Инновационный менеджмент представляет собой самостоятельную область экономической науки и профессиональной деятельности, направленную на формирование и обеспечение достижения любой организационной структурой инновационных целей путем рационального использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
Инновационный менеджмент представляет собой одну из разновидностей функционального, непосредственным объектом которого выступают инновационные процессы во всем их разнообразии.
Таким образом, инновационный менеджмент - это система (от греч. systema - целое, составленное из частей) управления, состоящая из двух подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления). Связь субъекта и объекта управления осуществляется посредством передачи информации, которая (процесс распространения и передачи информации) и представляет собой процесс управления.
Субъектом управления в инновационном менеджменте может быть один или группа специалистов, которые посредством различных приемов и способов управленческого воздействия организуют целенаправленное функционирование объекта управления.
Объектом управления в инновационном менеджменте являются инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций (рисунок 1.7).
Рисунок 1.7 - Схема инновационного менеджмента
В общем виде содержание понятия инновационный менеджмент можно рассматривать в трех аспектах:
• наука и искусство управления инновациями;
• вид деятельности и процесс принятия управленческих решений;
• аппарат управления инновациями (рисунок 1.8).
Конечная цель инновационного менеджмента состоит в обеспечении долговременного функционирования инновационного предприятия (предприятия) на основе эффективной организации инновационных процессов и высокой конкурентоспособности инновационной продукции.
|
Рисунок 1.8 - Аспекты инновационного менеджмента
Менеджмент призван обеспечить эффективное и согласованное функционирование всех внешних и внутренних элементов предприятия. Такое состояние инновационной системы называется гармонией.
Эндогенная гармонизация означает согласование всех внутренних структурных элементов предприятия, его субсистем. Для ее обеспечения необходимо создание специальной системы внутрифирменного управления инновациями, в которой решаются следующие задачи:
• выработка стратегической инновационной концепции;
• определение тематических направлений деятельности и формирование инновационных проектов и программ;
• построение организационной структуры и структуры управления инновациями;
• планирование производственных процессов и реализации инновационной продукции;
• подбор и расстановка кадров, эффективное использование потенциала предприятия;
• календарное распределение работ и контроль за их исполнением;
• создание творческой атмосферы и высокой мотивации интеллектуального труда.
Экзогенная гармонизация предполагает согласование предприятия с суперсистемами внешней среды и реализуется через специальные процедуры целевой ориентации инновационной деятельности и учета ограничений этой среды.
В инновационном менеджменте экзогенная гармонизация предусматривает решение следующих задач:
|
• учет потребительского спроса и объективных тенденций НТП.
• организация и проведение маркетинговых исследований;
• формирование долго- и краткосрочных целей инновационной деятельности;
• оценка и использование прогрессивного опыта и передовых достижений конкурентов (бенчмаркинг инноваций);
• организация кооперации в инновационных программах;
• учет экологической ситуации и планирование природоохранных мероприятий;
По своему содержанию и во времени гармонизация предприятия имеет стратегическую и оперативную формы.
Стратегическая форма гармонизации способствует долгосрочному выживанию предприятия и обеспечивается стратегическим менеджментом, направленным на формирование стратегических инновационных целей и проектов.
Оперативная гармонизация выступает средством реализации выбранной стратегии развития и обеспечивается системами оперативного менеджмента на предприятия.
Рисунок 1.9 - Система функций инновационного менеджмента
Основные функции инновационного менеджмента являются общими для всех видов и любых условий ведения инноваций, они отражают содержание основных стадий управления инновационной деятельностью.
Характеристика основных функций стратегического и функционального (оперативного) видов инновационного менеджмента представлена в таблице 1.6.
К обеспечивающим функциям инновационного менеджмента относят функции, способствующие эффективному осуществлению основных функций:
- социально-психологические;
|
- технологические или процессуальные функции.
Социально-психологические функции менеджмента связаны с состоянием производственных отношений в коллективе.
Различают две их разновидности: делегирование и мотивацию.
Делегирование - комплекс управленческих решений, способствующих рациональному распределению работ по управлению инновационными процессами и ответственности за их осуществление между сотрудниками аппарата управления.
Делегированием можно считать ситуацию, когда заказчик делегирует полномочия по руководству работами по инновационному проекту руководителю проекта.
Таблица 1.6 - Виды и функции инновационного менеджмента
Функции инновационного менеджмента | Виды инновационного менеджмента | |
Стратегический | Функциональный, оперативный | |
1. Прогнозирование | Стратегии приоритетов развития и роста | Новых товаров, технологий |
2. Планирование | Экспансия в новые отрасли, рынки | Повышение качества и конкурентоспособности товаров |
3. Анализ внешней - среды | Анализ макроэкономической, политической и рыночной конъюнктуры | Анализ поведения конкурентов, емкости рынка, объемов продаж и т.д. |
4. Анализ внутренней среды | Анализ конкурентных преимуществ фирмы | Анализ факторов эффективности производства продукции |
5. Виды решений | Стратегические решения по целям миссии и развитию фирмы | Оперативные решения по разработке, внедрению и производству новшеств |
6. Мотивация | Обеспечение фирме динамического роста и конкурентоспособности | Обеспечение высокой производительности труда, высокого качеств продукции, обновление производства |
7. Контроль | Выполнение миссии фирмы, ее роста и развития | Контроль за исполнительской дисциплиной качеством исполнения |
Мотивация — создание системы моральных и материальных стимулов для сотрудников организации, обеспечение их профессионального уровня и возможности карьерного роста, т. е. создание условий, оказывающих воздействие на поведение человека.
Характеристика основных решений по функциям инновационного менеджмента представлена в таблице 1.7.
Характеристика основных методов инновационного менеджмента как подсистемы стратегического управления предприятием представлена в таблице 1.8.
Правильный выбор того или иного направления инновационного развития - лидера или последователя - во многом определяет эффективность достижения поставленных целей. На практике частыми являются случаи, когда недостаточная оценка изначальных экономических возможностей приводит впоследствии к замораживанию значительного числа перспективных инновационно-инвестиционных программ и проектов вследствие нехватки финансово-экономических, а также кадровых ресурсов на их завершение. Смысл инновационной активности как экономической категории состоит в том, чтобы не только оценивать масштабы внедрения новых или улучшающих технологий по хозяйствующим субъектам в целом, но и способствовать отдельным предприятиям в осуществлении отбора того или иного направления инновационного развития и в формировании на этой основе эффективной инвестиционной политики.
Таблица 1.7. - Состав основных решений по функциям инновационного менеджмента
Функции менеджмента | Типичные управленческие решения |
Формирование целей | · Принятие инновационной миссии предприятия · Формирование целевых параметров деятельности предприятия · Принятие стратегической концепции предприятия · Утверждение целевых параметров инновационного проекта |
Планирование | · Формирование тематического плана НИОКР · Утверждение календарного графика работ по проекту · Утверждение сметы затрат по проекту · Формирование производственной программы предприятия · Утверждение штатного расписания по подразделениям · Запрос кредитных средств на инновации · Принятие финансового плана предприятия · Утверждение плана реализации продукции |
Организация | · Создание предприятия · Выбор организационно-правовой формы предприятия · Принятие организационной структуры предприятия · Утверждение положений о службах предприятия и должностных инструкций · Создание новых или упразднение существующих подразделений предприятия · Открытие филиала или дочерней фирмы предприятия |
Контроль | · Оценка состояния работ по проекту · Оценка финансового состояния предприятия · Анализ работы служб и подразделений предприятия · Распоряжение об изменении сроков проведения работ по проекту · Установление порядка оценки деятельности исполнителей · Оценка исполнения стратегической концепции предприятия |
Под инновационной активностью принято понимать интенсивность осуществления экономическими субъектами деятельности по разработке и вовлечению новых технологий или усовершенствующих продуктов в хозяйственный оборот.
Элементы инновационной инфраструктуры могут быть широко использованы в качестве базы для оценки инновационной активности предприятия (таблица 1.9). Они могут послужить содержательной основой для экономических показателей, направленных на определение текущего производственно-технологического состояния предприятия и его исходных инвестиционных возможностей эффективного вовлечения новых или только улучшающих технологий в хозяйственный оборот.
Таблица 1.8. - Методы инновационного менеджмента
Тип метода | Наименование метода |
1. Методы выявления мнения | Интервью. Анкетирование. Выборочные опросы. Экспертиза |
2. Аналитические методы | Системный анализ. Написание сценариев. Сетевое планирование. Функционально-стоимостный анализ. Экономический анализ. |
3. Методы оценки | Оценка продукта. Оценки научно-технического уровня и конкурентоспособности разработок. Оценка организационно-технического уровня производства. Оценка затрат. Метод деревьев значимости (ПАТТЕРН). Оценка порога прибыльности. Оценка риска и шансов. Оценка эффективности инноваций. |
4. Методы генерирования идей | Мозговая атака. Метод 6 – 3 – 5. Метод синектики. Морфологический анализ. Деловые игры и ситуации. |
5. Методы принятия решений | Экономико-математические модели. Таблицы решений. Построение дерева решений. Сравнение альтернатив. |
6. Методы прогнозирования | Экспертные. Экстраполяции. Аналогии. Метод Дельфи. Регрессионный анализ. Эконометрические. Имитационные модели. |
7. Методы наглядного представления | Графические модели. Физические модели. Должностные описания и инструкции |
8. Методы аргументирования | Презентации. Ведение переговоров. |
Таблица 1.9 - Элементы инновационной инфраструктуры [26]
Элементы инфраструктуры | Инновации | |
базисные | улучшающие | |
Инновационно-ориентированные подразделения | Собственное научное подразделение, конструкторский отдел, отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, отдел маркетинга новой продукции, патентный отдел | Собственное подразделение ОКР. отдел главного технолога, лаборатория контроля качества продукции, группа по развитию новой продукции |
Профессиональный кадровый состав | Лидер-новатор; кадры, имеющие специальное образование и опыт проведения НИР: специалисты в сфере маркетинга, планирования и прогнозирования скрытых потребностей покупателей | Персонал, заинтересованный в инновациях; кадры, обладающие специальным образованием и опытом проведения ОКР: маркетологи |
Финансовые ресурсы | Федеральные, гранты, инвестиционные, собственные, заемные | Собственные, заемные |
Материально-техническое оснащение | Опытно-приборная бала, пилотные установки, исследовательское, экспериментальное и лабораторное оборудование | Пилотные установки, лабораторное оборудование |
Интеллектуальная собственность | Изобретения, товарные знаки и знаки обслуживания, промышленные образцы, полезные модели, ноу-хау, инновационные программы и планы-проекты | Полезные модели, ноу-хау, бизнес-планы освоения инноваций |
Дополнительные источники повышения результатов инновационной деятельности | Информационный отдел, партнерские и личные связи с НИИ, вузами, в том числе зарубежными, ресурс площадей, опыт управления проектами, отдел стратегического развития | Опыт управления проектами, стратегическое управление предприятием |
Задание 1. Планируется начать организацию производства совершенно нового класса электропроводящих пленочных композиционных материалов. Материал относится к классу пленочных композиционных материалов с уникальным сочетанием высокой сорбционной способности и низкого электрического сопротивления. Высокая электропроводимость материала способна резко повысить избирательность сорбции, регулировать скорость сорбции и десорбции, что необходимо при создании материалов многоразового использования. Области применения: промышленность, медицина и биология.
Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:
1. По причине возникновения данная инновация является:
а) реактивной;
б) стратегической.
2. Данная инновация является:
а) процессной;
б) продуктовой.
3. По характеру удовлетворяемых потребностей инновация является ориентированной:
а) на существующие потребности;
б) на формирование новых потребностей.
Задание 2. Налаживается производство аморфных (быстрозакаленных) припоев, предназначенных для пайки однородных и разнородных неразъемных соединений: металл - металл, металл - керамика, металл - стекло, керамика - керамика. Одно из основных направлений использования - замена серебросодержащих припоев. Потребителями (существующими или потенциальными) могут быть: электротехническая и радиотехническая промышленность, машиностроительные предприятия, мастерские по металлообработке, ремонту оборудования, ювелирные мастерские.
Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:
1. По области применения данная инновация является:
а) управленческой;
б) организационной;
в) социальной;
г) промышленной.
2. Данная инновация является:
а) продуктовой;
б) процессной.
3. По эффективности инноваций данная инновация является:
а) экономической;
б) социальной;
в) экологической;
г) интегральной.
Задание 3. Банки все активнее заменяют существующие пластиковые карты с магнитной полосой на чиповые. Чиповая карта - это пластиковая карта со встроенным в нее микропроцессором (чипом), который функционирует как мини-компьютер. Их преимущества очевидны. Появление чипа способно радикально изменить всю систему платежей по картам, на чипе можно размешать в 80 раз больше информации, чем на магнитной полосе пластиковых карт. Существует возможность одновременного применения сразу нескольких приложений (программ) на одной карте. В отличие от карт с магнитной полосой, чиповые могут обрабатывать и сохранять данные. Они защищают информацию держателя карты от несанкционированного использования. Чиповые карты многофункциональны: они одновременно заменяют паспорт, проездной билет, на них хранятся все данные по медицинской страховке.
Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:
1. По причине возникновения данная инновация является:
а) реактивной:
б) стратегической.
2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:
а) процессной:
б) продуктовой.
3. По характеру удовлетворяемых потребностей данная инновация ориентирована:
а) на формирование новых потребностей:
б) на существующие потребности.
Задание 4. Современный завод «Грин Пластик» начинает производство биаксиалыю ориентированной полипропиленовой пленки (БОПП). Предполагается выпуск трехслойной БОПП всех типов (прозрачная, металлизированная, жемчужная) толщиной от 10 до 80 микрон. Пленка предназначена для упаковки пищевых продуктов, табачных изделий, парфюмерии, изделий легкой промышленности и культурно-бытового назначения, ламинирования бумаги и картона, металлизации и изготовления комбинированных пленочных материалов. Температурный диапазон эксплуатации от - 30 до 100 °С. Ширина резки устанавливается по заявке потребителя.
Выберите правильные варианты ответов, характеризующие описанную инновацию:
1. По причине возникновения данная инновация является:
а) реактивной;
б) стратегической.
2. По предмету и сфере приложения данная инновация является:
а) процессной;
б) продуктовой.
3. По области применения данная инновация является:
а) управленческой;
б) организационной;
в) социальной;
г) промышленной.