Итоги первой Разгром германского блока в 1918 г. окончательно мировой войны поставил вопрос о новой политической карте для Восточной Восточной Европы. Эта проблема стала одной из Европы основных в работе Парижской мирной конференции. Ключевыми факторами, повлиявшими на решения конференции, стали союзнические отношения с Антантой Сербии и Румынии, участие в войне на стороне Германии Болгарии и, косвенно, — в составе двойной империи Габсбургов — Венгрии, а также предоставление правительством Советской России права на создание национальной государственности народам Эстонии, Латвии, Литвы и Польши. В итоге новые государственные границы в Восточной Европе отразили скорее геополитические запросы союзников Антанты, нежели контуры этнических и конфессиональных зон. При этом учитывались не столько былые заслуги и потери, понесенные в годы войны, сколько степень лояльности и готовность стать опорой влияния стран-победительниц в регионе. Важнейшей задачей (помимо укрепления собственного политического влияния в регионе) западные державы считали форсирование процессов демократизации в странах Восточной Европы, скорейшей ликвидации наследия авторитарных империй. В результате решений Парижской конференции вновь Румыния и воссозданная Польша получили наибольшие территориальные приобретения. К Румынии были присоединены территории, превосходившие ее довоенные размеры, — венгерская Трансильвания, болгарская Добруджа и Бессарабия, ранее входившая в состав Российской империи. В результате территория Румынии увеличилась более чем вдвое, население выросло с 7,8 млн в 1915 г. до 16 млн в 1920 г. Ко всем послевоенным экономическим трудностям и внутриполитическим проблемам добавился вопрос о положении многочисленных национальных меньшинств, которые составляли теперь
более четверти населения страны,— венгров, немцев, украинцев, турок. Жителей Бессарабии официальная статистика причисляла к румынам. Польша получила из состава бывшей Австро-Венгрии Галицию и Верхнюю Силезию, немецкие земли в Померании с выходом к Балтийскому морю. Антанта недвусмысленно поддерживала волну националистических настроений в этих странах и их внешнюю агрессию. И если война Польши против Советской России в 1919—1920 гг. не принесла успеха, то в 1920 г. Польше удалось захватить Вильнюсскую область Литвы. Агрессивные планы создания «великой Румынии» вынашивались и румынскими правящими кругами.
В отличие от Польши и Румынии, Болгария и Венгрия оказались пострадавшими в ходе нового раздела Европы. Болгария по Нейискому мирному договору лишалась десятой части своей территории, в том числе Южной Добруджи, Западной Мекадонии, Западной Фракии (и вместе с ней — выхода к Эгейскому морю). К тому же Болгария принимала на себя обязательства по выплате репараций и сокращению армии до 20 тыс. чел. Уже в 1920 г. был окончательно урегулирован венгерский вопрос. По условиям Трианонского договора в состав Чехословакии были включены Словакия и Закарпатская Украина, в состав Румынии — Трансильвания и Восточный Банат, в состав Королевства сербов, хорватов и словенцев — Западный Банат, Хорватия, Словения, Бачка, в состав Австрии — Бурген-ланд. Венгрия принимала на себя обязательства по выплате репараций и реституций, сокращению вооруженных сил до 35 тыс. человек, отмене всеобщей воинской повинности, ликвидации тяжелого вооружения и военно-морского флота.
Создание в центре Европы нового суверенного государства Чехословакия на первый взгляд вполне отвечало высокому уровню экономического развития, давним историческим традициям чешских областей Богемии и Моравии. Помимо них, в состав государства вошли Словакия и Прикарпатская Русь. Конфликт с Польшей из-за богатой углем Тешинской Силезии разрешился в 1920 г. разделом области между двумя государствами. Однако в рамках единого государственного организма оказались объединены совершенно разные по специфике социальной структуры, экономической специализации, культурным традициям регионы: помимо собственно Чехии — Судетская область с преобладающим немецким насе^ лением, Словакия и Закарпатская Украина. Более 1 /3 населения составляли национальные меньшинства. Это создавало предпосылки для возникновения сепаратистских политических движений, дестабилизации внутренней жизни страны.
Еще большие проблемы обещало в будущем создание ПОД ни дой сербской королевской династии Карагеоргиевичей ноюго мн«» гонационального государства на Балканах. Первоначально Народ ное Вече, собравшееся в октябре 1918 г. в Загребе (Хорватия), про возгласило образование Государства хорватов, словенцев и сербов. Угроза итальянского военного вмешательства и недвусмысленная позиция Антанты заставила правящие круги Хорватии и Словении согласиться с образованием просербского Королевства сербов, хорватов и словенцев (с 1929 г. — Югославия). Однако политическое противостояние этих национально-этнических центров сохранялось и впоследствии. Вхождение же в югославянское государство патриархальной Черногории, освободившихся от турецкого гнета Македонии, Боснии и Герцеговины, Далмации окончательно превращало страну в пестрый конгломерат этнических групп, религиозных общин, разнородных по уровню развития регионов.
Таким образом, итоги перекройки политической карты Восточной Европы оказались двойственны. С одной стороны, многие народы региона едва ли не впервые в истории получили возможность суверенного развития. Но, с другой стороны, возникновение достаточно острых противоречий и территориальных претензий уже между самими восточноевропейскими странами, формирование предпосылок внутренних этно-национальных конфликтов, стремление великих держав сохранить влияние в регионе, используя политику «разделяй и властвуй», — все это превращало Восточную Европу в один из источников международной напряженности в межвоенный период.
Чехословакия являлась по сути единственной восточноевропейской страной, где сформировались глубокие исторические предпосылки возникновения либерально-демократической идеологии. Уже Временная конституция 1918 г. определила демократические принципы конституционного самоопределения нового государства, в том числе республиканский строй, принцип разделения властей, верховенства права. Президентом республики был избран Т. Масарик. Характерно, что процесс формирования демократической государственности поддержали и Чехославянская социал-демократическая рабочая партия, и Чешская социалистическая партия, убедительно победившие на муниципальных выборах в июне 1919 г. Социал-демократ В. Тусар возглавил первое правительство. В феврале 1920 г. была принята конституция Чехословацкой республики, которая юридически закрепила сложившуюся демократическую политическую систему. Конституция провозглашала равенство граждан независимо от происхождения, языка, расы, вероисповедания, национальности, неприкосновенность личности, жилища, тайну переписки, свободу союзов, собраний, печати, слова и т.п. Высшим законодательным органом стало двухпалатное Национальное собрание, выборы в которое осуществлялись на основе пропорционального, равного, прямого и тайного избирательного права. Президент избирался Национальным собранием сроком на 7 лет и наделялся широкими полномочиями: правом назначения и отставки правительства, созыва и роспуска Национального собрания, обладал правом вето в отношении предлагаемых законов. Правительство было ответственно перед Национальным собранием. Конституция исходила из принципа единой «чехословацкой нации», объявляла защиту прав национальных меньшинств, но понималось это лишь как культурно-языковое равноправие. Закон о чрезвычайном положении уполномочивал президента и правительство в случае необходимости ограничивать конституционные права и свободы.
На демократических принципах происходило формирование и польской государственности. Правда, так называемая Малая конституция 1919 г. содержала нормы о концентрации власти как в руках Учредительного сейма, так и «начальника государства», которым стал Ю. Пилсудский. Но в соответствии с принятой 17 марта 1921 г. Конституцией (она получила название «мартовской») Польша провозглашалась республикой, верховная власть в которой принадлежит народу. Конституция закрепляла строй парламентской демократии. Основные прерогативы в области государственной власти предоставлялись парламенту, состоявшему из двух палат — сейма и сената. Выборы в парламент были всеобщими, равными, прямыми, пропорциональными при тайном голосовании. Правительство было ответственно перед парламентом. Сейм, наделенный основными полномочиями в законодательной и контрольной областях, имел право смены правительства и отдельных министров. Глава государства — президент — избирался парламентом. Конституция провозглашала основные демократические принципы: свободы личности, равенства всех граждан страны, независимо от происхождения, национальности, расы или религии, а также принцип преемственности «светлых традиций» польского государства и его «однородности», т. е. унитарной формы правления.
В других восточноевропейских странах демократические преобразования были не так радикальны. Новые конституционные законы Болгарии, Румынии, Королевства сербов, хорватов и словенцев внесли демократические изменения преимущественно в область избирательного права, а также формального закрепления гражданских прав и свобод, ликвидации архаичных форм судебного процесса. При сохранении монархической формы правления наибольшую роль в этих странах в первые послевоенные годы играли партии и движения умеренно-либеральной ориентации. Так, в Румынии ведущей политической силой стала Национал-либеральная партия, объединившая в своих рядах представителей крупной промышленной и банковской буржуазии. Семейство Брэтиану — основателей и бессменных лидеров этой партии называли «второй правящей династией». В конце 1921 г. НЛП выступила с новой программой, включавшей комплекс реформ политического и экономического характера: стабилизация и оздоровление экономики на основе принципа «своими силами», укрепления национальной промышленности. Ведущие позиции в Королевстве сербов, хорватов и словенцев также занимали буржуазные партии — Демократическая партия Сербии и Сербская радикальная партия. 28 июня 1921 г. демократам и радикалам удалось заручиться одобрением Учредительного собрания проекта новой конституции. По Видовданской конституции Сербо-хорвато-словенское государство узаконивалось как парламентская монархия во главе с сербской династией Карагеоргие-вичей. Народная скупщина (парламент) считалась верховным законодательным органом. Король же сохранял право утверждения законов, а также созыва и роспуска парламента. Правительство объявлялось ответственным перед королем и Народной скупщиной, но прерогативы короля в этой сфере были наибольшими. Согласно Видовданской конституции, гражданам гарантировались все демократические права.
Процесс демократизации привел к существенным изменениям в общественно-политической жизни восточноевропейских стран. Однако конституционное закрепление комплекса гражданских прав и свобод, многопартийности и парламентаризма не могло ликвидировать веками устоявшуюся авторитарную политическую культуру этого общества. Показательны жесткие унитарные тенденции в развитии государственности восточноевропейских стран. Это касалось даже стран, формировавшихся на многонациональной основе. В политических кругах Чехословакии в послевоенный период весьма острый характер приобрела дискуссия о принципах федерализма. Победа сторонников концепции «чехо-словакизма» привела к торжеству идеи культурной, этнической, исторической общности чешского и словацкого народов. Словацкими националистами это воспринималось как угроза самобытным традициям словацкого этноса, как нарушение принципа равноправия наций в составе федеративного государства. Еще более острый характер национальный вопрос приобрел в Судетской области с компактно проживающим немецким населением, а также в Закарпатской Украине.
Столь же противоречивым был процесс формирования юго-славянской государственности. Характерно, что идеология юго-славизма — комплекс представлений и идей, исходивших из принципа общности происхождения и культурно-языкового родства всех южных славян — первоначально была распространена преимущественно в Хорватии. Для хорватского национального движения югославизм являлся катализатором консолидации католического населения Хорватии, Славонии и Далмации в рамках. Триединого королевства. Для сербских земель — Сербии, Черногории, Воеводины (южные комитаты Венгрии — Бачка, Банат, и восток Славонии — Срем) югославизм такого национально-интеграционного содержания не имел. Сербское самосознание имело более самодостаточный национальный характер и к тому же было тесно связано с сербско-православной традицией. По окончании первой мировой войны и Белград, и Загреб претендовали на то, чтобы стать центром юго-славянского политического образования. В октябре 1918 г. в Загребе было учреждено Народное вече, составленное из представителей словенцев, хорватов и сербов, проживавших в югославянских областях Австро-Венгрии. На этих территориях было образовано Государство хорватов, словенцев и сербов. Однако отдельные части страны — Далмация, Босния и Герцеговина, Банат, Бачка, Срем — предъявили ультиматум правительству о необходимости объединения юго-славянского государства с Сербией. Такое решение было достигнуто 1 декабря 1918 г. При этом преобладание в новом государстве сербского этноса, составляющего 39 % 12-милионного населения, приобрело вполне осязаемые политические и правовые формы. Государство сербов, хорватов и словенцев формировалось как монархия во главе с сербской династией Карагеоргиевичей. Видовданская конституция закрепила унитарный характер государства. Хорватское население не получило даже тех прав, которыми оно пользовалось в Австро-Венгрии, а македонцы и албанцы вообще не могли использовать свой родной язык в государственных учреждениях, школах, печати. Какие-либо органы местного самоуправления в несербских областях отсутствовали.
Серьезные проблемы в политической жизни восточноевропейских стран создавала элитарность формирующегося демократического строя. Буржуазно-демократическим партиям не удалось добиться реальной широкой поддержки народа — массы были по-прежнему психологически отстранены от сферы вдлитики, не готовы к участию в общественно-политической жизни в рамках стабильной конституционно-правовой системы. Их политизация носила импульсивный, эмоциональный характер, была ориентирована на революционный слом прежней государственности, но не на кропотливое созидание новой системы, питалась негативными, разрушительными идеями, но не соображениями гражданской ответственности. Революционный подъем 1918—1919 гг., ускоривший национально-государственную консолидацию восточноевропейских народов, способствовал и активизации левых массовых движений, ставивших задачу коренной ломки социального строя. Особым влиянием эти политические силы пользовались в странах бывшего германского блока, наиболее пострадавших в ходе войны.
Наибольший размах левое радикальное движение приобрело в Венгрии.
К власти пришел Национальный совет, образованный из представителей партии независимости М. Каройи, социал-демократов и буржуазных радикалов. 16 ноября 1918 г. Венгрия была провозглашена Народной республикой. Тогда же в Венгрию стали возвращаться военнопленные из России, среди которых была и группа коммунистов во главе с Белла Куном, воссоздавшая сформированную еще в Москве компартию Венгрии. На волне радикализации массового народного движения 21 марта 1919 г. произошло объединение социал-демократической и коммунистической партий в единую Социалистическую партию Венгрии. Новая партия поставила задачу мирного перехода к пролетарской революции и установления диктатуры пролетариата. В тот же день Социалистическая партия объявила о провозглашении Венгрии Советской республикой,.
Правительственный Совет республики возглавил Ш. Гарбаи. В составе кабинета было 14 коммунистов, 17 социал-демократов и двое беспартийных. Новая власть от имени рабочего класса создала систему Советов и приступила к коренным социально-экономическим и политическим преобразованиям. Осуществлялась программа «социализации», т. е. фактического огосударствления крупного землевладения, шахт, транспорта, промышленных предприятий (за исключением мелкой промышленности) и финансовых учреждений. Национализированные земли, однако, не раздавались крестьянам, а на них сразу же создавались кооперативные хозяйства. В городах жилищный фонд переходил в государственную собственность, была снижена квартплата, введены 8-часовой рабочий день и бесплатное медицинское обслуживание.
В апреле 1919 г. началась вооруженная интервенция Антанты. На территорию страны вступили французские, югославские, румынские и чешские части. Правительство объявило мобилизацию в революционную Красную армию, которая даже перешла государственную границу и попыталась установить советскую власть в восточной Словакии (16 июня была провозглашена Словацкая Советская республика). Ситуация коренным образом изменилась, когда в ноябре 1918 г. с согласия Антанты сербская армия с юга, чешская — Щ севера начали наступление в глубь страны. Румынская армия тогда же захватила Трансильванию и всю восточную часть страны до реки Тисы. Будапештское правительство подчинилось требованию Антанты и вывело с севера войска. В знак протеста командующий венгерской армией А. Штромфельд подал в отставку. Отвод войск деморализовал армию. 30 июля румынские войска перешли Тису и начали преследование отступающей венгерской армии. Революционный правительственный Совет в условиях безысходности подал в отставку. 1 августа 1919 г. к власти в Венгрии пришло правительство фабриканта И. Фридриха, был восстановлен буржуазно-демократический строй.
Острый экономический кризис, сопровождавший окончание первой мировой войны, вызвал крайнее обострение политической обстановки в Болгарии. В середине сентября 1918 г. армия Антанты прорвала болгарский фронт в районе-Добро-поле. Истощенные болгарские солдаты, сломленные артподготовкой, начали беспорядочное отступление. В ряде подразделений болгарской армии началось стихийное движение под лозунгами: «Смерть виновникам войны!», «На Софию!». Штаб-квартира командования была разгромлена бунтовщиками. 26 сентября они захватили город Радомир в 30 км от столицы. Охваченное паникой правительство направило к восставшим делегацию для переговоров. В ее состав были включены популярный лидер крестьянской партии Болгарский земледельческий народный союз Александр Стамбо-лийский и его молодой соратник Райка Даскалов. Они не оправдали надежд правительства: Даскалов присоединился к восставшим, и 27 сентября по его инициативе в «Радомире была провозглашена республика во главе со Стамбо-лийским. К вечеру 20 сентября 10-тысячная армия восставших под предводительством Даскалова находилась у села Владая близ Софии (это восстание называют Солдатским или Владайским). Но правительство с помощью германских войск разгромило повстанцев. Радомирская республика просуществовала всего четыре дня. Однако в результате всех этих событий Болгария первой из стран Четверного союза вышла из войны, а царь Фердинанд был вынужден отречься от престола в пользу своего сына Бориса III.
В условиях продолжавшегося внутриполитического кризиса ни одна из болгарских партий либерально-демократической или монархической ориентации не была в состоянии взять ответственность за вывод страны из состояния кризиса. Борису III пришлось привлечь к власти представителей БЗНС и партии «широких» социалистов — Болгарской рабочей социал-демократической партии. И все же прочная правительственная коалиция не сложилась. БЗНС, радикалы и «широкие» социалисты резко отмежевались от правых буржуазных партий и создали в рамках правительственной коалиции левый блок. В парламенте страны — Народном собрании впервые оформилось левое большинство. В мае 1920 г. было сформировано самостоятельное правительство БЗНС во главе с А. Стамболийским.
Политическое преобладание БЗНС отражало огромную популярность идей аграризма — концепции, получившей распространение в крестьянском движении еще накануне первой мировой войны. Сам Стамболийский был одним из ведущих теоретиков аграризма. Ключевой особенностью аграризма было признание уникальности духовных, политических, экономических качеств крестьянина как фигуры, объединяющей начала собственности и труда. В соответствии с идеями аграризма именно многочисленная крестьянская масса должна была стать основой общества, в корне погасив пагубное влияние на государственную жизнь антагонистической классовой борьбы промышленной буржуазии и пролетариата. Принцип трудового начала во владении собственностью аграрники предлагали не только распространить на поземельные отношения, но и превратить в основу всей государственной социально-экономической политики. Предполагалась борьба с монополизацией и концентрацией производства, отказ от ускоренной индустриализации и сохранение баланса укладов и отраслей, ликвидация всесилия крупных банков и ограничение деятельности иностранного капитала. Правительство Стамбо-лийского попыталось превратить подобные идеологические принципы в основу государственного курса. Однако реализации его планов помешал военный переворот, организованный монархическими группировками военных в июне 1923 г. Стамболийский был убит, другие лидеры БЗНС арестованы. Вооруженное восстание, организованное Болгарской коммунистической партией в сентябре 1923 г., также было подавлено.
Поражение левых сил в Венгрии и Болгарии было закономерным и символичным. Попытка левых использовать окончание войны и стихийное брожение среди народных масс для развертывания широкого революционного движения оказалась обречена. Не имея прочной опоры ввиду отсутствия многочисленного и организованного рабочего класса, столкнувшись с жестким противодействием новых правительственных кругов и стран Антанты, они были вынуждены отказаться от наиболее радикальных методов политической борьбы и в дальнейшем не оказывали решающего влияния на развитие событий.
Противоречия Приход к власти в восточноевропейских странах буржуазно-демократических сил привел к началу широкомасштабным реформам.
Наиболее успешными были социально-экономические преобразования в Чехословакии. Это объяснялось тем, что на территории республики осталась большая часть экономического потенциала бывшей Австро-Венгрии и она, будучи признана союзницей государств-победителей, легче получала иностранные кредиты и инвестиции. Чехословакия вошла в первую десятку индустриально развитых стран мира. Усилился процесс концентрации производства и капитала. 8 крупнейших банков владели 69 % всего банковского капитала. Высокий удельный вес в экономике страны занимал иностранный капитал. Была осуществлена крупномасштабная аграрная реформа, в рамках которой государство получило право приобретать за выкуп излишки земель с тем, чтобы у землевладельцев в среднем оставалось от 250 до 500 га. Во второй половине 20-х гг. сельское хо- зяйство по основным показателям превысило довоенный уровень. Оборотной стороной уверенного экономического роста и интеграции национальной эко- номической системы в мировую стала зависимость чехословацкой экономи- ки от общей циклической динамики экономического развития стран Запада. Мировой экономический кризис, пик которого для Чехословакии пришелся на 1933 г., привел к спаду промышленного производства на 40 % и началу про- должительной депрессии. ✓
Для остальных стран восточноевропейского региона ключевой проблемой являлась аграрная реформа. Последовательному ее проведению мешало большое влияние на политическую элиту крупных землевладельцев. Проведение аграрных преобразований сопровождалось острой борьбой и становилось полем компромиссов. Польский Закон об аграрной реформе, принятый в декабре 1925 г., не распространялся на поместья размером до 180 га в центральной Польше и 300 га в восточных районах. Поместья, имевшие перерабатывающие предприятия, могли иметь до 700 га земли. Крестьяне покупали землю по рыночной стоимости. В Румынии правительство либералов осуществило в 1921 г. умеренную земельную реформу, по которой крестьяне с наделами до 5 га могли увеличить свой надел. Участки передавались за выкуп и лишь в пользование, а после уплаты 20 % стоимости надела земля переходила в собственность. К 1934 г. землю получили лишь 2/3 нуждающихся, а наделы по-прежнему в основном оставались карликовыми — до 3 га. В ходе аграрной реформы в Югославии свыше 70 % земель осталось у крупных землевладельцев; около полумиллиона крестьян вообще не имели земли. Не решая эффективно аграрный вопрос, реформы усиливали имущественную дифференциацию сельского населения и вызывали значительное социальное напряжение в обществе.
Помимо аграрных преобразований, реформы послевоенного периода были направлены на развитие банковско-финансовой сферы, усиление государственного регулирования трудовых отношений, строительство предприятий машиностроительной, добывающей, перерабатывающей, текстильной промышленности. Заметно активизировались производственные связи с иностранным капиталом, расширялась сфера экспортно-импортных операций. В Польше было построено несколько важных железнодорожных линий, большой порт в Гдыне, оборонные, химические и другие предприятия. В Болгарии наиболее быстро развивались традиционные отрасли легкой промышленности — текстильная, пищевая, табачная. Производство табака становится основой болгарского экспорта. По-прежнему большую роль в производстве играло ремесло. Его доля в национальном доходе превышала долю индустриального производства. Румыния в результате территориальных приобретений по договорам Версальской системы резко увеличила свой промышленЦ ный потенциал, который составил 23,5 % от довоенного уровня. Преобладающая доля в удельном весе промышленности принадлежала Трансильвании с ее источниками сырья, рудниками, металлургическими предприятиями. Однако совершить резкий рывок в дальнейшем наращивании промышленного производства румынскому правительству не удалось. Сходная картина наблюдалась и в Югославии. Непродолжительные периоды благоприятной конъюнктуры чередовались с кризисами, наиболее разрушительным и длительным из которых был кризис, начавшийся в 1929 г. одновременно с великой депрессией на Западе и завершившийся только к 1935 г. Он охватил не только промышленность, финансы, торговлю, но и сельское хозяйство, что и предопределило его глубину и продолжительность. В результате кризиса 30-х гг. экономика восточноевропейских стран начинает все в большей степени зависеть от внешнего влияния, особенно германского.
Таким образом, несмотря на определенные успехи первой волны реформ, планы ускоренной модернизации восточноевропейского региона по западному образцу требовали серьезной корректировки. Малая емкость внутреннего рынка, недостаток инвестиционных капиталов, неразвитость транспортной инфраструктуры, слабость сырьевой базы, патриархальность структуры населения, малочисленность динамичных слоев населения не только замедляли темпы реформ, но и значительно снижали их реальный экономический эффект, уреличивали социальные издержки. Ускоренная модернизация, сопряженная с ломкой самих устоев общества, предполагающая пассивную адаптацию человека к новым условиям, проводимая «сверху» достаточно узкой правящей буржуазно-демократической элитой, наталкивалась на растущее сопротивление традиционных слоев общества.
По мере стабилизации общественно-политической жизни, с одной стороны, и нарастания социально-экономических проблем, вызванных ускоренной модернизацией, — с другой, в массах рождалось желание увидеть во главе государства «сильную руку», способную навести «порядок» и умерить реформаторский пыл прозападно ориентированных политиков. К отходу от демократических методов властвования была вполне готова и правящая элита восточноевропейских стран. Та легкость, с которой даже правительства буржуазных либеральных партий переходили к жестким, репрессивным методам реализации тех или иных политических задач, показывала, сколь формальной и поверхностной была демократизация общества. С учетом политической ориентации масс это и стало причиной быстрого усиления авторитарных тенденций в общественной жизни стран Восточной Европы.
Первые шаги по складыванию авторитарных структур государственной власти были предприняты в Польше и Венгрии. В Польше уже в 1918 г. параллельно с существованием правительства, созданного на коалиционной основе, был введен пост «начальника государства». Декретом от 22 ноября 1918 г. вся законодательная и исполнительная власть предоставлялась генералу Юзефу Пилсудскому как «временному начальнику государства», который имел право назначать и распускать правительство, утверждать законы и бюджет. После ввода в действие Конституции 1920 г. прерогативы «начальника государства» значительно сократились, но Пилсудский по-прежнему открыто претендовал на роль национального лидера, стоящего над партиями и парламентской властью.
Столь же большую роль приобрел личностный фактор в складывании властных структур в Венгрии. На юге страны еще в период Советской республики было образовано контрреволюционное Сегедское правительство, располагавшее армией в несколько тысяч солдат. В августе 1919 г. эти формирования вошли в неоккупированные румынскими войсками южные районы Задунайского края. Их возглавлял контр-адмирал Миклош Хорти, последний командующий флотом австро-венгерской монархии, а затем министр военных дел в Сегедском правительстве. Имея политические амбиции, он быстро вышел из этого правительства и провозгласил себя главнокомандующим армией. В ноябре 1919 г. правительство И. Фридриха, так и не признанное Антантой, было вынуждено уйти в отставку. 16 ноября в Будапешт на белом коне во главе армии въехал М. Хорти. Он взял под личный патронаж процесс формирования нового государственного строя. Созданное новое коалиционное правительство возглавил К. Хусар. Учитывая позицию стран Антанты, Хорти санкционировал оформление конститу^ ционной парламентской системы на многопартийной основе. В январе 1920 г. были проведены выборы в Национальное собрание, которое высказалось за сохранение королевского правления, а 1 марта почти единогласно избрало самого Хорти регентом — правителем Венгерского Королевства. Регент получил право созыва и роспуска парламента, право законодательной инициативы, сохранил пост главнокомандующего армией. Основными функциями его стали представительство страны перед внешним миром, назначение и прием послов. От его согласия зависело утверждение законодательных решений по вопросам войны и мира.
Появление фигур, подобных Пилсудскому и Хорти, было символичным, но пока опережало ход событий. Окончательное складывание авторитарных диктатур могло произойти лишь после спада первой волны прогрессистских реформ, на фоне их негативных последствий. Симптоматично, что и Пилсуд-ский, и Хорти после впечатляющего и стремительного рывка к власти оказались в начале 20-х гт. в тени правящих коалиционных правительств. Признаки консервативного отката в полной мере начали проявляться в политической жизни восточноевропейских стран с середины 20-х гг. Механизм его впервые продемонстрировал государственный переворот 9 июня 1923 г. в Болгарии, когда правительство БЗНС было свергнуто и к власти пришла политическая группа «Народный сговор» под руководством Александра Цан-кова, заручившаяся поддержкой армейских кругов и царя Бориса III. Стихийные восстания против новой власти, вспыхнувшие в отдельных районах страны, были жестоко подавлены. Правительство Цанкова опиралось на две политические группировки, одну из которых представляла Военная Лига генерала И. Вылкова, объединившая монархически настроенное офицерство, а вторую — так называемый «Конституционный блок», образованный из крупнейших буржуазных партий при лидирующей роли небольшой организации интеллигентов и промышленников «Народный сговор». Эти политические силы объединились на основе программы поэтапной ликвидации многопартийности путем слияния всех партий в единую организацию «Демократический сговор», проведения «народной политики», направленной на снятие межклассовой напряженности и отказ от форсированных реформ. Однако волна жестоких репрессий настолько дискредитировала в глазах мировой общественности режим Цанкова, что возникла необходимость смены правительства. В январе 1926 г. Цанков был вынужден отказаться от личной власти, а в 1931 г. болгарские буржуазно-демократические партии даже победили на парламентских выборах.
По мере приближения мирового экономического кризиса конца 20-х — начала 30-х гг., явного провала попыток буржуазно-демократических правительств использовать экономические связи с Западом для активизации внутренних реформ позиции консервативных сил все более укреплялись. Новая серия государственных переворотов носила уже необратимый характер. В мае 1926 г. в Польше после попыток буржуазных партий создать «правительство сильной руки» В. Витоса произошел военный переворот под руководством Ю. Пилсудского. 12 мая Ю. Пилсудский во главе верных ему воинских частей, собранных для проведения маневров в окрестностях Варшавы бывшим военным министром Л. Желиговским, выступил в поход на столицу. В ходе боевых действий, продолжавшихся до 14 мая, погибло 300 человек, около тысячи было ранено. Вооруженная акция Пилсудского против непопулярного правительства получила поддержку значительной части населения. Только в западных районах, где было сильное влияние правых и центристских партий, преобладала негативная реакция. Первоначально переворот поддержали и левые партии. Их лидеры рассчитывали, что в случае победы Пилсудский распустит сейм и назначит новые выборы, которые могут дать шанс левым прийти к власти. В этих условиях президент Войцеховский и правительство Витоса решили подать в отставку.
Осуществив успешный государственный переворот, Пилсудский формально не объявил себя диктатором. 31 мая парламент избрал Пилсудского президентом страны. Но он от этого выбора отказался, ссылаясь на то, что конституция дает слишком малые полномочия президенту. 1 июня президентом был избран профессор Львовского политехнического института Игнаций Мосциц-кий. В августе 1926 г. декретом президента Пилсудский был назначен генеральным инспектором вооруженных сил. Сосредоточив в своих руках контроль над армией и государственной бюрократией, Пилсудский фактически сформировал систему военно-авторитарной диктатуры.
Одну из главных задач Пилсудский видел в изменении существующей политической системы. При сохранении некоторых внешних атрибутов демократической государственности в Польше был создан режим санации — «всеобщего оздоровления» — с ограничением многопартийности и парламентаризма. По мнению Пилсудского, главная опасность парламентаризма заключалась в том, что он стеснял исполнительную власть, ограничивал ее компетенцию, подчинял ее парламентским интересам. В августе 1926 г. были внесены поправки в Конституцию, сокращавшие полномочия сейма и сената, расширявшие прерогативы президента, включая предоставление ему права в перерывах между сессиями и выборами сейма издавать указы, имеющие силу закона. В социально-экономической сф