Постановка задачи. Что происходит в образовании?




Фестиваль-генератор опережающего образования

«Школа послезавтра»

 

Ø 13 — 14 апреля

Ø 10 — 12 июня

 

Москва — Новосибирск — Краснодар — Иркутск

 

Обращение к партнёрам

Лаборатория целостного образования приглашает в особый фестивальный формат, нацеленный на формирование нового пакета целей и содержания образования.

Фестиваль формируется как наш совместный проект, ведущей идеей которого выступает построение образа будущего образования и смыслов образования: инновационного, опережающего, целостного.

Организатором фестиваля является Лаборатория целостного образования, но каждый участник — наш полноценный партнёр, с которым мы обсуждаем стратегию фестиваля, его цели и содержание. Организация, принимающая фестиваль: Хорошевская гимназия г.Москва.

 

Участники (партнёры фестиваля):

· Лаборатория целостного образования;

· Анна Бену и Перелётная школа;

· Проект Creatime и ТРИЗ-педагогика (Анатолий, Елена и Евгения Гин);

· Александр Лобок и Лаборатория Азартайнинга;

· Агентство позитивного развития (Сергей Тетерский, Руслан Ткаченко);

· Институт Самоопределения и Развития Человека (Наталья Манежева, Галина Резапкина);

· Лаборатория игротехнического образования Андрея Комиссарова;

· Проект «Корневое образование» Игоря Скирневского;

· Анна Турчанинова и проект «Утренняя школа»;

· Хорошевская гимназия г.Москва

· Лекторий «Прямая речь»

· Частная школа «Живой путь» (г. Новосибирск)

· Образовательный Центр КЭШ (г. Краснодар)

и другие (список партнёров будет расширен, здесь называем только тех, кто уже проявил интерес к фестивалю и разделяет его идею, дополняя её и развивая).

 

Для кого?

Предполагаем, что гостями фестиваля станут педагоги, организаторы образования, родители (на втором шаге, в июне, можно вместе с детьми) - все, кому важно понимать направление развития образования в России и мире.

Мы приглашаем на фестиваль прежде всего тех, кто готов учиться, брать на себя ответственность за результаты своего обучения и своей деятельности, выступать активными участниками «образования будущего».

Предполагаемые результаты фестиваля.

 

Фестиваль будет способствовать появлению новых смыслов и возможностей в области инновационного - основного и дополнительного - образования. Каждый участник при этом будет получать собственные результаты, в зависимости от своих профессиональных интересов и поставленных целей.

 

Организаторы и руководители образовательных площадок (школ, клубов, семейных центров и других) получат:

· технологии управления образовательными проектами от авторов разработок;

· карту альтернативного образования, позволяющую сориентироваться в новых возможностях и быть «на переднем крае» инновационного образования.

 

Учителя государственных, семейных и частных школ получат:

· знания об эффективных современных образовательных программах, методах и технологиях, позволяющие работать в ногу со временем;

· новый круг профессионального общения.

 

Родители получат:

· новый ресурс развития, понимание новых возможностей альтернативного образования, широкий круг контактов с различными партнёрами;

· карту альтернативного образования, позволяющую сориентироваться в новых возможностях для себя и своих детей.

 

Все итоги фестиваля будут оформлены в виде текстов и видеоматериалов.

 

Форматы фестиваля:

· дискуссионные площадки;

· мастер-классы;

· лаборатории (протяженные по времени семинары с сохранением состава участников);

· частные выступления, доклады.

 

Фестиваль будет организован как в очном формате, так и в формате частичного дистанционного участия для иногородних.

 

Результаты дискуссионных площадок оформляются с выделением смыслов и предстоящих практик.

 

Постановка задачи. Что происходит в образовании?

Школа очень консервативна. Сотни лет все люди знают, что школа — это такое здание с партами, доской, мелом и звонками. Дети собраны в классы, в соответствии с возрастом и внесены в списки школьных журналов. Классы пронумерованы. Дети должны посещать уроки, так называются промежутки времени по 45 минут, в течение которых происходят учебные занятия. Между уроками организованы небольшие «перемены», которые на самом деле не перемены, потому что из года в год на переменах ничего не меняется.

В каждом классе парты поставлены так, чтобы дети видели только учителя и затылки своих товарищей, не общались между собой и не отвлекались от урока. Обычно парты стоят в три ряда, по шесть или семь парт в каждом ряду. Начало и конец урока обозначаются громкими звонками.

За каждым классом закреплены учителя, это такие удивительные люди, которые всю жизнь передают детям знания. Берут и передают. Передача знаний происходит очень странным образом, но к этому уже привыкли: учитель стоит перед классом и что-то рассказывает, это называется «тема урока», а дети внимательно слушают и запоминают. Потом учитель выдаёт детям «задания», которые надо выполнить и «сдать» на проверку.

По итогам больших промежутков времени — четверть года, полугодие, год «выводится» средняя оценка «успеваемости» для каждого ребёнка. Она означает, успевает ли ребёнок «проходить» темы учебных программ — математики, письма, истории, географии, физики, биологии и многих других. Если ученик смог качественно «пройти» большинство «тем» по этим предметам, он считается способным и может поступить на следующую ступень развития — в институт, где учебный процесс устроен аналогичным образом. Не очень способные дети сразу после окончания школы идут на работу или в армию, потом они всю жизнь работают на тех, кто оказался способным.

Так было задумано.

Так было.

И вдруг этот грандиозный план перестаёт работать.

 

Первыми это обнаружили дети. Повсеместно родители забили тревогу: дети не хотят ходить в школу уже с 1 класса. Иногда достаточно нескольких дней обучения, чтобы ребёнок сказал: «Всё, больше не пойду!»

Родители в панике, управленцы усиливают контроль, методисты изобретают новые способы мотивации детей, дети учатся имитировать учебный процесс. Такая педагогика сотрудничества. Учителя массовой школы хорошо знают что им мешает хорошо работать: отчеты, ЕГЭ, начальство, дети и реформы образования, которые сопровождают нас на протяжении последних десятилетий Меняют учебники, вводят электронные дневники, структурируют учебные планы, усложняют ЕГЭ, а дети всё не хотят и не хотят принимать эти наши гениальные разработки.

При слове «реформа» у многих педагогов начинается нервный тик. Многие прекрасно понимают, что имитация развития (а реформа — это всегда имитация, смена формы при старом содержании) перекрывает возможности ответов на настоящие вызовы эпохи.

На наших глазах происходят глобальные изменения. Мы живем в очень динамическом обществе, изменения в котором происходят быстрее, чем мы успеваем их осмыслить. Меняются технологические уклады, стремительно умирают и рождаются новые профессии, совершенно неожиданно выясняется, что имеющиеся знания становятся бесполезными и что нужны какие-то другие. Становится не очень понятно, чему надо учиться и учить, если через 8-10 лет имеющиеся знания и способы деятельности на три четверти устареют.

В наше сознание прочно вошло слово «кризис», Системный кризис проявляет себя на первых порах то как кризис идеологии, то как кризис экономический, экологический, социальный... Практически нет такой сферы, которая бы не подвергалась существенным изменениям. Ядром этих изменений является не политика, не экономика, а образование и только образование (в широком смысле) — как сфера, ответственная за формирование сознания.

Возможно, человечество подходит к периоду нового переосмысления своей роли на планете Земля. Фазовый переход может произойти либо через переосмысление сути образования, либо через жестокий системный кризис уже в открытой форме, вплоть до очередной мировой войны.

На наш взгляд, основной ресурс сохранения и развития общества кроется не в нефти и золото-валютных резервах, а в людях, их способах мышления и деятельности, в их убеждениях, ценностях и базовых смыслах. Принимает ли на себя школа хотя бы часть ответственности за будущее? Учится ли работать с этим будущим через своих учеников (когда? в каком месте?) или отбрасывает общество в прошлое? Становится ли генератором этого будущего? Можно ли представить себе такое образование, которое знает, как создаётся будущее? Ещё более жестко вопрос звучит иначе: можно ли себе представить настоящее образование, которое НЕ знает, как работать с будущим?

Так какая она, эта школа (или уже не школа? не совсем школа?) будущего? Чем она отличается от старой модели? Как можно её вырастить?

Это и станет главной темой нашего фестиваля. Мы приглашаем в наш проект тех, кому интересно выстраивать новые практики образования, ориентированные «на вырост», задающие вектор развития образованию и обществу.

Мы ищем решения не на пустом месте. Как ни странно, наше родное образование, которое мы привыкли жестко критиковать, имеет ресурс, опережающий мировой уровень на десятилетия. Да, в массовой практике этот ресурс почти не проявлен, это было невозможно по многим причинам, он слишком сложен, радикален, но специалисты знают о чём я пишу. Различные Школы мышления, Школа Диалога Культур, Школа Самоопределения, версии Развивающего образования, ТРИЗ-педагогика и многое другое, созданное в России и Украине за последние полвека — этот питательный слой нового образования трудно переоценить.

Наша школа, и мы это совершенно четко понимаем, может стать не просто другой и очень сильной, она может становиться новым источником смыслов.

«Человек в поисках смысла» - одна из ведущих тем в психологии XX века. В ХХI веке мы осознали ещё одну проблему, возможно гораздо более жесткую: «Ученик в поисках смысла». Дети, потерявшие смысл в образовании, станут последним поколением на нашей планете.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: