СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ




Задание для группы 3ЖЗ

(к 24.11)

Составление рассказа о композиторе

Примерный план повествования:

1. Роль композитора в музыкальном искусстве (в отечественном и мировом масштабе);

2. Место и год рождения (национальные истоки и эпоха);

3. Музыкальное дарование, обучение музыке и другим дисциплинам (интересы, талант, любимые музыкальные инструменты – отражение в творчестве);

4. Выдающиеся музыкальные произведения композитора (в особенности, акцентировать внимание не том произведении или ряде произведений, о которых речь пойдёт на уроке);

5. Круг общения композитора (кем вдохновлялся, с кем общался);

6. Последние годы жизни композитора.

7. Можно разбавлять повествование о композиторе интересными фактами из его жизни.

 

 

Пример рассказа о композиторе

Николай Андреевич Римский-Корсаков

Выдающийся русский композитор, представитель творческого объединения «Могучая кучка» Николай Андреевич Римский-Корсаков говорил: «Мой род - это сказка, былина и непременно русские». Композитора вдохновляла красота народного искусства: песен, сказаний, обрядов. Страница русской истории, экзотические образы Востока, картины живой природы словно оживают в музыке композитора.

Римский-Корсаков родился в городке Тихвине Новгородской губернии. В 12 лет родители отправили его учиться в Морской кадетский корпус (Санкт-Петербург). Это была семейная традиция, дядя и старший брат уже были моряками. Под руководством основателя «Могучей кучки» Милия Балакирева Римский-Корсаков начинает писать свою 1 симфонию, но, окончив Морской корпус и став гардемарином, отправился на три года в дальнее плавание. Впечатления, полученные в путешествии, позже ему пригодились при написании музыки.

Римский-Корсаков является создателем 15 опер. Все они разнообразны по содержанию, многие навеяны народными сказками и преданиями (например, оперы «Снегурочка», «Садко», «Кощей Бессмертный», «Золотой петушок», «Царская невеста», «Моцарт и Сальери» и др.). Можно обратить внимание, что Римский-Корсаков любил воплощать в своих оперных сочинениях сказочную тематику, а также обращался к народному искусству и истории нашей страны.

Римский-Корсаков не только выдающийся композитор, но и замечательный педагог, он воспитал более 200 музыкальных деятелей, среди которых можно особо отметить А. К. Глазунова (композитора и директора Санкт-Петербургской консерватории), А. К. Лядова (создателя таких произведений, как «Кикимора» и «Баба-Яга»), И. Ф. Стравинский (известный своими балетами «Петрушка», «Весна священная» и др.). Умер композитор в 1908 г., оставив потомкам богатое наследие - свою музыку.

 

Задание №1. Составьте свой текст о ЛЮБОМ композиторе (кроме о Н. А. Римском-Корсакове), используя примерный план повествования, помещённый выше.

Анализ музыкального произведения

План анализа музыкального произведения (общий):

 

1. Выявление главного настроения.

Какие чувства передаются в музыке?

2. Определение средств музыкальной выразительности (подробнее об анализе средств музыкальной выразительности можно прочесть ниже).

 

3. Развитие художественного образа (умение следить за развитием образа предполагает умение слушателя передать словами то, что он слышит). Помогает поиск своего названия к произведению, использование произведений других видов искусства со сходными эмоциональными состояниями.

Как это произведение начинается?

Какой характер имеет мелодия и другие средства музыкальной выразительности?

Какой образ возникает в твоём сознании?

Как он дальше развивается: плавно, постепенно или с резкими контрастами?

К чему привело это развитие?

Как заканчивается это произведение?

 

Постижение главной идеи произведения.

Какая основная мысль заложена в этом произведении?

Что он хотел сказать людям своей музыкой?

Почему композитор назвал произведение именно так?

 

Личностный подход к произведению.

Выражение собственных мыслей, чувств, эмоций и мнений относительно прослушанного произведения.

 

 

СХЕМА АНАЛИЗА МУЗЫКАЛЬНОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ

(опора на средства музыкальной выразительности)

 

Автор произведения – Ф.И.О. композитора или народное (какому народу принадлежит).

Музыкальный образ – о чем или о ком идет речь в произведении (лирический, драматический, эпический, образы любви, мира, войны, природы, добра, счастья и т.д.)

Характер, настроение – (можно использовать словарь настроений)

Интонации – выразительные и изобразительные - выражение чувств и настроений: повествовательная, вопросительная, восклицательная, настойчивая, стремительная и т.д.

Музыкальный жанр – простые - марш, песня, танец; вокальные (песня, ария, романс, элегия, баллада, серенада, баркарола, вокализ, гимн, ода и т.д.), инструментальные (камерная-пьеса, этюд, прелюдия, песня без слов, юмореска, рондо, токката, соната, ноктюрн, сюита; симфоническая- симфония, увертюра, концерт, симфоническая сюита, симфоническая поэма); музыкально-сценические жанры (опера, балет, оперетта, мюзикл).

Мелодия – плавная, волнообразная, скачкообразная, на одном звуке, движение вверх, движение вниз.

Ритм – ровный, острый, пунктирный; песенный – спокойный, плавный; танцевальный – ритм вальса, польки, пляски; маршевый – упругий, пунктирный.

Лад – минор, мажор.

Регистр – низкий, средний, высокий

Темп – быстро, умеренно, медленно.

Динамические оттенки – очень тихо (pp), тихо (p), умеренно тихо (mp), умеренно громко (mf), громко(f), очень громко (ff), постепенное ослабление звука.

Музыкальная форма – одночастная – одно настроение, нет контраста(А); двухчастная (А+В), трехчастная (А+В+А или А+В+С), рондо (А+Б+А+С+А+Д+А), вариации (А+А1+А2+А3+А4+А5).

Звуковедение (штрихи) – легато - плавно, стаккато – отрывисто, маркато – твёрдая атака.

Тембр – окраска музыки (голос, инструменты). Исполнители: солист, хор, оркестр; певческие голоса – женские: сопрано, альт, контральто; мужские: тенор, баритон, бас; детские. Музыкальные инструменты.

Оттенки музыки: светлый, яркий, теплый, темный, суровый, массивный, мрачный.

 

Задание №2 - выберите ЛЮБОЕ музыкальное произведение и сделайте его анализ по первому или второму плану.

Выполненные задания традиционно можно присылать мне в личные сообщения - https://vk.com/id19615824

До 30.11!!!!

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: