Эмпиризм Джорджа Беркли и скептицизм Давида Юма.




Философия нового времени

План

1. Особенности философии Нового времени. Эмпиризм Ф. Бэкона.

2. Классический рационализм Р. Декарта.

3. Развитие эмпиризма Т. Гоббсом и Д. Локком.

4. Эмпиризм Д. Беркли и скептицизм Д. Юма.

5. Философские взгляды Б. Спинозы и Г. Лейбница.

6. Английский (Д. Толанд, Д. Гартли, Д. Пристли) и французский (Ж.О. Ламетри, П. Гольбах, К.А. Гельвеций, Д. Дидро) материализм XVIII века.

 

Ключевые понятия

Агностицизм – учение о принципиальной непознаваемости мира.

Эмпиризм – философское направление, абсолютизирующее возможности опытного знания и явно недооценивающее возможности теоретического познания.

Рационализм – философское направление, абсолютизирующее возможности разума и недооценивающее возможности чувственного познания мира.

Сенсуализм – философская концепция, рассматривающая чувства человека в качестве единственного источника знания.

Индукция – наведение, обобщение множества частных явлений и получение на основе обобщения общих выводов, закономерностей.

Дедукция – выведение, восхождение от очевидных, общих и простых идей к идеям сложным. Движение мысли от общего положения к особенному.

 

Особенности философии Нового времени

v Формируется в условиях становления товарного производства и товарно-денежных отношений.

v Период бурного развития естествознания, что акцентирует внимание на вопросе метода познания. На первый план выдвигается борьба эмпиризма и рационализма.

v Специфическое отношение к богу. Все философы, кроме Спинозы, стоят на позициях деизма: Бог сотворил мир, но далее не вмешивается в его развитие, мир развивается по собственным законам и может быть целиком объяснён естествознанием.

v Развитие индивидуализма.

v Противостояние материализма и идеализма.

Френсис Бэкон Ирландский (1561-1626) – основатель эмпиризма.

Основные работы: «О началах и истоках”, “Новая Атлантида”, “Новый органон наук”.

Значение философии Ф. Бэкона:

1. Положено начало эмпирическому (опытному) направлению в философии.

2. Гносеология стала одним из двух главных разделов любой философской системы.

3. Определена новая цель философии - помогать человеку в достижении практических результатов деятельности. «Знание – сила».

4. Предпринята первая попытка классифицировать науки.

 

Суть эмпиризма: в основе познания лежит исключительно опыт. Чем больше опыта, тем ближе познание к истинному знанию.

Главный метод познания – индукция: обобщение множества частных явлений и получение на этой основе общих выводов.

+ Достоинство индукции в расширении возможностей, интенсификации процесса познания.

Ø Недостаток - в неполноте, вероятностном характере знания.

Конкретные пути, с помощью которых может проходить познавательная деятельность.

1. “Путь паука”- получение знания из «чистого разума», то есть без влияния опыта. Характерна оторванность от реальной действительности, догматичность.

2. “Путь муравья”- во внимание принимается исключительно опыт. Результат – внешняя картина вещи, не дающая возможности понять ее внутреннюю сущность.

3. “Путь пчелы”- необходимо собрать всю совокупность фактов, обобщить их и, используя возможности разума, заглянуть внутрь проблемы, понять ее сущность.

На пути познания исследователя ждут четыре призрака, которые препятствуют человеку обрести истину.

Врождённые заблуждения.

Ø Призрак рода - это преломление познания через культуру человека.

Ø Призрак пещеры - влияние личности конкретного человека на процесс познания.

Приобретенные заблуждения.

Ø Призраки рынка - неправильное, неточное употребление речевого, понятийного аппарата: слов и выражений.

Ø Призраки театра - влияние на процесс познания существующей философии.

Классификация наук.

Все науки делит на три группы, в зависимости от свойств человеческого ума:

- память – исторические науки;

- воображение – поэзия, искусство;
- рассудок – философия, естественные науки.

 

Предмет философии:

- природа – познается непосредственно, с помощью чувственного восприятия и опыта;

- Бог – через природу;

- человек – через рефлексию.

 

 

Рене Декарт (1596-1650)- основатель рационализма.

Основные работы: ”Правила для руководства ума”, “Рассуждение о методе”, “Размышление о новой философии”.

Обосновал ведущую роль разума в познании. Познание должно начинаться с поиска первоначала, общих и простых идей.

Оптимальный метод познания - восхождением от очевидных, общих и простых идей к идеям сложным - дедукция.

Правила дедукции:

1. истинно то, что очевидно;

2. нужно разделить сложные проблемы на простые;

3. мыслить, двигаясь от простого к сложному;

4. учитывать все пройденные этапы познания.

 

 

Общие идеи обеспечивает интуиция, а сама интуиция связана с врождёнными априорными идеями (Бог, число, тело, душа, структура, воля). Но наше сознание забито предрассудками, поэтому первый акт познания - сомнение.

Учение о субстанции.

Субстанция - это все, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чем, кроме самого себя.

Будучи творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций.

Бог

Материальный мир Идеальный мир

 


· Чувственные вещи делимые

до бесконечности.

· Коренное свойство - протяжение.

· Модусы.

- Форма

- Движение

- Положение в пространстве

· Идеи - неделимы

· Коренное свойство - мышление.

· Модусы.

- Чувства

- Желания

- Аффекты

- Страсти

- Ощущения


 

Человек

Дуалистичен

Томас Гоббс(1588-1679)

Основные работы: трилогия: “О теле”, “О человеке”, “О гражданине”; ”Левиафан”.

В значительной степени систематизировал эмпиризм Ф. Бэкона.

Убежденный материалист, эмпирик, считал, что ощущения связаны с воздействием тел на органы чувств. Чтобы справиться с ощущениями, человек изобрел язык. Мышление - процедура сложения и вычитания слов.

Слова – знаки, закрепляют информацию, складываются в предложения, дают суждение. Суждения ведут к умозаключениям, составляют систему доказательств. Следовательно, слово – знак – предпосылка науки.

В учении о материи стоял на позициях механистического материализма:

Тело - это то, что не зависит от нашего мышления и совпадает с какой-нибудь частью пространства или имеет протяженность. Мир очень однообразен, тела обладают чисто механическими свойствами – масса, протяженность, длительность, все остальное – наши представления о мире.

В работе “Левиафан” в 1651 году разработал теорию общественного (совместного) договора как основы возникновения государства.

 

Джон Локк(1632-1704)

Основная работа: «Опыт о человеческом разумении»

Материалист. Считал, что чувства - единственный источник знаний (сенсуалист), но проявил непоследовательность.

Делит опыт на:

- внешний, источник которого окружающий мир,

- внутренний, источник которого рефлексия, наблюдение внутренних переживаний.

Внутренний опыт, посредством рефлексии, способен порождать идеи, не имеющие отношения к внешнему миру. По сути, говорит о самопорождающей силе ума, о возможности интуитивного познания.

Источник опыта:

- Внешний мир органы чувств

- Внутренний мир человека Референции

В социально - политической теории - основатель теории либерализма. Считал идеалом государства – государство, построенное на основе разделения властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую).

 

Эмпиризм Джорджа Беркли и скептицизм Давида Юма.

Джордж Беркли(1685-1753)

Основные работы: ”Трактат о принципах человеческого знания”, ” Три разговора между Гиласом и Филонусом”. Попытался защитить религию от материализма.

Эмпирик, идеалист. Само понятие материи ложно. Мир существует в представлении бога и вложен в человека, весь окружающий мир – комплекс ощущений, критерий его существования - чувственное восприятие. Все материальные вещи – комплекс чувственных восприятий Бога и человека.

Высшее доказательство первичности идеи – существование Бога, он существует вечно, а его творение - окружающий мир, всецело зависит от него.

 

Давид Юм (1711-1776)

Основные работы: “Трактат о человеческой природе”, «Исследование о человеческом познании».

Скептик, агностик.

Подвергает сомнению саму постановку основного вопроса философии.

Если единственный источник познания – наши ощущения, то нам нечем их проверить. Кроме того, человек не может выйти за пределы ощущений.

Мир = сумма ощущений.

Я = поток сменяющихся ощущений.

Считает, что проблема отношения бытия и духа неразрешима. Он не отрицает наличие внешнего мира, но исходит из того, что вопрос реальности мира и его познания принципиально не решаем, так как ум - заложник наших ощущений. Не разум, а вера (привычка) руководит нами Вера – единственный источник доверия существования других людей и внешнего мира. В этике развивает теорию утилитаризма: полезность – критерий наших нравственных поступков. Человеческое сознание склонно к идеям.

Сам человек есть концентрированная идея, поскольку его жизнь есть процесс роста опыта, знания, чувств.

Человек состоит из двух идеальных начал:

- Впечатлений внешнего опыта (знания, практический опыт).

- Впечатления внутреннего опыта (аффекты, страсти).

Источник религии в чувствах надежды и страха людей, однако религиозная мораль способствует нравственности и порядку в обществе.

Бенедикт Спиноза(1632-1677)

Основные работы: “Этика”, “Богословско-политический трактат”.

Следует Декарту, стоит на позициях крайнего рационализма. Рассматривает проблемы гносеологии и субстанции.

В теории познания выделяет три ступени:

1. Чувственное отражение окружающего мира - знание недоказуемо, недостоверно и поверхностно.

2. Знание, полученное в результате деятельности разума, размышлений, логических операций - более истинное знание.

3. «Познание в чистом виде», которое непосредственно исходит из разума человека и не зависит ни от каких внешних причин – высший вид познания. Предельно общая идея – актуальная вечная бесконечная субстанция, дающая начало всем другим идеям.

Стоит на позициях панлогизма – абсолютизации интуитивно – аналитических идей и недооценке чувственного знания.

Критикуя учение Декарта о субстанции, приходит к выводу о единой субстанции двумя атрибутами.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: