Преодоление барьеров общения




Барьеры общения

 

Наименование барьера общения Типичные проявления барьера общения
Негативные оценки и ярлыки (оскорбления)   Ты несешь абсолютную чушь! Так обращаться со мной нельзя! Это неверно! Да ты и сам(а) небольшого ума. Ты меня сама к этому провоцируешь. Не твоего ума дело – пойди поучись!
Вопросы (на которые не нужно или невозможно отвечать)   Что ты здесь делаешь? Где тебя носило до двух ночи? Кто ты такой вообще? Как ты смеешь? Ты в своем уме? О чем ты сейчас думаешь, когда я с тобой разговариваю?
Приказы   Прекрати меня злить! Замолчи сейчас же! Иди в свою комнату! Сейчас же прекрати плакать! «Повтори еще раз!», «Не разговаривай со мной подобным тоном!», «Сейчас же перестань!», «Убери!», «Замолчи!»
Ложные аргументации   С Вами просто невозможно разговаривать на серьезные темы! Люди для Вас ничего не значат! Ты меня не сможешь убедить в своей правоте – даже не пытайся! Ты меня в могилу свести хочешь! Ты это делаешь специально, чтобы меня позлить! Ты только о том и думаешь, как бы меня посильнее задеть!
Обобщения, глобальные выводы из единичных случаев Ты ни разу в жизни ничего для меня не сделал(а)! Уборкой в нашем доме занимаюсь только я! Ничего хорошего в жизни я от тебя не видела! За всю нашу совместную жизнь ты ни разу даже гвоздя в стену не забил без уговоров! Ты меня никогда не слушаешь! Тебя ни в чем невозможно убедить! Он никогда ни в чем не уступит!
Ирония, язвительность   Ну ты у меня и герой! Ты такой умный, куда всем до тебя
Брань, унижение «Ишь, какой умный выискался!» «Все женщины одинаковы!» «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй».
Интерпретация, анализ «Вы наверняка думаете, что я ничего не понимаю!», «Теперь понятно, почему ты это сделал!», «Я все равно вижу, что ты обманываешь…».
Выспрашивание, расследование. «Кто тебя надоумил?», «Нет, ты все-таки скажи!», «Ну почему ты молчишь?», «Что случилось? Я ведь все равно узнаю».
Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. «Ничего-ничего, все делают ошибки», «Не обращайте внимания!».
Отшучивание, уход от разговора «Почему бы Вам не выбросить это из головы?», «Давайте поговорим о чем-нибудь другом», «Не до тебя».
Предупреждения, угрозы. «Вы пожалеете!», «Если еще раз повториться, то…», «Если не перестанешь, то…», «Смотри, как бы не стало хуже!»
Доказательства, логические выводы, нравоучение. «Вам не следует так поступать», «В таких случаях всегда нужно поступать так-то», «Сколько раз я тебе говорила…», «Пора бы знать что…»
Совет, рекомендация, решение. «Попробуйте сделать так-то и дело с концом!», «Почему бы вам не сказать так-то…», «Я бы на твоем месте…»
Мораль, проповедь «Посмотри на это иначе», «Ты обязан вести себя как подобает», «Каждый человек должен то-то и то-то», «Ты обязан…»
Осуждение, критика «Как Вам не стыдно!», «То, что Вы сделали — просто глупость!», «Это все из-за тебя!», «Вечно ты…».
Похвала, согласие. «Мы гордимся Вами!», «Вы, безусловно, правы!»
  Переключение внимания на себя «Да что ты, вот у меня проблема…»

 

Преодоление барьеров общения

  1. Ответ по типу конструктивной обратной связи. Формула «Я-сообщения»

 

  1. Приём "имя собственное
  2. Приём "зеркало отношений"
  3. Приём "комплимент"
  4. Приём "внимательное слушание»
  5. Приём "переключение внимание"
  6. Прием «согласие, но»

 

 

Почему же мы не слушаем? Психологи выделили несколько основных причин:


Поглощенность собственными мыслями — мы не слушаем, потому что в это время обдумываем, что мы ответим на вопрос (который часто еще не задан, но мы его подразумеваем), как блеснем эрудицией, да и просто — загружены проблемами.


Эмоциональная неуравновешенность — мы часто просто поглощены собственными эмоциями, не владеем собой. Где уж там слушать, когда надо выкричаться, выразить свой гнев, возмущение, несогласие.


Уязвленное самолюбие — если нас начинают критиковать, мы, как правило, тут же «с налету» начинаем защищаться. Потому что лучшая защита — это нападение. А что нам говорят? Какая разница! Нас критикуют!


Выставление оценок сказанному — мы не слушаем потому, что заранее считаем себя умнее других и судим с позиции всезнайки о предмете разговора. Что по этому поводу думает собеседник не важно — я же лучше знаю!


Потеря внимательности к близким — печально и удивительно, но мы часто не слушаем самых близких нам людей (родных, друзей) потому что нам кажется, что мы все о них знаем и все будет «как всегда». Мы знаем, что скажет ребенок на вопрос об успехах в школе, мы знаем, что скажет супруг в ответ на ту или иную просьбу. И даже если они сказали совсем не то, что мы привыкли слышать, мы часто не обратим на это внимание.


Невладение техникой слушания — мы не слушаем просто потому, что не умеем этого делать. Мы можем слышать — воспринимать звуки, но слушать — это совсем другое, для этого надо прилагать усилия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: