Пивоваровой Екатерины, Речаповой Виктории
Образовательное учреждение: Тобольский Педагогический Институт (отделение СПО), специальность «Дошкольное образование»
Группа: 1 курс, ДО 171
Дата проведения занятия: 14 декабря 2017 года
Место занятия в изучаемой теме: №1 в главе «Социальная сфера» по дисциплине «Обществознание (в том числе экономика и право)»
Тема учебного занятия: Социальная структура общества
Тип учебного занятия: Комбинированный
Форма учебного занятия: Лекция
Цель учебного занятия: Сформировать знания о структуре общества
Задачи:
1. Познакомить студентов с социальной структурой общества
2. Способствовать развитию у студентов умения анализировать информацию и обобщать полученные знания.
3. Содействовать в ходе занятия воспитанию дисциплинированности, внимательности
Основные понятия: маргинал, социальная группа, социальная дифференциация, социальная мобильность.
Методы и виды деятельности обучающихся: словесные методы обучения: беседа, рассказ; работа с документом.
Общие и профессиональные компетенции:
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития
ПК 3.4. Анализировать занятия.
Межпредметные связи: Экономика, право
Оборудование урока (средства обучения): учебник, проектор.
План занятия:
1. Многообразие социальных групп
2. Социальное неравенство
3. Социальная стратификация
4. Социальная мобильность
5. Социальные интересы
|
Литература:
1. Обществознание. 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений: базовый уровень / [Л.Н. Боголюбов, Ю.И. Аверьянов, Н.И. Городецкая и др.]; под ред. Л.Н. Боголюбова; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2009. – 351 с.
Этапы занятия, время | Содержательная сторона занятия | Виды деятельности, методы и приемы обучения | Общие и профессиональные компетенции |
1 этап. Организационный | У.: Здравствуйте, ребята. Давайте отметим присутствующих. | Оргмомент. Преподаватель отмечает присутствующих. | |
2 этап. Формулирование темы урока, постановка цели, планируемой деятельности 3 этап. Изучение нового материала 3 этап. Изучение нового материала 3 этап. Изучение нового материала 3 этап. Изучение нового материала 3 этап. Изучение нового материала 3 этап. Изучение нового материала 4 этап. Закрепление нового материала 5 этап. Рефлексия и подведение итогов | У.: Запишите, пожалуйста, тему сегодняшней лекции: «Социальная структура общества». Всякому ли человеку доступны высшие ступеньки социальной лестницы? От чего зависит положение человека в обществе? На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в процессе изучения представленной темы. Зафиксируем план работы на лекции: 1. Многообразие социальных групп 2. Социальное неравенство 3. Социальная стратификация 4. Социальная мобильность 5. Социальные интересы Как вы уже знаете, люди в процессе своей жизнедеятельности объединяются и человеческое общество представляет собой множество различных социальных групп. Что же такое социальная группа? Социальная группа - любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально значимый признак. К таким группам можно отнести: народность, нация, общественный класс, сельская община, трудовой коллектив. Приведенные социальные группы различны по характеру, масштабу, роли, которую они играют в обществе. Что же дает основание объединить такие непохожие друг на друга сообщества в категорию «социальные группы»? Ответ прост: все социальные группы объективно возникают в ходе жизнедеятельности людей вне зависимости от их воли и желания. Каждую социальную группу характеризуют определенные связи и общие социально значимые признаки. Такими признаками могут быть национальность, доход, власть, образование, профессия, место жительства, образ и стиль жизни и т.д. Исследователи - социологи объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп общественным разделением труда и специализацией деятельности.(Вспомните, например, как в глубокой древности в связи с отделением ремесла от сельского хозяйства в обществе возникли группы ремесленников и крестьян, городских и сельских жителей.Социологи считают, что и сегодня разделение человеческой деятельности на основные виды (экономическую, политическую и т. д.) определяет разнообразие и численность социальных групп, их положение в обществе. Так, с экономической деятельностью связывают существование богатых, бедных и средних слоев населения, с политической — существование в обществе лидеров и масс, управляемых и управляющих. Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей.Это, в частности, объясняет существование в современном обществе этнических и религиозных групп. У.:Давайте запишем: Возникновение и существование относительно стабильных социальных групп социологи объясняют общественным разделением труда и специализацией деятельности, а также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. У.:Можно ли каким-либо образом классифицировать все существующие в обществе социальные группы? До сегодняшнего дня общепринятой типологии социальных групп не существует. Один из принципов классификации — условное деление социальных групп по числу участников на большие и малые.В качестве малых групп выделяют семейные, учебные, трудовые объединения, группы по интересам и т. п. Малую группу отличает от большой то, что все ее участники объединены общей деятельностью и находятся в непосредственном общении друг с другом. Часто наряду с социальными группами выделяют группы людей, объединенных природными признаками: расовой принадлежностью, полом, возрастом. Их называют иногда биосоциальными группами. Такие группы людей создают естественный фон их общественной жизни. Каждый человек принадлежит к какой-либо из социальных групп или занимает некое промежуточное, переходное положение. Промежуточным, пограничным состоянием характеризуются маргинальные (от лат, marginalis — находящийся на краю) группы, К ним относят иммигрантов, безработных, инвалидов, лиц без определенного места жительства и определенных занятий (бомжей). Признаком, свидетельствующим о переходе в маргинальное состояние, является разрыв экономических, социальных и культурных связей с прежней социальной общностью и попытки установить их с новой. Яркий пример— люди, переехавшие в поисках работы из сельской местности в город, оторвавшиеся от крестьянской среды, но пока не принявшие ценностей и образа жизни горожан. У.:Давайте запишем. Условно по числу участников социальные группы можно поделить: на большие и малые. Кбольшимможно отнести: возрастные группы (молодежь, пенсионеры), профессиональные группы (научное сообщество). К малым относятся: семья, школьный класс, компания друзей. Также выделяют биосоциальные группы: гриппы людей, объединенные природными признаками (расовой принадлежностью, полом, возрастом). Промежуточным состоянием характеризуются маргинальные группы (находящиеся на краю). К ним относят: иммигрантов, безработных, инвалидов. У.:Итак,ребята, вопрос к Вам.Чем вызвано существование социальных групп в обществе? С.:Исследователи - социологи объясняют возникновение и существование относительно стабильных социальных групп общественным разделением труда и специализацией деятельности. Существование различных социальных групп обусловлено также исторически сложившимся разнообразием условий быта, культуры, социальных норм и ценностей. У.:Спасибо за ответы,а мы переходим к следующему вопросу – социальное неравенство. Социальное неравенство- это неравномерное распределение ресурсов общества – денег, власти, образования и престижа между различными слоями населения. Разделение общества на социальные группы, занимающие разное положение в обществе, называют социальной дифференциацией. Социальная дифференциациясвойственна любому обществу, так как в любом обществе существуют различные по своему положению социальные группы. В современном обществе социальное равенство все чаще понимают, как равенство перед законом, а также равенство прав и возможностей. Путь к достижению такого равенства — соблюдение прав и уважение человеческого достоинства представителей всех социальных групп. В обществе, провозглашающем социальное равенство, создаются равные возможности для представителей всех социальных групп (независимо от пола, расы, национальности, классовой принадлежности, происхождения, места проживания) в получении образования, медицинских услуг, в занятиях экономической и политической деятельностью и др. Так, представители всех социальных групп имеют равные возможности при поступлении на учебу в высшие учебные заведения, устройстве на работу, продвижении по службе, выдвижении в качестве кандидата на выборах в центральные или местные органы власти. При этом обеспечение равных возможностей не предполагает обязательного получения одинаковых результатов (например, равной по размеру зарплаты). У.: Третий вопрос нашей лекции – социальная стратификация. Различие групп по принципу неравенства выражается в формировании социальных страт. Страта – большая группа людей, находящаяся на определенной социальной позиции. Слово «страта» происходит от латинского слова stratum — слой. Выделение страт (слоев) позволяет представить социальную структуру общества более детально. Социальная страта - это совокупность социальных слоев, расположенных на разных ступенях в вертикальном порядке. Виды социальной стратификации представлены на слайде. С помощью социальной стратификации, во-первых, можно увидеть слои внутри одного и того же класса. Например, одна из американских теорий стратификации выделяет внутри высшего класса верхний и нижний слои — очень богатых и просто богатых людей. Средний класс разбивается на «высший средний класс», «средний средний класс» и «низший средний класс». На два слоя разбивается низший класс. Во-вторых, стратификация позволяет представить деление общества на социальные слои по одному или нескольким произвольно выбранным признакам. Ими могут быть этнические, демографические, профессиональные, территориальные, возрастные характеристики, отношение к власти, размер дохода, уровень образования, религиозная принадлежность, образ и стиль жизни, стандарты поведения. Например, вы, учащиеся курса, по возрастному признаку можете быть отнесены к страте молодежи. По виду деятельности — к страте учащейся молодежи. По месту жительства — к городским или сельским жителям. По уровню доходов родителей — к страте людей с высокими, низкими или средними доходами. Иными словами, на основе определенного признака каждый человек может быть отнесен к тому или иному общественному слою — страте. У.:Как вы думаете,может ли человек изменить свое социальное положение? Может ли он переместиться из одной социальной группы? В патриархальном и феодальном обществе такие переходы были крайне ограниченны. Молодые люди наследовали принадлежность к тому или иному социальному слою (сословию), соответствующие права и привилегии, перенимали занятия своих родителей. О женитьбе и замужестве часто договаривались родственники независимо от личных симпатий молодых. А в некоторых странах существовали прямые запреты на переход из одной социальной группы в другую. Примером такой закрытой общественной структуры является кастовый строй в Индии и ряде стран Африки. Современное общество стало открытым. В нем сняты прежние ограничения, ведущие к переходу человека с одной ступеньки социальной лестницы на другую. Например, запреты на занятия той или иной профессией, на заключение браков между представителями различных социальных, этнических или религиозных групп. В результате активизировались социальные перемещения людей (между городом и деревней, между различными отраслями хозяйства, между профессиями, между различными районами страны) и, следовательно, значительно расширились возможности индивидуального выбора профессии, места жительства, образа жизни, супруга или супруги. Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью. Социологи различают горизонтальную и вертикальную мобильность. К горизонтальной мобильности относят процессы перехода из группы в группу без изменения социального положения. Например, переход с одного государственного предприятия на другое, из одной семьи в другую. Процессы вертикальной мобильности связаны с переходом вверх или вниз по ступеням социальной лестницы. Различают восходящую (направленную вверх) и нисходящую (направленную вниз) социальную мобильность. К восходящей вертикальной мобильности можно отнести повышение человека в должности, переход на руководящую работу, овладение более престижной профессией и т. п. К нисходящей вертикальной мобильности относится, например, процесс разорения среднего предпринимателя и превращение его в наемного рабочего. Пути, по которым происходит перемещение людей из одних социальных групп в другие, называют каналами социальной мобильности или социальными лифтами. К ним относят армейскую службу, получение образования, овладение профессией, вступление в брак, приобретение собственности и др. У.:Что означает понятие «социальная мобильность»? Каковы её виды? С.:Переход людей из одних социальных групп в другие называется социальной мобильностью. Различают горизонтальную и вертикальную мобильность. Вертикальная мобильность, в свою очередь, бывает восходящей и нисходящей. У.: Переходим к последнему вопросу нашей лекции. Каждой социальной группе свойственны общие для всех ее участников интересы. Интересы людей, связанные с положением социальной группы в обществе и человека в этой группе, называют социальными интересами. Они состоят в сохранении или преобразовании тех учреждений, порядков, норм взаимоотношений, от которых зависит распределение благ, необходимых данной социальной группе. Социальная группа способна осознавать свои интересы и сознательно действовать в их защиту. Важным средством выражения социальных интересов является отказ в поддержке при избрании в органы власти людей, олицетворяющих противоположные социальные интересы. Свидетельством борьбы и компромисса различных социальных интересов является деятельность парламентских групп при принятии законов страны и других решений. Сходство социальных интересов и деятельность в их защиту приводят различные группы к объединению. Так возникают общественные и общественно-политические движения, создаются политические партии. Стремясь удовлетворить свои интересы, различные социальные силы нередко стремятся завоевать власть или получить возможность участвовать в ее осуществлении. Учет многих признаков при выделении социальных групп и выявлении их социальных интересов позволяет создать многомерную картину социальной жизни общества и выявить тенденции ее изменений. Подведем итоги нашего занятия: 1. В условиях современного открытого общества от вас самих зависит, какое положение вы будете занимать в обществе, в какой социальной группе находиться. Благодаря своим собственным усилиям вы сможете изменить это положение, переместиться с одной ступеньки социальной лестницы на другую. 2. Если вы небезразличны к судьбам своей страны, если вы пытаетесь представить ее будущее развитие, важно знать, каково положение и настроение той или иной социальной группы, каково ее влияние на общественную жизнь и политику. 3.Оценивая деятельность государства, проследите, учитывает ли оно интересы тех или иных групп в своей социально-экономической политике, например, при решении таких вопросов, как установление или отмена налогов, определение социальной помощи малоимущим слоям населения и т. п. У.:А теперь поработаем с документом, самостоятельно ознакомьтесь с ним 3-4 минутки. Все ознакомились? Студент, прочти документ вслух. Нам необходимо ответить на вопросы, которые представлены ниже. У.:О каких видах социального расслоения говорит автор? С.:Экономической, политической, профессиональной дифференциации общества. У.: Что, по мнению автора, свидетельствует об экономической, политической и профессиональной дифференциации общества? С.:Если экономический статус членов некоего общества неодинаков, если среди них имеются как имущие, так и неимущие, то такое общество характеризуется наличием экономического расслоения независимо от того, организовано ли оно на коммунистических или капиталистических принципах, определено ли оно конституционно как «общество равных» или нет. Никакие этикетки, вывески, устные высказывания не в состоянии изменить или затушевать реальность факта экономического неравенства, которое выражается в различии доходов, уровня жизни, в существовании богатых и бедных слоёв населения. Если в пределах какой-то группы существуют иерархически различные ранги в смысле авторитетов и престижа, званий и почестей, если существуют управляющие и управляемые, тогда независимо от терминов (монархи, бюрократы, хозяева, начальники) это означает, что такая группа политически дифференцирована, что бы она ни провозглашала в своей конституции или декларации. Если члены какого-то общества разделены на различные группы по роду их деятельности, занятиям, а некоторые профессии при этом считаются более престижными в сравнении с другими и если члены той или иной профессиональной группы делятся на руководителей различного ранга и на подчинённых, то такая группа профессионально дифференцирована независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам. У.:Можно ли на основании источника утверждать, что социальное неравенство проявляется в обществах разного типа? С.:Да, можно. Так как фраза «независимо от того, избираются ли начальники или назначаются, достаются ли им их руководящие должности по наследству или благодаря их личным качествам» указывает на то, что, при монархическом укладе такая ситуация тоже могла сложиться. У.:Хорошо, молодцы, все справились с заданием. Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем занятии? Были ли затруднения, если были, то почему? Выставим баллы за работу на занятии. Домашним заданием будет, повторить весь пройденный материал и подготовиться к итоговой контрольной работе. До свидания! | Преподаватель знакомит обучающихся с темой и планом занятия. Студенты записывают тему лекции и план. На проекторе представлена презентация. | ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития ПК3.4. Анализировать занятия |
|