2. Диагностика предприятия и принятие решения
Методические рекомендации
При раскрытии первого вопроса следует учитывать, что процесс управления реализуется через определенные функции, которые могут иметь общий или частный характер. К общим (основным) функциям управления относятся: планирование, организация, мотивация, регулирование и контроль; планирование представляет собой процесс подготовки управленческого решения и включает в себя определение целей и задач управления, формирование путей их решения и определение способов реализации проблем управления производством. Эта функция реализуется почти во всех областях хозяйственной деятельности предприятий: в управлении производственным процессом, трудовыми ресурсами, материально-техническом обеспечении, управлении финансами и других; основными целевыми функциями планирования является обеспечение долгосрочной конкурентоспособности, которая обусловливает прочность и устойчивость объекта управления на рынке и функция – информационно-ориентирующая т.к. ключевая задача заключается не только в обработке статистической информации, сколько в том, чтобы дать ориентиры для менеджеров, которые, с одной стороны соответствовали их интересам, а с другой стороны способствовали достижению основных результатов плана.;
финансовый план предприятия – это определение направлений множества продуктов и товаров, пользующихся спросом и готовых к реализации, выбора финансовых источников и распределения финансовых ресурсов, а также контроля за реализацией отдельных финансовых мероприятий (платежи, выполнение смет, оплата работников), выбор оптимального финансового плана является очень важным моментом для менеджеров предприятия.
|
При рассмотрении второго вопроса необходимо четкое понимание, что такое нормативы - это фундаментальная экономическая категория, которая имеет свое конкретное научное и практическое содержание и форму проявления, например, трудовые или материальные затраты на единицу продукции: мин/шт., ч/шт. или кг/шт., т/шт. и т.д. Нормативы - это всеобщая мера потребления и использования различных экономических (производственных) ресурсов, с их помощью устанавливаются и регламентируются важнейшие показатели плановой, организационной и управленческой деятельности всех предприятий и организаций, определяется ход производственных процессов, их продолжительность и повторяемость, они служат мерилом эффективности работы предприятия, своего рода стандартом развития техники, технологии и организации производства, уровнем качества и конкурентоспособности продукции, критерием оптимальности экономической деятельности; нормы, в отличие от нормативов, имеют конкретное отраслевое, внутрихозяйственное или внутрифирменное назначение, они создаются для соответствующих локальных условий рабочего места или определенного типа производства и должны отражать как общие закономерности, так и специфические особенности развития предприятия и изменения затрат экономических ресурсов при допустимых ограничениях в планируемые сроки их использования.
Список рекомендуемой литературы
1. Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование.- М.: Изд-во "Инфра-М", 2003.
2. Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений: Учебное пособие. — М.: Русская деловая литература, 1998.
|
3. Карпова Т.П. Управленческий учет. - М.: 1998, 410с.
4. Котляров С.А. Управление затратами. - СПб., "Питер", 2000.
5. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. — М.: Дело, 2002.
6. Олохтонова Э.А., Тулегенов Э.Т. Организация внедрения нормативного метода учета на предприятии. – М.: Финансы и статистика, 1998.
7. Селезнёва Н. Н., Ионова А. Ф. Финансовый анализ. Учебное пособие. – М.: Юнити-Дана, 2001.
8. Системы управленческого учета и анализа. / Пашигорева Г.И., Савченко О. С. - СПб: Питер, 2003.
9. Управление затратами на предприятии /под ред. В.Г. Лебедева, Т.Г.Дроздова, В.П.Кустарёва. - СПб.: Издательский дом "Бизнес-пресса", 2000.
10. Управленческий учет. Учебное пособие / Под редакцией А.Д. Шеремета. – М.: ФБК-ПРЕСС, 1999.
Тема 12 Информационное обеспечение управленческих решений
План
1.Принятие решений и информация
2. Информационное обеспечение бизнес-процессов
Методические рекомендации
В первом вопросе необходимо назвать все этапы принятия управленческого решения и обратить особое внимание на то, что на стадии подготовки управленческих решений проводится экономический анализ ситуации на микро - и макро уровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формулируются проблемы, требующие решения; количество информации, которую необходимо переработать для выработки эффективных управленческих решений, настолько велико, что оно давно превысило человеческие возможности. Именно трудности управления современным крупномасштабным производством обусловили широкое использование электронно-вычислительной техники, разработку АСУ, что потребовало создания нового математического аппарата и экономическо-математических методов; к информации предъявляются определенные требования: краткость, четкость формулировок, своевременность поступления; удовлетворение потребностей конкретных управляющих; точность и достоверность, правильный отбор первичных сведений, оптимальность систематизации и непрерывность сбора и обработки сведений: при организации сбора и регистрации данных могут применяться различные виды информационной технологии: сбор и регистрация данных непосредственно в процессе производства (на местах возникновения затрат) в форме единоличного документа и использование центральной ЭВМ для агрегирования данных; обработка данных в режиме диалога для расчета показателей на терминале; получение свободного документа, использование машиносчитывающего носителя информации (например, дискеты), обработка данных по производственному отделению на персональных компьютерах.
|
При раскрытии второго вопроса следует учесть, что предприниматель согласно современным оценкам в своей деятельности играет три информационные роли: приемника информации; распространителя информации; профессионального представителя во внешнем мире; информация является одним из основных ресурсов роста производительности предприятия, поскольку именно она позволяет: устанавливать стратегические цели и задачи предприятия и использовать открывающиеся возможности; принимать обоснованные и своевременные управляющие решения; координировать действия разрозненных подразделений, направляя их усилия на достижение общих поставленных целей; на любом предприятии организуется и систематически ведется работа в следующих основных направлениях: выявление проблем и определение информационных потребностей; отбор источников информации; сбор информации; обработка информации и оценка ее полноты и разработка прогнозов и альтернатив поведения предприятия; оценка альтернатив различных действий, выбор стратегии и принятие управляющих решений для реализации стратегических планов.
Список рекомендуемой литературы
1. Герчикова И.Н. Менеджмент. Учебник – М.: Контакт, - 1994
2. Информатизация систем управления и принятия решений в бизнесе: социальный и методологический аспекты. М.: 1994
3. Литвак Б.Г. Управленческие решени
4. Карминский А.М., Нестеров П.В. Информатизация бизнеса. – М.: Финансы и статистика, 1997
5. Ойхман Е.Г., Попов Э.В. Реинжиниринг бизнеса: реинжиниринг организации и информационные технологии. – М.: Финансы и статистика, 1997
Тема 13 Факторы качества управленческих решений
План
1. Качество управленческого решения
2. Организационно-психологические предпосылки качества решений
Методические рекомендации
Начиная раскрытие первого вопроса следует опираться на то, что под качеством управленческих решений понимается совокупность свойств, обеспечивающих успешное их выполнение и получение определенного эффекта. В составе свойств качественных управленческих решений выделяются обоснованность, своевременность, эффективность, непротиворечивость, конкретность, простота, полномочность и др; факторы, определяющие качество и эффективность УР, могут классифицироваться по различным признакам – как факторы внутренней природы (связанные с управляющей и управляемой системами), так и внешние факторы (влияние окружающей среды), а так факторы а) ситуационного характера, связанные с осознанием проблемы, альтернатив ее решения и их последствий и б) поведенческого характера в процессе разработки решений: мотивы, ценностные ориентации, уровень требований, готовность идти на риск лиц, разрабатывающих и принимающих решения.
Раскрывая второй вопрос, следует учесть, что причин снижения качества принимаемых решений очень много: непредвиденные обстоятельства, пороки решений (брак, низкое качество), вина исполнителей, значительный объем принимаемых решений, трансформация цели решения в процессе его движения по иерархическим уровня, несбалансированность управляющего воздействия на различные подсистемы фирмы различных проблем, недостаточно информационное обеспечение для принятия решений и пр; обоснованность решения не должна вызывать сомнения у исполнителей, т.е. наряду с ответом на главный вопрос: "Что нужно сделать?" исполнителям должны быть ясны и другие: почему нужно сделать именно так, а не иначе; чем лучше прежнего новый порядок вещей; насколько это соответствует не только интересам предприятия, но и каждого работника; содержание решений (что нужно делать) может не соответствовать в полной мере ожиданиям подчиненных. В этом случае различают три психологических варианта решений: запрещающие, разрешающие и конструктивные.
Список рекомендуемой литературы
1. https://www.ecopsy.ru
2. https://www.bizcom.ru/analisys/2000-03/02-04.html
3. Абдрахимов Д., Иоффин А. Информационно-аналитические технологии и выбор решений // Банковские технологии. - 2007. - № 4.
4. https://www.globalaudit.ru
5. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент – М.: Гардарики, 2002.
6. Гладков И. С. Менеджмент. М.: Дашков и К°, 2008.
7. Драчева Е.Л., Юликов Л.И. Менеджмент. – М.: ИЦ «Академия», 2007.
8. Заичкин Н.И. Экономико-математические модели и методы принятия решений в управлении производством. - М.: ГУУ, 2006.
9. Иванов А.П. Менеджмент. – СПб.: Издательство Михайлова В.А., 2007.
10. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 2006.
11. Общий менеджмент / Под ред. А.К.Казанцева. – М.: Инфра-М, 2008.
12. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.
13. Управление организацией / Под редакцией А.Г.Поршнева. - М.: ИНФРА-М, 2008.
14. Управление современной компанией / Под редакцией Б.Мильнера и Ф.Лииса. - М.: ИНФРА-М, 2006.
1.7 Мамин Б.В. «Креативные» команды – ключ к повышению качества управленческих решений и реформированию предприятий // Консультант директора. – 2002. – № 10.
Тема 14 Экспертная оценка принятых решений
План
1. Коллективные способы принятия и оценки управленческих решений
2. Организация и эффективность использования экспертных оценок
Методические рекомендации
Рассмотрение первого вопроса исходит из того, что все большее значение приобретают задачи, которые, вследствие многообразия критериев и аспектов (технических, торговых, финансовых, экономических, правовых и др.), не могут однозначно решаться количественными методами. В подобных случаях формируются специальные группы экспертов в составе наиболее квалифицированных специалистов. Примерами эвристических методов выработки коллективных решений являются метод Дельфы и метод "мозговой атаки" (штурма); рекомендуемый состав группы для выработки коллективного решения, с учетом поведенческих особенностей ее членов: председатель, практик-организатор, оформитель решения, разведчик, советник, душа группы, доводчик, новичок; конкретные формы участия работников в управлении включают три степени: 1) совместное консультирование, т.е. администрация выясняет мнение рабочих, хотя последнее не имеет обязательной силы; 2) содетерминация, форма участия рабочих в принятии решений с равными с администрацией правами; 3) "рабочий контроль" в тех случаях, когда рабочие имеют решающие права.
Во втором вопросе следует раскрыть основные направления применения экспертных оценок: определение целей, экспертный прогноз, сценарии ожидаемого развития ситуации, генерирование альтернативных вариантов, определение рейтингов, оценочные системы, принятие коллективных решений; особенности коллективной экспертизы состоят в следующем: более полное представление о ситуации, выявление заведомо неконкурентных вариантов, получение объективных оценок, получение оценок повышенной надежности; важное значение в экспертных оценках имеют методы организации и проведения экспертиз: метод комиссий, экспертиза по методу суда, метод "мозговой атаки", метод Дельфы, метод прогнозного графа, метод сценариев и др; основными причинами, снижающими точность экспертных оценок, являются: использование некомпетентных экспертов, недостаточно серьезное их отношение к проведению экспертизы; нечеткого понимания целей, характера объекта экспертизы и неполной информации о нем; наличие ограниченной информации об экспертах и областях их профессиональных знаний и опыта; отсутствие организационных механизмов, обеспечивающих возможность привлечения высококвалифицированных специалистов; недостаточная подготовленность экспертизы, несовершенство используемых технологий.
Список рекомендуемой литературы
1. Аунапу Ф. Ф. Научные основы принятия решений в управлении производством. - М.: Экономика, 1974.
2. Цыгичко В. Н. Руководителю - о принятии решений. - М.: Инфра-М,1996.
3. Балабанов И. Г. Риск - менеджмент. -М.: Финансы и статистика, 1996.
4. Шевырев А. В. Технология творческого решения проблем (эвристический подход). - Белгород: «Крестьянское дело», 1995 (книга I и II).
5. Голубков Е. П. Какое принять решение? - М.: Экономика, 1990
6. Доусон Р. Уверенно принимать решения. /Пер. с анг.: -М.: ЮНИТИ, 1996..
7. Голубков Е. П. Маркетинг. Выбор лучшего решения. - М.: Экономика, 1993
8. Бешелев С. Д., Гурвич Ф. Г. Экспертные оценки в принятии плановых решений. - М.: Экономика, 1976.
9. Алексеев А., Пигалов В. Деловое администрирование на практике. - М.: Технологическая школа бизнеса. 1994.
10. Мескон М. X., Хедоури Ф., Альберт М. Основы менеджмента. /Пер. с анг.: - М.: Дело, 1994.
11. Юкаева В. С. Организация изучения спроса и оценка его эффективности. - М.: ЦБТЭИ, Центросоюз, 1977.
12. Кунц Г., 0'Доннел С. Управление: системный и ситуационный анализ управленческих функций. /Пер. с анг.: - М.: 1981.
Тема 15 Принятие решений при управлении инновационными
и инвестиционными проектами
План
1. Подготовка и проведение нововведений
2. Инструменты инновационного менеджмента
Методические рекомендации
Раскрытие первого вопроса нужно начать с разбора дефиниций понятий «инновация», «нововведение», «новшество» и четкого их разграничения в рамках изложения данной темы; необходимо учесть, что инновационные изменения могут происходить на индивидуальном уровне, на уровне группы (например, отдела или
цеха), на уровне организации в целом, на более высоком уровне
(отрасли, региона или всего государства) и их введение имеет свою специфику в зависимости от уровня; обычно выделяют пять типичных изменений, с которыми имеет дело менеджер: 1) использование новой техники, новых технологических процессов или нового рыночного обеспечения производства (в процессе купли — продажи); 2) внедрение продукции с новыми свойствами; 3) использование нового сырья;
4) изменения в организации производства и его материально-
технического обеспечения; 5) появление новых рынков сбыта.
В описании процессуальной части нововведений нужно раскрыть такие инструменты инновационного менеджмент как: анализ поля сил сопротивления изменению (узкособственнический интерес, неправильное понимание ситуации, низкая терпимость к изменению); использование методов преодоления сопротивлению - предоставление информации о предстоящей инновации, вовлечение сотрудников в проектирование и осуществление инновации, переговоры с отдельными сотрудниками и их группами; обычно выделяют пять этапов внедрения изменения в организацию - подготовку (планирование), "размораживание" (подготовку фирмы к изменениям), непосредственное осуществление изменения, "замораживание" (закрепление результатов преобразований) и оценку результатов проведенной инновации.
Список рекомендуемой литературы
1. Громов Г.Р. Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации. - М.: Наука, 1985. - 240 с.
2. Первозванский А.А., Первозванская Т.Н. Финансовый рынок:
расчет и риск. - М.: Инфра-М, 1994. – 256 с.
3. Ковалев В.В. Методы оценки инвестиционных проектов. - М.:
Финансы и статистика, 1998. – 144 с.
4. Лэйард Р. Макроэкономика. - М.: Джон Уайли энд Санз, 1994. – 160 с.
5. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов и их отбору для финансирования.
Официальное издание. - М.: Минэкономики РФ, 1994. – 80 с.
6. Самуэльсон П. Экономика. Т.2. - М.: НПО "АЛГОН", 1992. – 416 с.
7. Управление инвестициями. В 2-х т. Т.2 / В.В.Шеремет,
В.М.Павлюченко, В.Д.Шапиро и др. - М.:Высшая школа, 1998. – 512
с.
8. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Изд-во «Экзамен», 2002. – 576 с.
9. Орлов А.И. Принятие решений. Теория и методы разработки управленческих решений. – М.: ИКЦ «МарТ», 2005. – 496 с.
10. Шумпетер Й. Теория экономического развития.-
Тема 16. Принятие решений на основе информационных систем и
контроллинга
План
1. Сущность системы контроллинга как инструмента менеджмента
2.Информационное обеспечение решений в стратегическом менеджменте
Методические рекомендации
При рассмотрении первого вопроса следует исходить из того, что в основе этой новой концепции системного управления организацией лежит стремление обеспечить успешное функционирование организационной системы в долгосрочной перспективе путем: адаптации стратегических целей к изменяющимся условиям внешней среды; согласования оперативных планов со стратегическим планом развития организационной системы; координации и интеграции оперативных планов по разным бизнес-процессам; создания системы обеспечения менеджеров информацией для различных уровней управления в оптимальные промежутки времени; создания системы контроля над исполнением планов, корректировки их содержания и сроков реализации; адаптации организационной структуры управления предприятием с целью повышения ее гибкости и способности быстро реагировать на меняющиеся требования внешней среды; контроллинг обеспечивает методическую и инструментальную базу для поддержки основных функций менеджмента: планирования, контроля, учета и анализа, а также оценки ситуации для принятия управленческих решений;
объем реализуемых в организациях функций контроллинга зависит в основном от следующих факторов: экономического состояния организации; понимания руководством и/или собственниками организации важности и полезности внедрения функций контроллинга.
Во втором вопросе необходимо акцентироваться на том, что одним из наиболее мощных инструментов в руках менеджера становится информация. Эффективное управление невозможно без сбора информации и ее обработки различными методами; процесс бизнеса – это множество
шагов, которое совершает фирма от одного состояния к другому, или
от «входа» к «выходу». Входами и выходами здесь являются не части
фирмы или ее подразделения, а события. Общее управление деловым
и бизнес-процессами называется «инжиниринг бизнеса», подразумевая постоянное проектирование процессов – определение входов и выходов, и последовательности шагов – в рамках деловой единицы.
Список рекомендуемой литературы
1. Орлов А.И., Волков Д.Л. Эконометрические методы при
управлении ресурсами и информационная поддержка бизнеса для
фирмы-оператора связи. - Журнал «Приднiпровський науковий
вiсник. Донбаський випуск». Матерiали мiжнародноi науково-
технiчноi конференцii "Проблеми i практика управлiння в
економiчных системах". Економiка. № 109 (176). Грудень 1998 р.
2. Виноградов С.Л. Контроллинг как технология менеджмента.
Заметки практика // Контроллинг. – 2002. - №2.
3. Карминский А.М., Дементьев А.В., Жевага А.А. Информатизация
контроллинга в финансово-промышленной группе // Контроллинг. –
2002. - №2.
4. Карминский А.М., Оленев Н.И., Примак А.Г., Фалько С.Г.
Контроллинг в бизнесе. Методологические и практические основы
построения контроллинга в организациях. – М.: Финансы и
статистика, 1998. – 256 с.
5. Менеджмент. Учебное пособие/Под ред. Ж.В.Прокофьевой. – М.:
Знание, 2000. – 288 с.
6. Орлов А.И. Устойчивость в социально-экономических моделях. –
М.: Наука, 1979. – 296 с.
7. Уайт О. У. Управление производством и материальными запасами в
век ЭВМ. - М.: Прогресс. 1978. – 302 с.
8. Компьютерно-интегрированные производства и CALS технологии в
машиностроении. - М.: Федеральный информационно-аналитический
центр оборонной промышленности. 1999. – 510 с.
9. Keller, Erik L. Enterprise Resource Planning. The changing application
model. 1996. (https:// www.gartnergroup.com).
10. Любавин А.А. особенности современной методологии внедрения
контроллинга в России // Контроллинг. – 2002. - № 1.
11. Карпачев И. Налево пойдешь // Enterprise partner: корпоративные
системы. - 2000. - №10.
12. Орлов А.И. Эконометрика. – М.: Экзамен, 2002. – 576 с.
13. Орлов А.И. Эконометрическая поддержка контроллинга //
Контроллинг. 2002. - №1.
14. Интернет-представительство компании "Клиент - серверные -
технологии" (https:// www.m2system.ru).
15. Гуськова Е.А., Орлов А.И. Информационные системы управления
предприятием в решении задач контроллинга // Контроллинг. – 2003. -
№ 1.
.