Проблема этики бизнеса. Иерархические уровни этики бизнеса.




Этичное ведение бизнеса сопряжено с возникновением проблем на предприятиях и в обществе и необходимостью их решения. Новые схемы бизнеса (к примеру, генная инженерия) требуют осмысления и вписывания в этические рамки, из-за чего они какое-то время находятся вне этики (клонирование тканей человека, животных).

Немаловажный аспект связан с защитой окружающей среды и интересов потребителей. Организации, как правило, спонсируют зеленые движения и экологические программы. Однако здесь нет четкой грани между поддержкой зеленых и откупом от них. Тем более что, когда принимаются законы, повышающие экологическую ренту, промышленники лоббируют их смягчение, угрожая ростом цен, издержек и увольнениями.

Защита интересов потребителей выливается только в рекламу заботы об их комфорте и безопасности. Например, нефтяные компании в последние годы стали называться "энергетическими". В рекламных роликах по добыче нефти и производству топлива они делают упор на новые возможности и комфорт, который дают свет и тепло, езда на автомобиле или авиаперелеты. О вредных выбросах этих предприятий, их «лисьих хвостах» и разрушении экологии не говорится ни слова, хотя никакая прибыль нефтяных компаний не оправдывает разрушения окружающей среды.

В настоящее время актуальными становятся проблемы этики, связанные с цифровыми технологиями, с развитием сети Интернет и баз данных. Здесь выделяют три этических аспекта. Первый относится к работе сотрудников внутри компании. Второй связан с темой виртуальной занятости, когда работодатель не знает своего сотрудника в лицо. Третий касается распространения информации и доступа к ней посредством сети Интернет.

Всемирная сеть изменила взаимоотношения работодателя и работника в тех сферах бизнеса, где основной формой организации деятельности являются проекты. Речь, в частности, идет о проектировщиках, инженерах, журналистах и т. д. Появилась возможность объединять сотрудников в разных городах и странах, нанимать на временную работу специалистов в той или иной области, а также трудиться 24 часа в сутки. Первооткрывателями в данной области стали производители программного обеспечения в США и Европе. Однако повышение, эффективности из-за роста производительности и снижение издержек, вследствие разного уровня оплаты труда в различных регионах, приводят к сокращению рабочих мест в развитых странах. Наймы временных работников вызвал и ряд проблем. Прежде всего, виртуальные отношения требуют высокое степени доверия между работодателем и работником, т. к. фактически все держится на электронной переписке.

Таким образом, этика бизнеса на современном этапе развития имеет еще много трудноразрешимых проблем как на уровне отдельно взятых международных компаний, так и на уровне законодательном, политическом. Исходя из вышеописанных характеристик бизнеса и проблем деловой этики, можно сделать вывод, что она в широком понимании затрагивает все сферы жизнедеятельности общества: мировые связи, глобализацию, экономику, внедрение новых технологий, окружающую среду, рынок труда, политику, права человека и многое другое. Поэтому целью этики бизнеса должно быть принятие целесообразных решений, вступление на путь цивилизованного процветания, не наносящего ущерба обществу.

Этика бизнеса действует на трех соподчиненных иерархических уровнях: Мировой уровень (гипернормы) это нормы, основанные на общечеловеческих ценностях и зафиксированные в «Принципах международного бизнеса». В сжатом виде они сводятся к следующему:

- социальная ответственность бизнеса (создание общественных благ, рабочих мест, повышение уровня жизни клиентов, служащих, акционеров, а также населения);

- модернизация технологий, методов производства, маркетинга и коммуникаций;

- повышение доверия к бизнесу (при сохранении коммерческой тайны - искренность, честность, выполнение обещаний);

- уважение правовых норм и обеспечение равных возможностей в конкуренции;

- признание верховенства этических норм (некоторые

сделки, разрешенные законом, могут быть неприемлемы с точки

зрения морали);

- содействие свободе многосторонней торговли;

- охрана окружающей среды;

- отказ от противозаконных действий (взяточничество, отмывание денег, терроризм, наркоторговля и др.).

Гипернормы являются главенствующими по отношению к национальным, отраслевым и корпоративным этическим кодексам и нормам.

Национальные нормы (макроуровень, в масштабе отрасли или национальной экономики) - это гипернормы и близкие к ним этические постулаты, реализуемые в отраслевых или в национальных кодексах этики бизнеса (например, «Двенадцать принципов ведения дел в России»). Важнейшими тут являются уважение частной собственности и рыночной конкуренции, достоверность информации, отсутствие дискриминации на рынке труда.

На корпоративном уровне (микроуровень - в масштабе отдельное фирмы и её" клиентов) принципы доверия и отсутствия дискриминации раскрываются в отношениях между поставщиками и покупателями, персоналом и администрацией, менеджерами и акционерами и т. д. Нарушение данных правил также влечет за собой различные потери (рост накладных расходов, конфликты и конфликтные ситуации и др.). На этом уровне решаются и частные этические проблемы, которые возникают буквально на каждом шагу, особенно в сфере управления людьми.

Учитывая вышеизложенное, можно предложить некоторые правила и рекомендации, учет которых может помочь формировать такое многогранное понятие как корпоративная этика:

- выработать привычку: все, с чем сталкиваетесь; рассматривать с точки зрения пользы для вашего дела, но в то же время учитывать и интересы партнера;

- выполнять обещания в срок. Если не смогли это сделать

- не оправдываться, а определить новый срок и сдержать слово;

- отклонять тактично и вежливо предложения, не представляющие интерес для фирмы;

- избегать самоуверенности, будучи уверенным в себе;

- анализировать неудачи, сбои или промахи;

- понимать в общении с людьми не только то, что сказано, но и то, что не высказано;

- руководствоваться в работе тремя "не": не раздражаться, не теряться, не распыляться;

- быть терпимым к недостаткам людей (если эти недостатки не мешают непосредственно вашему бизнесу);

- помнить, что человека можно оскорбить не только словом, но и позой, жестом, мимикой;

- избегать заносчивого, самонадеянного, категоричного тона в разговоре, выступлении, т. к. в этом явно видны переоценка собственной персоны и пренебрежение к окружающим;

-- уважать человека, т. к. унижение никогда не забывается и не прощается. Бояться поступить несправедливо, т.к. это всегда сильно задевает людей;

- обращать особое внимание на нематериальные, внешне не воспринимаемые аспекты организационного окружения. Глубоко укоренившиеся в людях предположения и ценностные ориентиры могут требовать длительных и трудных изменений в системе и структуре управления. Основы этики - это тот путь, который помогает понять организационное "Зазеркалье";

- относиться скептически к предложениям, призывающим к быстрой трансформации культуры;

– оценить значимость основных организационных символов (название компании, логотип, лозунги) для сотрудников;

- вводить организационные обряды для усиления культуры;

- воплощать абстрактные идеалы в своей повседневной деятельности. От менеджера требуется понимание того, каких идеалов он должен придерживаться и какими действиями следует передать это вниз по уровням организации.

Особое значение имеет этика переговоров и разрешение конфликтных ситуаций. Этика переговоров - морально-нравственная категория, выражающая кодекс сводных правил общения партнеров в процессе переговоров, создающих определенный морально-психологический климат в предпринимательской деятельности. Этика рыночных отношений отражает социальную ответственность предпринимателей, их общественную миссию. В отличие от комплексов юридических норм, этика основывается на культуре, общественном мнении, традициях и привычках. В последнее время в России этике, деловому этикету уделяется больше внимания. Считается, что в условиях рыночной экономики 15 % успеха менеджера зависит от профессиональных знаний и 85 % - от искусства общения, владения приемами собственной презентации.

В рамках норм предпринимательского поведения действуют специальные рекомендации для лиц, участвующих в переговорах. Среди них: внешний вид и привычки; порядок представления и знакомства; требования к визитным карточкам; умение держать себя на визитах, в обществе, в гостях; организация официальных и неофициальных приемов и встреч.

Основные требования делового этикета: пунктуальность и обязательность; бережное отношение к своей репутации; проявление внимания и уважения к партнеру; настрой на компромисс; немногословность. Деловая этика, помимо общей культуры поведения, включает в себя также специальные приемы, способствующие успеху делового общения, основанные на психологии:

- относиться к людям с уважением;

- не критиковать своего партнера. Критика в деловых отношениях бесполезна, она задевает гордость и заставляет обороняться;

- интересоваться другими людьми, их делами. Во время деловых переговоров учитывать не только свои интересы, но и интересы партнера: "сначала заглянуть в чемодан партнера, затем открывать свой";

-стараться произвести хорошее впечатление на партнера, чаще улыбаться. Человек без улыбки не должен открывать магазин;

- обращаться к людям по имени. Звучание собственного имени для человека - самая приятная мелодия.

- беседовать с партнером о том, что ему интересно. Изучить партнера. С людьми, преодолевшими большие трудности, полезно говорить о них;

- уметь делать людям комплименты. Для этого надо учиться открывать в людях хорошее;

- не всегда говорить неприятную правду. Если ваш партнер купил что-то очень дорогое, не напоминать ему об этом;

- избегать острых углов. Единственный способ одержать верх в споре - уклониться от него. Нельзя говорить: "Я вам докажу". Это равносильно тому, как если бы сказать: "Я вас умнее";

- не начинать переговоры со спорных вопросов. Не давать партнеру возможности сказать: "нет";

- стараться внушить партнеру, что ваша идея - это его идея. Надо стремиться к тому, чтобы клиент захотел купить.

 

Вопросы для повторения

1. Дайте определение термину «этикет».

2. Чем обусловлен рост социальной значимости этического момента в государственной службе?

3. Что представляет собой этика государственной службы?

4. Назовите принципы, составляющие основу этических кодексов в системах управления многих стран.

5. Дайте характеристику принципу законности.

6. Что характеризуют этические принципы государственной службы?

7. В чем различие этических принципов от этических норм?

8. Дайте определение термину «межролевой конфликт».

9. Где межролевой конфликт проявляется наиболее остро?

10. Дайте определение социальной ответственности этики бизнеса.

11. Перечислите проблемы этики бизнеса.

12. Иерархические уровни этики бизнеса и их характеристика.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: