасного движения на улице
| Оборудование: дорожные знаки, цветные круги (красный, желтый, зеленый) – сигналы светофора.
| Практическая работа.
1. Педагог показывает детям начало пути и сообщает правила игры: «Ты шофер автомобиля, тебе нужно отвезти больного зайчика в больницу, набрать бензин и починить машину, и вернуться назад».
Пешеходы наблюдают за передвижением автомобиля, переходят улицу только по сигналу светофора.
2. Выполнение задания педагога: «Подумай и скажи, в каком порядке нужно посетить все эти пункты, чтобы не нарушить правила дорожного движения».
| Окончание табл.
|
|
|
|
|
| Игровое поле на участке:
Заранее на бумаге подготавливают несколько вариантов игрового поля.
На участке игровое поле подготавливают, посыпая дорожки песком или обозначая краской
| (Из гаража машина отправляется на бензоколонку, потом в поликлинику и возвращается в гараж. Можно придумать и другие варианты игры.)
| Май
|
| Тема: «Не зная брода, не лезь в воду».
Задачи:
– формировать представления о правилах безопасного поведения на воде
| Оборудование: иллюстрации, диафильмы о правилах поведения на воде; диск с мультфильмом «При-ключения Лунтика и его друзей», видеозапись с упражнениями для утренней зарядки
| Практическая работа.
1. «Не зная брода, не лезь в воду». Беседа о том, что может произойти, если идти купаться без взрослых.
2. Просмотр иллюстраций, диафильмов о правилах поведения на воде.
3. Знакомство со знаками, запрещающими купание.
4. Просмотр мультфильма «Лунтик. Закаливание» (из серии «Спортивные истории»). Обсуждение мультфильма
|
Ребенку о нем самом
Кол-во
часов
| Программное содержание занятий
| Материалы, оборудование,
дидактические пособия
| Виды и формы работы
|
|
|
|
| Сентябрь
|
| Тема: «Познай себя».
Задачи:
– совершенствовать умение называть свое имя, отчество, фамилию, возраст;
– учить понимать родственные отношения (знать имена, отчество родителей);
– учить называть свой домашний адрес
| Оборудование: зеркало, изображение дома (одноэтажного, двухэтажного, трехэтажного и т. д.)
| Задание 1.
1. Называние своего имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса.
2. Называние фамилии, имени, отчества родителей и близких родственников.
Задание 2.
1. Посмотри на себя в зеркало.
2. Познакомься сам с собой.
(Ребенок смотрит в зеркало и называет свое имя, отчество, фамилию.)
Задание 3.
Рассмотри дома и ответь на вопросы:
– Какой дом похож на твой? (Ребенок выбирает тот дом, который больше похож на его.)
– На какой улице стоит твой дом?
– Под каким номером стоит твой дом?
– На каком этаже ты живешь?
– Какой номер твоей квартиры?
Задание 4.
– С кем ты живешь? (Мама, папа и т. д.)
– Назови их имена
| Продолжение табл.
|
|
|
| Октябрь
|
| Тема: «Мой портрет».
Задачи:
– совершенствовать умение называть свое имя, отчество, фамилию, называть родственные отношения, имена родственников;
– учить составлять словесный автопортрет, используя фотографию, зеркало
| Оборудование: фотографии (индивидуальные, коллективные), зеркала (индивидуальные и во весь рост)
| Задание 1. «Давай познакомимся».
1. Называние имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса.
2. Называние фамилии, имени, отчества родителей.
Задание 2. «Составь свой портрет по фотографии».
1. Рассматривание фотографий.
2. Составление портрета по фотографии.
Задание 3. «Составь свой портрет с использованием зеркала».
Составление портрета и описания внешнего вида одежды с использованием большого зеркала
| Ноябрь
|
| Тема: «Обезьянка».
Задачи:
– совершенствовать умение составлять словесный портрет;
– учить сравнивать портрет товарища со своим, используя зеркало;
– учить понимать мимику
| Оборудование: зеркало, картинки с изображением эмоций
| 1. Называние своего имени, отчества, фамилии, возраста, домашнего адреса.
2. Называние фамилии, имени, отчества родителей.
3. Составление своего портрета с использованием зеркала.
4. Сравнивание своего портрета и товарища с использо-ванием зеркала.
5. Выполнение мимических манипуляций по инструкции педагога.
6. Выполнение мимических манипуляций с использованием изображений эмоций
| Продолжение табл.
|
|
|
| Декабрь
|
| Тема: «Отгадывание жестов».
Задачи:
– совершенствовать умение понимать мимику, жесты;
– формировать умение оценивать эмоциональное состояние человека
| Оборудование: зеркало, картинки с изображением эмоций, поз людей, поз животных
злой добрый удивленный
печальный веселый
| 1. Зарядка для лица (выполнение простейших мимических упражнений).
2. Распознавание и воспроизведение мимики радости, недовольства, боли, удивления, смеха и т. д.
3. Распознавание и выполнение жестов, выражающих радость, страх, боль.
(Педагог показывает, дети отгадывают.)
4. Рассматривание изображений эмоций человека. Определение эмоционального состояния человека по мимике. (Радость, печаль, удивление.)
| Январь
|
| Тема: «Кто что делает».
Задачи:
– учить определять по позе человека его действие;
– учить воспроизводить действие другого человека
| Оборудование: сюжетные картинки с изображением людей; силуэтные изображения поз людей, изображенных на сюжетных картинках
| 1. Рассматривание сюжета картинки. Определение поз людей, их действий (расчищают снег, копают землю, поливают цветы и т. д.)
2. Моделирование сюжетной картинки из силуэтных изображений.
3. Воспроизведение детьми поз людей, изображенных на сюжетной картинке.
4. Выполнение задания учителя: «Сравни мои действия с действиями людей в сюжетной картине. Отгадай, что я делаю, покажи это действие в сюжете картины»
| Продолжение табл.
|
|
|
| Февраль
|
| Тема: «Выложи из частей целое».
Задачи:
– формировать умение выполнять простейшие упражнения для развития мышц лица;
– учить распознавать и выполнять жесты, выражающие радость, страх, боль
| Оборудование: зеркала, изображение частей лица человека.
Образцы:
радость страх боль
| 1. Рассматривание своего лица в зеркале.
2. Выполнение заданий по словесной инструкции педагога.
1) Дети смотрят на себя в зеркало. Педагог дает инструкцию:
– Мне подарили игрушку, о которой я мечтал.
– Из клетки выскочил большой лев.
– Я упал и разбил коленку.
Дети выражают соответствующие данной ситуации эмоции.
2) Изобрази жестами свое эмоциональное состояние.
3) Рассмотри образцы изображений эмоциональных состояний людей (радость, страх, боль). Выложи из частей целое по образцу, по памяти. Объясни свои действия
| Март
|
| Тема: «Что хорошо, что плохо».
Задачи:
– совершенствовать умение оценивать эмоциональное состояние человека (радость, горе, страх, злость и т. д.);
| Оборудование: изображения эмоциональных состояний человека
радость горе
| 1. Рассмотри образцы эмоционального состояния человека. Назови их.
(Если ребенок затрудняется, то педагог объясняет ему и показывает мимику лица.)
2. Рассмотри изображения эмоциональных состояний человека. Назови эти состояния. (Радость, горе, страх, злость.) А теперь посмотри на себя в зеркало. Сравни отражение своего лица в зеркале с изображением на образце.
| Продолжение табл.
|
|
|
|
| – учить общаться с помощью мимики и жестов
|
страх злость
| 3. Скажи, глядя на образец:
– Когда человеку радостно?
– Отчего человек может горевать?
– Что может вызвать страх?
– Что может вызвать злость?
4. Игра «Что хорошо, что плохо».
– Радость (страх, злость и т. д.) – это хорошо или плохо?
| Апрель
|
| Тема: «Я – артист».
Задача: учить передавать в движении эмоциональное состояние людей и животных
| Оборудование: зеркало на каж-дого ребенка, изображения поз людей, животных
| 1. Рассмотри внимательно, что я делаю?
(Педагог жестами показывает «я» – руку кладет на грудь, «не хочу» – машет головой, «спать» – склады-вает ладони к щеке, закрывает глаза.)
2. Что я чувствую?
(Педагог морщится, подносит руку ко рту, делает вид, что кусает яблоко. Дети определяют, что в руках и какое на вкус.)
3. Какому животному я подражаю?
(Оскал, пальцы рук растопырены – волк, тигр.)
4. Рассмотри себя в зеркало, покажи мимику злого зверя. Улыбнись.
5. Отгадай, что делает человек?
(Ребенок рассматривает изображения поз людей и высказывает свои предположения, затем воспроизводит действие.)
| Окончание табл.
|
|
|
| Май
|
| Тема: «Лето».
Задачи:
– совершенствовать умение принимать предложенную позу и узнавать совершаемое действие по позе, в несложном сюжетном изображении;
– учить самостоятельно воспринимать настроение персонажей
| Оборудование: сюжетная картина «Лето», силуэтные изображения поз человека
| 1. Рассматривание сюжетной картины «Лето».
2. Узнавание действий по позе, эмоциям изображенных на картине людей.
3. Воспроизведение позы и мимических движений изображенных на картине людей.
4. Нахождение силуэтов позы человека и соотнесение с изображением людей на сюжетной картине.
5. Игры на закрепление умения выражать радость, грусть, страх, боль
|
|
Поиск по сайту:
|