Классификация тестов по предмету диагностирования 5 глава




a) да,

b) иногда,

c) нет

28. Мне нравится друг

a) интересы которого имеют деловой и практичный ха­рактер,

b) не знаю,

c) который отличается глубоко продуманными взгляда­ми на жизнь

29. Я не могу равнодушно слушать, как другие люди выска­зывают идеи, противоположные тем, в которые я твердо верю:

a) верно,

b) затрудняюсь ответить,

c) неверно

30. Меня волнуют мои прошлые поступки и ошибки:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

31. Если бы я одинаково хорошо умел играть в шахматы и в городки, то я бы предпочел...

a) первое,

b) трудно сказать,

c) второе

32. Мне нравятся общительные, компанейские люди:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

33. Я настолько осторожен и практичен, что со мной случа­ется меньше неприятных неожиданностей, чем с другими людьми:

a) да,

b) трудно сказать,

c) нет

34. Я могу забыть о своих заботах и обязанностях, когда мне это необходимо:

a) да,

b) иногда,

c) нет

35. Мне бывает трудно признать, что я не прав:

a) да,

b) иногда,

c) нет

36. На предприятии мне было бы интереснее:

a) работать с машинами и механизмами и участвовать в основном производстве,

b) трудно сказать,

c) беседовать с людьми, занимаясь общественной рабо­той

37. Какое из трех слов — "кошка", "близко", "солнце" — не связано с двумя другими?

a) кошка,

b) близко,

c) солнце

38. То, что в некоторой степени отвлекает мое внимание:

a) раздражает меня,

b) нечто среднее,

c) не беспокоит меня совершенно 39. Если бы у меня было много денег, то я:

a) позаботился бы о том, чтобы не вызвать к себе зави­сти,

b) не знаю,

c) жил бы, не стесняя себя ни в чем

40. Худшее наказание для меня:

a) тяжелая работа,

b) не знаю,

c) быть запертым в одиночестве

41. Люди должны больше, чем они делают это сейчас, тре­бовать соблюдения законов морали:

a) да,

b) иногда,

c) нет

42. Мне говорили, что ребенком я был:

а) спокойным и любил оставаться один,

b) не знаю,

с) живым и подвижным

43. Мне нравилась бы практическая повседневная работа с различными установками и машинами:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

44. Я думаю, что большинство свидетелей говорят правду,

даже если это нелегко для них:

a) да,

b) трудно сказать,

c) нет

45. Иногда я не решаюсь проводить в жизнь свои идеи, по­тому что они кажутся мне неосуществимыми:

a) верно,

b) затрудняюсь ответить,

c) неверно

46. Я стараюсь смеяться над шутками не так громко, как это делает большинство людей:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

47. Я никогда не чувствую себя таким несчастным, что хо­чется плакать:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

48. В музыке я наслаждаюсь:

a) маршами в исполнении военных оркестров,

b) не знаю,

c) скрипичным соло

49. Я бы скорее предпочел провести два летних месяца:

a) в деревне с одним или двумя друзьями,

b) затрудняюсь сказать,

c) возглавляя группу в туристском лагере

50. усилия, затраченные на составление планов:

a) никогда не лишни,

b) трудно сказать,

c) не стоят этого

51. Необдуманные поступки и высказывания моих прияте­лей в мой адрес не обижают и не огорчают меня:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

52. Когда мне все удается, я нахожу эти дела легкими:

a) всегда,

b) иногда,

c) редко

53. Я предпочел бы скорее работать:

a) в учреждении, где мне пришлось бы руководить людь­ми и все время быть среди них,

b) затрудняюсь ответить,

c) архитектором, который в тихой комнате разрабаты­вает свой проект

54. Дом так относится к комнате, как дерево к...

a) лесу,

b) растению,

c) листу

55. То, что я делаю, у меня не получается:

a) редко,

b) иногда,

c) часто 56. В большинстве дел я:

a) предпочитаю рискнуть,

b) не знаю,

c) предпочитаю действовать наверняка

57. Вероятно, некоторые люди считают, что я слишком мно­го говорю:

a) скорее это так,

b) не знаю,

c) думаю, что нет

58. Мне больше всего нравится человек:

a) большого ума, будь он даже ненадежен и непостоя­нен,

b) трудно сказать,

c) со средними способностями, но зато умеющий про­тивостоять всяким соблазнам

59. Я принимаю решения:

a) быстрее, чем многие люди,

b) не знаю,

c) медленнее, чем большинство людей

60. На меня большее впечатление производят:

a) мастерство и изящество,

b) трудно сказать,

c) сила и мощь

61. Я считаю, что я человек, склонный к сотрудничеству:

a) да,

b) нечто среднее,

c) нет

62. Мне больше нравится разговаривать с людьми изыскан­ными, утонченными, чем с откровенными и прямолинейными:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

63. Я предпочитаю:

a) решать вопросы, касающиеся меня, сам,

b) затрудняюсь ответить,

c) советоваться с моими друзьями

64. Если человек не отвечает сразу же, после того как я что-нибудь сказал ему, я чувствую, что, должно быть, сказал какую-нибудь глупость:

а) верно,

b) не знаю,

c) неверно

65. В школьные годы я больше всего получил знаний:

a) на уроках,

b) трудно сказать,

c) читая книги

66. Я избегаю общественной работы и связанной с этим от­ветственности:

a) верно,

b) иногда,

c) неверно

67. Когда вопрос, который надо решить, очень труден и тре­бует от меня много усилий, я стараюсь:

a) заняться другим вопросом,

b) затрудняюсь ответить,

c) еще раз попытаться решить этот вопрос

68. У меня возникают сильные эмоции — тревога, гнев, при­ступы смеха и т.п. — казалось бы, без определенной причины:

a) да,

b) иногда,

c) нет

69. Иногда я соображаю хуже, чем обычно:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

70. Мне приятно сделать человеку одолжение, согласившись назначить встречу на время, удобное для него, даже если это немного неудобно для меня:

a) да,

b) иногда,

c) нет

71. Я думаю, что правильным числом, которое должно про­должить ряд 1, 2, 3, 6, 5, будет.-

а) Ю, Ь)5, с) 7

72. Иногда у меня бывают непродолжительные приступы тошноты и головокружения без определенной причины:

а) да, b) не знаю,

c) нет

73. Я предпочитаю скорее отказаться от своего заказа, чем доставить официанту или официантке лишнее беспокойство:

a) да,

b) иногда,

c) нет

74. Я живу сегодняшним днем в большей степени, чем дру­гие люди:

a) верно,

b) трудно сказать,

c) неверно

75. На вечеринке мне нравится:

a) принимать участие в интересной беседе,

b) затрудняюсь ответить,

c) смотреть, как люди отдыхают, и просто отдыхать са­мому

76. Я высказываю свое мнение независимо от того, сколько

людей могут услышать его:

a) да,

b) иногда,

c) нет

77. Если бы я мог перенестись в прошлое, я бы больше хо­тел встретиться с:

a) Колумбом,

b) не знаю,

c) Пушкиным

78. Я вынужден удерживать себя от того, чтобы не улажи­вать чужие дела:

a) да,

b) иногда,

c) нет

79. Если люди плохо обо мне думают, то я не стараюсь пе­реубедить их, а продолжаю поступать так, как считаю нужным:

a) да,

b) трудно сказать,

c) нет

80. Работая в магазине, я предпочел бы:

а) оформлять витрины,

b) не знаю,

c) быть кассиром

81. Если я вижу, что мой старый друг холоден со мной и из­бегает меня, я обычно:

a) сразу же думаю: "У него плохое настроение",

b) не знаю,

c) беспокоюсь о том, какой неверный поступок я совер­шил

82. Все несчастья происходят из-за людей, которые старают­ся во все внести изменения, хотя уже существуют удовлетвори­тельные способы решения этих вопросов:

a) да,

b) иногда,

c) нет

83. Я получаю большое удовольствие, рассказывая местные новости:

a) да,

b) иногда,

c) нет

84. Аккуратные, требовательные люди не уживаются со мной:

a) верно,

b) иногда,

c) неверно

85. Мне кажется, что я менее раздражительный, чем боль­шинство людей:

a) верно,

b) не знаю,

c) неверно

86. Мне легче не считаться с другими людьми, чем им со мной:

a) верно,

b) иногда,

c) неверно

87. Бывает, что все утро я не хочу ни с кем разговаривать:

a) часто,

b) иногда,

c) никогда

88. Если стрелки часов встречаются ровно через каждые 65 минут, отмеренных по точным часам, то эти часы:

a) отстают,

b) идут правильно,

c) спешат

89. Мне бывает скучно:

a) часто,

b) иногда,

c) редко

90. Люди говорят, что мне нравится делать все своим ори­гинальным способом:

a) верно,

b) иногда,

c) неверно

91. Я считаю, что нужно избегать излишних волнений, пото­му что они утомляют:

a) да,

b) не знаю,

c) нет

92. Дома в свободное время я:

a) болтаю и отдыхаю.

b) затрудняюсь ответить,

c) занимаюсь интересующими меня делами

93. Я робко и осторожно отношусь к установлению друже­ских отношений с новыми людьми:

a) да,

b) иногда,

c) нет

94. Я считаю, что то, что люди говорят стихами, можно вы­разить и прозой:

a) да,

b) иногда,

c) нет

95. Я подозреваю, что люди, с которыми я нахожусь в дру­жеских отношениях, могут оказаться отнюдь не друзьями за моей спиной:

a) да, в большинстве случаев,

b) иногда,

c) нет

96. Я думаю, что даже самые драматические события через год уже не оставят в моей душе никаких следов:

a) да,

b) иногда,

c) нет

97. Вы думаете, что было бы интереснее быть натуралистом и работать с растениями или страховым агентом?

a) первое,

b) не знаю,

c) второе

98. Я испытываю беспричинный страх и отвращение по от­ношению к некоторым вешам, определенным животным, мес­там и т.д.:

a) да,

b) иногда,

c) нет

99. Я люблю размышлять о том, как можно было бы улуч­шить мир:

a) да,

b) трудно сказать,

c) нет

100. Я предпочитаю игры:

a) где надо играть в команде или иметь партнера

b) не знаю,

c) где каждый играет за себя

101. Ночью мне снятся фантастические или нелепые сны:

a) да,

b) иногда,

c) нет

102. Если я остаюсь в доме один, то через некоторое время ошушаю тревогу и страх:

a) да,

b) иногда,

c) нет

103. Я могу своим дружеским отношением ввести людей в заблуждение, так как на самом деле они мне не нравятся:

a) да,

b) иногда,

c) нет 104. Какое из трех слов — "думать", "видеть", "слышать" -— менее связано с двумя другими?

a) думать,

b) видеть,

c) слышать

105. Если мать Марии является сестрой отца Александра, то кем является Александр по отношению к отцу Марии?

a) дпоюродным братом,

b) племянником,

c) дядей

Обработка результатов тестирования

1. Подсчет суммы "сырых" баллов по факторам. Для под­счета "сырых" баллов по каждому из 16 факторов личностного опросника 16PF можно воспользоваться специальными матри­цами с отверстиями, которые накладываются на бланки отве­тов. Если таких матриц нет, то представленный ниже модерни­зированный бланк для ответов вполне пригоден для подсчета суммы набранных "сырых" баллов (в дальнейшем — баллов) по каждому из факторов тест-опросника 16PF. В таком бланке ин­дексами "1" и "2" обозначены баллы при соответствующих от­ветах-альтернативах (а, Ь, с) на каждый из 105 вопросов теста. Бланк прошел апробацию в Таллинском отделении Школы практической психологии и непосредственно в Школе практи­ческой психологии Санкт-Петербурга. Студенты отмечали, что подсчет "сырых" баллов в таких бланках не вызывает затрудне­ний, в то время как работа с матрицами недостаточно удобна или зачастую эти матрицы просто отсутствуют.

В бланке для ответов личностные факторы обозначены в ко­лонке слева. Каждому из факторов соответствует вполне опре­деленная строка. Подсчет баллов по каждому из факторов про­изводится путем суммирования подстрочных индексов "1" и "2" (т. е. баллов) при тех ответах-альтернативах (а, Ь, с), кото­рые были отмечены (обведены) испытуемыми.

Результат суммирования по каждому из факторов простав­ляется в правой колонке (по каждому фактору — своя строка)

БЛАНК ОТВЕТОВ

Фамилия, имя, отчество ________________________________Дата заполнения

Пол _______ Возраст _______ Профессия (специальность) _____________________

  Σ
MD 1 a2 b, с 18 a b, c2 35 a b, c2 52 a2 b, с 69 a b, c2 86 a b, C2 103 a b, c2  
A 2 a b, c2 19 a2 b, с 36 a b, c2 53 a2 b, с 70 a2 b, с 87 a b, c2    
В 3 a b, с 20 a b с, 37 a b, с 54 a b с, 71 b, в с 88 a b q 104 a, be 105 a b, с  
С 4 a2 b, с 21 a2 b, с 38 a b, c2 55 a2 b, с 72 a b, c2 89 a b, c2    
E 5 a b, c2 22 a b, c2 39 a2 b, с 56 a2 b, с 73 a b, c2 90 a2 b, с    
F 6 a b, c2 23 a2 b, с 40 a b, c2 57 a2 b, с 74 a2 b, с 91 a b, c2    
G 7 a2 b, с 24 a b, c2 41 a2 b, с 58 a b, c2 75 a2 b, с 92 a b, c2    
H 8 a2 b, с 25 a b, c2 42 a b, c2 59 a2 b, с 76 a2 b, с 93 a b, c2    
I 9 a2 b, с 26 a2 b, с 43 a b, c2 60 a2 b, с 77 a b, c2 94 a b, c2    
L 10 a2 b, с 27 a b, c2 44 a b, c2 61 a b, c2 78 a2 b, с 95 a2 b, с    
M 11 a b, c2 28 a b, c2 45 a2 b, с 62 a2 b, с 79 a2 b, с 96 a b, c2    
N 1 2 a b, c2 29 a2 b, с 46 a2 b, с 63 a2 b, с 80 a b, c2 97 a b, c2    
О 1 3 a b, c2 30 a2 b, с 47 a b, c2 64 a2 b, с 81 a b, c2 98 a2 b, с    
Q, 1 4 a2 b, с 31 a2 b, с 48 a b, c2 65 a b, c2 82 a b, c2 99 a2 b, с    
Q2 1 5 a2 b, с 32 a b, c2 49 a2 b, с 66 a2 b, с 83 a b, c2 1 00 a b, c2    
Q. 16 a2 b, с 33 a2 b, с 50 a2 b, с 67 a b, c2 84 a b, c2 101 a b, c2    
Q4 17 a2 b, с 34 a b, c2 51 a b, c2 68 a2 b, с 85 a b, c2 102 a2 b, с    

Таблица 1

ПЕРЕВОД БАЛЛОВ В СТЕНЫ

 

 

 

 

 

 

 

баллы (по факторам) Стены
MD А В С Е F С н   L м N о Q1 Q2 Q3 Q4 Кол-во Уровень
0—2 0—4 0—2 0—3 0—1 0—2 0—3 0—3 0—3 0—1 0—3 0—1 0—1 0—4 0—2 0—2 0—1   Низ­кий
                             
  э                            
                               
                                    Сред­ний
                          6—7  
                                    Высо­кий
                                   
10— 11     И     П     7                
12— 14       10— 12 10— 12       8— 12 11 — 12 10— 12 10— 12   10— 12 И — 12 11 — 12  

Максимальное количество баллов по показателю MD (шка­ле искренности) — 14. Максимальное количество баллов по фа­ктору В (интеллект) — 8. Для данного фактора на одну из аль­тернатив (а, Ь, с) по каждому из вопросов (3, 20, 37, 54, 71, 88, 104, 105) присвоен только один балл (индекс "1"). Для всех ос­тальных факторов максимальное количество баллов не превы­шает значения 12.

2. Проверка результатов тестирования на искрен­ность. Обработка результатов тестирования начинается с про­верки ответов испытуемого на искренность (по показателю MD). При значении показателя MD > 9 баллов считается, что испытуемый отвечал на вопросы неискренне либо не желал со­трудничать с экспериментатором и ответы давал наугад, не об­думывая их. В этом случае результаты тестирования считаются недостоверными и дальнейшая их обработка не производится.

При значении показателя MD 5—8 достоверность результа­тов тестирования подвергается сомнению. О возможности дальнейшей обработки данных исследования принимает реше­ние экспериментатор, исходя из целей и задач психодиагности­ческого исследования.

Значение показателя MD 1—4 балла характеризует правди­вость обследуемого. Осуществляются последующие этапы тес­товой методики: перевод баллов в стены (условные баллы 10-балльной шкалы), построение личностного профиля испытуе­мого, анализ и интерпретация данных психодиагностического исследования.

3. Перевод баллов в стены и построение личностного профиля. Условные баллы в стенах (термин происходит от со­четания слов "стандартная десятка") распределяются по десяти точкам со значением выборочного среднею 5,5 стена. Стены 5 и 6 составляют основную часть выборки (предполагается, что распределение нормальное).

Полученные в результате тестирования баллы по каждому из факторов переводятся в стены (условные баллы 10-балльной шкалы). В табл. 1 представлен такой перевод баллов в стены. Стены в свою очередь условно делятся на уровни: 1—4 стена — низкий уровень; 5—6 стенов — средний уровень; 7—10 стенов - высокий уровень. Стены являются исходными данными для построения про­филя личности. Профиль личности для гипотетического испы­туемого показан на рис 1.

Анализ и интерпретация данных тестирования

Анализ и интерпретация характерологических черт личности производятся, исходя из баллов, полученных по соответствую­щим факторам и переведенных в стены, и профиля личности испытуемых.

В различных литературных источниках описываются осо­бенности характерологического профиля личности в зависимо­сти от уровневых показателей стенов.

В обобщенном виде интерпретация первичных факторов, определяющих характерологический профиль личности испы­туемого, сводится к следующему.

Фактор А

Для высоких значений фактора (8—10) характерны богатст­во и яркость эмоциональных проявлений, естественность, от­зывчивость и непринужденность поведения, готовность к со­трудничеству, чуткое, внимательное отношение к людям, доб­рота и мягкосердечие. Лицо с высокими значениями фактора предпочитает работать с людьми, легко включается в активные группы, щедр в личных отношениях. Не боится критики, хоро­шо запоминает лица, события, фамилии, имена и отчества.

Низкие значения фактора (менее 4) свидетельствуют об от­сутствии живых, трепещущих эмоций. Эти люди холодны, же­стки, формальны в контактах. Они замкнуты, не интересуются жизнью окружающих, чуждаются людей. Стараются работать одни, избегают коллективных мероприятий, не идут на ком­промиссы. Предпочитают иметь дело с предметами, вещами, нежели с людьми. В делах же точны, обязательны, но недоста­точно гибки, особенно в оценках людей.

Следует иметь в виду, что нет хороших и плохих показате­лей, нельзя считать что аффектотимия — это хорошо, а сизотамия — плохо. Каждый тип для своей деятельности имеет как преимущества, так и недостатки. Аффектотимы предпочтительны на административных постах, требующих постоянного об­щения с людьми, сизотимы — там, где требуются точность, ак­куратность, тщательность исполнения.

 

Фактор В

Высокие оценки (более 7 стен) имеют лица с хорошим уровнем интеллектуального развития, абстрактно и логически мыслящие. Быстро схватывают новое, имеют высокий уровень обучаемости.

Человек, имеющий низкие оценки по фактору (менее 4), склонен к медленному обучению, с трудом усваивает новые по­нятия, все понимает буквально и конкретно. Мышление кон­кретное, образное. Склонен к догадкам, стремится к интуитив­ным, а не логически обоснованным решениям. 1—3 стена отра­жают низкий интеллект или снижение функции в результате психопатологии.

Фактор С

Высокие оценки свойственны лицам эмоционально зрелым, смело смотрящим в лицо фактам, спокойным, уверенным в се­бе, постоянным в своих планах и привязанностях. Для них ха­рактерна высокая эмоциональная устойчивость. На вещи смо­трят реалистично, хорошо осознают требования действительно­сти. Не скрывают от себя собственные недостатки, не расстра­иваются из-за пустяков. Способны следовать нормам и прави­лам поведения. Высокий уровень фактора "С" позволяет адап­тироваться даже при психических расстройствах.

Низкие оценки бывают у лиц, неспособных контролировать эмоции и импульсивные влечения. У них снижен эмоциональ­ный контроль, отсутствует чувство ответственности.

При значениях. 1—3 стена отмечается капризность. Внут­ренне человек чувствует себя уставшим, неспособным спра­виться с жизненными трудностями. Для них вероятна низкая эмоциональная устойчивость, склонность к невротизму (рас­стройство сна, психосоматические жалобы), подверженность чувствам, эмоциональной нестабильности.

Фактор Е

Высокие оценки по фактору свидетельствуют о властности, стремлении к доминантности, самостоятельности, независимости, об игнорировании социальных условностей и авторитетов. Люди, имеющие высокие оценки по этому фактору, действуют смело и энергично, отстаивают свои права на самостоятель­ность, требуют проявления самостоятельности от окружающих, не признают над собой власти, в конфликтах обвиняют других. Человек, имеющий низкую оценку по фактору, послушен, конформен, не умеет отстаивать свою точку зрения, покорно следует за более сильным. Уступает дорогу другим. Не верит в себя и свои способности, поэтому часто оказывается зависи­мым, берет на себя вину. Успешность же обучения высокая во всех возрастных группах.

Фактор F

Высокие оценки по фактору характерны для лиц бодрых, ак­тивных, беспечных, легко воспринимающих жизнь. Они верят в удачу и свою счастливую звезду, подвижны, импульсивны. О будущем мало заботятся. Стремятся жить в центре больших городов. Любят путешествия и перемены в жизни. В малых группах часто бывают лидерами. Разговорчивы, склонны к по­верхностной общительности.

Низкие оценки свидетельствуют об осторожности и сдер­жанности, озабоченности, о склонности все усложнять, ко все­му подходить слишком серьезно и осторожно. Такие люди жи­вут в постоянном беспокойстве о своем будущем, озабочены своими поступками, постоянно ожидают возникновения ка­ких-то несчастий, тщательно планируют свои поступки, прини­мают меры от возможных неудач, рассудительны и несколько зависимы. Склонны к пессимизму.

Фактор G

Для высоких значений фактора характерны такие черты, как чувство ответственности и долга, стойкость моральных принци­пов. Люди, имеющие такие высокие значения фактора, точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, правил не нару­шают, выполняют их буквально даже тогда, когда правила ка­жутся пустой формальностью. Хороший самоконтроль, стрем­ление к утверждению общечеловеческих ценностей.

Человек, имеющий низкую оценку по фактору, склонен к не­постоянству, легко бросает начатое дело. Ленивый, недобросовестный, эгоистичный, с низким моральным контролем. През­рительно относится к моральным ценностям, способен на об­ман и нечестность. Низкие оценки по фактору бывают у асо­циальных психопатов, правонарушителей и лиц с низкими мо­ральными качествами.

Фактор Н

Высокие оценки, свидетельствуют о стрессовой устойчивости, невосприимчивости к угрозе, смелости, решительности, тяге к риску и острым ощущениям. Однако эти люди невнимательны к деталям, игнорируют сигналы опасности, тратят много вре­мени на разговоры. Трудностей в общении не испытывают. Склонны активно общаться, вступать в контакт с лицами про­тивоположного пола. Не теряются при столкновении с неожи­данными обстоятельствами. Быстро забывают о неудачах. Лиц с высокими показателями фактора часто выбирают лидерами в группах, где деятельность связана с соперничеством и риском.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: