Одним из основных понятий инноватики является понятие инновационного процесса.
Несмотря на то, что в специальной литературе встречается много различных подходов к определению этого явления, суть их сводится к одному выводу, а именно: инновационный процесс связан с созданием, освоением и распространением инноваций.
Основатель инновационной теории Й. Шумпетер рассматривал инновацию в динамике, то есть как инновационный процесс, а именно: «изготовление нового продукта, а не «новый» продукт; внедрение нового метода, а не «новый метод»; освоение нового рынка...; получение нового источника сырья...; проведение реализации...»
По определению американского исследователя Б. Твисса, инновационный процесс — это преобразование научного знания, научных идей, изобретений в физическую реальность (нововведение), которая изменяет общество. В основе инновационного процесса лежит создание, внедрение и распространение инноваций, необходимыми свойствами которых являются научно-техническая новизна, практическое их применение и коммерческая реализуемость с целью удовлетворения новых общественных потребностей. Конечно, мир нововведений не ограничивается только техникой и технологиями. Усовершенствования, изменения систем управления и организации процессов производства тоже осуществляется через введение инноваций. Новые организационные структуры, методы разработки управленческих решений, формы стимулирования разрабатываются учеными-специалистами, осваиваются и внедряются так же, как и новые приборы, технологические линии или оборудования. Новые модели одежды, виды услуг, новые организационные формы — все это является результатом инновационных процессов, которые развиваются на основе определенных принципов: сначала осознается необходимость изменений, определяется цель, разрабатывается инновация, осваивается, распространяется, используется и «отмирает».
|
Инновационный процесс имеет четкую ориентацию на конечный результат прикладного характера, который обеспечивает определенный технический и социально-экономический эффект.
Инновационный процесс можно рассматривать как комплекс последовательных действий, в результате которых новация развивается от идеи до конкретного продукта и распространяется при практическом использовании. Протекание инновационного процесса, как и любого другого, определяется сложным взаимодействием многих факторов. Успех на этом пути зависит от управленческого механизма, который объединяет в единый поток истоки научной идеи, ее разработку, внедрение результата в производство, реализацию, распространение и потребление.
На развитие инновационного процесса влияют:
— состояние внешней среды, в котором он проходит (тип рынка, характер конкурентной борьбы, практика государственного регулирования, уровень образования, организационные формы взаимодействия науки и производства);
— состояние внутренней среды отдельных организационных и хозяйственных систем (финансовые и материально-технические ресурсы, применение технологий, связи с внешней средой и др.);
— специфика самого инновационного процесса как объекта управления.
В отличие от научно-технического прогресса инновационный процесс не завершается только внедрением новации (техники, технологии, продукта) в производство, а имеет непрерывный характер, поскольку «с распространением (диффузией) инновация совершенствуется, становится более эффективной, приобретает новые потребительские качества.
|
Таким образом, инновационный процесс можно считать средством удовлетворения общественных потребностей на основе внедрения достижений науки и технологии.
Инновационный процесс охватывает непроизводственную сферу, сферу материального производства и эксплуатации. Он является системой этапов, стадий и видов работ, и поэтому имеет сложную структуру.
Следует отметить, что в отличие от производственного процесса инновационный процесс характеризуется:
— высоким риском и неопределенностью путей достижения целей;
— невозможностью детального планирования и ориентации на прогнозные оценки;
— необходимостью преодолевать сопротивление как в сфере экономических отношений, так и интересов участников инновационного процесса;
— зависимостью от социально-экономической среды, в котором он функционирует и развивается.
Структура инновационного процесса представлена на рисунке 1.1.
Различают три вида инновационного процесса:
— простой внутриорганизационный (натуральная форма);
— простой межорганизационный (товарная форма);
— расширенный.
Простой внутриорганизационный инновационный процесс предполагает создание и использование новшества в рамках одной организации. Нововведение при этом не набирает непосредственно товарной формы. В случае простого межорганизационного инновационного процесса нововведения становятся предметом купли-продажи в отношениях между производителями и потребителями. Расширенный инновационный процесс проявляется с появлением новых производителей нововведения, нарушая монополию производителя — пионера, что способствует через конкуренцию совершенствованию свойств нововведения.
|
Простой инновационный процесс переходит в товарный за две фазы:
· создания инновации и ее распространение;
· диффузия нововведения.
Распространение инновации — это информационный процесс, форма и скорость которого зависят от коммуникационных каналов, способности субъектов хозяйствования воспринимать эту информацию и практически использовать. Дело в том, что субъекты хозяйствования, действующие в реальной экономической среде, проявляют неоднозначное отношение к поиску и внедрению нововведений.
Рисунок 1.1. - Структура инновационного процесса
Диффузия инноваций — это процесс передачи (трансферта) технологий фирмами разных стран с учетом времени, вследствие чего нововведения проникают в различные отрасли производства и находят все больше потребителей. Непрерывность инновационных процессов обуславливает скорость и границы диффузии нововведения. Согласно теории Й. Шумпетера, диффузия инновации – это процесс кумулятивного увеличения числа имитаторов (последователей), внедряющих нововведения вслед за новаторами в ожидании больших прибылей. Следует отметить, что процесс диффузии инноваций может осуществляться как по межфирменными каналами независимых иностранных фирм, так и по внутренним каналам транснациональных корпораций в случае внедрения нововведений в любом из их отделений, размещенных в других странах.
В исследованиях структуры инновационного процесса большинство отечественных ученых придерживается схемы: «исследования — разработки — производство — маркетинг — продажа». Американские исследователи рассматривают инновационный процесс подробнее: «фундаментальные исследования — прикладные исследования — разработки — исследование рынка — конструирование — опытное производство — рыночное испытание — коммерческое производство». Все указанные этапы взаимообусловлены и обеспечивают успех нововведения лишь при условии интеграции их в единое целое.
Рисунок 1.2. Стадии инновационного процесса
Следовательно, инновационный процесс имеет циклический характер развития, осуществляется в пространстве и времени, основными его этапами являются: научный, технический, технологический, эксплуатационный. Они охватывают такие виды деятельности:
— фундаментальные исследования (ФИ);
— прикладные исследования (ПИ);
— исследовательско-конструкторские разработки (ИКР);
— исследовательско-экспериментальные разработки (ИЭР)
— исследовательская база наук (ИБН);
— организационно-экономическая работа (ОЭР);
— промышленное производство новых товаров (ППНТ), массовое производство.