самосознание как отношение человека к самому себе, другим людям и окружающему миру.
Самосознание — это относительно устойчивая осознанная система представлений индивида о самом себе, осознание своего "Я" во всем многообразии индивидуальных особенностей, на основе которых человек строит свои взаимоотношения с другими людьми и сообразно этому относится к самому себе. Таким образом, самосознание является своеобразным фундаментом, на котором строится Я-концепция и Я-образ личности.
В свою очередь, образ собственного "Я" состоит из трех компонентов: когнитивного (образ своих психологических качеств, внешности, социальной значимости и т.д.); эмоционального (самоуважение, самолюбие, себялюбие, самоуничижение и т.п.); оценочно-волевого (стремление повысить самооценку, завоевать уважение и т.п.).
А.Н. Леонтьев в своей книге "Деятельность, сознание, личность" [184] отмечает, что проблема человеческого "Я" принадлежит к числу ускользающих от научно-психологического анализа Взять хотя бы, например, одну сторону проявления "Я". Можно рассматривать "Я" в нескольких измерениях. "Я" как реальная сущность человека, как реальная данность индивида с его структурой, психологической и физиологической организацией личности. Второе измерение "Я" — это то, что сам человек думает о себе, т. е. сущность самого "Я" is представлении конкретного индивида. Наконец, третье измерение "Я" — это то, что другой человек думает о тебе как о личности.
В качестве примера можно привести стихотворение М.Ю. Лермонтова "Сон". Задумайтесь над ним и постарайтесь ответить на вопрос, где здесь проявляются три измерения "Я".
|
СОН
В полдневный жар в долине Дагестана
С свинцом в груди лежал недвижим я;
Глубокая еще дымилась рана,
По капле кровь сочилася моя.
Лежал один я на песке долины;
Уступы скал теснилися кругом,
И солнце жгло их желтые вершины,
И жгло меня — но спал я мертвым сном.
И снился мне сияющий огнями
Вечерний пир в родимой стороне.
Меж юных жен, увенчанных цветами,
Шел разговор веселый обо мне.
Но в разговор веселый не вступая,
Сидела там задумчиво одна,
И в грустный сон душа ее младая
Бог знает чем была погружена;
И снилась ей долина Дагестана;
Знакомый труп лежал в долине той;
В его груди дымясь чернела рана,
И кровь лилась хладеющей струей.
М.Ю. Лермонтов не был психологом в полном смысле этого слова. Но посмотрите, как тонко он подметил психологические струны человеческого "Я". Поэт, как индивид, как личность — это всегда реальная данность, самость. Поэт, как он думает о себе. Наконец, впечатление о личности поэта в грезах молодой привлекательной особы.
М. К. Тутушкина в понятие "самосознание" включает три основных компонента: 1) самопознание, 2) самооценку, 3) самовоспитание.
Самопознание — это процесс выработки определенного эмоционально-ценностного отношения к себе, итогом которого становится самооценка личности.
Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей [293, с 132—133]. Самооценка может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной).
Люди с низкой самооценкой ставят перед собой более низкие цели, чем те, которых могут достичь, преувеличивают значение неудач. Способности реализуют далеко не полностью. Им свойственны такие характерологические черты, как нерешительность, боязливость, обидчивость, придирчивость, чрезмерная совестливость, конфликтность. Они страдают комплексом неполноценности и нуждаются в поддержке окружающих. Однако, как отмечает М.К. Тутушкина, человек с заниженной самооценкой, несмотря на все трудности, легче поддается влиянию других людей и имеет больше шансов прийти к адекватной самооценке, чем человек с завышенной самооценкой.
|
Люди с завышенной самооценкой ставят перед собой более высокие цели, чем те, которых они могут достичь. Уровень их притязаний превышает реальные возможности. К себе они некритичны. Считают себя самыми хорошими людьми, умными, добрыми. К окружающим пренебрежительны. С оценками, которые им дают окружающие, не соглашаются, часто бывают причиной конфликтных ситуаций б коллективе. Основные черты их характера: зазнайство, высокомерие, стремление к превосходству, неуважительное, грубое отношение к людям. Они могут обидеть человека и сами даже не заметить этого.
Чрезмерно высокие и слишком низкие самооценки свидетельствуют об их искажении, неадекватности реальному положению вещей. По мнению НМ Пейсахова, динамика развития самооценки в этих двух случаях должна идти с противоположных сторон к оптимальному уровню [272, с. 60] Обладатели завышенной самооценки должны развивать в себе критичность, а лица с заниженной самооценкой обязаны выработать уверенность в себе, умение оптимистически смотреть на свои способности и возможности.
|
Адекватная самооценка обеспечивает и соответствующий уровень притязаний, трезвое отношение к успехам и неудачам, одобрению и неодобрению. Такому человеку легче живется на свете, он более энергичен, активен и оптимистичен.
Третьей составной частью самосознания является самовоспитание. Это процесс самоуправления и саморегуляции (саморегулирования), направленный на осознанное измерение своей личности. Эффективное самоуправление возможно только при оптимальном уровне самооценки. Следовательно, формирование оптимальной, адекватной самооценки — это одновременно и развитие способности к психологическому личностному самоуправлению, проявляющееся в конкретизации мотивов поведения и деятельности, в постановке целей и выборе путей их достижения. Процессы самоуправления и саморегуляции тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Упрощенная психологическая структура саморегулирования включает в себя следующие элементы: принятие субъектом конкретной цели произвольной активности, программу исполнительских действий, переработку текущей информации, принятие решений, выполнение программы исполнительских действий, проверку результатов, коррекцию действий. Таким образом, саморегуляция представляет собой замкнутый контроль регулирования, является своеобразным информационным процессом, носителями которого выступают различные формы отражения действительности.
В свою очередь саморегуляция тесно связана с самоконтролем личности. Г.С. Никифоров [238] отмечает, что психологическое самоуправление и саморегуляция, понимаемые как сознательное воздействие личности на свою деятельность и поведение, возможны при достаточно активном самоконтроле личности.
Для уяснения динамики развития самооценки у детей и подростков обратимся к концепции К. Роджерса Для маленьких детей эта оценка, считает К. Роджерс, бессознательна, это скорее самоощущение, а не самооценка (см.: Роджерс К. Р. Взгляд на психотерапию: Становление человека/Пер, с англ. М., 1994). Тем не менее уже в раннем возрасте эта оценка руководит поведением человека, помогая понять и отобрать из окружающего мира то, что присуще именно данному индивиду, — интересы, профессиональные намерения, стиль общения с людьми. В более старшем возрасте человек начинает осознавать себя, свои стремления и способности и строить свою жизнь в соответствии с осознаваемой оценкой себя как личности. Когда результат деятельности человека приносит ему удовлетворение, повышает его статус в глазах других людей, тогда ему не надо вытеснять свой опыт в бессознательное, так как его мнение о самом себе, мнение о нем других и его реальная самость соответствуют друг другу, приводя их к полной конгруэнтности. Конгруэнтность, по Роджерсу, — это степень тождественности "феноменального поля", приобретаемого человеком в процессе его жизни, реальной действительности. Здесь под "феноменальным полем" понимается опыт, приобретаемый личностью в процессе своего жизненного пути.
В детском возрасте самооценка формируется под давлением взрослых, у которых имеется собственное представление о ребенке, его способностях и возможностях. Свою оценку они навязывают ребенку, стремясь, чтобы он ее принял и признал своей самооценкой.
Т.Д. Марцинковская и М.Г. Ярошевский, отмечая заслуги К. Роджерса в разработке темы самоактуализации и самооценки человека, приводят краткое изложение его концепции о развитии самооценки у детей [207]. Сущность этой концепции заключается в следующем.
Некоторые дети начинают протестовать против навязываемых им действий, интересов и представлений, приходя к конфликту с окружающими, негативизму и агрессии. Стремление во что бы то ни стало отстоять себя, преодолеть давление взрослых может нарушить истинную самооценку, так как в своем негативизме ребенок начинает протестовать против всего, что идет от взрослых, даже в том случае, если это соответствует его истинным интересам. Такой путь не может быть позитивным. Необходимо вмешательство психотерапевта, чтобы наладить общение ребенка с окружающими.
Однако чаще всего дети соглашаются со взрослыми, что является серьезным препятствием на пути личностного роста, так как мешает осознанию истинного "Я" человека, его истинного призвания, заменяя его тем образом, который приятен другим. Такой путь ведет к отчуждению своего опыта от сознания, к построению ограниченных ригидных схем окружающего мира и себя. Эти схемы очень мало соответствуют реальной действительности. Эта неадекватность вызывает в человеке напряжение, приводит к неврозу. Задача психотерапевта — разрушить эти схемы, помочь человеку осознать свое истинное "Я" и перестроить свое общение с окружающими.
Концепция Роджерса связана не только с новым взглядом на самоактуализацию и самооценку человека, но и с его подходом к психокоррекции. Психотерапевт не должен навязывать свое мнение пациенту, но должен подводить era к правильному решению, которое пациент принимает самостоятельно. В процессе терапии пациент учится больше доверять себе, своей интуиции, своим ощущениям и побуждениям. Он начинает лучше понимать себя, а затем и других. Происходит "озарение", которое помогает построить свою адекватную самооценку.
В приложении 15 представлены методики самооценки младшего школьника, локуса контроля и самооценки студента, а также деловых и личностных качеств менеджера.
Регуляция субъектом своей деятельности и поведения осуществляется на основе волевых усилий. В приложении 16 описан тест на определение силы воли.
Основные тенденции поведения индивида в группе. Представление индивида о своей личности будет более конкретным, если определить основные тенденции индивида в реальной группе (зависимость — независимость, общительность — необщительность, принятие "борьбы" — избегание "борьбы"). Определить эти тенденции можно с помощью метода "Q-сортировка" (приложение 17).
ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ К ТЕСТАМ
К тестам предъявляются определенные требования. Основными из них являются валидность, надежность, наличие тестовых норм, социальная адаптация тестовых методик.
3.1. Валидность
Валидность (англ, valid — действительный, пригодный, имеющий силу) — один из важнейших критериев качества теста, означающий пригодность теста для измерения того, что он по замыслу должен измерять; или иначе: соответствие тестовой методики измеряемому концепту. Если, например, проводится тестирование испытуемых на определение их интеллектуальных способностей, то вряд ли целесообразно с помощью одного и того же теста оценивать еще и типы их темперамента. Проверка теста на валидность включает ряд процедур, главными из которых являются процедуры валидации (валидизации). Определяется валидация посредством корреляции результатов тестирования с успешностью выполнения соответствующей деятельности. К примеру, если с группой испытуемых проведено тестирование на определение общих способностей, то процесс валидации можно представить как установление корреляционных связей полученных данных тестирования с результатами обследования этих же испытуемых на предмет выявления общих способностей по другим проверенным и надежным методикам. Валидность считается достаточно высокой, если коэффициент корреляции будет более 0,6. При значении коэффициента корреляции 0,45—0,65 валидность считается вполне удовлетворительной.
3.2. Надежность теста
Надежность — один из важных критериев его качества, относящегося к точности психологических измерений. Чем выше надежность теста, тем относительно свободнее он от погрешностей измерений. Надежность теста рассматривается как устойчивость (стабильность) результатов при повторном тестировании на той же выборке испытуемых. Повторное тестирование обычно проводится через две недели после первого тестирования. Считается, что при коэффициенте корреляции более 0,75 уровень надежности теста вполне приемлем.
Проблемы валидности и надежности в психодиагностике тесно взаимосвязаны. Однако валидность рассчитывается относительно объекта исследования (применительно к испытуемым), надежность же — относительно предмета психодиагностического исследования (психологических свойств или черт личности).
Надежность не обязательно предполагает валидность. Она является необходимым, но недостаточным условием валидности. Справедливо следующее неравенство: валидность < надежность. Это означает, что валидность теста не может превышать его надежность.
3.3. Наличие тестовых норм для конкретной методики тестирования
Норма теста определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола с последующим усреднением полученных оценок и дифференциацией по ряду релевантных показателей. Согласно Р.С. Немову, "норма теста — это средний уровень развития большой совокупности людей, похожих на данного испытуемого по ряду социально-демографических характеристик" [235, с. 108].
Понятие "норма теста" тесно связано с понятием "репрезентативность". Репрезентативность (франц. representatif — показательный) — свойство выборочной совокупности представлять характеристики генеральной совокупности. Репрезентативность означает с некоторой наперед заданной или определенной статистически погрешностью можно считать, что представляемое в выборочной совокупности распределение изучаемых признаков соответствует их реальному распределению.
Для установления нормы теста и стандартизации тестовой методики требуется предварительно определить обоснованность выборки и провести статистические расчеты по определению их репрезентативности. Операции по анализу и расчету тестовых норм (а, следовательно, и проверке их на репрезентативность) проводятся с использованием математических методов (в основном на компьютере). В случае негативных результатов (отсутствия устойчивых тестовых норм) прибегают к обследованию более широкой выборки или отказываются от плана использования данного теста
Всякие нормы со временем, как правило, изменяются в соответствии с изменяющимися условиями социально-культурной жизнедеятельности людей. Р.С. Немов отмечает, что "нормы интеллектуального развития, установленные в первой четверти нашего века, не подходят для его последней четверти, так как за это время уровень развития мышления людей значительно вырос" [235, с. 108]. В соответствии с установленным среди психологов правилом один раз в пять лет нормы теста, особенно интеллектуального, должны пересматриваться.
Валидность, надежность, соответствие тестовым нормам (репрезентативность) являются основными требованиями психометрии. Их объективный характер, возможность перепроверки результатов тестирования являются гарантией достоверной психологической информации.
3.4. Социальная адаптация тестовых методик
Данное требование выдвинуто сравнительно недавно. И связано это с необходимостью адаптации тестовых методик, заимствованных из других стран, к новым региональным и социальным условиям. Р.С. Немов по этому поводу пишет: "Если, например, созданный в Европе тест интеллекта впервые применяется в стране, где доминирующим в структуре интеллекта является не словесно-логическое, а образное или практическое мышление, то он обязательно должен быть социокультурно адаптирован. В противном случае, применяя его в первоначальном, неадаптированном варианте, мы, скорее всего, получим низкие результаты которые не будут соответствовать уровню развития мышления у жителей данной страны" [235, с. 107]. И далее: "Перевод словесных формулировок тестовых заданий с одного языка на другой никогда не бывает точным по значениям и смысловому содержанию понятий. Для того чтобы в максимально возможной степени снять это неизбежное в силу самой природы языка несоответствие, приходится иногда отказываться от буквального перевода и делать его относительно произвольным, близким не по значениям слов, а по их смыслам" [там же, с. 108].
Надежды на готовые, надежные и валидные психодиагностические методики не оправдались. При тестировании интегральных свойств личности и индивидуального сознания (мотивы, черты, установки, самооценка, общие способности, стиль общения, ценностные ориентации, интересы и т.п.) ограничиваться только установлением новых тестовых норм недопустимо. Требуется серьезная работа по проверке и переоценке не только тестовых норм, но и надежности и валидности в новых социокультурных условиях. Авторы учебного пособия "Общая психодиагностика" [259, с. 91] предупреждают — следует предостеречь психологов на счет пополнения своего репертуара методик множеством "готовых" зарубежных тестов.
Работа по переоценке тестовых методик по своему объему фактически соответствует конструированию оригинальной методики, отмечают авторы вышеуказанного учебного пособия. "С этой точки зрения заимствование зарубежных общедиагностических тестов способностей, черт характера, интересов и т.п. вовсе не оказывается кратчайшим путем к психодиагностике. Этот путь кажется короче только тем, кто сознательно или по неведению пренебрегает принципами психометрики" [там же, с. 91]. В пособии говорится и о необходимых этапах эмпирическо-статистической работы, которую следует выполнить при адаптации многомерного переводного тест-опросника [см. там же, с, 92—93].
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫТЕСТИРОВАНИЯ
Применение тестов всегда связано с выполнением исследовательских или практических задач, с совместной деятельностью психодиагноста и клиента. Важное значение при этом имеет соблюдение техники психологического тестирования. Процесс тестирования может быть разделен на три этапа: выбор тестовой методики, непосредственное тестирование, интерпретация результатов психодиагностического исследования.
4.1. Выбор тестовой методики
Выбор тестовой методики зависит от ряда взаимодействующих факторов, основными из которых являются области применения тестов, цели и задачи психодиагностического исследования.
К областям применения тестовых методик относятся:
система образования (увеличение продолжительности обучения, усложнение учебных программ неминуемо потребовали внедрения в педагогическую практику тестовых методик);
профессиональная подготовка, профессиональный отбор (подбор), определение профессиональной пригодности;
психологическое консультирование (выработка рекомендаций по изменению соответствующих психологических факторов, затрудняющих нормальное поведение человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных ситуациях; предложения клиенту, направленные на изменение стратегий его поведения в зависимости от определенных складывающихся условий жизнедеятельности, и т.п.);
психологическая коррекция (воздействие психолога на дискретные характеристики внутреннего мира человека — переживания, познавательные процессы, поступки и т.п. — с целью решения психологических коррекционных задач по схеме: а) что есть? 6) что должно быть? в) что необходимо сделать, чтобы стало должное? — в соответствии с возрастными нормами психического развития клиента);
психотерапевтическая работа (поиск причин возникновения конкретных проблем у консультируемого: сложности в отношениях с близкими, навязчивые страхи и переживания и т.п.; выбор способов и приемов вербального и невербального воздействия на эмоции, суждения, самосознание клиента, способствующих разрешению этих проблем);
судебная практика (обследование потерпевших, подозреваемых и свидетелей с целью определения качеств личности, уровня их интеллектуального развития, психологических особенностей и др.).
Выбор тестовой методики зависит также от целей и задач, которые ставит перед собой психолог в своей психодиагностической работе. Так, если областью применения тестовых методик является психологическое консультирование, то постановка целей будет адекватна видам психологического консультирования (психодиагностическая и консультационная работа с индивидуальными клиентами, семейное консультирование, групповое посредническое консультирование и др.). Применительно к этим целям психологического консультирования ставятся и задачи предстоящей работы психолога. Так, при индивидуальной работе с клиентами такими задачами могут быть:
составление плана необходимой профилактической или консультационной работы с испытуемым;
составление рекомендаций по изменению соответствующих психологических факторов, затрудняющих нормальную жизнедеятельность человека в семье, на работе, в повседневных и нестандартных жизненных ситуациях и т.п.
Следует оговориться, что при проведении психологического консультирования психологу кроме психологической помощи неминуемо приходится решать и ряд социально-психологических просветительских задач (передавать психологические знания, умения и навыки; проводить индивидуальное и групповое консультирование по вопросам взаимоотношений с другими людьми, семейным отношениям, проблемам самоуправления, самовоспитания и саморазвития и др.). Таким образом, можно сделать заключение, что психологическое консультирование тесно связано с другими видами психологической помощи — психологическим просвещением, психологической профилактикой, психокоррекцией, социально-психологическим сопровождением. Здесь под социально-психологическим сопровождением понимается целостный и непрерывный процесс изучения и социально-психологического анализа социальных объектов (субъектов жизни и труда), попадающих в поле деятельности практического психолога, с целью оказания им необходимой психологической помощи. Социально-психологическое сопровождение труда и жизни клиентов в организационном плане выражает стратегию акмеологического направления в социально-психологическом исследовании.
4.2. Непосредственное тестирование
Существуют определенные строгие правила, которые следует соблюдать при проведении тестирования. Эти правила сводятся к следующему:
1. Прежде чем использовать выбранную тестовую методику по прямому назначению, психолог подробно знакомится с нею, убеждается, что тесты отвечают предъявляемым к ним требованиям, после чего пробует тест на самом себе (в крайнем случае — на другом человеке). Профессионализм психолога предполагает умение ставить опыты на себе, в том числе опыты по применению к самому себе соответствующих тестовых методик.
2. Перед началом выполнения теста проводится тщательный инструктаж испытуемых, им разъясняются цели и задачи тестирования, порядок и правила выполнения тестовых заданий, основные положения сопровождающей тест инструкции. 3. Во время проведения тестирования психолог следит за работой испытуемых. Последние должны работать самостоятельно, независимо друг от друга, без посторонней помощи, способной изменить результаты тестирования. Отдельные уточняющие вопросы в процессе тестирования испытуемый задает, обращаясь непосредственно к психологу, проводящему тестирование.
4.3. Интерпретация результатов психодиагностического исследования
Каждая тестовая методика должна сопровождаться обоснованной и выверенной программой обработки и интерпретации результатов тестирования. Такая программа включает в себя и применение статистико-математической обработки первичных данных (к примеру, установление корреляционных связей между различными показателями психологических свойств личности испытуемых, порядок и способы расчетов социометрических индексов и т.п.).
Интерпретация результатов психодиагностического исследования во многом зависит от продуктивного взаимодействия клиента с психологом-диагностом. На это справедливо указывает Г.С Абрамова Ее рассуждения на этот счет сводятся к следующему [1, с 53—54]:
Клиент строит свое взаимодействие с психологом-консультантом в зависимости от того, какой для него представляется ситуация психологической помощи. В ситуации экспертизы (например, судебно-психологической) клиент ориентирован на обнаружение у себя социально одобряемых качеств, проявляющихся в поведении, стремится действовать "правильно". В этом случае при работе с опросниками он чаще всего начинает вводить конкретизирующие моменты или открыто лжет, отрицая у себя те или иные свойства характера (например, вспыльчивость, агрессивность, тревожность и др.), отказывается от малейших признаков индивидуальности. Психолог должен уметь распознавать подобную ситуацию, разобраться, что означает поведение подэкспертного, тогда как «подэкспертный» в то же время решает другую задачу взаимодействия — как выглядеть "правильным", как построить свое поведение в соответствии с социально одобряемыми нормами» [3, с. 63]. На этот счет можно привести множество примеров, когда, скажем, убийца, совершивший умышленное убийство, которое долго и тщательно готовил, клянется в том, что сделал это случайно, нечаянно и т.п. Для психодиагноста такая ситуация является экзаменом на его умение решать психологические задачи. Психодиагност вынужден применять разнообразные методические приемы и способы для получения дополнительной психологической информации о подэкспертном (применять специальные клинические методы, диалоговые и проективные тестовые методики, вести наблюдение за движениями, жестами, мимикой и пантомимикой, тембром и ритмом речи и т.п.). Применение комплекса таких приемов и способов психодиагностики может дать правдивую психологическую информацию.
В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента с психодиагностом строится по-другому. Клиенту в этом случае нет необходимости скрывать свои чувства и намерения. Психолог-диагност встречается с удивительным к себе отношением, открытой направленностью клиента на сотрудничество с ним. В этой ситуации, отмечает Г.С. Абрамова, резко повышаются "требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами" [там же, с 64].
Анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования проводятся с целью точной оценки свойств, состояний или уровня психического развития, достигнутого индивидуумом или группой. Полученная в результате этого психологическая информация позволяет решать следующие задачи:
выявлять состояния развитости соответствующего психологического свойства у индивида и определять динамику развития этого свойства в течение определенного времени;
устанавливать реальные изменения в поведении индивида (группы) под влиянием учебно-воспитательных воздействий;
разделять обследуемых на подгруппы для последующей дифференцированной работы с ними с учетом достигнутого результата их развития;
определять профессиональную пригодность индивида или группы для выполнения своих служебных обязанностей; разрабатывать рекомендации для последующего проведения психокоррекцией ной работы;
составлять прогнозные оценки развития качеств личности
испытуемых;
разрабатывать предложения и рекомендации для индивида по выбору его жизненного пути (режим работы и отдыха, проведение досуга, образ жизни, выбор профессии, брачного партнера и т.п.), а также по проблемам самообразования, саморазвития, самоорганизации, самовоспитания.
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ С ПОМОЩЬЮ ПЭВМ
Использование психодиагностических методик с помощью персональных ЭВМ (ПЭВМ) достаточно эффективно. Тестирование на ПЭВМ, программы которых разработаны на основе многофакторных личностных опросников (Р. Кэттелла, Г. Айзенка, MMPI и др.) в целях определения профиля личности испытуемого, проводится оператором, специально обученным квалифицированным психологом-диагностом и прошедшим под его руководством соответствующую стажировку. К примеру, результаты тестирования по программе многофакторного личностного опросника 16PF получены с помощью ПЭВМ. Эти результаты являются лишь первоначальными, стохастическими данными, на основе которых строится первичный гипотетический профиль личности. На основе такого профиля выявляются вероятностные показатели черт личности испытуемого по соответствующим факторам. Результаты тестирования на ПЭВМ должны быть дополнены и подтверждены с помощью других психодиагностических методик, а также в процессе индивидуальных бесед психолога-консультанта с испытуемым.
В специальных бланках для психологического диагноза, данные для которых поступают с ПЭВМ, предусматривается подпись психолога, без которой диагноз считается недействительным. На самом бланке делается предупредительная запись: "Без подписи психолога диагноз недействителен!" Это делается с целью сохранения профессиональной тайны и недопущения неквалифицированного толкования и интерпретации данных тестирования лицами, не уполномоченными проводить психодиагностическое исследование (обследование).