Сущность сферы инновационной деятельности.




Смысловой МОДУЛЬ 1.

Инновационный менеджмент: становление и современные тенденции развития

Тема 1. Концептуальные основы инновационного менеджмента.

1. Сущность сферы инновационной деятельности.

2. Основные этапы и стадии инновационного процесса.

3. Жизненный цикл инноваций.

4. Объективная необходимость управления инновациями в предприятии.

 

 

Сущность сферы инновационной деятельности.

 

Формирование экономических отношений на современном этапе развития в ДНР требует от предприятий поиска все новых подходов к осуществлению своей деятельности, новых подходов к управлению предприятиями и новых подходов относительно удовлетворения потребностей потребителей. Решению данных проблем в торговых предприятиях будет способствовать внедрение в систему стратегического управления деятельностью предприятий подсистемы инновационного менеджмента, который должен стать приоритетным направлением деятельности предприятия в условиях острой конкурентной борьбы и маркетинговой ориентации предприятий.

Инновационная деятельность - это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства.

Существует много подходов к определению сущности данного понятия (таблица 1.1).

Следовательно, инновационная деятельность представляет собой процесс, который связан с разработкой и реализацией инновационной политики фирмы, инновационной программы и инновационных процессов, направленный на обеспечение конкурентных преимуществ и повышение эффективности маркетингового управления предприятием за счет разработки и реализации инновационных продуктов и предусматривает реализацию всего цикла работ вот исследования инновационного климата, инновационного потенциала, разработки пакета инновационных проектов предприятия до непосредственной реализации этих проектов.

Инновационная деятельность включает:

· выявление проблем предприятия;

· осуществление инновационного процесса;

· организацию инновационной деятельности.


Таблица 1.1 - Основные подходы относительно определения термина "инновационная деятельность"

Определение Автор
Инновационная деятельность - деятельность по доведению научно-технических идей, изобретений, разработок до результата, что пригодный к практическому использованию. Ильенкова С.Д.
К инновационной деятельности относится вся деятельность в пределах инновационного процесса, а также маркетинговые исследования рынков сбыта, и поиск новых потребителей; информационное обеспечение относительно возможной конкурентной среды и потребительских свойств товаров конкурирующих фирм, поиск новаторских идей и решений партнеров из внедрения инновационного проекта. Это вид деятельности, связанный с трансформацией идей в новый или коренным образом усовершенствованный продукт, технологический процесс, или новый подход к социальным услугам. Павленко И.А.
Инновационная деятельность - деятельность направлена на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок, выпуск на рынок новых конкурентоспособных товаров и услуг. Инновационная деятельность, это не только решение технических заданий относительно создания нового продукта, новой технологии или усовершенствования имеющихся, но и выбор перспективных научно-технических достижений, своевременное патентование изобретений, продвижения наукоемких товаров на рынок Йохна М.А.
Инновационная деятельность являет собой процесс создания, внедрения и распространения инноваций. Ильяшенко С.Н.
Инновационная деятельность - новации, инвестиции и инновации. Инновационная деятельность обеспечивает внедрение научно-технического результата и интеллектуального потенциала для получения новой или усовершенствованной продукции (услуг) и максимальный прирост добавленной стоимости. Медынский В.Г.
Инновационная деятельность - это процесс, направленный на разработку и реализацию результатов законченных научных исследований и разработок или других научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, который реализуется на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, который используется в практической деятельности, а также связанные с ним научные исследования и разработки. Балабанов И.Т.
Инновационная деятельность являет собой сложный динамический процесс, который направлен на освоение новых знаний, технологий, продукции, а также форм организации производства - словом всего того, которое позволяет создать рынок, удовлетворить неотложные проблемы. Менян М.Г.
Инновационная деятельность являет собой целый комплекс научных, технологических, производственных, организационных, финансовых и коммерческих мероприятий, совокупность которых приводит к инновациям в виде нового или усовершенствованного продукта. Пашута М.Т.  
Процесс по стратегическому маркетингу, НДДКР, организационно-технической подготовке производства, производству и оформлению новаций, их внедрению (или превращению в инновацию) и распространению в другие сферы(диффузия) называется инновационной деятельностью Фатхутдинов Р.А.
Инновационная деятельность - вид деятельности, связанный с трансформацией идей (результат НИР или других научно-технических достижений) в новый или коренным образом усовершенствованный продукт, технологический процесс, или новый подход к социальным услугам. Завалин П.Н.

Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. Иными словами, должна проводиться своеобразная рентгенограмма всех сторон деятельности предприятия. Это не просто диагностика производственно-хозяйственной деятельности предприятия, его продукции, рынков и т.д. На ее основе руководители должны первыми подумать о том, как самим сделать свою продукцию (услуги) морально устаревшей, а не ждать, пока это сделают конкуренты. А это, в свою очередь, будет побуждать предприятия к инновациям. Практика показывает: ничто так не заставляет руководителя сосредоточиться на инновационной идее, как осознание того, что производимый продукт уже в ближайшем будущем окажется устаревшим.

Несмотря на значительное накопление эмпирических знаний и теоретических концепций, еще отсутствует обобщающая теория по инноватике, существуют разногласия по ряду важных методологических вопросов, толкование основных категорий, о чем свидетельствует специальная литература по данной проблематике. Западные исследователи (Б. Санто,. В.Д. Хартман, Б. Твисс, Г. Перлаки, Е. Менсфилд, Р. Фостер, Й. Шумпетер, П. Друкер и др.) трактуют категории инноватики в зависимости от объекта и предмета исследования. Например, Ф. Никсон считает, что инновация — это совокупность производственных, технических и коммерческих мероприятий, которые ведут к появлению на рынке новых и усовершенствованных промышленных процессов и оборудования.

По мнению известного американского ученого в области управления наукой и техникой Б. Твисса, нововведение — процесс, в котором изобретение или идея приобретает экономическое содержание. «Это единственный в своем роде процесс, — пишет Б. Твисс, — который объединяет науку, технику, экономику и управление. Он заключается в получении новизны и длится от зарождения идеи до ее коммерческой реализации, охватывая комплекс отношений, производство, обмен, потребление». Немецкий специалист Ф. Хаберланд убежден, что «нововведение охватывает научно-технические, технологические, экономические и организационные изменения, которые возникают в процессе воспроизводства.

Анализ приведенных определений показывает, что под термином «нововведение» («инновация») одни авторы понимают объекты внедрения, другие — процесс, который ведет к появлению чего-то нового — новации.

Современная методология системного описания инноваций в условиях рыночной экономики базируется на международных стандартах. Для координации работ по сбору, обработке и анализу информации о науке и инновациях в рамках Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) была создана группа экспертов по показателям науки и техники, которая разработала «Руководство Фраскати» (1963 г.) — «Предлагаемая стандартная практика для описания исследований и экспериментальных разработок». Этот документ получил такое название в связи с тем, что его первая версия методических рекомендаций была принята в городе Фраскати (Италия).

Для более детального изучения подходов к определению сущности понятия «инновация» была составлена таблица 1.2.

Таблица 1.2 - Определение термина "инновация"

Определение Автор
Объективный подход
Инновация - это конечный результат инновационной деятельности, который получил воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, который внедрен на рынке, новый или усовершенствованный технологический процесс, который используется в практической деятельности, или в новом подходе к социальным услугам Гохберг Л.М.
Инновация - конечный результат из создания и использования новаций, воплощенных в виде усовершенствованных или новых товаров(изделий или услуг), технологий их производства, методов управления на всех стадиях производства и сбыта товаров, которые содействуют развитию и повышению эффективности функционирования их производителей и потребителей Ильяшенко С.Н.  
Инновация - это конечный результат внедрения новинок с целью изменения объекта управления и получения экономического, социального, экологического, научно-технического или другого вида эффекта. Фатхутдинов Р.А.
Инновация являет собой материализованный результат, который получен от вкладывания капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, также включает новые формы контроля, учета, методов прогнозирования, анализа и тому подобное. Балабанов И.Т.  
Инновация - новация, нововведение, которое используется в отрасли технологии производства или управления любой хозяйственной единицей, это идея, которая доказана до практического использования. Прыкин Б.В.
Инновация - новация, прогрессивный результат творческой деятельности, которая находит широкое приложение и приводит к значительным изменениям в жизнедеятельности человека, общества, природы. Карпова Ю.А.
Процессный подход
Инновация - комплексный процесс, направленный на создание, разработку и доведение научной или любой другой новой идеи к стадии коммерческого использования и распространения в экономике. Будникевич И.М.
Инновация - это такой общественный технико-экономический процесс, который через практическое использование идей и изобретений приводит к созданию новых лучших по свойствам изделий, технологий и в случае, если инновация ориентирована на экономическую выгоду, прибыль, ее появление на рынке может принести дополнительный доход. Ильенкова С.Д.
Инновация - это комплексный процесс, который предусматривает создание, разработку, доведение до коммерческого использования и распространения нового технического или какого-то другого решения (новации), которое удовлетворяет определенную потребность. Лапко О.

 

 

Продолжение таблицы 1.2.

Определение Автор
Инновация в широком понимании - это прибыльное использование новаций в виде новых технологий, видов продукции и услуг, организационно-технических и социально-экономических решений производственного, финансового, коммерческого, административного или другого характера. Морозов Ю.
Подход, который рассматривает инновацию как возможность получения преимуществ
Инновация - это новое явление, новаторство, или любое изменение, которое вносится субъектом ведения хозяйства в собственную деятельность с целью повышения своей конкурентоспособности, как на внутреннем так и на внешнем рынках. Антонюк Л.Л.
Инновация - это возможность получения конкурентного преимущества. Инновации оказываются в новом дизайне, в новом процессе производства, в новом подходе к маркетингу или новой методике повышения квалификации работников. Портер М.
Смешанный подход
... „инновация" являет собой и внедрение новации и ее результат. Менян М.Г.  

 

Таким образом, наиболее целесообразно рассматривать инновацию как материализованный результат, полученный от вложения капитала в новую технику или технологию, в новые формы организации производства труда, обслуживания и управления, включая новые формы контроля, учета, методов планирования и анализа.

Инновацию можно назвать также инновационным продуктом.

В соответствии с этими международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта или технологического процесса, используемого в практической деятельности либо в новом подходе к социальным услугам. Необходимым признаком инновации является научно-техническая новизна и производственное ее использование.

Новация — это конечный метод, принцип, новый порядок, изобретение, новый продукт, процесс, качественно отличный от предыдущего аналога, который является результатом интеллектуальной деятельности, завершенных научных исследований и разработок. Мир новаций чрезвычайно обширен и не сводится только к технике и технологии. Термин «новация» употребляется относительно всех новшеств как в производственной, так и в организационной, финансовой, научной, учебной, социальной сферах, в отношении любых усовершенствований, которые обеспечивают уменьшение затрат или создают условия для изменения образа жизни.

Новация с момента внедрения в производство, быт, другие сферы деятельности становится нововведением (инновацией).

Нововведение — это результат практического освоения новации, задействованной в динамике, эффективность которой оценивается не только экономическим, но и социальным эффектом.

Термином «инновация» обозначаются все нововведения в производственной, коммерческой, финансовой, маркетинговой, управленческой и других сферах, любые изменения и усовершенствования, обеспечивающие общественный прогресс, экономию затрат, повышение уровня эффективности, рентабельности производства.

Пример. В 1954 г. под руководством И. В. Курчатова была создана первая в мире атомная электростанция (АЭС) мощностью 5 МВт, что в 167 раз меньше, чем мощность Днепрогэса-2, но при этом был реализован новый метод использования энергии атома. Инновация стала нововведением.

Процесс введения новаций на рынок принято называть процессом коммерциализации.

Коммерческий аспект определяет инновацию как экономическую необходимость, которая превращает ее в источник дохода. Наличие спроса на инновацию свидетельствует о ее конкурентоспособности, что является результатом инновационной деятельности. Инновация — это материализованный результат научно-технической деятельности.

Изобретение — это новое техническое решение конкретной задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции или меняет условия труда. Изобретение определяется новыми технологическими возможностями, решением конкретных производственных проблем. Изобретение — это новые приборы, механизмы, инструменты, машины, оборудование, методы, процессы, материалы, сплавы и др. Например, изобретение автомобильного двигателя с повышенной степенью сжатия газов, что позволяет снизить расход топлива на одну пятую, причем выхлоп углекислоты уменьшается в 10 раз, значительно снижается уровень шума. Если изобретение воплощается в производство, то он становится инновацией, нововведением.

Открытие — установление неизвестных ранее объективных закономерностей, свойств и явлений материального мира, способствующих накоплению теоретических знаний.

Существует разница между изобретением, открытием и нововведением:

- открытие осуществляется на фундаментальном уровне, нововведение на его основе создается на прикладном уровне;

- открытие или изобретение могут быть сделаны ученым или изобретателем, а нововведение разрабатывается и внедряется коллективно;

- открытие осуществляется не ради получения выгод, тогда как нововведение внедряется с целью получения прибыли или иной выгоды организации;

- открытие или изобретение могут быть случайными, нововведение является результатом целенаправленной разработки проекта, то есть нововведение случайно не происходит, необходима четкая последовательность действий и технико-экономическое обоснование. Однако, согласно теории Й. Шумпетера, именно инновация становится истоком развития и прибыли организации (предприятия), как и общества в целом.

Для установления значения определенного инновационного продукта, выявления степени его влияния на эффективность производства, на изменения в развитии общества, а также для сравнительной качественной и количественной оценки нововведений, важное значение имеет их классификация. Существуют разные взгляды на классификацию инноваций в зависимости от признаков и критериев, которые берутся за основу типологии. Одним из важных признаков является уровень новизны в инновации. Этот уровень показывает знания, которые воплощены в нововведении.

Существует общепринятая точка зрения о двух уровнях новизны. Первый — это нововведение (инновации) на базе новых знаний, созданных на основе познания новых законов и закономерностей. Это базисные (радикальные) нововведения. Они способны коренным образом изменить различные виды деятельности общества (например, изобретение двигателя внутреннего сгорания, электроэнергетика, электроника и т. д.).

Базисные нововведения требуют проведения полного цикла научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ и наличия развитой базы для выполнения значительного объема прикладных НИОКР.

Второй уровень — это новшества, которые созданы на базе уже существующих знаний и известных законов и принципов. Они называются улучшающими нововведениями и нацелены на совершенствование уже существующих продуктов и технологий.

Например, всем известный утюг. На протяжении многих веков непрерывно совершенствуются ее конструкция, дизайн, форма, но принципы не меняются. Подошву утюга когда-то грели на плите, впоследствии она разогревалась древесным углем, а теперь — электрическим элементом.

Улучшающие инновации способствуют развитию новых поколений уже известных товаров с улучшенными качественными характеристиками или известных продуктов с качественно новыми свойствами. Например, усовершенствование качественных характеристик персонального компьютера — это увеличение объемов памяти, скорости и тому подобное — то есть создания новой модели компьютера.

Кроме того, в зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные.

Продуктовые инновации включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).

По типу новизны для рынка инновации выделяют: новые для отрасли в мире; новые для отрасли в стране; новые для данного предприятия (группы предприятий).

По степени новизны выделяют: абсолютные, относительные, условные и частные инновации.

По месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить:

— инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);

— инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);

— инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

Учитывая сферы деятельности выделяются инновации:

— технологические;

— производственные;

— экономические;

— торговые;

— социальные;

— в области управления.

В зависимости от предметного содержания внедряемых инноваций различают следующие их виды:

— продуктовые, ориентированные на производство и использование новых (улучшенных) продуктов в сфере производства (средства производства) или в сфере потребления;

— технологические, представляющие собой новые способы (технологии) производства старых или новых продуктов;

— управленческие, которые отражаются в новых методах работы аппарата управления.

Классификацию инноваций можно проводить по разным схемам, используя различные классификационные признаки. В отечественной литературе приводятся различные классификации инноваций.

Так, например, А.Н. Цветков предлагает классификацию новшеств и научно-технических нововведений на основе различных признаков. При этом он считает, что новшество и нововведение - различные экономические категории. «Нововведение - это процесс. В основе этого процесса - практическая реализация какого-то новшества. Новшество, таким образом, составляет содержательную основу нововведения как процесса», - пишет он. По мнению И.Т. Балабанова, новшество и нововведение представляют собой одно и то же понятие, происходят от одного английского слова innovation, т.е. инновация.

П.Н. Завлин и А.В. Васильев предлагают классификацию инноваций, базирующуюся на семи классификационных признаках: область применения, этапы НТП, степень интенсивности, темпы осуществления инноваций, масштабы инноваций, результативность, эффективность инноваций (таблица 1.3).

Таблица 1.3 - Классификация инноваций по П.Н. Завлину и А.В. Васильеву

Классификационный признак Классификационные группировки инноваций
Область применения Управленческие, организационные, социальные, промышленные и др.
Этапы НТП, результатом которых стала инновация Научные, технические, технологические, конструкторские, производственные, информационные
Степень интенсивности "Бум", равномерная, слабая, массовая
Темпы осуществления инноваций Быстрые, замедленные, затухающие, нарастающие, равномерные, скачкообразные
Масштабы инноваций Трансконтинентальные, транснациональные, региональные, крупные, средние, мелкие
Результативность Высокая, низкая, средняя
Эффективность инноваций Экономическая, социальная, экологическая, интегральная

 

По целевому изменению инновации разделяются на технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Совершенно иные признаки положены в основу классификации инноваций Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей (таблица 1.4).

 

Таблица 1.4 - Классификация инноваций по функциональным признакам

Классификационный признак Виз инновации Содержание инновации
1. Причина возникновения 1.1. Реактивные Обеспечивают выживание фирмы или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке
1.2. Стратегические Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ н перспективе
2. Предмет и сфера приложения 2.1. Продуктовые Новые продукты и услуги
2.2. Процессные Технология, организация производства и управленческие процессы
2.3. Рыночные Открытие новых сфер применения продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках
3. Характер удовлетворяемых потребностей 3.1. Ориентирование на существующие потребности Существующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично
3.2. Ориентирование на формирование новым потребностей Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т. п.

 

По мнению В.С. Балабанова, система классификационных признаков должна включать целевой, внешний и структурный признаки.

Экономическая теория различает пять типов инноваций:

• введение нового продукта;

• введение нового метода производства;

• создание нового рынка:

• освоение нового источника поставки сырья или полуфабрикатов:

• реорганизация структуры управления.

Таблица 1.5 - Виды инновации в зависимости от предмета и сферы применения и их цели

Виды инноваций Инновационные цели
Продукт-инновация Обеспечение выживания Увеличение прибыли Увеличение доли рынка Независимость Интересы клиентов Повышение престижа Создание новых рабочих мест Рост оборота и сбыта
Процесс-инновация Рост прибыли (в результате роста производительности, экономии сырья и энергии) Уменьшение загрязнения окружающей среды
Социальные инновации Социальная ответственность по отношению к коллективу и обществу Рост престижа фирмы Независимость Улучшение положения на рынке труда

Инновационная сфера представляет собой систему взаимодействия инноваторов, инвесторов, товаропроизводителей конкурентоспособной продукции (услуг) и развитой инфраструктуры.

Инновация – это экономическая категория. Как категория инновация отражает наиболее общие и существенные свойства, признаки, связи и отношения производства и реализации нововведений. Сущность категории проявляется в ее функциях. Функции инновации отражают ее назначение в экономической системе государства и ее роль в хозяйственном процессе.

Инновация является реализованным на рынке результатом, полученным от вложения капитала в новый продукт или операцию (технологию, процесс). При реализации инновации происходит обмен «деньги-инновация». Денежные средства, полученные предпринимателем в результате такого обмена, во-первых, покрывают расходы по созданию и продажи инноваций, во-вторых, приносят прибыль от реализации инноваций, в-третьих, выступают стимулом к созданию новых инноваций, в-четвертых, являются источником финансирования нового инновационного процесса.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что инновации выполняют следующие функции:

1. Воспроизводственную – инновация является важным источником финансирования расширенного воспроизводства.

2. Инвестиционную – использование прибыли от инновации для инвестирования других процессов.

3. Стимулирующую - получение прибыли от инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это служит стимулом предпринимателю постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности.

Воспроизводственная функция означает, что инновация представляет собой важный источник финансирования расширенного воспроизводства.

Денежная выручка, полученная от продажи инновации на рынке, создает предпринимательскую прибыль, которая выступает источником финансовых ресурсов и одновременно мерой эффективности инновационного процесса.

Прибыль, полученная за счет реализации инновации, может использоваться по различным направлениям, в том числе и в качестве капитала, который может направляться на финансирование как всех инвестиций, так и конкретно новых видов инноваций. Таким образом, использование прибыли от инновации для инвестирования составляет содержание инвестиционной функции инновации.

Получение предпринимателем прибыли за счет реализации инновации прямо соответствует целевой функции любого коммерческого хозяйствующего субъекта. Это совпадение служит стимулом предпринимателя к новым инновациям; побуждает его постоянно изучать спрос, совершенствовать организацию маркетинговой деятельности, применять более современные приемы управления финансами (реинжиниринг, бренд-стратегия, бенчмаркинг, фронтирование и др.). Это составляет содержание стимулирующей функции инновации.

Кроме того, можно назвать следующие основные принципы инноваций:

1. Гибкость инновационной деятельности предполагает управление, которое обеспечивает широту свободы действий субъектов инновационной деятельности.

2. Приоритетность инновационного производства над традиционным выступает как следствие повышения роли научно-технической подготовки производства, адекватности уровня рабочей силы состоянию технологической базы предприятия.

3. Экономичность – предполагает последовательный учет в практике управления прикладной науки, что обеспечивает прибыльность инновационного проекта, коммерческий успех на рынке.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: