Основные этапы и стадии инновационного процесса.




 

Одним из основных понятий инноватики является понятие инновационного процесса.

Несмотря на то, что в специальной литературе встречается много различных подходов к определению этого явления, суть их сводится к одному выводу, а именно: инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.

Основатель инновационной теории Й. Шумпетер рассматривал инновацию в динамике, то есть как инновационный процесс, а именно: «изготовление нового продукта, а не «новый» продукт; внедрение нового метода, а не «новый метод»; освоение нового рынка...; получение нового источника сырья...; проведение реализации...»

По определению американского исследователя Б. Твисса, инновационный процесс — это преобразование научного знания, научных идей, изобретений в физическую реальность (нововведение), которая изменяет общество. В основе инновационного процесса лежит создание, внедрение и распространение инноваций, необходимыми свойствами которых являются научно-техническая новизна, практическое их применение и коммерческая реализуемость с целью удовлетворения новых общественных потребностей. Конечно, мир нововведений не ограничивается только техникой и технологиями. Усовершенствования, изменения систем управления и организации процессов производства тоже осуществляется через введение инноваций. Новые организационные структуры, методы разработки управленческих решений, формы стимулирования разрабатываются учеными-специалистами, осваиваются и внедряются так же, как и новые приборы, технологические линии или оборудования. Новые модели одежды, виды услуг, новые организационные формы — все это является результатом инновационных процессов, которые развиваются на основе определенных принципов: сначала осознается необходимость изменений, определяется цель, разрабатывается инновация, осваивается, распространяется, используется и «отмирает».

Инновационный процесс имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.

Инновационный процесс можно рассматривать как комплекс последовательных действий, в результате которых новация развивается от идеи до конкретного продукта и распространяется при практическом использовании. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, определяется сложным взаимодействием многих факторов. Успех на этом пути зависит от управленческого механизма, который объединяет в единый поток истоки научной идеи, ее разработку, внедрение результата в производство, реализацию, распространение и потребление.

На развитие инновационного процесса влияют:

— состояние внешней среды, в котором он проходит (тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, уровень образования, организационные формы взаимодействия науки и производства);

— состояние внутренней среды отдельных организационных и хозяйственных систем (финансовые и материально-технические ресурсы, применение технологий, связи с внешней средой и др.);

— специфика самого инновационного процесса как объекта управления.

В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается только внедрением новации (техники, технологии, продукта) в производство, а имеет непрерывный характер, поскольку «с распространением (диффузией) инновация совершенствуется, становится более эффективной, приобретает новые потребительские качества.

Таким образом, инновационный процесс можно считать средством удовлетворения общественных потребностей на основе внедрения достижений науки и технологии.

Инновационный процесс охватывает непроизводственную сферу, сферу материального производства и эксплуатации. Он является системой этапов, стадий и видов работ, и поэтому имеет сложную структуру.

Следует отметить, что в отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:

— высоким риском и неопределенностью путей достижения целей;

— невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;

— необходимостью преодолевать сопротивление как в сфере экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса;

— зависимостью от социально-экономической среды, в котором он функционирует и развивается.

Структура инновационного процесса представлена на рисунке 1.1.

Различают три вида инновационного процесса:

— простой внутриорганизационный (натуральная форма);

— простой межорганизационный (товарная форма);

— расширенный.

Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества в рамках одной организации. Нововведение при этом не набирает непосредственно товарной формы. В случае простого межорганизационного инновационного процесса нововведения становятся предметом купли-продажи в отношениях между производителями и потребителями. Расширенный инновационный процесс проявляется с появлением новых производителей нововведения, нарушая монополию производителя — пионера, что способствует через конкуренцию совершенствованию свойств нововведения.

Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:

·  создания инновации и ее распространение;

·  диффузия нововведения.

Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от коммуникационных каналов, способности субъектов хозяйствования воспринимать эту информацию и практически использовать. Дело в том, что субъекты хозяйствования, действующие в реальной экономической среде, проявляют неоднозначное отношение к поиску и внедрению нововведений.

 

 

 


Рисунок 1.1. - Структура инновационного процесса

Диффузия инноваций — это процесс передачи (трансферта) технологий фирмами разных стран с учетом времени, вследствие чего нововведения проникают в различные отрасли производства и находят все больше потребителей. Непрерывность инновационных процессов обуславливает скорость и границы диффузии нововведения. Согласно теории Й. Шумпетера, диффузия инновации – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новаторами в ожидании больших прибылей. Следует отметить, что процесс диффузии инноваций может осуществляться как по межфирменными каналами независимых иностранных фирм, так и по внутренним каналам транснациональных корпораций в случае внедрения нововведений в любом из их отделений, размещенных в других странах.

В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы: «исследования — разработки — производство — маркетинг — продажа». Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — исследование рынка — конструирование — опытное производство — рыночное испытание — коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловлены и обеспечивают успех нововведения лишь при условии интеграции их в единое целое.

 

Рисунок 1.2. Стадии инновационного процесса

 

Следовательно, инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Они охватывают такие виды деятельности:

— фундаментальные исследования (ФИ);

— прикладные исследования (ПИ);

— исследовательско-конструкторские разработки (ИКР);

— исследовательско-экспериментальные разработки (ИЭР)

— исследовательская база наук (ИБН);

— организационно-экономическая работа (ОЭР);

— промышленное производство новых товаров (ППНТ), массовое производство.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: