1) От позитивизма к философии науки (О. Конт, Э. Мах, Р. Аванариус, К. Поппер, И. Лакатос, Т. Кун, Л. Витгенштейн).
2) Иррационализм. Философия Артура Шопенгауэра.
3) Философия нигилизма Ф. Ницше.
4) Экзистенциализм - философия существования.
Традиционное противостояние материализма и идеализма сменяется философским плюрализмом. Оформляются основные направления:
1. Сциентическое (позитивизм, неопозитивизм, постпозитивизм) направление.
Выросло из естествознания, разрабатывает философские проблемы науки, формируя мировоззрение научно-технической интеллигенции и тех слоев, для которых научно - технический прогресс - единственное средство решения основных проблем современности.
2. Деятельностное направление.
Разрабатывает социально-политические проблемы общества, формируя мировоззрение широких масс населения (марксизм, философия действия - прагматизм).
3. Антропологическое направление.
Охватывает все философские проблемы отдельного человека и его отношения к миру, формирует мировоззрение в основном гуманитарной интеллигенции, а также тех слоев населения, которые испытывают отчуждение человека (философия жизни, экзистенциализм, философская антропология).
4. Религиозное (теологическое) направление.
Рассматривает круг вопросов, направленных на обоснование целесообразности религии. Формирует мировоззрение верующих и всех, кто надеется найти в религии спасение от социальных и духовных невзгод (неотомизм, персонализм).
5. Социально-критическое направление.
Ориентировано на анализ сущего и проектирование должного. Формирует мировоззрение тех кругов общественности, которые наиболее остро переживают по поводу глобальных проблем современности и готовы внести вклад в их решение (франкфуртская школа 30-х гг. ХХ века, неофрейдизм, Римский клуб).
|
СЦИЕНТИЗМ – устойчивая ориентация на знания и своеобразная вера в то, что наука может решить все существующие проблемы. Возник как реакция на бурное развитие естествознания, развивался от позитивизма к философии науки.
1. Позитивизм (О. Конт 1798-1857)
Познанию подлежат лишь факты эмпирического опыта, явления, а не сущности. Фундаментальность уступает место проблемам прикладного характера. Философия должна познавать наиболее общие закономерности и систематизировать знание.
2. Эмпириокритицизм (махизм) – критика опыта.
Э. Мах (1838-1916), Р. Аванариус (1843-1896).
Свели философию до уровня методологии, считали, что задача философии - создание теории научного знания.
3. Неопозитивизм – “Венский кружок” - 20-е годы XX века (М. Шлик, Р. Карнап, О. Нейрат, В. Крафт, Л. Витгенштейн), а также Б. Рассел.
Сводят философию до уровня логического анализа языка науки: анализ текста, знаков, понятий, смысла знаков. Ввели принцип ВЕРИФИКАЦИИ – сравнение положения науки с фактами опыта. Положение представляет интерес для науки, если его можно подвергнуть проверке фактами. Если проблема не подлежит верификации, она должна быть исключена из философии.
Аналитическая философия - Л. Витгенштейн считал, что философия – особый вид деятельности, цель которой - в логическом прояснении научной мысли. Нет собственных философских проблем, но есть проблемы конкретного исследования в одной из отраслей научного знания. Важно адекватно выразить информацию на вербальном уровне. Использовал аппарат математической логики как средство анализа не наблюдаемых объектов. Разработал СЕМИОТИКУ – теорию о знаковых системах, чем способствовал развитию кибернетики и информатики.
|
4. Постпозитивизм – критический рационализм. Обращается к истории науки.
Главная цель – исследование развития научного знания. Наука развивается не линейно, а скачкообразно, но общая тенденция – рост и совершенствование научного знания. Основные вопросы: как возникает новая теория, как она добивается признания, каковы критерии сравнения научных теорий; проблема фальсификации (следует ли отказаться от научной теории, если в ней обнаружен ложный факт); проблема рациональности (что такое «рациональное» в науке) и др.
К. Поппер – вводит принцип опровержения как способ проверки состоятельности гипотез и отделения научного знания от ненаучного.
И. Лакатос – считает, что философия – существенный компонент научного знания. Предмет философии - наука как целостная, динамичная и развивающаяся система.
Т. Кун – рассматривает науку как социальный институт и считает средством объединения научного сообщества – парадигмы.
ПАРАДИГМА – признанное всеми научное достижение, которое далее является моделью постановки проблем и их решения.
РАЗВИТИЕ НАУКИ – ЭТО СМЕНА ПАРАДИГМ
Иррационализм – отвергает логические связи в природе. Основная идея - окружающий мир есть разрозненный хаос. Он не имеет целостности, внутренних закономерностей, законов развития, соответственно неподконтролен разуму, а подчиняется таким силам как воля, аффекты, страсти и.т.д.
|
А. Шопенгауэр (1788 - 1860). Основная работа - “Мир как воля и представление”.
Мир
Воля (Мир сущностей) / \ Представление (Мир явлений)
Впервые строиться картина мира через анализ внутренних человеческих представлений. Научные методы познания не дают знания Мировой воли, она постигается в искусстве. Каждый человек, утверждая свою волю, рассматривает других как средство / препятствие на пути к цели, в результате возникает война всех против всех. Отсюда проблема человеческих несчастий. Причина их в том, что воля всегда ненасытна, не удовлетворена, и человек всегда недоволен. Отказ от воли – счастье, но полный отказ – смерть. Укротить волю – значит отказаться от желаний. Состояние счастья – состояние отрешенности от всех желаний.
Ф. Ницше (1844 - 1900). Основные работы – “Воля к власти”, «Так говорил Заратустра».
Считал, что цель философии - помочь человеку максимально реализовать себя в жизни, приспособиться к окружающему миру.
Жизнь – единственная реальность, существующая для конкретного человека.
Строит картину мира через призму человеческого стремления к власти.
Отвергает рациональность в философии, религию и мораль, т.к. они служат “стадному чувству самозащиты”, защищают слабых и делают сильных ничтожеством. В истории нет цели, нет прогресса, а есть вечная борьба сильных и слабых. Отсюда отрицание всяких принципов. «Жить – это значит быть жестоким и беспощадным ко всему, что становится слабым в нас и не только в нас».
Смысл истории – создание сверхчеловека, который может попрать (отвергнуть) мораль, ибо та ведет к застою.