Социология Словарь основных терминов и понятий




Авторитет - 1) лицо в группе, обладающее влиянием; авторитет может входить в группы поддержки или группы сопротивления по отношению к лидеру, если в группе лидер вообще присутствует; 2) само влияние, которое оборачивается дополнительным престижем его обладателю.

Агент - социальный субъект, осуществляющий социальный контроль. Поскольку функция социального контроля является универсальной, то у Бурдье "агент" выступает синонимом "субъекту", при этом подчёркивается социальность поведения каждой личности.

Аномия - уровень концентрации девиаций, когда система социальных норм перестаёт работать, вследствие чего происходит разрушение единства культуры и жизненный опыт людей перестает соответствовать ценностям.

Ассимиляция - форма приспособления меньшинства к доминирующей культуре, когда последняя усваивается путём отказа от исходной культуры. В этносоциологии: подчинение национального меньшинства титульной нации.

Ассоциация - организация, которая создаётся добровольным решением своих участников, "снизу". Отсюда ей свойственны три основные черты: 1) её целью является защита общих интересов своих членов; 2) членство зависит от личного желания каждого; 3) она не связана с правительственными органами. Как правило, ассоциации управляются демократически, и в отношении их не действует "железный закон олигархии".

Бюрократия
- класс, отвечающий за организацию государственного управления; имеет специфическое содержание труда "человек-документ", отсюда максимальный среди классов общества формализм, склонность к шаблонным действиям и выверенным процедурам. Внутри класса происходят взаимодействия с взаимными ожиданиями формализма, отсюда строгая иерархия статусов внутри класса и чёткая предписанность ролей и ситуаций. При взаимодействии с другими классами посылает одностороннее требование формализма, отсюда напряжённое взаимодействие с внешними агентами и отчуждённость от большинства общества. Все черты бюрократии следуют из иерархии: регламентация, многоступенчатость коммуникации, конформизм к вышестоящим и авторитарность к нижестоящим, единоначалие, персональная ответственность. Последние две характеристики называют организационными; на их основании Вебер сделал вывод, что в усложняющемся современном обществе бюрократия становится профессиональным классом управленцев и её роль будет только возрастать, а численность - только увеличиваться. Напротив, Шумпеттер считал, что бюрократия воспроизводит рутинизм, от которого при дальнейшей бюрократизации погибнет капитализм (то есть современное общество). Сейчас можно сказать, что бюрократия и её социетальные антиподы - средние классы - заняли свою нишу в социальной структуре, и каждый воспроизводит свой тип поведения.

Включённость – состояние, противоположное исключённости; положение индивида в обществе, когда он имеет доступ к основным ценностям общества, достаточный, чтобы общество воспринимало его как полноценного своего участника, не нуждающегося в изоляции и презрении. Включённость не означает безбедного существования и гармоничного взаимодействия с социальным окружением.

Власть - способность навязывать свою волю другим независимо от их желания и тем самым мобилизовать ресурсы для достижения цели. В социологии Вебера форма и обязательный атрибут межличностных отношений. В макросоциологии один из основных индикаторов социального неравенства и построения социальных структур, индикатор политической стратификации.

Власть традиционная - власть, основанная на традициях и обычаях. Люди склонны подчиняться этой власти по привычке, только на том основании, что раньше аналогично поступали их предки.

Власть харизматическая - власть, основанная на преданности лидеру, которому приписывают некие высшие, почти мистические свойства.

Влияние - способность добиваться реализации своих интересов благодаря контрагентам путём манипуляций их желаниями и интересами. Этот способ может использоваться и лидером, имеющим власть, но "чистое" влияние используется людьми, не имеющими власти над своими контрагентами.

Выборка (выборочная совокупность) - часть объекта исследования, подвергающаяся непосредственному изучению и строго соответствующая объекту исследования по заявленным параметрам (см. Репрезентативность).

Геноцид - умышленное массовое уничтожение представителей определенной расы или национальности.

Геронтология - наука о старости.

Гипотеза - предположение, требующее проверки в ходе исследования; исследование считается законченным, если по всем заявленным гипотезам сделано заключение "гипотеза подтверждается" или "гипотеза отклоняется".

Государство - социальный институт, имеющий в своих руках насилие, и поэтому требующий исполнения своих норм (законов) от всего общества. Отвечает за защиту общества от внешней агрессии, формулирует работу социальных институтов экономики и политики.

Государство социальное – государство, которое гарантирует каждому своему гражданину (на практике – любому, легально проживающему на территории государства) некоторый уровень материального благосостояния, позволяющий человеку удовлетворять хотя бы простейшие потребности (еда, безопасность, жилище). В современном мире это могут позволить себе небольшое число государств, которые занимают доминирующее положение в мировой экономике и благодаря этому получают сверхдоходы.

Г руппа - одно из основных понятий социологии, в сторону изучения которого смещается предмет современной социологии. Трудность его определения связана с обыденным пониманием этого термина: любое множество людей, любое подмножество объекта. У Сорокина - синоним общности; тогда основной общностью был класс (сословие, слой), а внутри него проводили групповые деления по самым разным основаниям. В структурном функционализме - локальная общность, участники которой взаимодействуют друг с другом на основе конкретной системы норм, ощущают свою принадлежность к группе и воспринимаются друг другом как члены данной группы. У Гидденса - общность, имеющая свой комплекс норм и ролей и самостоятельно его воспроизводящая. Воспроизводить его группа может только в условиях постоянного взаимодействия своих участников.

Группа вторичная - группа, участники которой взаимодействуют относительно часто, в результате чего социальному контролю подвергаются только избранные моменты жизни её участников; такая группа способна сохранять только формальные нормы, часто внешнего происхождения, и концентрироваться только на определённой сфере деятельности. Участники вторичных групп не могут играть основную роль в социализации по отношению друг к другу. Из вторичных групп складываются организации.

Группа первичная – группа, участники которой взаимодействуют особенно часто, вследствие чего установлены прямые контакты, социальный контроль становится тотальным, доминируют неформальные нормы, отражающие личностные свойства участников группы. Для агента первичная группа – его главная социальная среда, где он может дать волю эмоциям, поэтому между участниками первичных групп существуют эмоциональные отношения. В современном обществе комплекс норм и ролей первичных групп становится оригинальным, поэтому первичные группы не образуют более сложные общности.

Девиация – поведение, которое рассматривается как отклонение от норм социальной среды, на практике - от норм группы, так как только группа способна проводить профилактику и лечение девиации.

Демографический переход - теория, согласно которой процесс роста населения состоит их трех этапов: 1) высокие уровни фертильности и смертности населения; 2) снижение смертности при высоком уровне фертильности; 3) низкие уровни фертильности и смертности. Сейчас этот подход верен отчасти: низкие уровни фертильности и смертности действительно состоялись согласно данному механизму, но они не ведут к росту населения, более того, в ряде стран демографический переход вызвал депопуляцию.

Демография - наука о народонаселении, изучающая его численность, состав, распределение и изменение этих показателей. В отличие от социологии сосредотачивается на количественных методах и экстраполяционном прогнозировании, из-за чего демографические прогнозы нечувствительны к переломным моментам; в частности, социологи раньше демографов спрогнозировали депопуляционные последствия демографического перехода.

Депривация - чувство недовольства социальным объектом своего текущего положения и стремление достигнуть положения с более высоким статусом. Это именно чувство, оценка, а не реальное неблагополучное или невыгодное для общества положение группы.

Диада - группа из двух человек. Поскольку социального эффекта от союза двух человек немного, то внешней поддержки диада не имеет и является крайне непрочным образованием. В диаде полностью доминируют эмоциональные отношения. В традиционном обществе не было столь малочисленных групп, диада - продукт модернизационных процессов урбанизации и нуклеаризации семьи.

Диаспора – часть этноса, проживающая или за пределами территории нахождения большинства его представителей, или за пределами территории, где он был исторически сформирован.

Дискриминация - притеснение меньшинств общностей, выражается в раздаче им низших статусов и наименее престижных ролей. В группе: из-за их якобы "дурных" свойств. В организациях и более широких образованьях: из-за признака, который становится стигмой.

Дифференциация - 1) в изучении социальной структуры наиболее простой метод её построения, когда общество делят на классы (слои) без попытки упорядочить их. 2) в социологии города им обозначается процесс фрагментации человеческой жизни на множество ограниченных пространств, мелких занятий.

Значимый другой
- контрагент, являющийся проводником социализации; термин ввёл Халлер; одобрения значимых других ищут и принимают их указания. Любой человек имеет своих значимых других, просто по мере социализации он может легче их менять. Поскольку современный человек, как правило, входит сразу в несколько групп, то в каждой у него должен быть хотя бы один значимый другой. Для рядового участника группы, вероятно, это будет один из лидеров, для самого лидера - лояльное к нему влиятельное лицо. Для носителя личностного сознания значимый другой может находиться за пределами его групп (внешняя ценностная ориентация).

Ид (Оно) - во фрейдизме компонент личности, отвечающий за подсознание, которое является источником энергии, стимулируемой стремлением к удовольствию. "Ид" отвечает за энергетическое обеспечение социализации, в процессе которой он и подавляется.

Иммиграция - перемещение людей в данную общность извне.

Имущество - один из критериев социальной стратификации, индикатор экономической стратификации. Распадается на два критерия, которые измеряются непосредственно: доход и собственность; по структуре имущества выделяют наёмных работников и самостоятельных работников.

Инфильтрация - вертикальная положительная мобильность, переход индивида или другого социального объекта в более престижный класс. Поскольку именно инфильтрация наталкивается на сопротивление барьеров мобильности, то её можно также оценивать как способность агента сопротивляться барьерам и инерционности социальной среды вообще. К. Левин рассчитал показатель силы инфильтрации F:

F= (V*P*K)/d, где V - валентность, сила предпочтения инфильтрации в ряду приоритетов агента; шкала от -1 (полное отторжение) до 1 (наиболее нужное).

P - потенциал агента; он складывается из ресурсов, которыми агент обладает, в этом качестве можно использовать классообразующие критерии Сорокина или формы капитала Бурдье. К - коэффициент конкуренции (0<K<1), d - дистанция инфильтрации; сила инфильтрации зависит от ожидаемой дистанции, от F можем анализировать и вероятность успеха инфильтрации. Факторы инфильтрации являются ситуационными и неустойчивыми.

Инцест (запрет кровосмешения) - самое известное правило экзогамии, исключающее брак или половые связи между лицами, которые считаются близкими кровными родственниками. Типичный пример традиции: возникла на объективных биологических основаниях, но, получив традиционность, уже не осмыслялась, а выполнялась автоматически, в силу привычки и под страхом санкций.

Исключённость – положение человека в обществе, когда он лишён доступа к базовым ценностям общества, вследствие этого он отторгается типичными представителями этого общества (включёнными), для исключённых характерны контакты преимущественно с себе подобными. Причины исключённости самые разнообразные – физическая или психическая неполноценность, принадлежность к другой конфессии или этносу, нищенство. Исключённые существуют в любом обществе, начиная от неприкасаемых в кастовой Древней Индии и заканчивая бомжами в современной России, независимо от того, насколько свободным, демократическим и социальным провозглашает себя общество и государство. В религиозном обществе исключёнными будут еретики, в тоталитарном – инакомыслящие, в современном потребительском – нищие. Луман предположил, что по мере социального развития и роста требований социальных структур к индивиду число исключённых будет возрастать, и связывал с этим рост социальной напряжённости.

Капитализм - экономическая система, при которой главным ресурсом становятся деньги, которые способны делать новые деньги (прибыль). Капитализм позволил обществу создавать сверхприбыли за счёт эксплуатации природных и человеческих ресурсов, в классическом капитализме эти сверхприбыли распределялись среди собственников и их групп, что вызвало социальные потрясения в массовом обществе; в современном обществе сверхприбыли стали источником средств для модернизации и социальной политики.

Квазигруппа - множество людей, объединённых взаимодействием без определённой частоты; в таких объединениях отсутствует внутренний регламент и большую роль для поддержания играют ценности участников (посетители просветительских или увеселительных заведений) или же навязанные сверху общие правила (фрагмент организации).

Класс - одна из основных общностей в социологии. Если группа воспроизводит социальное взаимодействие на элементарном уровне, то классовая структура показывает социальное неравенство. Поскольку последнее формировалось разными комбинациями факторов, то содержание понятия "класс" постоянно менялось. В классической политэкономии: по виду дохода. В марксизме: по отношению к способу производства и средствам производства. В социологии Сорокина: по доступу к основным общественным ресурсам: имуществу, власти, квалификации. В социологии Бурдье: по объёму и структуре капитала (капитал экономический, культурный, символический). По существу, можно приравнять класс и слой, объявить касту и сословие ранними аналогами класса.

Когорта - все люди, родившиеся в пределах одного или нескольких лет. Этот термин в социологию пришёл из демографии и поэтому в отличие от близкого "поколение" должен иметь чёткую количественную оценку; в демографии чаще всего 5 лет. Когорты используются для построения возрастной структуры и как квота при выборке. Существует ещё "когорта субъекта" - множество лиц, находящихся в пределах 5 лет от агента.

Контркультура - субкультура, нормы или ценности которой противостоят главным составляющим господствующей культуры, бросают ей вызов. Для современной статусной культуры контркультурами будут являться все лиминальные субкультуры; а также преступные и демонические субкультуры.

Ксенофобия - страх и ненависть ко всему чуждому для образа жизни данного общества; реально - к расходящемуся с культурой, в которой агент находится. Сейчас ксенофобия - форма межэтнических отношений, но при дальнейшей субкультурации ксенофобы рискуют оказаться замкнутыми в пределах своей группы, зависимыми от неё.

Культура - в современной науке одно из самых важных и многозначных понятий. Для социологии важно выделить три основных подхода: 1) обыденный - культура - искусство, т. е. одна из сфер жизни, ниша для самовыражения меньшинства. Такой подход трактуется СМИ. 2) философский - это всё множество достижений человечества, при помощи которых оно выделилось из природы. 3) социологический - система норм и ценностей, связывающих конкретное общество. Как видно, философия и социология под одним термином имеют в виду совершенно разные явления.

Культура массовая - форма культуры, стандарты которой распространяются среди всех неэлитарных слоёв без учёта региональных, религиозных или слоевых субкультур. Часто творцами массовой культуры оказываются представители элитных слоёв - интеллектуальной элиты, богемы, в данном случае они творят для народа, причём как для единой массы. В современном обществе произведения массовой культуры, отвечающие единому стандарту, часто не несут творческого значения и создаются для коммерческой выгоды (произведение - публика).

Культура элитарная - форма культуры, стандарты которой предназначены для высших слоев общества. Их потребности больше постматериальные, более индивидуализированы, и в отличие от массовой культуры здесь создаются не массовые образцы, а ниши для самовыражения. Создание элементов элитарной культуры носит творческий характер (автор - произведение - потребитель).

Культурный релятивизм - убеждение, что культуру можно понять лишь на основе ее собственных ценностей в её собственном контексте, не сравнивая с культурой агента. В массовом сознании всегда доминировала противоположность - этноцентризм.

Культ - В широком смысле: форма власти, предусматривающая слепое поклонение лидеру, наделённому сакральными характеристиками, исполнение любых его прихотей. Лидер имеет право использовать любые санкции. В узком смысле (социология религии): секта, нормы которой представляют собой контркультуру, а идеология - призывы к радикальному изменению социального устройства и человека одновременно.

Личность - индивид, прошедший социализацию (хотя бы первичную) и получивший вследствие этого от своей социальной среды (как правило, группы) статус и роль. При помощи этого статуса человек может контактировать с остальным миром. Это социологическое определение, часто говорят также: личность - человек, имеющий свои ценности, приоритеты, интересы; то есть ссылаются на индивидуальные качества, а не на социализованность, "стандартность". Противоречия между этими подходами нет. Только теоретически социализация и самовыражение работают в противоположных направлениях; на практике это два этапа, социализация готовит самовыражение. Несоциализованного человека его группа будет постоянно прессинговать, принуждая или к адаптации, или к миграции, вся его энергия будет уходить на эту борьбу, а не на самовыражение. Человек социализованный получает признание от своей группы и возможность развиваться; он - личность и может самовыражаться. Нужно отметить, что в традиционном обществе такой последовательности не было, единственным критерием личности была социализованность.

Лобби (группа давления) - организация, которая непосредственно властью не обладает, но при помощи контактов с властными органами решает свои интересы, чаще всего - локальные и текущие.

Макросоциология - область социологического знания, изучающая всё общество, макросоциологические теории пытаются объяснить одними закономерностями процессы в крупных и малых общностях.

Масса - В социальной психологии: совокупность людей, имеющих одинаковые потребности, но не контактирующих непосредственно между собой. В теории социальной структуры: основная часть общества, отделённая от элитных слоёв доступом к имуществу и особенно к власти.

Массовое общество – первая стадия модернизации, когда общество уже потеряло упорядоченность общества традиционного, но в отличие от современного постиндустриального общества обладало гораздо меньшей социализацией и поэтому гораздо большей солидарностью. Характерны ведущая роль промышленности в экономической сфере, усиление городов и городского образа жизни, рост политической активности населения, низкий уровень жизни большинства населения. Комбинация двух последних факторов приводит к значительной вероятности социальных потрясений и революций. Политическая непросвещённость большинства населения позволяет использовать активность населения в самых разных целях, отсюда большое разнообразие политических режимов. Исчезает по мере дальнейшей социальной дифференциации и роста благосостояния населения, когда людям уже есть что терять и они в меньшей степени склонны к участию в волнениях.

Миграция - смена агентом социальной среды вследствие перемещения. Для социологии в отличие от демографии значительны даже маломасштабные миграции (переезд на соседнюю улицу или даже на соседнюю лестничную клетку), так как и в этом случае меняется социальная среда (группа). В современном обществе доминирует индивидуальная или семейная миграция: локальному объекту легче разорвать социальные связи. В традиционном обществе большую роль играла групповая миграция, и она была частью нормативного комплекса этой группы (цыганские таборы, труппы артистов, пилигримы). Если перемещения объекта не вышли за границы его общества, то говорят о внутренней миграции, при перемещении из одного общества в другое или при перемещении агента по чужой территории - о внешней миграции.

Микросоциология - область социологического знания, которая изучает локальные общности, прежде всего группы; поскольку они основаны на реальных взаимодействиях (контактах), то основным предметом микросоциологии является социальное взаимодействие.

Мобильность вертикальная - изменение положения объекта в социальном пространстве, которое вызывает повышение или понижение его статуса. При этом меняется позиция агента в социальной структуре. Дистанция вертикальной мобильности - число преодолённых слоёв при изменении статуса. Вектор вертикальной мобильности - её направленность на повышение (восходящая, или инфильтрация) или понижение (нисходящая, или деградация) статуса.

Мобильность горизонтальная - изменение положения объекта в социальном пространстве без изменения статуса. Это возможно при изменении социальной среды (см. Миграция).

Мобильность межпоколенческая - изменение позиции индивида в социальном пространстве по отношению к позициям его родителей (в традиционном обществе - к позиции отца). При измерении мобильности за базу берут статус родителей при совершеннолетии агента (методический стандарт).

Мобильность социальная - изменение положения объекта (индивида или общности) в социальном пространстве. По субъекту мобильности выделяют индивидуальную и коллективную мобильность, по изменению статуса - вертикальную и горизонтальную. Для макросоциологии важнее всего интенсивность мобильности - доля слоя, предпринявшая попытку мобильности; тогда говорят, насколько слой мобилен, насколько его представители готовы разорвать текущие социальные связи ради обретения новых; особенно это актуально при анализе инфильтрации. В теории социальной структуры рассматривают вертикальную мобильность, её дистанцию и вектор. В микросоциологии рассматривают конкретную мобильность, её причины и сложности адаптации на новом месте.

Модернизация - переход от традиционного общества к современному (модерн), сложный и многофакторный процесс, причиной которого чаще всего называют рост техносферы и связанное с ним разделение труда. Основные направления: урбанизация, массовое общество, капитализация и либерализация экономики, социальная политика, демократизация, правовое государство. Экономическая модернизация: продуктом становится не товар, а капитал, которому нужны всё более свободные условия для передвижения. Политическая модернизация: социальная дифференциация приводит к фрагментированной элите, разные части которой, конкурируя друг с другом, стимулируют политическое участие, что чаще всего приводит к формированию демократического режима. Сторонники линейных концепций социального развития и необратимости прогресса (Конт, Спенсер, Дюркгейм, Вебер, Парсонс) считают модернизацию основным вектором социальной динамики, равной по масштабу которой не было в течение истории. Парсонс: разделение труда (критерий Дюркгейма) приведёт к созданию множества новых ролей, за счёт чего будут преодолеваться ролевые конфликты "индивид-группа" и личность получит возможность самовыражаться. Сторонники циклических концепций социального развития (Данилевский, Сорокин, Тойнби, Гумилёв) считают, что модернизация, если она и есть, всего лишь фаза цикла, который проходит общество. Сорокин: модернизация поддерживается ростом благосостояния населения, а долгосрочной тенденции его роста нет.

Наблюдение - метод сбора информации путём прямой и непосредственной регистрации событий. Может охватывать только локальный объект, тем не менее для теоретиков данные их наблюдений служили основаниями их теорий. В связи со смещением социологии к изучению локальных процессов наблюдение может стать весьма перспективным методом - в девиантологии, при изучении исключённых, контркультурных групп, диаспор и.т.д. Практически всегда это будет включённое наблюдение - исследователь сам включается в повседневную жизнь исследуемых групп, получает от них статус и роль.

Нация – представители одного или нескольких этносов, сформировавших собственную государственность и вышедшие вследствие этого на новый, надэтнический уровень солидарности. В истории было достаточно попыток конструирования наций сверху, но на успех можно рассчитывать при одобрении всех или хотя бы абсолютного большинства этносов, населяющих государство.

Неравенство - положение, при котором люди не имеют равного доступа к социальным благам, в особенности к имуществу, власти, квалификации. Социальное неравенство изучается теорией социальной структуры, показывает неравенство структура классов (слоёв).

Нормы - правила поведения, ожидания и стандарты, регулирующие взаимодействие между людьми. Функционализм уточнял: правила, предписывающие, как надо вести себя в обществе, то есть нормы носят общий характер для всего общества, а на уровне группы они только поддерживаются. Но на данный момент, с учётом результатов субкультурации группы могут не только поддерживать нормы, но и создавать свои: адекватные культуре, расходящиеся с ней или бросающие ей вызов (см. Культура, Субкультура, Контркультура). Продолжая укреплять единство общества, нормы ещё больше укрепляют единство группы, так как на этом уровне девиация может фиксироваться повседневно.

Общество - объединение людей, имеющее общую культуру, которая создаётся на базе общей этнической идентичности и распространяется на определённую территорию. На территории общества действуют законы одного государства. Существует также подход, что общество - это не сами люди, а только связи между ними, благодаря которым они могут вести себя предсказуемо; такой подход не соответствует тематике социологии: статус – положение людей, а не связей; культура – требования к людям, а не к связям; мобильность – перемещение людей, а не связей.

Община - множество людей, имеющих общее постоянное место жительства, регулярно взаимодействующих и подчинивших свою деятельность общей цели. Таким образом, община сочетает признаки популяции, группы и организации. Участники общины, которая имеет свойства и первичной, и вторичной группы, зависят друг от друга в повседневной жизни. Община - ячейка традиционного общества, она несла весь комплекс социализующих функций, который в современном обществе распределён между семьёй, друзьями и коллегами. В условиях традиционного общества помимо традиционного социального действия людей держала в общине необходимость выжить вместе; большинство потребностей были материальными.

Обычаи - норма, которая стала привычной для участников данной группы, которая выполняется ими без рационального осмысления, стоит ли проводить данное действие. Основная задача: поддержка групповой идентичности, единства группы; прагматического значения обычаи, как правило, не несут; вернее, несли, когда данный поступок только вводился и ещё не был обычаем, далее же он выполнялся традиционно и утратил прагматизм. Исполнение обычаев - критерий для группы при наклеивании ярлыков "свой"/"чужой". Отличие от традиции: он тоже основан на традиционном социальном действии, но не является свойством даже одного поколения, а не то что нескольких.

Организация - общность, образуемая для достижения определенных целей. Имеет два отличия от группы: 1) может быть как соразмерной группе (малое предприятие), так и включающая множество групп вплоть до международного уровня (политическая партия, социальное движение). 2) группа нацелена на функционирование, на сохранение своих норм; организация нацелена на развитие, которое ей необходимо для выигрыша конкуренции при реализации поставленных целей.

Плюрализм культурный - готовность доминирующей культуры поддерживать право на существование у групп меньшинств их субкультур. При наличии культурного плюрализма процесс субкультурации становится необратимым.

Поведение – человеческие действия, которые наблюдаются партнёрами агента по социальному взаимодействию. Поскольку их волнует исполнение норм, то вполне можно сказать: фрагменты социального действия, которые наблюдаются контрагентами. Важность изучения поведения для социологии: во-первых, поведение в отличие от ненаблюдаемых социальных действий способно стать индикатором, изучать поведение выгодно и эффективно для науки. Во-вторых, именно поведение является объектом социального контроля, причиной санкций и динамики статусов и ролей агентов, изучение поведения позволяет наблюдать процесс функционирования общности.

Поле – 1) В социологии Бурдье - автономные сферы практик, связанные в социальное пространство, то есть локальные и относительно замкнутые фрагменты социального пространства, объёдинённые взаимодействием агентов с близкими характеристиками и общей сферой интересов (искусство, наука, политика, сельское хозяйство, экспортный бизнес). 2) В эмпирической социологии – пространство, где люди исследователя встречаются с изучаемым объектом или отдельными его представителями. Отсутствует при анализе документов и сборе информации на территории исследования (лаборатория).

Политика – в структурном функционализме одна из функциональных подсистем общества, жизненно ему необходимых. Её функция – целеполагание: предложение вариантов стратегии общественного развития, выбор стратегии из предложенного варианта, претворение его в жизнь при помощи власти. При правовом государстве функция политики основана на праве: предлагаемые варианты не должны выходить за пределы правового поля. Основным объектом действия политики в современном обществе является экономика, самый динамичный компонент социальной системы и источник ресурсов для социального развития. По содержанию политика – борьба за власть с целью использовать власть в своих интересах.

Популяция - общность людей, проживающих на данной территории. Практическое значение этот термин получает, когда относится к локальной территории, обитатели которой могут взаимодействовать между собой довольно часто. (см. Группа, Поле-1, Община). В политической социологии: обитатели территории, управляемой одним политическим органом. В эмпирической социологии так называют объект при применении типической или серийной выборки.

Право - на макроуровне компонент социальной системы, отвечающий за регуляцию и интеграцию социальной системы; в данном случае непосредственно интегрируются макросоциальные системы - общество, государство, этнос, а потом уже при помощи их рычагов - локальные социальные системы - группы и организации. На микроуровне – свобода действовать без препятствий группы (имею право…). В итоге макрофункция и микрофункция права выступают как противоположные силы: первая является силой социальной, вторая - индивидуальной.

Предприниматель - лицо, которое наращивает капитал и рискует вложить его в дело, обещающее вернуть вложенную сумму плюс прибыль; центральная фигура в процессе развития капитализма и модернизации. В современной экономике основные субъекты предпринимательской деятельности – юридические лица, и предпринимательские решения принимаются их владельцами и менеджерами, причём роль последних всё более возрастает. В итоге образ предпринимателя разлагается: владеет капиталом один, распоряжается - другой, и всё чаще распоряжается тот, кто владеет информацией о рынке; следовательно, разложение предпринимателя и классического капитализма – результат информатизации.

Предрассудок - суждение об объекте на основании стереотипных установок, которые возникают вследствие этноцентризма, и так же является свойством данной культуры. Социологию интересует суждение о социальных объектах – о других группах и слоях, а также об общностях, которые связаны только в стереотипном сознании, а не реальными взаимодействиями.

Промискуитет - наиболее архаичная форма брачно-семейных отношений, в которой они, по существу, никак не ограничены и не регламентированы. Существовал в период полной социальной и функциональной однородности, когда практически не было собственности, статусов и ролей.

Раса - общность, объединяемая на основе реальных или воображаемых (см. Гетеростереотипы) биологических признаков (цвет кожи, черты лица, телосложение), и на этой основе выделяемая среди других людей.

Расизм - положение, при котором представители расы, отличной от расы доминирующей культуры, подвергаются дискриминации, эксплуатации или жестокому угнетению. В современном обществе встречается не сколько как практика, сколько как идеология, допускающая нетерпимость и дискриминацию по отношению к представителям другой расы. Поскольку чистых рас к ХХ веку не сохранилось, то сторонники расизма сами конструируют расы при помощи тех признаков, которые для них – стигмы, то есть свидетельствуют об ущербности агента. Современный расизм – призывы к дискриминации "чужих", которых выделяют по расовым (физико-антропологическим) признакам, которые доступнее других для массового наблюдателя.

Религия - система верований и ритуалов, с помощью которых группа людей объясняет и реагирует на то, что находит сверхъестественным и священным; социальный институт, участвующий в сохранении действующего социального устройства через поддержание верований, ритуалов, традиций; религия указывает не только на образцы поведения со сверхестественным, но и на всё повседневное поведение. В традиционном обществе религия детерминировала его, в современном обществе она только предлагает его образцы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: