Барьеры общения
Наименование барьера общения | Типичные проявления барьера общения |
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления) | Ты несешь абсолютную чушь! Так обращаться со мной нельзя! Это неверно! Да ты и сам(а) небольшого ума. Ты меня сама к этому провоцируешь. Не твоего ума дело – пойди поучись! |
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать) | Что ты здесь делаешь? Где тебя носило до двух ночи? Кто ты такой вообще? Как ты смеешь? Ты в своем уме? О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю? |
Приказы | Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать! «Повтори еще раз!», «Не разговаривай со мной подобным тоном!», «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!» |
Ложные аргументации | С Вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы! Люди для Вас ничего не значат! Ты меня не сможешь убедить в своей правоте – даже не пытайся! Ты меня в могилу свести хочешь! Ты это делаешь специально, чтобы меня позлить! Ты только о том и думаешь, как бы меня посильнее задеть! |
Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев | Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я! Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела! За всю нашу совместную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров! Ты меня никогда не слушаешь! Тебя ни в чем невозможно убедить! Он никогда ни в чем не уступит! |
Ирония, язвительность | Ну ты у меня и герой! Ты такой умный, куда всем до тебя |
Брань, унижение | «Ишь, какой умный выискался!» «Все женщины одинаковы!» «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй». |
Интерпретация, анализ | «Вы наверняка думаете, что я ничего не понимаю!», «Теперь понятно, почему ты это сделал!», «Я все равно вижу, что ты обманываешь…». |
Выспрашивание, расследование. | «Кто тебя надоумил?», «Нет, ты все-таки скажи!», «Ну почему ты молчишь?», «Что случилось? Я ведь все равно узнаю». |
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. | «Ничего-ничего, все делают ошибки», «Не обращайте внимания!». |
Отшучивание, уход от разговора | «Почему бы Вам не выбросить это из головы?», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «Не до тебя». |
Предупреждения, угрозы. | «Вы пожалеете!», «Если еще раз повториться, то…», «Если не перестанешь, то…», «Смотри, как бы не стало хуже!» |
Доказательства, логические выводы, нравоучение. | «Вам не следует так поступать», «В таких случаях всегда нужно поступать так-то», «Сколько раз я тебе говорила…», «Пора бы знать что…» |
Совет, рекомендация, решение. | «Попробуйте сделать так-то и дело с концом!», «Почему бы вам не сказать так-то…», «Я бы на твоем месте…» |
Мораль, проповедь | «Посмотри на это иначе», «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен то-то и то-то», «Ты обязан…» |
Осуждение, критика | «Как Вам не стыдно!», «То, что Вы сделали — просто глупость!», «Это все из-за тебя!», «Вечно ты…». |
Похвала, согласие. | «Мы гордимся Вами!», «Вы, безусловно, правы!» |
Переключение внимания на себя | «Да что ты, вот у меня проблема…» |
|
Преодоление барьеров общения
- Ответ по типу конструктивной обратной связи. Формула «Я-сообщения»
|
- Приём "имя собственное
- Приём "зеркало отношений"
- Приём "комплимент"
- Приём "внимательное слушание»
- Приём "переключение внимание"
- Прием «согласие, но»
Почему же мы не слушаем? Психологи выделили несколько основных причин:
Поглощенность собственными мыслями — мы не слушаем, потому что в это время обдумываем, что мы ответим на вопрос (который часто еще не задан, но мы его подразумеваем), как блеснем эрудицией, да и просто — загружены проблемами.
Эмоциональная неуравновешенность — мы часто просто поглощены собственными эмоциями, не владеем собой. Где уж там слушать, когда надо выкричаться, выразить свой гнев, возмущение, несогласие.
Уязвленное самолюбие — если нас начинают критиковать, мы, как правило, тут же «с налету» начинаем защищаться. Потому что лучшая защита — это нападение. А что нам говорят? Какая разница! Нас критикуют!
Выставление оценок сказанному — мы не слушаем потому, что заранее считаем себя умнее других и судим с позиции всезнайки о предмете разговора. Что по этому поводу думает собеседник не важно — я же лучше знаю!
Потеря внимательности к близким — печально и удивительно, но мы часто не слушаем самых близких нам людей (родных, друзей) потому что нам кажется, что мы все о них знаем и все будет «как всегда». Мы знаем, что скажет ребенок на вопрос об успехах в школе, мы знаем, что скажет супруг в ответ на ту или иную просьбу. И даже если они сказали совсем не то, что мы привыкли слышать, мы часто не обратим на это внимание.
Невладение техникой слушания — мы не слушаем просто потому, что не умеем этого делать. Мы можем слышать — воспринимать звуки, но слушать — это совсем другое, для этого надо прилагать усилия.