a) да,
b) иногда,
c) нет
28. Мне нравится друг
a) интересы которого имеют деловой и практичный характер,
b) не знаю,
c) который отличается глубоко продуманными взглядами на жизнь
29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди высказывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:
a) верно,
b) затрудняюсь ответить,
c) неверно
30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
31. Если бы я одинаково хорошо умел играть в шахматы и в городки, то я бы предпочел...
a) первое,
b) трудно сказать,
c) второе
32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случается меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:
a) да,
b) трудно сказать,
c) нет
34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:
a) да,
b) иногда,
c) нет
35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:
a) да,
b) иногда,
c) нет
36. На предприятии мне было бы интереснее:
a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве,
b) трудно сказать,
c) беседовать с людьми, занимаясь общественной работой
37. Какое из трех слов — "кошка", "близко", "солнце" — не связано с двумя другими?
a) кошка,
b) близко,
c) солнце
38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:
a) раздражает меня,
b) нечто среднее,
c) не беспокоит меня совершенно 39. Если бы у меня было много денег, то я:
a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зависти,
b) не знаю,
c) жил бы, не стесняя себя ни в чем
40. Худшее наказание для меня:
a) тяжелая работа,
b) не знаю,
c) быть запертым в одиночестве
41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, требовать соблюдения законов морали:
|
a) да,
b) иногда,
c) нет
42. Мне говорили, что ребенком я был:
а) спокойным и любил оставаться один,
b) не знаю,
с) живым и подвижным
43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду,
даже если это нелегко для них:
a) да,
b) трудно сказать,
c) нет
45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, потому что они кажутся мне неосуществимыми:
a) верно,
b) затрудняюсь ответить,
c) неверно
46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хочется плакать:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
48. В музыке я наслаждаюсь:
a) маршами в исполнении военных оркестров,
b) не знаю,
c) скрипичным соло
49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:
a) в деревне с одним или двумя друзьями,
b) затрудняюсь сказать,
c) возглавляя группу в туристском лагере
50. усилия, затраченные на составление планов:
a) никогда не лишни,
b) трудно сказать,
c) не стоят этого
51. Необдуманные поступки и высказывания моих приятелей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:
a) всегда,
b) иногда,
c) редко
53. Я предпочел бы скорее работать:
a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людьми и все время быть среди них,
b) затрудняюсь ответить,
c) архитектором, который в тихой комнате разрабатывает свой проект
54. Дом так относится к комнате, как дерево к...
a) лесу,
b) растению,
|
c) листу
55. То, что я делаю, у меня не получается:
a) редко,
b) иногда,
c) часто 56. В большинстве дел я:
a) предпочитаю рискнуть,
b) не знаю,
c) предпочитаю действовать наверняка
57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком много говорю:
a) скорее это так,
b) не знаю,
c) думаю, что нет
58. Мне больше всего нравится человек:
a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоянен,
b) трудно сказать,
c) со средними способностями, но зато умеющий противостоять всяким соблазнам
59. Я принимаю решения:
a) быстрее, чем многие люди,
b) не знаю,
c) медленнее, чем большинство людей
60. На меня большее впечатление производят:
a) мастерство и изящество,
b) трудно сказать,
c) сила и мощь
61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:
a) да,
b) нечто среднее,
c) нет
62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изысканными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
63. Я предпочитаю:
a) решать вопросы, касающиеся меня, сам,
b) затрудняюсь ответить,
c) советоваться с моими друзьями
64. Если человек не отвечает сразу же, после того как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:
а) верно,
b) не знаю,
c) неверно
65. В школьные годы я больше всего получил знаний:
a) на уроках,
b) трудно сказать,
c) читая книги
66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим ответственности:
a) верно,
b) иногда,
c) неверно
67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и требует от меня много усилий, я стараюсь:
a) заняться другим вопросом,
b) затрудняюсь ответить,
c) еще раз попытаться решить этот вопрос
68. У меня возникают сильные эмоции — тревога, гнев, приступы смеха и т.п. — казалось бы, без определенной причины:
|
a) да,
b) иногда,
c) нет
69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:
a) да,
b) иногда,
c) нет
71. Я думаю, что правильным числом, которое должно продолжить ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет.-
а) Ю, Ь)5, с) 7
72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:
а) да, b) не знаю,
c) нет
73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:
a) да,
b) иногда,
c) нет
74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем другие люди:
a) верно,
b) трудно сказать,
c) неверно
75. На вечеринке мне нравится:
a) принимать участие в интересной беседе,
b) затрудняюсь ответить,
c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать самому
76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько
людей могут услышать его:
a) да,
b) иногда,
c) нет
77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хотел встретиться с:
a) Колумбом,
b) не знаю,
c) Пушкиным
78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улаживать чужие дела:
a) да,
b) иногда,
c) нет
79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь переубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:
a) да,
b) трудно сказать,
c) нет
80. Работая в магазине, я предпочел бы:
а) оформлять витрины,
b) не знаю,
c) быть кассиром
81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и избегает меня, я обычно:
a) сразу же думаю: "У него плохое настроение",
b) не знаю,
c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совершил
82. Все несчастья происходят из-за людей, которые стараются во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетворительные способы решения этих вопросов:
a) да,
b) иногда,
c) нет
83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:
a) да,
b) иногда,
c) нет
84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:
a) верно,
b) иногда,
c) неверно
85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем большинство людей:
a) верно,
b) не знаю,
c) неверно
86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:
a) верно,
b) иногда,
c) неверно
87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:
a) часто,
b) иногда,
c) никогда
88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:
a) отстают,
b) идут правильно,
c) спешат
89. Мне бывает скучно:
a) часто,
b) иногда,
c) редко
90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим оригинальным способом:
a) верно,
b) иногда,
c) неверно
91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, потому что они утомляют:
a) да,
b) не знаю,
c) нет
92. Дома в свободное время я:
a) болтаю и отдыхаю.
b) затрудняюсь ответить,
c) занимаюсь интересующими меня делами
93. Я робко и осторожно отношусь к установлению дружеских отношений с новыми людьми:
a) да,
b) иногда,
c) нет
94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно выразить и прозой:
a) да,
b) иногда,
c) нет
95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дружеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:
a) да, в большинстве случаев,
b) иногда,
c) нет
96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:
a) да,
b) иногда,
c) нет
97. Вы думаете, что было бы интереснее быть натуралистом и работать с растениями или страховым агентом?
a) первое,
b) не знаю,
c) второе
98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по отношению к некоторым вешам, определенным животным, местам и т.д.:
a) да,
b) иногда,
c) нет
99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улучшить мир:
a) да,
b) трудно сказать,
c) нет
100. Я предпочитаю игры:
a) где надо играть в команде или иметь партнера
b) не знаю,
c) где каждый играет за себя
101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:
a) да,
b) иногда,
c) нет
102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ошушаю тревогу и страх:
a) да,
b) иногда,
c) нет
103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:
a) да,
b) иногда,
c) нет 104. Какое из трех слов — "думать", "видеть", "слышать" -— менее связано с двумя другими?
a) думать,
b) видеть,
c) слышать
105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?
a) дпоюродным братом,
b) племянником,
c) дядей
Обработка результатов тестирования
1. Подсчет суммы "сырых" баллов по факторам. Для подсчета "сырых" баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матрицами с отверстиями, которые накладываются на бланки ответов. Если таких матриц нет, то представленный ниже модернизированный бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных "сырых" баллов (в дальнейшем — баллов) по каждому из факторов тест-опросника 16PF. В таком бланке индексами "1" и "2" обозначены баллы при соответствующих ответах-альтернативах (а, Ь, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практической психологии Санкт-Петербурга. Студенты отмечали, что подсчет "сырых" баллов в таких бланках не вызывает затруднений, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.
В бланке для ответов личностные факторы обозначены в колонке слева. Каждому из факторов соответствует вполне определенная строка. Подсчет баллов по каждому из факторов производится путем суммирования подстрочных индексов "1" и "2" (т. е. баллов) при тех ответах-альтернативах (а, Ь, с), которые были отмечены (обведены) испытуемыми.
Результат суммирования по каждому из факторов проставляется в правой колонке (по каждому фактору — своя строка)
БЛАНК ОТВЕТОВ
Фамилия, имя, отчество ________________________________Дата заполнения
Пол _______ Возраст _______ Профессия (специальность) _____________________
Σ | ||||||||
MD | 1 a2 b, с | 18 a b, c2 | 35 a b, c2 | 52 a2 b, с | 69 a b, c2 | 86 a b, C2 | 103 a b, c2 | |
A | 2 a b, c2 | 19 a2 b, с | 36 a b, c2 | 53 a2 b, с | 70 a2 b, с | 87 a b, c2 | ||
В | 3 a b, с | 20 a b с, | 37 a b, с | 54 a b с, | 71 b, в с | 88 a b q | 104 a, be 105 a b, с | |
С | 4 a2 b, с | 21 a2 b, с | 38 a b, c2 | 55 a2 b, с | 72 a b, c2 | 89 a b, c2 | ||
E | 5 a b, c2 | 22 a b, c2 | 39 a2 b, с | 56 a2 b, с | 73 a b, c2 | 90 a2 b, с | ||
F | 6 a b, c2 | 23 a2 b, с | 40 a b, c2 | 57 a2 b, с | 74 a2 b, с | 91 a b, c2 | ||
G | 7 a2 b, с | 24 a b, c2 | 41 a2 b, с | 58 a b, c2 | 75 a2 b, с | 92 a b, c2 | ||
H | 8 a2 b, с | 25 a b, c2 | 42 a b, c2 | 59 a2 b, с | 76 a2 b, с | 93 a b, c2 | ||
I | 9 a2 b, с | 26 a2 b, с | 43 a b, c2 | 60 a2 b, с | 77 a b, c2 | 94 a b, c2 | ||
L | 10 a2 b, с | 27 a b, c2 | 44 a b, c2 | 61 a b, c2 | 78 a2 b, с | 95 a2 b, с | ||
M | 11 a b, c2 | 28 a b, c2 | 45 a2 b, с | 62 a2 b, с | 79 a2 b, с | 96 a b, c2 | ||
N | 1 2 a b, c2 | 29 a2 b, с | 46 a2 b, с | 63 a2 b, с | 80 a b, c2 | 97 a b, c2 | ||
О | 1 3 a b, c2 | 30 a2 b, с | 47 a b, c2 | 64 a2 b, с | 81 a b, c2 | 98 a2 b, с | ||
Q, | 1 4 a2 b, с | 31 a2 b, с | 48 a b, c2 | 65 a b, c2 | 82 a b, c2 | 99 a2 b, с | ||
Q2 | 1 5 a2 b, с | 32 a b, c2 | 49 a2 b, с | 66 a2 b, с | 83 a b, c2 | 1 00 a b, c2 | ||
Q. | 16 a2 b, с | 33 a2 b, с | 50 a2 b, с | 67 a b, c2 | 84 a b, c2 | 101 a b, c2 | ||
Q4 | 17 a2 b, с | 34 a b, c2 | 51 a b, c2 | 68 a2 b, с | 85 a b, c2 | 102 a2 b, с |
Таблица 1
ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В СТЕНЫ
баллы (по факторам) | Стены | |||||||||||||||||
MD | А | В | С | Е | F | С | н | L | м | N | о | Q1 | Q2 | Q3 | Q4 | Кол-во | Уровень | |
0—2 | 0—4 | 0—2 | 0—3 | 0—1 | 0—2 | 0—3 | 0—3 | 0—3 | 0—1 | 0—3 | 0—1 | 0—1 | 0—4 | 0—2 | 0—2 | 0—1 | Низкий | |
— | — | — | ||||||||||||||||
э | — | — | ||||||||||||||||
— | — | |||||||||||||||||
Средний | ||||||||||||||||||
— | — | — | 6—7 | |||||||||||||||
Высокий | ||||||||||||||||||
10— 11 | И | П | 7 | |||||||||||||||
12— 14 | 10— 12 | 10— 12 | 8— 12 | 11 — 12 | 10— 12 | 10— 12 | 10— 12 | И — 12 | 11 — 12 |
Максимальное количество баллов по показателю MD (шкале искренности) — 14. Максимальное количество баллов по фактору В (интеллект) — 8. Для данного фактора на одну из альтернатив (а, Ь, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105) присвоен только один балл (индекс "1"). Для всех остальных факторов максимальное количество баллов не превышает значения 12.
2. Проверка результатов тестирования на искренность. Обработка результатов тестирования начинается с проверки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD > 9 баллов считается, что испытуемый отвечал на вопросы неискренне либо не желал сотрудничать с экспериментатором и ответы давал наугад, не обдумывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая их обработка не производится.
При значении показателя MD 5—8 достоверность результатов тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает решение экспериментатор, исходя из целей и задач психодиагностического исследования.
Значение показателя MD 1—4 балла характеризует правдивость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тестовой методики: перевод баллов в стены (условные баллы 10-балльной шкалы), построение личностного профиля испытуемого, анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования.
3. Перевод баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от сочетания слов "стандартная десятка") распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднею 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное).
Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-балльной шкалы). В табл. 1 представлен такой перевод баллов в стены. Стены в свою очередь условно делятся на уровни: 1—4 стена — низкий уровень; 5—6 стенов — средний уровень; 7—10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения профиля личности. Профиль личности для гипотетического испытуемого показан на рис 1.
Анализ и интерпретация данных тестирования
Анализ и интерпретация характерологических черт личности производятся, исходя из баллов, полученных по соответствующим факторам и переведенных в стены, и профиля личности испытуемых.
В различных литературных источниках описываются особенности характерологического профиля личности в зависимости от уровневых показателей стенов.
В обобщенном виде интерпретация первичных факторов, определяющих характерологический профиль личности испытуемого, сводится к следующему.
Фактор А
Для высоких значений фактора (8—10) характерны богатство и яркость эмоциональных проявлений, естественность, отзывчивость и непринужденность поведения, готовность к сотрудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доброта и мягкосердечие. Лицо с высокими значениями фактора предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хорошо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.
Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об отсутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, жестки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на компромиссы. Предпочитают иметь дело с предметами, вещами, нежели с людьми. В делах же точны, обязательны, но недостаточно гибки, особенно в оценках людей.
Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показателей, нельзя считать что аффектотимия — это хорошо, а сизотамия — плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного общения с людьми, сизотимы — там, где требуются точность, аккуратность, тщательность исполнения.
Фактор В
Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.
Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4), склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые понятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление конкретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитивным, а не логически обоснованным решениям. 1—3 стена отражают низкий интеллект или снижение функции в результате психопатологии.
Фактор С
Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в себе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них характерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смотрят реалистично, хорошо осознают требования действительности. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстраиваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и правилам поведения. Высокий уровень фактора "С" позволяет адаптироваться даже при психических расстройствах.
Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональный контроль, отсутствует чувство ответственности.
При значениях. 1—3 стена отмечается капризность. Внутренне человек чувствует себя уставшим, неспособным справиться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротизму (расстройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.
Фактор Е
Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, об игнорировании социальных условностей и авторитетов. Люди, имеющие высокие оценки по этому фактору, действуют смело и энергично, отстаивают свои права на самостоятельность, требуют проявления самостоятельности от окружающих, не признают над собой власти, в конфликтах обвиняют других. Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависимым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.
Фактор F
Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, активных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду, подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто бывают лидерами. Разговорчивы, склонны к поверхностной общительности.
Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдержанности, озабоченности, о склонности все усложнять, ко всему подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди живут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения каких-то несчастий, тщательно планируют свои поступки, принимают меры от возможных неудач, рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.
Фактор G
Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принципов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нарушают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила кажутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стремление к утверждению общечеловеческих ценностей.
Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к непостоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, с низким моральным контролем. Презрительно относится к моральным ценностям, способен на обман и нечестность. Низкие оценки по фактору бывают у асоциальных психопатов, правонарушителей и лиц с низкими моральными качествами.
Фактор Н
Высокие оценки, свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много времени на разговоры. Трудностей в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами противоположного пола. Не теряются при столкновении с неожиданными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.