Понятие «деловая этика» и ее принципы.




Тема 12. Этика менеджера и госслужащего

Понятие «деловая этика» и ее принципы.

Социальная ответственность этики бизнеса.

Проблема этики бизнеса. Иерархические уровни этики бизнеса.

Понятие «деловая этика» и ее принципы.

Этикет — это совокупность правил поведения людей как в общественных местах, так и в гостях или дома; это также форма и стиль одежды, манера держать себя, умение правильно говорить.

Все многообразие взаимодействий и взаимоотношений людей в обществе, различных жизненных коллизий регулируется специфическими видами социальных норм — правовых, этических, культурных, религиозных, этнических. Эти нормы вырабатываются обществом для сохранения, защиты, поддержки и воссоздания установленного порядка и характера его жизнедеятельности, для оформления, регуляции, упорядочивания, контроля и оценивания поведения членов общества и отдельных его социальных групп.

Одни нормы — правовые — регулируют внешние формы поведения, осуществляя внешний контроль. Они вырабатываются и утверждаются законодательным путем, вербализованы и закреплены в правовых кодексах, за их исполнением следят специальные институты, их нарушение неумолимо влечет санкции, которые обеспечиваются государственной властью посредством принуждения.

Другие нормы — этические, культурные, религиозные — носят характер не юридических, а моральных императивов, их соблюдение гарантируется не государственной властью, а силой морального давления общественного мнения и внутренней, личной системой ценностных ориентаций, включающих ценности, интересы, мотивы, потребности, установки. Воздействуя на более глубокие слои сознания, стимулы и мотивы, эти нормы адресуются к внутренним само- регуляторам — чести, совести, чувству долга.

Соотношение правовых и этических механизмов регулирования социальной жизни не является постоянной величиной. Оно зависит от многих причин политического, экономического и социального характера. Кардинальная ломка и смена социально-политической системы, экономических отношений, крушение прежних и мучительные поиски новых идеалов в современной России создают множество нестандартных ситуаций, которые не могут регулироваться правовыми нормами ввиду или их отсутствия, или устаревания. В этих условиях соблюдение этических норм во всех сферах жизнедеятельности общества становится одной из важнейших гарантий его выживания и сохранения духовности, зашиты от хаоса, вседозволенности и безответственности, разобщенности и конфронтации его граждан.

Общество издавна вырабатывало нормы религиозной, врачебной, воинской, педагогической этики, направленные на защиту и сохранение жизни и здоровья своих граждан, своей территории и культуры.

Развитие государственности, формирование и быстрый количественный рост социального слоя служащих, наделенных специфическими функциями и полномочиями, привели к возникновению служебной этики. С усложнением управленческих функций появилась необходимость в выделении таких нормативных дисциплин, как административно-управленческая этика, этика хозяйственного руководителя, государственного служащего. Основываясь на общих нравственных принципах, принятых обществом, частные нормы моральной регуляции интерпретируют их применительно к конкретным видам деятельности в соответствии с их спецификой.

Рост социальной значимости этического момента в государственной службе обусловлен целым рядом факторов. Сегодня госслужба является важной составляющей экономической и социальной инфраструктуры, обнаруживая устойчивую тенденцию к дальнейшему росту. Однако влияние государственного аппарата на общественную жизнь значительно выше, чем его удельный вес в социальной структуре, что определяется значимостью социального статуса государственных служащих. Они несут большую долю ответственности за сохранение социальной стабильности и соблюдение принципов правового государства, за обеспечение прав и свобод его граждан, внутреннюю и внешнюю безопасность страны, эффективное функционирование всей инфраструктуры, необходимые для полноценной и устойчивой жизни и развития общества в целом. От профессионализма и нравственности государственных служащих как проводников государственной политики, осуществляющих функции государства от его имени, во многом зависят не только авторитет власти, эффективность реализации стратегических целей и конкретных решений на всех уровнях управления, но и социальное самочувствие общества. Социально-политическая, экономическая и организационная неустойчивость, сопровождающаяся неупорядоченностью структур управления на всех уровнях, борьба между ветвями власти выводят на первый план стабилизирующую роль аппарата государственного управления. Вместе с тем новый тип государственного служащего, ориентированный на служение обществу, а не начальнику, формируется с трудом, преодолевая противодействие бюрократизированных структур, заинтересованных в сохранении условий для коррупции и протекционизма.

Этика государственной службы представляет собой систему моральных принципов и норм, требований и запретов, направленных на осуществление целей и функций органов власти и управления по обеспечению взаимодействия государства и его граждан в защите их прав и интересов, организации жизнедеятельности и консолидации общества, согласование мотивов и действий государственных служащих с общественными потребностями и ожиданиями. Поэтому основу этики государственной службы как социально-правового института, как системы специальных органов государства и вида человеческой деятельности составляют моральные ценности общества.

В соответствии с Федеральным законом «Об основах государственной службы Российской Федерации» все многообразие видов и содержания деятельности государственных служащих объединяет призвание обеспечивать поддержку конституционного строя и соблюдение Конституции Российской Федерации и федеральных за-конов, гарантировать благосостояние общества и силу государства.

Принцип законности, верховенства Конституции Российской Федерации и федеральных законов над иными нормативными актами и должностными инструкциями — важнейший этический принцип деятельности государственного служащего.

Сформулированный еще древними римлянами принцип justitia regnorum fundamentorum (справедливость есть основа государственного строя) остается и ныне одним из фундаментальных этических принципов государственной службы и важнейшим компонентом этической оценки деятельности государственного служащего, который реализует себя в законном и рациональном использовании государственно-властных полномочий, защите прав и законных интересов граждан, удовлетворении их общественных ожиданий.

Из требования ст. 5 Закона «Об основах государственной службы Российской Федерации», предусматривающей обязанность государственного служащего признавать, соблюдать и защищать права и свободы граждан, следует этический принцип гуманизма, основанный на уважении к человеку, вере в него, признании суверенитета личности, ее достоинства. Этот принцип находит свое конкретное воплощение в таких этических нормах, как вежливость, терпимость, снисходительность.

Осуществляя моральный выбор в процессе принятия решения, государственный служащий обязан руководствоваться общественными интересами, согласовывая с ними свои личные интересы. Этому служит принцип беспристрастности и независимости. Этот принцип включен в законодательства всех штатов США, кодексы поведения государственных служащих многих стран. Его реализация в нашей стране обеспечивается ст. 11 упомянутого закона, которая ограничивает право государственных служащих заниматься другой оплачиваемой работой, предпринимательской деятельностью, состоять членом органа управления коммерческих организаций, использовать свое служебное положение в интересах политических партий, быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он состоит на службе, получать гонорары за публикации и выступления в качестве государственного служащего, получать от физических и юридических лиц денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплаты развлечений, отдыха, транс-портных расходов, выездов за границу за счет физических и юридических лиц и иные вознаграждения, связанные с исполнением должностных обязанностей. Нарушения принципа беспристрастности и независимости проявляются в фактах коррупции, взяточничества, протекционизма. Этот принцип тесно сопряжен с принципом политического нейтралитета, ограничивающим политическую деятельность государственных служащих.

Административная власть неразрывно связана с механизмами ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение государственными служащими своих должностных обязанностей, за допущенные по их вине негативные последствия их деятельности, затрагивающие интересы государства, общества или отдельных лиц. Некоторые американские штаты приняли специальные законы об этической ответственности чиновников. Принцип ответственности предполагает наличие у государственного служащего гражданской совести — обостренного чувства личной причастности к происходящему в стране, чести — внутреннего собственного достоинства, проявляющегося в единстве слова и дела. Социологические исследования Северо-Кавказской академии государственной службы показали, что данное слово выполняют лишь 20-30% руководителей, а проведенный Российской академией государственной службы в декабре 1995 г. опрос жителей Тульской области выявил, что только 15 – 17% признают ответственность руководителей, зато 70,7 % обвиняют их в хитрости и беспринципности.

Принципы законности, справедливости, ответственности, беспристрастности, политического нейтралитета составляют основу этических кодексов в системах управления многих стран.

Этические принципы государственной службы характеризуют нравственное содержание деятельности как всего института госслужбы, так и каждого государственного служащего в отдельности. Они во многом определяют жизнеспособность и характер реального функционирования госслужбы. Их нарушение влечет за собой проявления бюрократизма, произвола, несправедливости и безнравственности.

Если этические принципы дают общие ориентиры, направление, обеспечивая целостность системы и выражая ее высшие ценности, то этические нормы предписывают определенный стиль поведения, содержат конкретные ограничения, рекомендации и запреты, являются как бы гарантией того, что люди могут полагаться друг на друга и избегать конфликтов, которые согласно исследованиям отнимают до 15% рабочего времени.

Государственный служащий как психологическая личность и как «модальная личность» руководствуется в своем поведении различными видами этических норм — личностными, групповыми, общими. Личностные нормы как факторы внутреннего мира личности выступают как интегративная характеристика ее субъективного мира. Всякое отклонение от личностных норм ведет к расщеплению, дезинтеграции личности. Личностные нормы соотносятся с представлением человека о самом себе, с чувством самоуважения, уверенности в правильности своих позиций и поступков.

Как «модальная личность», сформированная в процессе социализации и действия социального контроля, государственный служащий руководствуется или должен руководствоваться этическими нормами, вырабатываемыми обществом, организацией, в которой он служит, социальными группами, в которые он включен.

Вступая в трудовой коллектив органа государственного управления, государственный служащий оказывается в сложной системе формальных и неформальных групп, руководствующихся своими этическими кодексами, уставами, правилами, цель которых сохранение и развитие группы посредством стабилизации и усиления монолитности, защиты ее ценностей. Если формальная группа, в состав которой входит государственный служащий, образуется в соответствии с нормативно закрепленной процедурой и действует на основе принятых обществом моральных принципов, то неформальная группа, образуясь в соответствии с принципами самоорганизации, на основе прямых межличностных связей, основываясь на неформальных институтах, организации и контроле, регулируется своими этическими нормами и правилами взаимоотношений, которые не всегда совпадают с общепринятыми, а подчас вступают с ними в явное противоречие (например, группы с отклоняющимися целями и поведением, члены которых злоупотребляют служебным положением в корыстных целях). Помимо формальных и неформальных групп, в организации могут возникать группировки незаконные группы, основанные на личных знакомствах, семейных связях, кумовстве, нередко объединенные такими мотивами, как интриганство, личная борьба за распределение должностей, сделки «я – тебе, ты – мне».

Между этическими нормами, регулирующими функционирование формальных и неформальных групп, всегда существует определенная степень расхождения, обусловленная различием их целей, несовпадением или конфликтом личных интересов и интересов организации. Моральный выбор, который приходится делать государственному служащему в момент принятия каждого решения, обусловлен его иерархией ценностей, причем личностные ценности в том виде, в каком они были сформированы всем предшествующим жизненным опытом, часто побеждают. Большой силой морального давления обладают и групповые нормы. Как известно, групповое осуждающее давление на личность, взгляды и действия которой не поддерживаются сослуживцами, является одним из наиболее действенных механизмов социального контроля над личностью, подкрепляемого системой неформальных санкций (осуждение, атмосфера безразличия, равнодушия, отчуждения, враждебности, остракизма, обструкции, отторжения). Групповые этические нормы обязывают каждого члена группы не совершать действий, содержащих угрозу существованию и целям этой группы. Так как личностные ценности государственного служащего и цели, интересы группы, членом которой он является, не всегда совпадают с целями и ценностями организации, последняя должна оказывать на своего сотрудника долговременные, совокупные воздействия, которые постепенно становятся частью взглядов и личности служащих и побуждают их принимать «правила игры» этой организации. Таким образом, этика поведения государственного служащего является результирующей многочисленных, разноосновных воздействий.

Механизм формирования и реализации этических норм в деятельности государственного служащего не может быть исчерпывающе объяснен вне рассмотрения ролевой структуры его личности. Под ролью будем понимать нормативно одобренный образ поведения, ожидаемый от каждого, занимающего данную позицию, хранящийся в сознании человека набор представлений о том, как он и другие должны вести себя в определенных обстоятельствах. Поведение личности во всем многообразии ее взаимодействий может быть описано в рамках конструкции «роль» + Я». Если рассматривать личность как интегральное понятие, которое характеризует человека как объект и субъект биосоциальных отношений и объединяет в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое, то характеристика личности государственного служащего обнаружит в себе как субъективные (ценностные ориентации, этические и психологические особенности), так и объективные моменты (ролевая структура личности).

Государственный служащий — прежде всего личность, уже сложившаяся в процессе социализации и приобретения жизненного и профессионального опыта, гражданин своей страны, член определенных социальных групп, а потом уже должностное лицо. Он связан господствующими в обществе этическими нормами, обладает индивидуальными чертами, включен во внешние группы, проповедующие свои этические принципы. Он приходит в сферу государственной службы со своим этическим багажом, который накапливается в его сознании и привычках на протяжении всей его жизни, уже являясь носителем многих ролей. Организация оказывает на него сильное воздействие, предписывая, «задавая» ему должный вид поведения, «правила игры», обогащая ролевую структуру его личности новыми ролями — служебными, неслужебными (но в рамках той же организации), внеслужебными.

Хотя совмещение многих ролей индивидом в рамках трудовой деятельности не является исключительной особенностью государственного служащего, но именно в этой сфере деятельности человеку приходится одновременно выполнять несколько ролей, разноплановых как в содержательном плане, так и по своему психологическому рисунку, требующих различных, а иногда противоположных качеств («руководитель», «подчиненный», «эксперт», «сослуживец», «приятель» и т.д.).

Совокупность служебных ролей составляет формальный статус государственного служащего. Однако, хотя круг деятельности каждого государственного служащего устанавливается соответствующими должностными инструкциями и предписаниями, значительная часть выполняемых им действий представляет собой решение нестандартных ситуаций и потому с трудом поддается формализации, стандартизации и детальному контролю качества исполнения. Поэтому в пределах роли государственный служащий имеет достаточно широкие возможности выбора решений, обладая «внутриролевой автономностью». Кроме того, его поведение регламентируется этическими нормами, которые диктуются его многочисленными неслужебными и внеслужебными ролями и не всегда совпадают. Эффект суммирования ролей и их этических требований, когда они не вступают в конфликт друг с другом и с личностными ценностями государственного служащего, помогает ему раскрыть свои способности и возможности, подняться на новый уровень видения проблем, повысить чувство удовлетворенности своей работой и самоуважения. И наоборот, «сшибка» этических требований, предъявляемых различными ролями, их несовпадение или открытое расхождение могут привести к состоянию психологического дискомфорта, фрустрации, которые, в свою очередь, провоцируют иррациональные формы поведения (инфантильные реакции, агрессивность, бессмысленный бунт или, напротив, депрессия). Межролевой конфликт — одно из самых распространенных явлений на государственной службе, где служащие наиболее часто выступают одновременно в разных ипостасях.

Наиболее острое проявление межролевого конфликта обнаруживает себя в социальных группах, которые замыкаются на своих узкокорпоративных целях и интересах и основывают взаимоотношения своих членов и их поведение на этических принципах, вступающих в противоречие с моралью общества, организации. В этом случае имеет место «корпоративная этика». С одной стороны, корпоративная этика государственных служащих как результат субъективного осознания ими принадлежности к особой социальной, профессионально-статусной группе людей, обладающих определенными государственно-властными полномочиями и возможностями влиять на положение дел в обществе, формирует у них чувство повышенной ответственности, перспективное мышление, стремление и способность к учету широкого спектра факторов и возможных последствий принимаемых ими решений.

Однако на почве организационной неупорядоченности системы управления, неразвитости нормативно-правового регулирования деятельности государственных служащих, вследствие дефектов морального сознания и этического воспитания определенной части чиновников, отсутствия действенных механизмов социального контроля за их функционированием может развиваться деформация профессионального сознания государственных служащих. К факторам, способствующим формированию «корпоративной этики», относятся также неотработанность технологий взаимодействия и разграничения функций государственных служащих, размытость служебных обязанностей, прав и ответственности, низкая законопослушность и исполнительная дисциплина, обесценивание и даже атрофия таких простых нравственных норм, как порядочность, честность, правдивость, верность данному слову.

Следование принципам «корпоративной этики» превращает должность в самоцель, толкает к использованию в корыстных целях находящихся в должностном распоряжении средств, порождает волюнтаризм и субъективизм. Эта деформация морального сознания находит выражение в безразличии к социальному смыслу, назначению и социальным последствиям своей служебной деятельности, подмене общих государственных интересов корпоративными, ведомственными, а иногда и личными, интересов дела интересами карьеры.

Следование принципам «корпоративной этики» наносит урон авторитету государства, способствует распространению коррупции и протекционизма, блокирует развитие позитивных личных качеств чиновника, ставит его перед моральным выбором, чреватым утратой истинных ценностей и дезинтеграцией личности.

Социальная защищенность общества и каждого его члена, доверие к государству, его органам и полномочным представителям в лице государственных служащих возможны только при неукоснительном соблюдении законов и следовании общепринятым этическим принципам и нормам, обусловлены уровнем духовности, нравственности и ответственности каждого должностного лица на всех уровнях государственной власти, неотвратимостью пресечений любых проявлений невнимания к человеку, к его правам и достоинству. В этом залог и гарантия духовного возрождения России.

Этика бизнеса представляет собой совокупность принципов поведения людей, занятых в сфере предпринимательской деятельности, основой которой является уважение интересов, как своей фирмы, так и ее партнеров, клиентов и общества в целом непричинение ему (обществу) вреда. Подобное правило распространяется и на конкурентов.

Так, в "Принципах международного бизнеса" - всемирном этическом кодексе, принятом в 1994 году в Швейцарии представителями ведущих компаний США, Западной Европы и Японии - запрещено наносить ущерб приемами, не связанными с конкурентной борьбой. Нормы этики направлены на получение благ максимальным числом участников рынка и предоставление равных возможностей доступа к ресурсам и результатам хозяйствования. Нарушение прав собственности, присвоение закрытой информации (инсайдерство), недостоверная реклама, ущемление свободы потребительского выбора, коммерческий шпионаж вызывают деформацию рыночных отношений, повышают риски и трансакционные издержки. Взятки и хищения возмещаются за счет контрагентов и покупателей, нечестная информация отталкивает покупателей, дискриминация профессионального труда и "переманивание мозгов" искажают отношения на рынках труда. Получение выгодных заказов на условиях, противоречащих конкурсной основе, за взятки или посредством шантажа и угроз, также разрушают цивилизованный рынок.

К этическим принципам и нормам поведения деловых людей относятся: свобода, терпимость, тактичность и деликатность, справедливость, деловая обязательность и др.

Этика бизнеса базируется на такой общечеловеческой ценности, как свобода. Бизнесмен или менеджер должен ценить свободу своих конкурентов, что выражается в недопустимости вмешательства в их дела, ущемления, даже в мелочах, их интересовДругим основополагающим принципом деловых взаимоотношений является терпимость, которая означает осознание невозможности преодоления "с наскока" слабостей и недостатков партнеров, клиентов или подчиненных. Она рождает доверие, понимание и откровенность, помогает "гасить" конфликтные ситуации.

Деловые взаимоотношения всегда чреваты различного рода трудностями и конфликтами, поэтому они требуют тактичности и деликатности. Такт в таком общении - это не только понимание соответствия целей и норм поведения, но и умение применять этические нормы к конкретному человеку. Быть тактичным - это значит, в любой ситуации осознавать своего партнера, клиента или подчиненного как равноправную человеческую личность с учетом особенностей пола, возраста, национальности, темперамента, привычек и т. д. Под деликатностью понимают вежливость и внимательность в общении, умение щадить самолюбие своих коллег. Это особая, свойственная только высокопрофессиональным менеджерам и бизнесменам форма проявления корректности и искренности при общении. Деликатность - наипростейший рабочий инструмент делового общения, помогающий с наименьшими морально-психологическими усилиями решать деловые задачи.

Этика бизнеса ориентируется на такое понятие, как справедливость, которая предполагает оценку личностно-деловых качеств людей и их деятельности, признание их индивидуальности, открытость критике, самокритичность.

У деловых людей всего мира существуют принципы деловой обязательности. В США, например, известен термин "Техасское рукопожатие", когда стороны просто договариваются, что будут вместе заниматься какой-либо деятельностью. Если одна из сторон нарушила условия договора, никто больше не будет с этой фирмой (организацией) иметь дела. Формула успеха западных предпринимателей проста:

преуспевание = профессионализм + деловая обязательность.

В бизнесе есть золотое правило: "Заботься о своих клиентах, а рынок позаботится о тебе".

Хорошую репутацию приобрести очень трудно, на это порой уходят годы, но зато утратить ее можно мгновенно и зачастую из-за пустяка, не ответив вовремя на телефонный звонок или письмо, не послав факс, которого ждут, проявив невоспитанность или отсутствие такта в любой другой фирме. Для репутации важно все: культура речи, одежда, манера поведения, интерьер офиса. Деловые контакты обрываются сразу же, как только обнаруживаются некомпетентность или необязательность предпринимателей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: