Классификация тестов по предмету диагностирования 4 глава




В настоящее время во многих странах мира при использо­вании ПЭВМ в процессе психологического тестирования на этапе сбора данных предпочтение отдается бумажным букле­там и бланкам. Каждому испытуемому выдается карандаш и ластик. Ему разрешается стирать свой ответ ластиком, записы­вать новые. Вся собранная первичная психодиагностическая информация с помощью специальных считывающих устройств (фото вводов, сканнеров) вводится в ПЭВМ и хранится в ком­пьютерных базах данных.

В условиях российской действительности, как отмечает А.Г. Шмелев, сбор первичной информации, как правило, осуще­ствляется в режиме диалога с компьютером [264, с, 191—192]. Этому способствуют три обстоятельства: 1) в России работа по созданию и психометрической отладке психодиагностических методик только разворачивается и зачастую проводится сразу же в компьютеризованном варианте; 2) многие российские учебные заведения (особенно средние общеобразовательные и профессиональные школы) уже сейчас лучше оснащены компь­ютерной, чем множительной техникой (использование компь­ютерного класса для психодиагностических обследований ста­новится менее трудоемким и дорогостоящим, чем выполнение множительных работ по подготовке бланков и буклетов); 3) со­временный уровень развития специального программного обеспечения позволяет решать в единой программной системе для автоматизации тестового диалога задачи как стандартизи­рованной психодиагностики, так и определения уровня знаний обучаемых.

Следует иметь в виду, что к настоящему времени програм­мы психодиагностического исследования (обследования) по многофакторным личностным опросникам с целью получе­ния профиля личности испытуемых разработаны примени­тельно к IBM и совместимым с ними персональным ЭВМ. Большие возможности могут быть предоставлены при работе с компьютерами в стандарте IBM с операционными сис­темами типа Microsoft (MS DOS) (или MS Windows) Осна­щение таких компьютеров модемами (устройствами межкомпьютернои связи по телефонным линиям) для обеспече­ния выхода в сеть электронной почты открывает новые пер­спективы в повышении уровня психологической диагностики в. России.

МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА

КАК ПСИХОДИАГНОСТА

Морально-этические нормы профессиональной деятельности практического психолога основываются на нормах этики и мо­рали, а не права. Это означает, что человек, нарушающий мо­рально-этические нормы, не подлежит суду в соответствии с за­коном, к нему неприменимы меры государственного принуж­дения. Действия психолога в той или иной социально-психоло­гической ситуации настолько сложны и многообразны, что они практически не поддаются классификации с целью отнесения их к юридическим нормам. В самом деле, практическому пси­хологу в его работе часто приходится опираться на его собст­венную интуицию и чувства, которые подсказывают наиболее правильное решение или предостерегают от преждевременных ошибочных решений. В юридической практике это совершен­но исключено. Конечно, психолог должен иметь достаточный практический опыт применения проективных методик, других методик, использующих контент-анализ, процедуры анализа и интерпретации результатов личностных опросников, уметь принимать интуитивные нестандартные решения.

Источниками выработки морально-этических норм для пра­ктического психолога в общем плане выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Именно эти окультуренные ценности, выработанные человече­ством, являются основой для разработки морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики: научной обос­нованностью, обеспечением суверенных прав личности испыту­емых, объективностью выводов, эффективностью предлагаемых

рекомендаций, конфиденциальностью, тайной результатов пси­ходиагностического исследования (обследования).

Принцип парной обоснованности предполагает высокий научный потенциал психолога-диагноста, его профессиональ­ную практическую подготовку на основе профессионально-эти­ческих стандартов в области тестирования. Соблюдение этого принципа способствует устранению ошибок диагноста и арте­фактов (искусственных, ложных фактов, полученных в резуль­тате неправильного применения тестовых методик). Ошибка диагноста — это разновидность артефакта, обусловленная недо­статочной опытностью или предубежденностью исполнителя (пользователя) методик. Например, неопытный диагност воль­но или невольно может подсказать правильный ответ на тесто­вые задания, быть предвзятым в своих оценках, искаженно интерпретировать результаты проективных методик. Полностью устранить ошибки диагноста можно путем привлечения не­скольких опытных и независимых диагностов (независимых друг от друга, от испытуемых и заказчиков психодиагностиче­ской информации). И конечно, принцип научной обоснованно­сти диагностики совершенно исключает применение так назы­ваемых популярных паранаучных проективных тестов, при проведении и интерпретации которых не может быть соблю­дена необходимая научная технология.

Принцип обеспечения суверенных прав личности испытуе­мых, означает исключение обманного пути в психодиагностиче­ском обследовании. Этот принцип охраняет право индивида отказываться от участия в психологическом обследовании, за­щищает тайну его личности. Ведь в ходе психодиагностическо­го обследования могут быть раскрыты эмоциональные и мотивационные особенности испытуемого, его установки и ценно­стные ориентации. И если испытуемый этого не желает, он вправе отказаться от обследования. Если же испытуемый не формулирует свой отказ в явной форме, он может применить собственную тактику выполнения методики, которая, по его мнению, позволит скрыть истинную информацию о себе.

Принцип объективности выводов предусматривает беспри­страстный подход к результатам тестирования со стороны пользователя. На него не должны оказывать влияние общее впечатление о личности обследуемого, симпатии и антипатии, субъективное состояние и настроение. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кро­ме той, которая касается обеспечения правильного понимания инструкций испытуемым.

Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций обеспечивает соблюдение соответствующих мер предосторож­ности, направленных против неправильного использования и неверной интерпретации психодиагностической информации, передаваемой испытуемому. Результаты обследования должны быть сообщены испытуемому в ободряющем контексте, не травмирующем его психику и не снижающем его самооценку. Соблюдение этого принципа позволяет выработать прогнозные оценки поведения испытуемого и наметить эффективные ме­тодические приемы психопрофилактической и психокоррекционной работы.

Принцип конфиденциальности предполагает предоставле­ние психодиагностической информации только тем, кому она предназначается. Вопрос о том, какую и в какой мере (форме) психолог может сообщить информацию по результатам обсле­дования, находится в прямой зависимости от соблюдения как этого принципа, так и принципа обеспечения суверенных прав личности испытуемого. Для предотвращения утечки психодиаг­ностической информации или неправильного ее использования должен быть обеспечен строгий контроль за доступом любых лиц к этой информации, включая обучающий персонал и ад­министрацию учреждения или учебного заведения. Психолог может сообщать психодиагностическую информацию соответ­ствующим лицам только по специальному запросу или в случа­ях, предусмотренных законодательством о судебно-медицин­ской экспертизе.

Принцип профессиональной тайны обеспечивает неразгла­шение содержания психодиагностических методик и результа­тов их применения без персонального согласия того лица, ко­торое было обследовано. Профессиональные психодиагностиче­ские методики могут быть использованы по своему прямому назначению только аттестованными специалистами. Такой спе­циалист (психолог-диагност) или пользователь психодиагности­ческих методик (педагог-психолог, социолог, медицинский работник и др.) должны иметь диплом или сертификат о психо­логическом образовании и пройти при необходимости проце­дуру аттестации, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических мето­дик. На основании такой аттестации специалисту по психоди­агностике выдается соответствующая лицензия на право зани­маться психологической помощью, психологической практи­кой. Профессионально подготовленный исполнитель (пользова­тель) психодиагностических методик является гарантом пра­вильного их применения, обеспечения корректной и точной психодиагностики, неразглашения диагностической информа­ции лицам, которым она не предназначена

В общем виде морально-этические нормы могут быть пред­ставлены в виде правил, которые должны соблюдать любые пользователи психодиагностических методик.

1. Тестирование должно проводиться при участии профес­сионального психологаспециалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс специальной подготовки и процедуру аттестации. Неверные выводы и неквалифицированные рекомен­дации по итогам тестирования, которые могут быть сделаны непрофессиональным пользователем психодиагностических ме­тодик, способны лишь дискредитировать идею психологическо­го тестирования в глазах испытуемых.

2. Человека нельзя подвергать психологическому обследова­нию против его воли или обманным путем. Никакие формы прямого или косвенного принуждения недопустимы. Исключе­ние составляют лишь случаи из судебной или психоневрологи­ческой практики.

3. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупредить о том, что в ходе исследова­ния он невольно может выдать такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.

4. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые дан­ные предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследова­ние. Делается это в доступной для их понимания форме, в по­нятных им терминах, исключающих неправильное толкование

появление у них каких-либо смутных опасений. При этом исследователь обязан подчеркнуть, что выводы по тестирова­нию имеют лишь определенную степень вероятности, досто­верную только при условии правильного проведения испыта­ния и полной откровенности испытуемых. Эта вероятность в зависимости от применения конкретной психодиагностиче­ской методики колеблется в пределах от 60 до 80 %.

5. Испытуемый должен быть информирован о целях тес­тирования и способах использования его результатов. Так, ес­ли тестирование проводится с целью определения уровня пси­хического развития человека при конкурсном отборе или при оформлении на работу, то испытуемый имеет право знать не только о цели тестирования, но и о том, где, кем и какое ре­шение может быть вынесено на основе психологической диаг­ностики.

6. При тестировании несовершеннолетних детей их роди­тели или заменяющие их лица имеют право знать результа­ты тестирования.

7. Психолог-диагност должен обеспечить конфиденциаль­ность психодиагностической информации, полученной от ис­пытуемого на основе "личного доверия". При беседе с испы­туемым и информировании его о результатах тестирования присутствие посторонних лиц должно быть совершенно ис­ключено. Никто не имеет права, кроме самого испытуемого и психолога, иметь доступ к результатам тестирования, изложен­ным в письменной форме.

8. Психолог хранит профессиональную тайну: не передаст лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую пра­ктику, инструктивные материалы, не раскрывает перед по­тенциальными испытуемыми секрет той или иной психоди­агностической методики.

9. Отдельными хорошо теоретически и психометрически обоснованными методиками могут воспользоваться не толь­ко практические психологи, но и учителя, врачи, социологи и др. В этом случае им следует предварительно ознакомиться с опытом применения соответствующих тестовых методик психологом-диагностом. Любой пользователь тестовой ме­тодики автоматически должен взять на себя ответствен­ность за соблюдение всех требований профессиональной тай­ны. Психолог же уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностических методик.

10 .Особая ответственность ложится на психолога при проведении психодиагностической и психокоррекционной ра­боты в школе. Работая с детьми, психолог должен быть ос­мотрительным и осторожным в выборе психодиагностиче­ских и психокоррекционных методик, в своих выводах и реко­мендациях. Он строит свою работу на основе уважения достоинств и неприкосновенности личности ребенка, защищает его основополагающие права, определяемые Всемирной декларацией прав человека.

ПРОФЕССИОНАЛЬНО

ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА

Компетентным, квалифицированным психолог становится в процессе воспитания и формирования у себя профессионально важных качеств и соблюдения морально-этических норм пове­дения при работе с клиентами, которые выработала психоло­гическая.практика Ниже в обобщенном виде представлены профессионально важные качества практического психолога, как они описаны Н.Н. Обозовым [250, с 22—26].

1. Общительность. Контактность. Характеризуется вни­мательным отношением к собеседнику, способностью следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Психолог-консуль­тант должен уметь воспринимать состояние клиента без сует­ливости, особенно когда консультируемый нервничает, прояв­ляет застенчивость. Непринужденность поведения психолога успокаивает клиента, способствует установлению доверитель­ных отношений между ними, откровенности в диалоговых бе­седах. Это в свою очередь дает возможность точнее диагности­ровать затруднения, состояния клиента, свойства его личности.

2. Динамичность и гибкость поведения психолога заключа­ются в его способности легко переключаться с одной темы на другую, если того требует ход собеседования или психологиче­ского тестирования. Психолог должен уметь свободно выходить из возможных тупиковых положений при собеседовании.

3. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Психолог обязан быть предельно сдержанным в реакциях на возможные "срывы" клиента, готовым практически к любому его поведе­нию. Помимо умений сдерживать себя, скрывать в известной мере свои невольные оценки и эмоциональные реакции психо­лог должен быть способен в случае необходимости успокоить клиента, найти весомые доводы, могущие снять его напряже­ние.

4. Высокий уровень общей культуры поведения психолога. Кроме общеизвестных факторов повышения культуры — се­мейного и школьного воспитания, систематического образова­ния — немаловажную роль играет и поддержание разнообраз­ных контактов психолога с людьми из других сфер профессио­нальной деятельности. Так, если общение с деятелями искусст­ва и литературы расширяет нравственно-этический кругозор психолога, то общение его с рабочими, инженерами, организа­торами производства, руководителями организаций, предпри­ятий и фирм увеличивает запас знаний практической жизни. Повышению культуры поведения способствуют также чтение художественной литературы, периодической печати, знакомст­во с лучшими образцами культурного наследия.

5. Профессиональный такт психолога-практика. Основой профессионального такта практического психолога является со­блюдение профессиональной тайны, которую Н.Н. Обозов на­звал "своеобразной гарантией надежности личности психолога". Психолог может затрагивать интимные стороны жизни клиен­та только при добровольном на то согласии последнего. Диагност должен лично гарантировать испытуемому соблюде­ние тайны психодиагностического исследования.

Важнейшей составной частью профессионального такта пси­холога является деликатность. Она особенно важна для уста­новления отношений личного доверия с клиентом противопо­ложного пола. Характерной чертой деликатности является ува­жение человека, признание его прав на свободу мысли, чувств, поведения. Если психолог чувствует, что "самораскрытие" мо­жет повредить клиенту, то он должен тактично остановить его личные излияния.

6. Умение держать свою линию поведения. Это качество не­обходимо психологу в случаях, когда консультируемый нервничает, переключается с одной темы на другую, что может завести собеседование в тупик неразрешимых проблем. Важно своевременно возвращать беседу к главной проблеме, волнующей клиента или обнаруженной психологом в процессе обще­ния.

7. Умение совместно анализировать ситуацию затрудне­ний. В основе этого качества лежит принцип "отношения партнерства", когда психолог отождествляет себя с лично­стью клиента и с этой позиции способен понять его затруд­нения, правильно проанализировать его состояние, мотивы поведения и образ жизни. Поставив себя на место клиента, психолог может совместно с ним выработать варианты выхо­да из сложившихся затруднений. Это в свою очередь будет способствовать укреплению доверия клиента к рекомендаци­ям психолога.

8. Хорошее знание основ конфликтологии. В сфере общения и межличностных отношений знания, умения и навыки разре­шения конфликтов — важнейшее профессиональное качество практического психолога. Особенно необходимо это качество при работе с интровертированным, застенчивым клиентом, ко­торому сложнее выйти из напряженной ситуации, который ча­ше всего, пытаясь избежать конфликта, сам того не желая, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфрон­тацию.

Степень соответствия реально сформированных профессио­нально важных качеств требованиям профессиограммы харак­теризует уровень профессиональной компетенции практиче­ского психолога. Авторы книги о технологии эффективной про­фессиональной деятельности практического психолога [318, с 25] отмечают, что перед начинающим практическим психо­логом неизбежно встает вопрос посвящать ли себя полностью этому ремеслу, профессионально, надолго и капитально брать­ся за дело или имитировать деятельность на необъятном фрон­те работы, у которого нет четких измерений?

В исследовании Марины Максимовой, проводившемся под нашим руководством в Таллинском отделении Школы практи­ческой психологии, приведены обобщенные итоговые данные по качеству профессиональной деятельности квалифицирован­ного и неквалифицированного психолога. Эти данные приво­дятся в табл. 5 как отражение модели профессиональной дея­тельности практического психолога [1, с, 28—32].

Таблица 5

ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПСИХОЛОГА И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ КАЧЕСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПСИХОЛОГА[2]

Квалифицированный психолог Неквалифицированный психолог
1. Цели психологической помощи
Ориентирует клиента на достиже­ние его целей Дает человеку максимально возмож­ное число вариантов поведения Выявляет новые возможности кли­ента рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-проективной личности Преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей, интересов Демонстрирует клиенту свою ис­ключительность как носителя про­фессии, постоянно подчеркивая свою "компетентность" как психо­лога Обесценивает своими высказывани­ями все высказывания клиента, его переживания и чувства Игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции
2. Отклики или реакции практического психолога в ситуациях профессиональной деятельности
Может найти множество реакций (вербальных и невербальных) на ши­рокий спектр ситуаций и проблем Реагирует на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента Обладает типичным стилем поведе­ния, не имеет адекватного ситуации отклика Склонен к даче шаблонных оценок действий клиента
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога
Стремится понять и использовать в работе множество психологиче­ских концепций Не имеет ясной психологической концепции Ограничивает свою работу какой-то одной концепцией, происхожде­ние которой ему недостаточно ясно
4. Культурная продуктивность практического психолога
Способен к выработке множества мыслей, мнений и моделей поведе­ния в своей культуре и в рамках Других культур Способен работать в рамках только одной культуры, которую он трак­тует через содержание своей Я-концепции
Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность позволяют ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы Способен к обретению понимания жизненного пути клиента, отлично­го от его собственного Себя и свою культурную норму рассматривает как проявление обще-культурной нормы, стандарта поведения
5. Конфиденциальность Понимает необходимость соблюде­ния конфиденциальности Нарушает правило конфиденциаль­ности, склонен к распространению психологической информации, мало заботится о ее сохранности
6. Ограничения в деятельности практического психолога
Реально оценивая свои возможности и уровень квалификации, пони­мает и принимает ограничения своих возможностей Проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей Свое отношение к профессиональ­ной деятельности не отождествля­ет с собственной Я-концепцией Работает без ограничений, берется за любую проблему, любой метод (без учета ситуации). Не желает работать с другими про­фессионалами, ориентируясь толь­ко на свои переживания Отношение к своей профессии включено в его Я-концепцию Убежден в безусловной правильно­сти всех своих действий
Признает необходимость постоянного повышения собственной квалификации и взаимодействия с коллегами  
7. Межличностное влияние в работе практического психолога
Осознает взаимное влияние его собственных реакций и реакций Уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом Отрицает взаимовлияние и взаимо­действие психолога и клиента Неуважительное, иногда даже оскорбительное отношение к клиенту
8. Человеческое достоинство
Психологическую информацию сообщает клиенту в адекватной и приемлемой для него форме Не склонен приписывать своей профессии сверхзначимость Тактичен и осторожен в высказыва­ниях Использует в своей речи псевдоква­лифицированный жаргон, заставляя клиента почувствовать свою непол­ноценность Склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, подчер­кивать ее исключительность Бестактен и неосторожен в выска­зываниях
9. Обобщенная теория
Постоянно осваивает новые теории и подходы Стремится к системному подходу в своей работе Постоянно открыт для освоения нового знания, альтернативных точек зрения Привязан к одному подходу, не размышляя об альтернативах Отвергает любые альтернативные точки зрения Не может и не хочет совершенст­вовать свой личный способ мышле­ния
10. Отношение к обобщенной теории
Видит в ней манеру мышления, вытекающую из культурной и по­ловой принадлежности автора Понимает, что в любой теории есть предмет и способ его описания Может соотносить собственную обобщенную теорию с другими теориями Не выделяет предмет теории и способ мышления автора Источник происхождения обоб­щенной теории ему зачастую неиз­вестен

Профессионально важные качества квалифицированного психолога, соблюдение им морально-этических норм поведе­ния в профессиональной деятельности являются одним из по­казателей оценки профессиональной компетенции практиче­ского психолога, обеспечивают его социальную адаптированность, способность к саморегуляции и многоуровневой рефле­ксии.

Приложение l

Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF

С помощью многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелла определяется степень развития личностных качеств испытуемого по 16 биполярным факторам (чертам личности); А — обособленность — сердечность В — низкий интеллект — высокий интеллект С — эмоциональная неустойчивость — эмоциональная ус­тойчивость

Е — конформность — доминантность F — озабоченность — беспечность G — недобросовестность — высокая совестливость Н — застенчивость — смелость в общении I — суровость — мягкосердечность L — доверчивость — подозрительность М — практичность — мечтательность N — наивность — расчетливость О — самоуверенность — склонность к чувству вины q1 — ригидность — гибкость Q2 — социабельность — самодостаточность Q3 — низкий самоконтроль поведения — высокий самокон­троль поведения

Q4 — расслабленность — напряженность

Инструкция по проведению тестирования

В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы вы смогли оп­ределить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос вы

должны дать ответ, выбирая одну из трех альтернатив (а, b, с), которая в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему представлению о себе.

Выбор вашего ответа (а, b, с) на каждый последующий воп­рос занесите в бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу (а, b, с) в кружок (или проставляя на ней кре­стик). Форма бланка для ответов приведена ниже.

Средний темп проработки теста — 5--6 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.

ТЕСТ-ОПРОСНИК

1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:

a) верно,

b) трудно сказать,

c) нет

2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:

a) да,

b) иногда,

c) нет

3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника.

a) бандитом,

b) святым,

c) тучей

4. Когда я ложусь спать, я засыпаю

a) быстро,

b) не очень быстро,

c) с трудом

5. Если бы я вел машину по дороге, где много других авто­мобилей, я предпочел бы:

a) пропустить вперед большинство машин,

b) не знаю,

c) обогнать все идущие впереди машины

6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказы-всякие истории:

a) да,

b) иногда,

c) нет

7. Мне важно, чтобы ro всем, что меня окружает, не было беспорядка:

a) верно,

b) трудно сказать,

c) неверно

8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады видеть меня:

a) да,

b) иногда,

c) нет

9. Я бы скорее занимался:

a) фехтованием и танцами,

b) затрудняюсь сказать,

c) борьбой и баскетболом

10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:

a) да,

b) иногда,

c) нет

11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь все­ми подробностями:

a) всегда,

b) иногда,

c) редко

12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

14. Мне больше нравится придумывать новые способы в вы­полнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытан­ных приемов:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:

a) верно,

b) иногда,

c) нет

16. Я думаю, что я менее чувствительный и труднее возбуж­даемый, чем большинство людей:

a) верно,

b) затрудняюсь ответить,

c) неверно

17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро при­нимать решения:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чув­ство раздражения по отношению к моим родителям:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:

a) моим хорошим друзьям,

b) не знаю,

c) в своем дневнике

20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу проти­воположности слова "неточный", — это-

a) небрежный,

b) тщательный,

c) приблизительный

21. у меня всегда хватает энергии, когда мне это необхо­димо:

a) да,

b) трудно сказать,

c) нет

22. Меня часто раздражают люди, которые:

a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску,

b) затрудняюсь ответить,

c) создают неудобства для меня, опаздывая на условлен­ную встречу

23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

24. Я думаю, что:

a) не все надо делать одинаково тщательно,

b) затрудняюсь сказать,

c) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись

25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:

a) да,

b) возможно,

c) нет

26. Мои друзья чаще:

a) советуются со мной,

b) делают то и другое поровну,

c) дают мне советы

27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разобла­чить его:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: