Развитие рыбной промышленности на современном этапе.




Введение

Рыболовство России до начала 90-х годов обладало огромным потенциалом биоресурсов. Так, в ИЗС и на континентальном шельфе можно было вылавливать до 5,2 млн. тонн рыбы и морепродуктов. В зонах иностранных государств нами осваивалось до 1 млн. тонн ежегодно и в открытом океане - до 1,3 - 1,5 млн. тонн. За последнее десятилетие ресурсный потенциал вышеназванных районов существенно снизился. Российский флот почти полностью покинул ИЗС других стран, а там, где остались работать наши промысловые суда, суммарная квота не превышает 0,8 -0,9 млн.т. Сегодня мы осваиваем от 7 до 10% возможного вылова в открытом океане, что составляет 100-140 тысяч тонн рыбы и морепродуктов. За счет промысла в реках, озёрах, водохранилищах, а также развития аквакультуры есть возможность получать до 180 тысяч тонн сырья.

Огромный урон нашей сырьевой базе нанесло браконьерство. Так, во много раз снизились запасы осетровых. Только за последние 4 года уловы минтая упали на 1 млн. тонн. Заметно сократились запасы краба у Сахалина и у Западной Камчатки. В силу названных причин в ИЗС из рекомендуемых 4,5 млн. тонн официальный вылов сегодня составляет 3,3 млн.тонн. В то же время недоосваиваются низко стоимостные объекты промысла, такие, как навага, терпуг, камбала, сайка, шпрот и др., а так же виды, требующие специализированного ночного промысла, - сайра и кальмары. На недоосвоение влияют также специфические условия промысла таких видов, как сазан, вобла, лещ, щука, сельдь и некоторых других.

Официально отечественный вылов составляет сейчас около 4,5 млн. тонн. Он мог быть существенно больше, если бы не фактическое прекращение лова в удаленных открытых районах и недобор квот по зонам других государств.

В настоящее время по большинству промысловых объектов не имеется ни технических, ни финансовых возможностей, чтобы работать на допустимом уровне. Например, в 1998 году из прогнозируемых по открытым районам 2 млн. тонн было взято лишь 140 тысяч тонн, а из 2,5 млн. тонн по зонам других государств вылов составил только 800 тысяч тонн. Как было сказано выше, результаты исключительной экономической зоны России также недоосваиваются.

В течение года бассейновыми НИИ было выполнено 77 научно-исследовательских экспедиций, около 200 научно-поисковых экспедиций по мониторингу эксплуатируемых популяций и более 200 - по малоизученным и недоиспользуемым промысловым объектам.

В апреле 1999 года был принят прогноз на 2000 г. в течение года прогностические величины и ОДУ текущего и предстоящего годов корректировались по результатам мониторинга промысловых объектов. В целом складывается следующая картина. На Дальнем Востоке крупномасштабно не долавливают кальмара, камбалу, сайру, навагу и терпуга; на Севере - сайру, креветку; на Балтике - салаку и кильку; на Черном море - шпрота; на Азове -хамсу и тюльку; на Каспии не долавливают даже таких рыб, которые всегда пользуются спросом: сазана, воблу, леща, щуку; на Белом море - сельдь, навагу и особенно водоросли.

В нынешнем году по сравнению с 1999 годом в оценке сырьевой базы произойдет ряд существенных изменений. Прежде всего, приходится констатировать суммарное снижение запасов биоресурсов по исключительной экономической зоне: с 4,7 до 4,5 млн. тонн. Если говорить о видовом составе, то вышесказанное в первую очередь относится в минтаю. Прогноз по его добыче в Западно-Беринговоморской зоне неутешительный: ОДУ упадет с 925 тыс. тонн до 823 тыс. тонн. Что связано с общей тенденцией к снижению запасов этой ценной промысловой рыбы. Может так оказаться, что они не обеспечат даже заниженного объема вылова. Уменьшился прогноз и по Восточной Камчатке и Северным Курилам суммарно на 96 тыс. тонн, так как численность этих стад минтая так же сокращается. В еще большей степени это заметно по Охотскому морю. Результаты последних съемок вынуждают нас пойти на существенное ограничение вылова охотоморского минтая. Безусловно, на снижение запасов этой рыбы влияет браконьерский промысел. Но все же главная причина происходящего — в естественном ходе развития популяции.

Учеными отрасли разработан ряд мер по ограничению и упорядочению промысла минтая на ближайшие годы, который предусматривает:

- уменьшение численности добывающего флота и ограничение работы крупно монтажных судов у Западной Камчатки;

- закрытие для промысла акваторий с концентрациями молоди;

- увеличение промысловой меры до 37 см;

- использование в траловых мешках сетного полотна с внутренним размером ячеи 110 мм для мононити и 100 мм для капроновых делей, а также селективных вставок с квадратной ячеёй.

Эти меры позволят приостановить снижение запасов минтая в северной части Охотского моря, а в условиях благоприятных для его воспроизводства, обеспечат стабильный и устойчивый рост его численности.

Тенденция к снижению численности отмечена у большинства «валютоемких» объектов: крабов, креветки, морских ежей. Причина этому -браконьерство. В этой ситуации особую важность приобретают совершенствование методов прогнозирования, особая тщательность и соблюдение установленных требований при подготовке и подаче документов на уточнение ОДУ, которые должны быть направлены на сохранение запасов.

Несколько уменьшен прежний прогноз дальневосточной сельди в основном за счет Карагинской подзоны. Если этот район применительно к сельди рассматривать вместе с Западно-Беринговоморским, где прогноз увеличен с 15 до 52 тыс. тонн, то по этим районам общее снижение составит 85 тыс. тонн.

По треске Западно-Камчатской и Камчатско-Курильской подзонам дается существенное снижение: соответственно с 33 тыс. тонн до 8, 9 тыс. тонн и с 28,5 тыс. тонн до 19 тыс. тонн. Общая биомасса трески падает за счет выхода из стада старшевозрастных групп. Отсюда падает и расчетная величина уловов.

На основании последней учетной съемки в Северно-Охотоморской подзоне уточнена биомасса черного палтуса (180 тыс. тонн), которая позволяет изымать втрое большую величину, т.е. не 4, а 12, 55 тыс. тонн.

По сайре Южных Курил несколько последних лет в прогнозах неизменно стояло 150 тыс. тонн. Запас вполне позволяет изымать эту величину. Фактический вылов не достигал и 20 тыс. тонн. Тем не менее, по сравнению с прежними годами у сайры, как и у рыбы короткоцикловой и подверженной межгодовым колебаниям запаса, отмечено его снижение, и ОДУ уменьшен до 30 тыс. тонн.

По камбалам почти по всем районам дается рост допустимых уловов. С одной стороны, это связано с ростом их запасов, а с другой - с расширение и углублением исследований по ним. В условиях ухудшения ситуации с минтаем запасы камбал могут рассматриваться как резерв для частичного возмещения потребностей отечественного рыболовства.

В то же время на Севере складывается тревожная ситуация с треской. Период роста её запасов, начавшийся в начале 90-х годов, сменился ощутимым падением. Если в 1997 г. её общий улов был близок к 800 тыс.тонн, российский превышал 300 тыс.тонн, то сегодня с большим трудом удалось отстоять ОДУ на уровне УЗО, а квоту России - 187 тыс.тонн. В то же время наблюдается восстановление запасов мойвы.

Неплохая ситуация складывается с промыслом сельди в Норвежском море. На 5-сторонних консультациях по ней удалось вопреки сопротивлению Норвегии и Исландии, предлагавшим снизить ОДУ до 1 млн. тонн, сохранить его почти на прежнем уровне (1,25 млн. тонн), обеспечив квоту России в объеме 170,2 тыс. тонн.

Исследования 1999 года позволили увеличить объемы возможного вылова в 2000 г. по ряду объектов (например, наваге Сахалинского залива и Северо-Востока Сахалина, анфельции Восточного Сахалина, ламинарии Юго-восточного Сахалина, лососям Западной Камчатки и Восточного Сахалина, лососям Западной Камчатки и Восточного Сахалина, равношинного краба Северных Курил и др.).

Важной составной частью комплекса мер по обеспечению сохранения запасов, рационального ведения промысла и экономической безопасности РФ в сфере добычи и реализации продукции морских промыслов явилось постановление Правительства Российской Федерации от 26 февраля 1999 года №226 «О создании отраслевой системы мониторинга водных биологических ресурсов, наблюдения и контроля за деятельностью промысловых судов».

В соответствии с указанным постановлением проводятся работы по развертыванию ввода в эксплуатацию региональных центров спутникового мониторинга в Мурманске и Петропавловске-Камчатском.

Активно развивается прибрежное рыболовство, особенно на Сахалине, в Приморском крае. Это главный резерв развития береговой производственной базы. С использованием малых и маломерных судов здесь можно добывать и выращивать десятки тысяч тонн рыбы и нерыбных объектов. Прибрежное рыболовство, предусматривающее получение продукции на береговых предприятиях из только что выловленного сырья, открывает широкие перспективы для получения разнообразного ассортимента продукции, обладающей специфическими свойствами, а также для развития марикультуры.

На Дальнем Востоке возрождена практика путинных прогнозов (для лососевого, сельдяного и минтаевого промыслов), которую поддержали и рыбопромышленники, и территориальные комитеты по рыболовству.

В течение года проведен большой объем работ по подготовке федеральных законов и подзаконных документов - постановлений, положений, и других нормативных актов, обеспечивающих функционирование рыбохозяйственного комплекса России.

У марикультуры большое будущее. По этому направлению деятельности отрасли в 1999 году продолжены исследования по актуальным и перспективным проблемам разведения осетровых для пастбищной марикультуры, прежде всего по формированию маточных стад.

Решение этой проблемы осуществляется двумя путями: во-первых, выращивание рыб из икры до полного созревания и, во-вторых, с использованием производителей, отловленных в естественных водоемах, после получения от них икры прижизненным методом. Исследования в 1999 г. подтвердили перспективность выбранной стратегии. Численность полученных к настоящему времени старших возрастных групп осетра и белуги превысила расчетную на полное обеспечение в производителях потребности Волгоградского ОРЗ.

Завершился важный этап многолетних работ по разведению и селекции бестера - Госкомиссией РФ по созданию и охране селекционных достижений приняты заявки на три породы бестера.

С конца 1998 года во ВНИРО организован научный орган СИТЕС РФ по осетровым видам рыб. Основная задача научного органа СИТЕС - контроль за использованием квот на вылов по видам осетровых, продукция из которых экспортируется или реэкспортируется. В связи с этим необходимо решить серьезную научно-техническую проблему - обеспечить идентификацию продукции из осетровых по видам, популяции рыб различного происхождения. Совместными усилиями ученых ВНИРОи Межведомственной ихтиологической комиссии разработаны Программа формирования Центра молекулярно-генетической экспертизы, его структура и перечень необходимого оборудования.

В соответствии с постановление Правительства РФ сформирован проект Федеральной целевой программы развития осетрового хозяйства в России. Завершен определенный этап исследований по морскому рыболовству. Полученные результаты потребовали переработки технического проекта фермы по разведению и товарному выращиванию морских рыб с целью приведения его в соответствии с существующим уровнем разработанных технологий. Этот проект может быть использован при создании питомников морских рыб, что особенно актуально в настоящее время для Азово-Черноморского бассейна.

Что касается флота, то по этому направлению выполнен большой объем работ по созданию прогрессивных типов судов разного назначения; развитию и совершенствованию технического, организационного и информационного обеспечения рыбной отрасли в области радиосвязи, электрорадионавигации и промысловой гидроакустики.

1.2 Техпромфинплан предприятия и его содержание.

Техпромфинплан производственного предприятия (объединения) является развернутой программой всей производственной, хозяйственной и социальной деятельности коллективов, направленной на выполнение плановых заданий при наиболее полном и рациональном использовании материальных, трудовых, финансовых и природных ресурсов.

Разрабатывается Техпромфинплан в составе тех же разделов, что и пятилетний план, а именно:

«Производство и реализация продукции»;

«Техническое развитие и организация производства»;

«Показатели повышения экономической эффективности производства»;

«Нормы и нормативы»;

«Капитальные вложения и капитальное строительство»;

«Материально-техническое обеспечение»;

«Труд и кадры»;

«Себестоимость, прибыль и рентабельность производства»;

«Фонды экономического стимулирования»;

«Финансовый план»;

«Социальное развитие коллектива»;

«Охрана природы и рациональное использование природных ресурсов»;

В состав техпромфинплана входят 55 типовых форм, в том числе свободная таблица (форма ОР-ТП) «Основные показатели техпромфинплана с пояснительной запиской, помещаемой в начале техпромфинплана.

Техпромфинпла разрабатывается коллективом производственного предприятия (объединения) на соответствующий год пятилетки с распределением заданий по кварталам планируемого года. Производственные единицы объединения, в том числе судна, разрабатывают техпромфинплан по сокращенному кругу показателей, определяемому объединением.

Исходными данными для разработки техпромфинплана являются:

- задания (показатели) пятилетнего плана на планируемый год;

- госзаказы, лимиты, экономические нормативы и прямые договора с потребителями;

- уточненный спрос на продукцию и возможный объем её реализации с учетом заключенных экономических договоров;

- прогрессивные технико-экономические нормы и нормативы по использованию производственных мощностей, затрат живого труда и материальных ресурсов;

- задания по созданию, освоению и внедрению техники и технологии;

- изобретения, патенты, рационализаторские предложения и передовой опыт.

Задачей годовых техпромфинпланов является обеспечение безусловного выполнения заданий пятилетнего плана по годам и их перевыполнение по показателям эффективности и качества работы: росту производственного труда, снижению себестоимости продукции, экономии материальных ресурсов, повышению качества продукции и другим показателям и с учетом этого обеспечение дополнительного выпуска и реализации продукции, необходимых народному хозяйству и населению.

Особое внимание обращается на улучшение конечных результатов производственно-хозяйственной деятельности, в том числе на обеспечение выполнения плана поставок продукции в соответствии с заключенными договорами, повышение эффективности использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, повышение в целом эффективности производства, его прибыльности и выполнение бюджетных взаимоотношений.

Большую часть плановых показателей предприятие разрабатывает самостоятельно. Они называются расчетными. Сюда относятся: объем валовой продукции, показатели технического уровня производства, показатели повышения эффективности производства, показатели объемов капитального строительства, выполняемых собственными силами, удельные потребность в наиболее важных видах материальных ресурсов, численность капитальные вложения, среднегодовая стоимость основных производственных фондов, потребность в наиболее важных видах материальных ресурсов, численность персонала по категориям работающих, средняя заработная плата промышленно-производственного персонала, соотношения между приростом средней заработной платой и производительностью труда, уровень механизации труда, фондовооруженность труда, полная себестоимость товарной продукции, затраты на 1 рубль товарной продукции, экономия от снижения себестоимости продукции, рентабельность производства и отдельных видов продукции, показатели социального развития коллектива.

Разработка техпромфинплана осуществляется в два этапа (стадии):

первый - формирование проекта техпромфинплана на соответствующий год пятилетки исходя из заданий пятилетнего плана и заключаемых хозяйственных договоров;

второй - уточнение и утверждение проекта техпромфинплана в соответствии с утвержденным годовым государственным планом развития народного хозяйства и социально-культурного строительства.

Общее руководство подготовкой техпромфинплана осуществляет руководитель (директор) объединения, предприятия, а методическое руководство (выполнение разработок и координация работ) - главный экономист или начальник планового отдела.

В разработке разделов техпромфинплана принимают участие соответствующие функциональные отделы и службы с привлечение общественных организаций и всего коллектива предприятия.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-28 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: