УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
УЧЕБНИК « Искусство вокруг нас », 3 КЛАСС
АВТОРЫ: Н.А.Горяева, Л.А. Неменская,
Дата (план) | Дата (факт) | № п/п | Тема урока | Характеристика деятельности учащихся | Страницы учебника |
Искусство в твоем доме (8 ч) | |||||
1-2. | Декоративное рисование. «Твои игрушки» | Характеризовать и эстетически оценивать разные виды игрушек, материалы, из которых они сделаны. Понимать и объяснять единство материала, формы и внешнего оформления игрушек (украшения). Выявлять в воспринимаемых образцах игрушек работу Мастеров Постройки, Украшения и Изображения, рассказывать о ней. Учиться видеть и объяснять образное содержание конструкции и украшения предмета. Создавать выразительную пластическую форму игрушки и украшать ее, добиваясь целостности цветового решения. | |||
3. | Декоративное рисование. «Посуда у тебя дома» | Характеризовать связь между формой, декором посуды (ее художественным образом) и ее назначением. Уметь выделять конструктивный образ (образ формы, постройки) и характер декора, украшения (деятельность каждого из Братьев-Мастеров в процессе создания образа посуды). Овладевать навыками создания выразительной формы посуды и ее декорирования в лепке, а также навыками изображения посудных форм, объединённых общим, образным решением. | |||
4. | Декоративное рисование. «Мамин платок» | Воспринимать и эстетически оценивать разнообразие вариантов росписи ткани на примере платка.Понимать зависимость характера узора, цветового решения платка от того, кому и для чего он предназначен. Знать и объяснять основные варианты композиционного решения росписи платка (с акцентировкой изобразительного мотива в центре, по углам, в виде свободной росписи), а также характер узора (растительный геометрический).Различать постройку (композицию), украшение (характер декора), изображение (стилизацию) в процессе создания образа платка.Обрести опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза росписи платка (фрагмента), выражая его назначение (для мамы, бабушки, сестры; праздничный или повседневный). | |||
5. | Рисование по представлению или с натуры. «Обои и шторы у тебя дома» | Понимать роль цвета и декора в создании образа комнаты. Рассказывать о роли художника и этапах его работы (постройка, изображение, украшение) при создании обоев и штор. Обретать опыт творчества и художественно-практические навыки в создании эскиза обоев или штор для комнаты в соответствии с ее функциональным назначением. | |||
6. | Рисование по представлению. «Твои книжки» | Понимать роль художника и Братьев-Мастеров в создании книги (многообразие форм книг, обложка, иллюстрации, буквицы и т.д.). Знать и называть отдельные элементы оформления книги (обложка, иллюстрации, буквицы). Узнавать и называть произведения нескольких художников-иллюстраторов детской книги.Создавать проект детской книжки-игрушки.Овладевать навыками коллективной работы. | |||
7. | Тематическое рисование. «Поздравительная открытка» | Понимать и уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров в создании форм открыток, изображений на них.Создавать открытку к определенному событию или декоративную закладку (работа в технике граттажа, графической монотипии, аппликации или в смешанной технике).Приобретать навыки выполнения лаконичного выразительного изображения | |||
8. | Беседа: «Труд художника для твоего дома». | Участвовать в творческой обучающей игре, организованной на уроке, в роли зрителей, художников, экскурсоводов, Братьев-Мастеров. Осознавать важную роль художника, его труда в создании среды жизни человека, предметного мира в каждом доме.Уметь представлять любой предмет с точки зрения участия в его создании волшебных Братьев-Мастеров.Эстетически оценивать работы сверстников. | |||
Искусство на улицах твоего города(8 ч) | |||||
9. | Рисование по представлению или с натуры. «Памятники архитектуры – наследие веков» | Учиться видеть архитектурный образ, образ городской среды. Воспринимать и оценивать эстетические достоинства старинных и современных построек родного города (села). Раскрывать особенности архитектурного образа города. Понимать, что памятники архитектуры - это достояние народа, которое необходимо беречь. Различать в архитектурном образе работу каждого из Братьев-Мастеров. Изображать архитектуру своих родных мест, выстраивая композицию листа, передавая в рисунке неповторимое своеобразие и ритмическую упорядоченность архитектурных форм. | |||
10. | Рисование по представлению. «Парки, скверы, бульвары» | Сравнивать и анализировать парки, скверы, бульвары с точки зрения их разного назначения и устроения (парк для отдыха, детская площадка, парк-мемориал и др.). Эстетически воспринимать парк как единый, целостный художественный ансамбль. Создавать образ парка в технике коллажа, гуаши или выстраивая объемно-пространственную композицию из бумаги. Овладевать приемами коллективной творческой работы в процессе создания общего проекта. | |||
11. | Рисование по представлению или с натуры. «Ажурные ограды» | Воспринимать, сравнивать, давать эстетическую оценку чугунным оградам в Санкт-Петербурге и Москве, в родном городе, отмечая их роль в украшении города. Сравнивать между собой ажурные ограды и другие объекты (деревянные наличники, ворота с резьбой, дымники и т.д.), выявляя в них общее и особенное. Различать деятельность Братьев-Мастеров при создании ажурных оград. Фантазировать, создавать проект (эскиз) ажурной решетки. Использовать ажурную решетку в общей композиции с изображением парка или сквера. | |||
12. | Рисование по представлению или с натуры. «Волшебные фонари» | Воспринимать, сравнивать, анализировать старинные фонари Москвы, Санкт-Петербурга и других городов, отмечать особенности формы и украшений. Различать фонари разного эмоционального звучания.Уметь объяснять роль художника и Братьев-Мастеров при создании нарядных обликов фонарей. Изображать необычные фонари, используя графические средства или создавать необычные конструктивные формы фонарей, осваивая приемы работы с бумагой (скручивание, закручивание, склеивание). | |||
13. | Рисование по представлению или с натуры. «Витрины магазинов» | Понимать работу художника и Братьев-Мастеров по созданию витрины как украшения улицы города и своеобразной рекламы товара. Уметь объяснять связь художественного оформления витрины с профилем магазина. Фантазировать, создавать творческий проект оформления витрины магазина.Овладевать композиционными и оформительскими навыками в процессе создания образа витрины. | |||
14. | Рисование по представлению или с натуры. «Транспорт в городе» | Уметь видеть образ в облике машины. Характеризовать, сравнивать, обсуждать разные формы автомобилей и их украшение. Видеть, сопоставлять и объяснять связь природных форм с инженерными конструкциями и образным решением различных видов транспорта. Фантазировать. Создавать образы фантастических машин. | |||
15. | Беседа: «Труд художника на улицах твоего города» | Осознавать и уметь объяснять важную и всем очень нужную работу художника и Мастеров Постройки, Украшения и Изображения в создании облика города.Создавать из отдельных детских работ, выполненных в течение четверти, коллективную композицию. Овладевать приемами коллективной творческой деятельности. Участвовать в занимательной образовательной игре в качестве экскурсоводов. | |||
16. | Тематическое рисование. Новогодняя игрушка. | Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. | |||
Художник и зрелище (8 ч) | |||||
17. | Рисование по представлению или с натуры. «Художник в цирке» | Понимать и объяснять важную роль художника в цирке (создание красочных декораций, костюмов, циркового реквизита и т.д.). Придумывать и создавать красочные выразительные рисунки или аппликации на тему циркового представления, передавая в них движение, характеры, взаимоотношения между персонажами.Учиться изображать яркое, весёлое, подвижное. | |||
18. | Рисование по представлению или с натуры. «Художник в театре» | Сравнивать объекты, элементы театрально - сценического мира, видеть в них интересные выразительные решения, превращение простых материалов в яркие образы.Понимать и уметь объяснять роль театрального художника в создании спектакля.Создавать "Театр на столе» - картинный макет с объёмными (лепными, конструктивными) или плоскостными (расписными) декорациями и бумажными фигурками персонажей сказки для игры в спектакль. | |||
19. | Рисование по представлению или с натуры. «Театр кукол» | Иметь представление о разных видах кукол (перчаточные, тростевые, марионетки) и их истории, о кукольном театре в наши дни. Придумывать и создавать выразительную куклу (характерную головку куклы, характерные детали костюма, соответствующие сказочному персонажу); применять для работы пластилин, бумагу, нитки, ножницы, куски ткани. Использовать куклу для игры в кукольный спектакль. | |||
20. | Рисование по представлению или с натуры.«Маска» | Отмечать характер, настроение, выраженные в маске, а также выразительность формы и декора, созвучные образу. Объяснять роль маски в театре и на празднике. Конструировать выразительные и острохарактерные маски к театральному представлению или празднику. | |||
21. | Рисование по представлению или с натуры. «Афиша и плакат» | Иметь представление о назначении театральной афиши, плаката (привлекает внимание, сообщает название, лаконично рассказывает о самом спектакле). Уметь видеть и определять в афишах-плакатах изображение, украшение и постройку. Иметь творческий опыт создания эскиза афиши к спектаклю или цирковому представлению; добиваться образного единства изображения и текста.Осваивать навыки лаконичного, декоративно-обобщенного изображения (в процессе создания афиши или плаката). | |||
22. | Тематическое рисование. «Праздник в городе» | Объяснять работу художника по созданию облика праздничного города.Фантазировать о том, как можно украсить город к празднику Победы (9 Мая), Нового года или на Масленицу, сделав его нарядным, красочным, необычным.Создавать в рисунке проект оформления праздника. | |||
23. | Тематическое рисование. Школьный карнавал. | Придумывать и создавать оформление к школьным и домашним праздникам. Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. Овладевать навыками коллективного художественного творчества. Уметь создать эскиз.Включаться в художественную деятельность, проявляя инициативу, фантазию, воображение. | |||
24. | Беседа: «Как художники помогают сделать праздник» | Понимать роль праздничного оформления для организации праздника.Знать отличие и сходство театра и цирка. Взаимодействие в работе театрального художника разных видов деятельности: конструктивной (постройка), декоративной (украшение), изобразительной (изображение) Участвовать в театрализованном представлении или веселом карнавале. | |||
Художник и музей (10 ч) | |||||
25. | Рисование по представлению или с натуры. Музей в жизни города. | Понимать и объяснять роль художественного музея, учиться понимать, что великие произведения искусства являются национальным достоянием.Иметь представление и называть самые значительные музеи искусств России - Государственную Третьяковскую галерею, Государственный русский музей, Эрмитаж, Музей изобрази тельных искусств имени А. С. Пушкина.Иметь представление о самых разных видах музеев и роли художника в создании их экспозиций.Уметь изобразить интерьер музея. | |||
26. | Беседа: «Картины - особый мир». Рисование по представлению или с натуры. Картина-пейзаж. | Иметь представление, что картина, это особый мир, созданный художником, наполненный его мыслями, чувствами и переживаниями.Рассуждать о творческой работе зрителя, о своем опыте восприятия произведений изобразительного искусства.Рассматривать и сравнивать картины-пейзажи, рассказывать о настроении и разных состояниях, которые художник передает цветом (радостное, праздничное, грустное, таинственное, нежное и г. д.).Знать имена крупнейших русских художников-пейзажистов. | |||
27. | Рисование по представлению или с натуры. Картина-пейзаж. | Изображать пейзаж по представлению с ярко выраженным настроением. Выражать настроение в пейзаже цветом.Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы.Уметь изобразить пейзаж по представлению. Использовать в работе впечатления, полученные от восприятия картин художников. | |||
28-29. | Рисование по представлению или с натуры. Картина-портрет. | Иметь представление об изобразительном жанре - портрете и нескольких известных картинах-портретах.Рассказывать об изображенном на портрете человеке (какой он, каков его внутренний мир, особенности его характера).Создавать портрет кого-либо из дорогих, хорошо знакомых людей (родители, одноклассник, автопортрет) по представлению, используя выразительные возможности цвета. | |||
30-31. | Рисование по представлению или с натуры. Картина-натюрморт. | Воспринимать картину-натюрморт как своеобразный рассказ о человеке – хозяине вещей, о времени, в котором он живёт, его интересах.Понимать, что в натюрморте важную роль играет настроение, которое художник передаёт цветом.Изображать натюрморт по представлению с ярко выраженным настроением (радостное, праздничное, грустное и т.д.).Развивать живописные и композиционные навыки.Знать имена нескольких художников, работавших в жанре натюрморта | |||
32. | Рисование по представлению или с натуры. Картины исторические и бытовые. | Иметь представление о картинах исторического и бытового жанра.Рассказывать, рассуждать о наиболее понравившихся (любимых) картинах, об их сюжете и настроении.Развивать композиционные навыки.Изображать сцену из своей повседневной жизни (дома, в школе, на улице и т.д.), выстраивая сюжетную композицию.Осваивать навыки изображения в смешанной технике (рисунок восковыми мелками и акварель). | |||
33. | Беседа: «Скульптура в музее и на улице» | Рассуждать, эстетически относиться к произведению скульптуры, объяснять значение окружающего пространства для восприятия скульптуры.Объяснять роль скульптурных памятников.Назвать несколько знакомых памятников и их авторов, уметь рассуждать о созданных образах.Назвать виды скульптуры (скульптура в музеях, скульптурные памятники, парковая скульптура), материалы, которыми работает скульптор. | |||
34. | Художественная выставка. Каждый человек – художник. | Участвовать в организации выставки детского художественного творчества, проявлять творческую активность. Проводить экскурсии по выставке детских работ. Понимать роль художника в жизни каждого человека и рассказывать о ней. |
|