В настоящее время во многих странах мира при использовании ПЭВМ в процессе психологического тестирования на этапе сбора данных предпочтение отдается бумажным буклетам и бланкам. Каждому испытуемому выдается карандаш и ластик. Ему разрешается стирать свой ответ ластиком, записывать новые. Вся собранная первичная психодиагностическая информация с помощью специальных считывающих устройств (фото вводов, сканнеров) вводится в ПЭВМ и хранится в компьютерных базах данных.
В условиях российской действительности, как отмечает А.Г. Шмелев, сбор первичной информации, как правило, осуществляется в режиме диалога с компьютером [264, с, 191—192]. Этому способствуют три обстоятельства: 1) в России работа по созданию и психометрической отладке психодиагностических методик только разворачивается и зачастую проводится сразу же в компьютеризованном варианте; 2) многие российские учебные заведения (особенно средние общеобразовательные и профессиональные школы) уже сейчас лучше оснащены компьютерной, чем множительной техникой (использование компьютерного класса для психодиагностических обследований становится менее трудоемким и дорогостоящим, чем выполнение множительных работ по подготовке бланков и буклетов); 3) современный уровень развития специального программного обеспечения позволяет решать в единой программной системе для автоматизации тестового диалога задачи как стандартизированной психодиагностики, так и определения уровня знаний обучаемых.
Следует иметь в виду, что к настоящему времени программы психодиагностического исследования (обследования) по многофакторным личностным опросникам с целью получения профиля личности испытуемых разработаны применительно к IBM и совместимым с ними персональным ЭВМ. Большие возможности могут быть предоставлены при работе с компьютерами в стандарте IBM с операционными системами типа Microsoft (MS DOS) (или MS Windows) Оснащение таких компьютеров модемами (устройствами межкомпьютернои связи по телефонным линиям) для обеспечения выхода в сеть электронной почты открывает новые перспективы в повышении уровня психологической диагностики в. России.
|
МОРАЛЬНО-ЭТИЧЕСКИЕ НОРМЫДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПСИХОЛОГА
КАК ПСИХОДИАГНОСТА
Морально-этические нормы профессиональной деятельности практического психолога основываются на нормах этики и морали, а не права. Это означает, что человек, нарушающий морально-этические нормы, не подлежит суду в соответствии с законом, к нему неприменимы меры государственного принуждения. Действия психолога в той или иной социально-психологической ситуации настолько сложны и многообразны, что они практически не поддаются классификации с целью отнесения их к юридическим нормам. В самом деле, практическому психологу в его работе часто приходится опираться на его собственную интуицию и чувства, которые подсказывают наиболее правильное решение или предостерегают от преждевременных ошибочных решений. В юридической практике это совершенно исключено. Конечно, психолог должен иметь достаточный практический опыт применения проективных методик, других методик, использующих контент-анализ, процедуры анализа и интерпретации результатов личностных опросников, уметь принимать интуитивные нестандартные решения.
|
Источниками выработки морально-этических норм для практического психолога в общем плане выступают философия, религия, культура, идеология и политика, обычаи, традиции. Именно эти окультуренные ценности, выработанные человечеством, являются основой для разработки морально-этических норм в соответствии с принципами диагностики: научной обоснованностью, обеспечением суверенных прав личности испытуемых, объективностью выводов, эффективностью предлагаемых
рекомендаций, конфиденциальностью, тайной результатов психодиагностического исследования (обследования).
Принцип парной обоснованности предполагает высокий научный потенциал психолога-диагноста, его профессиональную практическую подготовку на основе профессионально-этических стандартов в области тестирования. Соблюдение этого принципа способствует устранению ошибок диагноста и артефактов (искусственных, ложных фактов, полученных в результате неправильного применения тестовых методик). Ошибка диагноста — это разновидность артефакта, обусловленная недостаточной опытностью или предубежденностью исполнителя (пользователя) методик. Например, неопытный диагност вольно или невольно может подсказать правильный ответ на тестовые задания, быть предвзятым в своих оценках, искаженно интерпретировать результаты проективных методик. Полностью устранить ошибки диагноста можно путем привлечения нескольких опытных и независимых диагностов (независимых друг от друга, от испытуемых и заказчиков психодиагностической информации). И конечно, принцип научной обоснованности диагностики совершенно исключает применение так называемых популярных паранаучных проективных тестов, при проведении и интерпретации которых не может быть соблюдена необходимая научная технология.
|
Принцип обеспечения суверенных прав личности испытуемых, означает исключение обманного пути в психодиагностическом обследовании. Этот принцип охраняет право индивида отказываться от участия в психологическом обследовании, защищает тайну его личности. Ведь в ходе психодиагностического обследования могут быть раскрыты эмоциональные и мотивационные особенности испытуемого, его установки и ценностные ориентации. И если испытуемый этого не желает, он вправе отказаться от обследования. Если же испытуемый не формулирует свой отказ в явной форме, он может применить собственную тактику выполнения методики, которая, по его мнению, позволит скрыть истинную информацию о себе.
Принцип объективности выводов предусматривает беспристрастный подход к результатам тестирования со стороны пользователя. На него не должны оказывать влияние общее впечатление о личности обследуемого, симпатии и антипатии, субъективное состояние и настроение. Общение с испытуемым должно быть доброжелательно-нейтральным, исключающим проявление какой-либо помощи в процессе тестирования, кроме той, которая касается обеспечения правильного понимания инструкций испытуемым.
Принцип эффективности предлагаемых рекомендаций обеспечивает соблюдение соответствующих мер предосторожности, направленных против неправильного использования и неверной интерпретации психодиагностической информации, передаваемой испытуемому. Результаты обследования должны быть сообщены испытуемому в ободряющем контексте, не травмирующем его психику и не снижающем его самооценку. Соблюдение этого принципа позволяет выработать прогнозные оценки поведения испытуемого и наметить эффективные методические приемы психопрофилактической и психокоррекционной работы.
Принцип конфиденциальности предполагает предоставление психодиагностической информации только тем, кому она предназначается. Вопрос о том, какую и в какой мере (форме) психолог может сообщить информацию по результатам обследования, находится в прямой зависимости от соблюдения как этого принципа, так и принципа обеспечения суверенных прав личности испытуемого. Для предотвращения утечки психодиагностической информации или неправильного ее использования должен быть обеспечен строгий контроль за доступом любых лиц к этой информации, включая обучающий персонал и администрацию учреждения или учебного заведения. Психолог может сообщать психодиагностическую информацию соответствующим лицам только по специальному запросу или в случаях, предусмотренных законодательством о судебно-медицинской экспертизе.
Принцип профессиональной тайны обеспечивает неразглашение содержания психодиагностических методик и результатов их применения без персонального согласия того лица, которое было обследовано. Профессиональные психодиагностические методики могут быть использованы по своему прямому назначению только аттестованными специалистами. Такой специалист (психолог-диагност) или пользователь психодиагностических методик (педагог-психолог, социолог, медицинский работник и др.) должны иметь диплом или сертификат о психологическом образовании и пройти при необходимости процедуру аттестации, включающую специальные экзамены и анализ опыта работы по использованию психодиагностических методик. На основании такой аттестации специалисту по психодиагностике выдается соответствующая лицензия на право заниматься психологической помощью, психологической практикой. Профессионально подготовленный исполнитель (пользователь) психодиагностических методик является гарантом правильного их применения, обеспечения корректной и точной психодиагностики, неразглашения диагностической информации лицам, которым она не предназначена
В общем виде морально-этические нормы могут быть представлены в виде правил, которые должны соблюдать любые пользователи психодиагностических методик.
1. Тестирование должно проводиться при участии профессионального психолога — специалиста по психодиагностике или при последующем его участии в качестве консультанта, прошедшего курс специальной подготовки и процедуру аттестации. Неверные выводы и неквалифицированные рекомендации по итогам тестирования, которые могут быть сделаны непрофессиональным пользователем психодиагностических методик, способны лишь дискредитировать идею психологического тестирования в глазах испытуемых.
2. Человека нельзя подвергать психологическому обследованию против его воли или обманным путем. Никакие формы прямого или косвенного принуждения недопустимы. Исключение составляют лишь случаи из судебной или психоневрологической практики.
3. Перед проведением психологического тестирования человека необходимо предупредить о том, что в ходе исследования он невольно может выдать такую информацию о себе, о своих мыслях и чувствах, которую сам не осознает.
4. Любой человек, если это не оговорено законом, имеет право знать результаты своего тестирования. Итоговые данные предоставляет испытуемым тот, кто проводил обследование. Делается это в доступной для их понимания форме, в понятных им терминах, исключающих неправильное толкование
появление у них каких-либо смутных опасений. При этом исследователь обязан подчеркнуть, что выводы по тестированию имеют лишь определенную степень вероятности, достоверную только при условии правильного проведения испытания и полной откровенности испытуемых. Эта вероятность в зависимости от применения конкретной психодиагностической методики колеблется в пределах от 60 до 80 %.
5. Испытуемый должен быть информирован о целях тестирования и способах использования его результатов. Так, если тестирование проводится с целью определения уровня психического развития человека при конкурсном отборе или при оформлении на работу, то испытуемый имеет право знать не только о цели тестирования, но и о том, где, кем и какое решение может быть вынесено на основе психологической диагностики.
6. При тестировании несовершеннолетних детей их родители или заменяющие их лица имеют право знать результаты тестирования.
7. Психолог-диагност должен обеспечить конфиденциальность психодиагностической информации, полученной от испытуемого на основе "личного доверия". При беседе с испытуемым и информировании его о результатах тестирования присутствие посторонних лиц должно быть совершенно исключено. Никто не имеет права, кроме самого испытуемого и психолога, иметь доступ к результатам тестирования, изложенным в письменной форме.
8. Психолог хранит профессиональную тайну: не передаст лицам, не уполномоченным вести психодиагностическую практику, инструктивные материалы, не раскрывает перед потенциальными испытуемыми секрет той или иной психодиагностической методики.
9. Отдельными хорошо теоретически и психометрически обоснованными методиками могут воспользоваться не только практические психологи, но и учителя, врачи, социологи и др. В этом случае им следует предварительно ознакомиться с опытом применения соответствующих тестовых методик психологом-диагностом. Любой пользователь тестовой методики автоматически должен взять на себя ответственность за соблюдение всех требований профессиональной тайны. Психолог же уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному применению психодиагностических методик.
10 .Особая ответственность ложится на психолога при проведении психодиагностической и психокоррекционной работы в школе. Работая с детьми, психолог должен быть осмотрительным и осторожным в выборе психодиагностических и психокоррекционных методик, в своих выводах и рекомендациях. Он строит свою работу на основе уважения достоинств и неприкосновенности личности ребенка, защищает его основополагающие права, определяемые Всемирной декларацией прав человека.
ПРОФЕССИОНАЛЬНО
ВАЖНЫЕ КАЧЕСТВА ПРАКТИЧЕСКОГО ПСИХОЛОГА
Компетентным, квалифицированным психолог становится в процессе воспитания и формирования у себя профессионально важных качеств и соблюдения морально-этических норм поведения при работе с клиентами, которые выработала психологическая.практика Ниже в обобщенном виде представлены профессионально важные качества практического психолога, как они описаны Н.Н. Обозовым [250, с 22—26].
1. Общительность. Контактность. Характеризуется внимательным отношением к собеседнику, способностью следить за каждым его словом, жестом, мимикой. Психолог-консультант должен уметь воспринимать состояние клиента без суетливости, особенно когда консультируемый нервничает, проявляет застенчивость. Непринужденность поведения психолога успокаивает клиента, способствует установлению доверительных отношений между ними, откровенности в диалоговых беседах. Это в свою очередь дает возможность точнее диагностировать затруднения, состояния клиента, свойства его личности.
2. Динамичность и гибкость поведения психолога заключаются в его способности легко переключаться с одной темы на другую, если того требует ход собеседования или психологического тестирования. Психолог должен уметь свободно выходить из возможных тупиковых положений при собеседовании.
3. Эмоциональная сдержанность и терпимость. Психолог обязан быть предельно сдержанным в реакциях на возможные "срывы" клиента, готовым практически к любому его поведению. Помимо умений сдерживать себя, скрывать в известной мере свои невольные оценки и эмоциональные реакции психолог должен быть способен в случае необходимости успокоить клиента, найти весомые доводы, могущие снять его напряжение.
4. Высокий уровень общей культуры поведения психолога. Кроме общеизвестных факторов повышения культуры — семейного и школьного воспитания, систематического образования — немаловажную роль играет и поддержание разнообразных контактов психолога с людьми из других сфер профессиональной деятельности. Так, если общение с деятелями искусства и литературы расширяет нравственно-этический кругозор психолога, то общение его с рабочими, инженерами, организаторами производства, руководителями организаций, предприятий и фирм увеличивает запас знаний практической жизни. Повышению культуры поведения способствуют также чтение художественной литературы, периодической печати, знакомство с лучшими образцами культурного наследия.
5. Профессиональный такт психолога-практика. Основой профессионального такта практического психолога является соблюдение профессиональной тайны, которую Н.Н. Обозов назвал "своеобразной гарантией надежности личности психолога". Психолог может затрагивать интимные стороны жизни клиента только при добровольном на то согласии последнего. Диагност должен лично гарантировать испытуемому соблюдение тайны психодиагностического исследования.
Важнейшей составной частью профессионального такта психолога является деликатность. Она особенно важна для установления отношений личного доверия с клиентом противоположного пола. Характерной чертой деликатности является уважение человека, признание его прав на свободу мысли, чувств, поведения. Если психолог чувствует, что "самораскрытие" может повредить клиенту, то он должен тактично остановить его личные излияния.
6. Умение держать свою линию поведения. Это качество необходимо психологу в случаях, когда консультируемый нервничает, переключается с одной темы на другую, что может завести собеседование в тупик неразрешимых проблем. Важно своевременно возвращать беседу к главной проблеме, волнующей клиента или обнаруженной психологом в процессе общения.
7. Умение совместно анализировать ситуацию затруднений. В основе этого качества лежит принцип "отношения партнерства", когда психолог отождествляет себя с личностью клиента и с этой позиции способен понять его затруднения, правильно проанализировать его состояние, мотивы поведения и образ жизни. Поставив себя на место клиента, психолог может совместно с ним выработать варианты выхода из сложившихся затруднений. Это в свою очередь будет способствовать укреплению доверия клиента к рекомендациям психолога.
8. Хорошее знание основ конфликтологии. В сфере общения и межличностных отношений знания, умения и навыки разрешения конфликтов — важнейшее профессиональное качество практического психолога. Особенно необходимо это качество при работе с интровертированным, застенчивым клиентом, которому сложнее выйти из напряженной ситуации, который чаше всего, пытаясь избежать конфликта, сам того не желая, включается в эмоциональную или интеллектуальную конфронтацию.
Степень соответствия реально сформированных профессионально важных качеств требованиям профессиограммы характеризует уровень профессиональной компетенции практического психолога. Авторы книги о технологии эффективной профессиональной деятельности практического психолога [318, с 25] отмечают, что перед начинающим практическим психологом неизбежно встает вопрос посвящать ли себя полностью этому ремеслу, профессионально, надолго и капитально браться за дело или имитировать деятельность на необъятном фронте работы, у которого нет четких измерений?
В исследовании Марины Максимовой, проводившемся под нашим руководством в Таллинском отделении Школы практической психологии, приведены обобщенные итоговые данные по качеству профессиональной деятельности квалифицированного и неквалифицированного психолога. Эти данные приводятся в табл. 5 как отражение модели профессиональной деятельности практического психолога [1, с, 28—32].
Таблица 5
ОСНОВНЫЕ КАЧЕСТВА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
КВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПСИХОЛОГА И ИХ ОТЛИЧИЕ ОТ КАЧЕСТВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НЕКВАЛИФИЦИРОВАННОГО ПСИХОЛОГА[2]
Квалифицированный психолог | Неквалифицированный психолог |
1. Цели психологической помощи | |
Ориентирует клиента на достижение его целей Дает человеку максимально возможное число вариантов поведения Выявляет новые возможности клиента рассматривает своего клиента и его цели как цели потенциально культурно-проективной личности | Преследует свои цели, использует клиента для реализации своих склонностей, интересов Демонстрирует клиенту свою исключительность как носителя профессии, постоянно подчеркивая свою "компетентность" как психолога Обесценивает своими высказываниями все высказывания клиента, его переживания и чувства Игнорирует Я-концепцию клиента, не может дать ему направление и поддержку в совершенствовании Я-концепции |
2. Отклики или реакции практического психолога в ситуациях профессиональной деятельности | |
Может найти множество реакций (вербальных и невербальных) на широкий спектр ситуаций и проблем Реагирует на ситуацию, избегает оценочных суждений по поводу действий клиента | Обладает типичным стилем поведения, не имеет адекватного ситуации отклика Склонен к даче шаблонных оценок действий клиента |
3. Мировоззрение (концепция) практического психолога | |
Стремится понять и использовать в работе множество психологических концепций | Не имеет ясной психологической концепции Ограничивает свою работу какой-то одной концепцией, происхождение которой ему недостаточно ясно |
4. Культурная продуктивность практического психолога | |
Способен к выработке множества мыслей, мнений и моделей поведения в своей культуре и в рамках Других культур | Способен работать в рамках только одной культуры, которую он трактует через содержание своей Я-концепции |
Его индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность позволяют ему присоединиться к миру клиента и идти вместе с ним по пути решения проблемы Способен к обретению понимания жизненного пути клиента, отличного от его собственного | Себя и свою культурную норму рассматривает как проявление обще-культурной нормы, стандарта поведения |
5. Конфиденциальность Понимает необходимость соблюдения конфиденциальности | Нарушает правило конфиденциальности, склонен к распространению психологической информации, мало заботится о ее сохранности |
6. Ограничения в деятельности практического психолога | |
Реально оценивая свои возможности и уровень квалификации, понимает и принимает ограничения своих возможностей Проводит совместную работу с коллегами и представителями смежных специальностей Свое отношение к профессиональной деятельности не отождествляет с собственной Я-концепцией | Работает без ограничений, берется за любую проблему, любой метод (без учета ситуации). Не желает работать с другими профессионалами, ориентируясь только на свои переживания Отношение к своей профессии включено в его Я-концепцию Убежден в безусловной правильности всех своих действий |
Признает необходимость постоянного повышения собственной квалификации и взаимодействия с коллегами | |
7. Межличностное влияние в работе практического психолога | |
Осознает взаимное влияние его собственных реакций и реакций Уважение достоинства клиента является аксиомой, которая определяет его честность в общении с клиентом | Отрицает взаимовлияние и взаимодействие психолога и клиента Неуважительное, иногда даже оскорбительное отношение к клиенту |
8. Человеческое достоинство | |
Психологическую информацию сообщает клиенту в адекватной и приемлемой для него форме Не склонен приписывать своей профессии сверхзначимость Тактичен и осторожен в высказываниях | Использует в своей речи псевдоквалифицированный жаргон, заставляя клиента почувствовать свою неполноценность Склонен приписывать своей профессии сверхзначимость, подчеркивать ее исключительность Бестактен и неосторожен в высказываниях |
9. Обобщенная теория | |
Постоянно осваивает новые теории и подходы Стремится к системному подходу в своей работе Постоянно открыт для освоения нового знания, альтернативных точек зрения | Привязан к одному подходу, не размышляя об альтернативах Отвергает любые альтернативные точки зрения Не может и не хочет совершенствовать свой личный способ мышления |
10. Отношение к обобщенной теории | |
Видит в ней манеру мышления, вытекающую из культурной и половой принадлежности автора Понимает, что в любой теории есть предмет и способ его описания Может соотносить собственную обобщенную теорию с другими теориями | Не выделяет предмет теории и способ мышления автора Источник происхождения обобщенной теории ему зачастую неизвестен |
Профессионально важные качества квалифицированного психолога, соблюдение им морально-этических норм поведения в профессиональной деятельности являются одним из показателей оценки профессиональной компетенции практического психолога, обеспечивают его социальную адаптированность, способность к саморегуляции и многоуровневой рефлексии.
Приложение l
Многофакторный личностный опросник Р. Кэттелла 16PF
С помощью многофакторного личностного опросника 16PF Р. Кэттелла определяется степень развития личностных качеств испытуемого по 16 биполярным факторам (чертам личности); А — обособленность — сердечность В — низкий интеллект — высокий интеллект С — эмоциональная неустойчивость — эмоциональная устойчивость
Е — конформность — доминантность F — озабоченность — беспечность G — недобросовестность — высокая совестливость Н — застенчивость — смелость в общении I — суровость — мягкосердечность L — доверчивость — подозрительность М — практичность — мечтательность N — наивность — расчетливость О — самоуверенность — склонность к чувству вины q1 — ригидность — гибкость Q2 — социабельность — самодостаточность Q3 — низкий самоконтроль поведения — высокий самоконтроль поведения
Q4 — расслабленность — напряженность
Инструкция по проведению тестирования
В тест-опроснике 105 вопросов. Для того чтобы вы смогли определить свои личностные качества, постарайтесь отвечать на них искренне и как можно точнее. На каждый вопрос вы
должны дать ответ, выбирая одну из трех альтернатив (а, b, с), которая в наибольшей степени соответствует вашим взглядам, вашему представлению о себе.
Выбор вашего ответа (а, b, с) на каждый последующий вопрос занесите в бланк для ответов, заключая соответствующую альтернативу (а, b, с) в кружок (или проставляя на ней крестик). Форма бланка для ответов приведена ниже.
Средний темп проработки теста — 5--6 ответов в минуту. На все вопросы дается 30 минут.
ТЕСТ-ОПРОСНИК
1. Я думаю, что моя память сейчас лучше, чем была раньше:
a) верно,
b) трудно сказать,
c) нет
2. Я бы вполне мог жить один, вдали от людей:
a) да,
b) иногда,
c) нет
3. Если бы я сказал, что небо находится "внизу" и что зимой жарко, я должен был бы назвать преступника.
a) бандитом,
b) святым,
c) тучей
4. Когда я ложусь спать, я засыпаю
a) быстро,
b) не очень быстро,
c) с трудом
5. Если бы я вел машину по дороге, где много других автомобилей, я предпочел бы:
a) пропустить вперед большинство машин,
b) не знаю,
c) обогнать все идущие впереди машины
6. В компании я предоставляю другим шутить и рассказы-всякие истории:
a) да,
b) иногда,
c) нет
7. Мне важно, чтобы ro всем, что меня окружает, не было беспорядка:
a) верно,
b) трудно сказать,
c) неверно
8. Большинство людей, с которыми я бываю в компаниях, несомненно, рады видеть меня:
a) да,
b) иногда,
c) нет
9. Я бы скорее занимался:
a) фехтованием и танцами,
b) затрудняюсь сказать,
c) борьбой и баскетболом
10. Меня забавляет, что то, что люди делают, совсем не похоже на то, что они потом рассказывают об этом:
a) да,
b) иногда,
c) нет
11. Читая о каком-либо происшествии, я интересуюсь всеми подробностями:
a) всегда,
b) иногда,
c) редко
12. Когда друзья подшучивают надо мной, я обычно смеюсь вместе со всеми и не обижаюсь:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
13. Если мне кто-нибудь нагрубит, я могу быстро забыть об этом:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
14. Мне больше нравится придумывать новые способы в выполнении какой-нибудь работы, чем придерживаться испытанных приемов:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
15. Когда я планирую что-нибудь, я предпочитаю делать это самостоятельно, без чьей-либо помощи:
a) верно,
b) иногда,
c) нет
16. Я думаю, что я менее чувствительный и труднее возбуждаемый, чем большинство людей:
a) верно,
b) затрудняюсь ответить,
c) неверно
17. Меня раздражают люди, которые не могут быстро принимать решения:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
18. Иногда, хотя и кратковременно, у меня возникало чувство раздражения по отношению к моим родителям:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
19. Я скорее раскрыл бы свои сокровенные мысли:
a) моим хорошим друзьям,
b) не знаю,
c) в своем дневнике
20. Я думаю, что слово, противоположное по смыслу противоположности слова "неточный", — это-
a) небрежный,
b) тщательный,
c) приблизительный
21. у меня всегда хватает энергии, когда мне это необходимо:
a) да,
b) трудно сказать,
c) нет
22. Меня часто раздражают люди, которые:
a) своими грубыми шутками вгоняют людей в краску,
b) затрудняюсь ответить,
c) создают неудобства для меня, опаздывая на условленную встречу
23. Мне очень нравится приглашать гостей и развлекать их:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
24. Я думаю, что:
a) не все надо делать одинаково тщательно,
b) затрудняюсь сказать,
c) любую работу следует выполнять тщательно, если вы за нее взялись
25. Мне всегда приходится преодолевать смущение:
a) да,
b) возможно,
c) нет
26. Мои друзья чаще:
a) советуются со мной,
b) делают то и другое поровну,
c) дают мне советы
27. Если приятель обманывает меня в мелочах, я скорее предпочитаю сделать вид, что не заметил этого, чем разоблачить его: