Концептуальные подходы к разработке и принятию управленческих решений




 

2. Диагностика предприятия и принятие решения

Методические рекомендации

При раскрытии первого вопроса следует учитывать, что процесс управления реализуется через определенные функции, которые могут иметь общий или частный характер. К общим (основным) функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль; планирование представляет собой процесс подготовки управленческого решения и включает в себя определение целей и задач управления, формирование путей их решения и определение способов реализации проблем управления производством. Эта функция реализуется почти во всех областях хозяйственной деятельности предприятий: в управлении производственным процессом, трудовыми ресурсами, материально-техническом обеспечении, управлении финансами и других; основными целевыми функциями планирования является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке и функция – информационно-ориентирующая т.к. ключевая задача заключается не только в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны соответствовали их интересам, а с другой стороны способствовали достижению основных результатов плана.;

финансовый план предприятия – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников), выбор оптимального финансового плана является очень важным моментом для менеджеров предприятия.

При рассмотрении второго вопроса необходимо четкое понимание, что такое нормативы - это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание и форму проявления, например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции: мин/шт., ч/шт. или кг/шт., т/шт. и т.д. Нормативы - это всеобщая мера потребления и использования различных экономических (производственных) ресурсов, с их помощью устанавливаются и регламентируются важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности всех предприятий и организаций, определяется ход производственных процессов, их продолжительность и повторяемость, они служат мерилом эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии и организации производства, уровнем качества и конкурентоспособности продукции, критерием оптимальности экономической деятельности; нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение, они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.- М.: Изд-во "Инфра-М", 2003.

2. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. — М.: Русская деловая литература, 1998.

3. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: 1998, 410с.

4. Котляров С.А. Управление затратами. - СПб., "Питер", 2000.

5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002.

6. Олохтонова Э.А., Тулегенов Э.Т. Организация внедрения нормативного метода учета на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 1998.

7. Селезнёва Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2001.

8. Системы управленческого учета и анализа. / Пашигорева Г.И., Савченко О. С. - СПб: Питер, 2003.

9. Управление затратами на предприятии /под ред. В.Г. Лебедева, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарёва. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000.

10. Управленческий учет. Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.

 

Тема 12 Информационное обеспечение управленческих решений

План

1.Принятие решений и информация

2. Информационное обеспечение бизнес-процессов

Методические рекомендации

В первом вопросе необходимо назвать все этапы принятия управленческого решения и обратить особое внимание на то, что на стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ ситуации на микро - и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения; количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку АСУ, что потребовало создания нового математического аппарата и экономическо-математических методов; к информации предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений: при организации сбора и регистрации данных могут применяться различные виды информационной технологии: сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на терминале; получение свободного документа, использование машиносчитывающего носителя информации (например, дискеты), обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.

При раскрытии второго вопроса следует учесть, что предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли: приемника информации; распространителя информации; профессионального представителя во внешнем мире; информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет: устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управляющие решения; координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей; на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях: выявление проблем и определение информационных потребностей; отбор источников информации; сбор информации; обработка информации и оценка ее полноты и разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия; оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.

Список рекомендуемой литературы

1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: Контакт, - 1994

2. Информатизация систем управления и принятия решений в бизнесе: социальный и методологический аспекты. М.: 1994

3. Литвак Б.Г. Управленческие решени

4. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997

5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997

 

Тема 13 Факторы качества управленческих решений

План

1. Качество управленческого решения

2. Организационно-психологические предпосылки качества решений

Методические рекомендации

Начиная раскрытие первого вопроса следует опираться на то, что под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств качественных управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др; факторы, определяющие качество и эффективность УР, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды), а так факторы а) ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий и б) поведенческого характера в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения.

Раскрывая второй вопрос, следует учесть, что причин снижения качества принимаемых решений очень много: непредвиденные обстоятельства, пороки решений (брак, низкое качество), вина исполнителей, значительный объем принимаемых решений, трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровня, несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы фирмы различных проблем, недостаточно информационное обеспечение для принятия решений и пр; обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей, т.е. наряду с ответом на главный вопрос: "Что нужно сделать?" исполнителям должны быть ясны и другие: почему нужно сделать именно так, а не иначе; чем лучше прежнего новый порядок вещей; насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника; содержание решений (что нужно делать) может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных. В этом случае различают три психологических варианта решений: запрещающие, разрешающие и конструктивные.

 

Список рекомендуемой литературы

1. https://www.ecopsy.ru

2. https://www.bizcom.ru/analisys/2000-03/02-04.html

3. Абдрахимов Д., Иоффин А. Информационно-аналитические технологии и выбор решений // Банковские технологии. - 2007. - № 4.

4. https://www.globalaudit.ru

5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2002.

6. Гладков И. С. Менеджмент. М.: Дашков и К°, 2008.

7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ИЦ «Академия», 2007.

8. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. - М.: ГУУ, 2006.

9. Иванов А.П. Менеджмент. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2007.

10. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 2006.

11. Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. – М.: Инфра-М, 2008.

12. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

13. Управление организацией / Под редакцией А.Г.Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2008.

14. Управление современной компанией / Под редакцией Б.Мильнера и Ф.Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2006.

1.7 Мамин Б.В. «Креативные» команды – ключ к повышению качества управленческих решений и реформированию предприятий // Консультант директора. – 2002. – № 10.

 

 

Тема 14 Экспертная оценка принятых решений

План

 

1. Коллективные способы принятия и оценки управленческих решений

2. Организация и эффективность использования экспертных оценок

Методические рекомендации

 

Рассмотрение первого вопроса исходит из того, что все большее значение приобретают задачи, которые, вследствие многообразия критериев и аспектов (технических, торговых, финансовых, экономических, правовых и др.), не могут однозначно решаться количественными методами. В подобных случаях формируются специальные группы экспертов в составе наиболее квалифицированных специалистов. Примерами эвристических методов выработки коллективных решений являются метод Дельфы и метод "мозговой атаки" (штурма); рекомендуемый состав группы для выработки коллективного решения, с учетом поведенческих особенностей ее членов: председатель, практик-организатор, оформитель решения, разведчик, советник, душа группы, доводчик, новичок; конкретные формы участия работников в управлении включают три степени: 1) совместное консультирование, т.е. администрация выясняет мнение рабочих, хотя последнее не имеет обязательной силы; 2) содетерминация, форма участия рабочих в принятии решений с равными с администрацией правами; 3) "рабочий контроль" в тех случаях, когда рабочие имеют решающие права.

Во втором вопросе следует раскрыть основные направления применения экспертных оценок: определение целей, экспертный прогноз, сценарии ожидаемого развития ситуации, генерирование альтернативных вариантов, определение рейтингов, оценочные системы, принятие коллективных решений; особенности коллективной экспертизы состоят в следующем: более полное представление о ситуации, выявление заведомо неконкурентных вариантов, получение объективных оценок, получение оценок повышенной надежности; важное значение в экспертных оценках имеют методы организации и проведения экспертиз: метод комиссий, экспертиза по методу суда, метод "мозговой атаки", метод Дельфы, метод прогнозного графа, метод сценариев и др; основными причинами, снижающими точность экспертных оценок, являются: использование некомпетентных экспертов, недостаточно серьезное их отношение к проведению экспертизы; нечеткого понимания целей, характера объекта экспертизы и неполной информации о нем; наличие ограниченной информации об экспертах и областях их профессиональных знаний и опыта; отсутствие организационных механизмов, обеспечивающих возможность привлечения высококвалифицированных спе­циалистов; недостаточная подготовленность экспертизы, несовершенство используемых технологий.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Аунапу Ф. Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.

2. Цыгичко В. Н. Руководителю - о принятии решений. - М.: Инфра-М,1996.

3. Балабанов И. Г. Риск - менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996.

4. Шевырев А. В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход). - Белгород: «Крестьянское дело», 1995 (книга I и II).

5. Голубков Е. П. Какое принять решение? - М.: Экономика, 1990

6. Доусон Р. Уверенно принимать решения. /Пер. с анг.: -М.: ЮНИТИ, 1996..

7. Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993

8. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976.

9. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. - М.: Технологическая школа бизнеса. 1994.

10. Мескон М. X., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. /Пер. с анг.: - М.: Дело, 1994.

11. Юкаева В. С. Организация изучения спроса и оценка его эффективности. - М.: ЦБТЭИ, Центросоюз, 1977.

12. Кунц Г., 0'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. /Пер. с анг.: - М.: 1981.

 

Тема 15 Принятие решений при управлении инновационными

и инвестиционными проектами

План

 

1. Подготовка и проведение нововведений

2. Инструменты инновационного менеджмента

 

Методические рекомендации

Раскрытие первого вопроса нужно начать с разбора дефиниций понятий «инновация», «нововведение», «новшество» и четкого их разграничения в рамках изложения данной темы; необходимо учесть, что инновационные изменения могут происходить на индивидуальном уровне, на уровне группы (например, отдела или

цеха), на уровне организации в целом, на более высоком уровне

(отрасли, региона или всего государства) и их введение имеет свою специфику в зависимости от уровня; обычно выделяют пять типичных изменений, с которыми имеет дело менеджер: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (в процессе купли — продажи); 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья;

4) изменения в организации производства и его материально-

технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта.

В описании процессуальной части нововведений нужно раскрыть такие инструменты инновационного менеджмент как: анализ поля сил сопротивления изменению (узкособственнический интерес, неправильное понимание ситуации, низкая терпимость к изменению); использование методов преодоления сопротивлению - предоставление информации о предстоящей инновации, вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации, переговоры с отдельными сотрудниками и их группами; обычно выделяют пять этапов внедрения изменения в организацию - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1985. - 240 с.

2. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок:

расчет и риск. - М.: Инфра-М, 1994. – 256 с.

3. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.:

Финансы и статистика, 1998. – 144 с.

4. Лэйард Р. Макроэкономика. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – 160 с.

5. Методические рекомендации по оценке эффективности

инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.

Официальное издание. - М.: Минэкономики РФ, 1994. – 80 с.

6. Самуэльсон П. Экономика. Т.2. - М.: НПО "АЛГОН", 1992. – 416 с.

7. Управление инвестициями. В 2-х т. Т.2 / В.В.Шеремет,

В.М.Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. - М.:Высшая школа, 1998. – 512

с.

8. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 576 с.

9. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 496 с.

10. Шумпетер Й. Теория экономического развития.-

 

 

Тема 16. Принятие решений на основе информационных систем и

контроллинга

 

План

 

1. Сущность системы контроллинга как инструмента менеджмента

 

2.Информационное обеспечение решений в стратегическом менеджменте

Методические рекомендации

При рассмотрении первого вопроса следует исходить из того, что в основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем: адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам; создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации; адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды; контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений;

объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов: экономического состояния организации; понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга.

Во втором вопросе необходимо акцентироваться на том, что одним из наиболее мощных инструментов в руках менеджера становится информация. Эффективное управление невозможно без сбора информации и ее обработки различными методами; процесс бизнеса – это множество

шагов, которое совершает фирма от одного состояния к другому, или

от «входа» к «выходу». Входами и выходами здесь являются не части

фирмы или ее подразделения, а события. Общее управление деловым

и бизнес-процессами называется «инжиниринг бизнеса», подразумевая постоянное проектирование процессов – определение входов и выходов, и последовательности шагов – в рамках деловой единицы.

 

Список рекомендуемой литературы

1. Орлов А.И., Волков Д.Л. Эконометрические методы при

управлении ресурсами и информационная поддержка бизнеса для

фирмы-оператора связи. - Журнал «Приднiпровський науковий

вiсник. Донбаський випуск». Матерiали мiжнародноi науково-

технiчноi конференцii "Проблеми i практика управлiння в

економiчных системах". Економiка. № 109 (176). Грудень 1998 р.

2. Виноградов С.Л. Контроллинг как технология менеджмента.

Заметки практика // Контроллинг. – 2002. - №2.

3. Карминский А.М., Дементьев А.В., Жевага А.А. Информатизация

контроллинга в финансово-промышленной группе // Контроллинг. –

2002. - №2.

4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г.

Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы

построения контроллинга в организациях. – М.: Финансы и

статистика, 1998. – 256 с.

5. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред. Ж.В.Прокофьевой. – М.:

Знание, 2000. – 288 с.

6. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. –

М.: Наука, 1979. – 296 с.

7. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в

век ЭВМ. - М.: Прогресс. 1978. – 302 с.

8. Компьютерно-интегрированные производства и CALS технологии в

машиностроении. - М.: Федеральный информационно-аналитический

центр оборонной промышленности. 1999. – 510 с.

9. Keller, Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application

model. 1996. (https:// www.gartnergroup.com).

10. Любавин А.А. особенности современной методологии внедрения

контроллинга в России // Контроллинг. – 2002. - № 1.

11. Карпачев И. Налево пойдешь // Enterprise partner: корпоративные

системы. - 2000. - №10.

12. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Экзамен, 2002. – 576 с.

13. Орлов А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга //

Контроллинг. 2002. - №1.

14. Интернет-представительство компании "Клиент - серверные -

технологии" (https:// www.m2system.ru).

15. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления

предприятием в решении задач контроллинга // Контроллинг. – 2003. -

№ 1.

 


 

.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-07 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: