Развитие речи. Техника речи. Артикуляция.
04.05.-06.05.2020
1 и 2 группы
Артикуляционная гимнастика
Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар»
(подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок».
Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. (хвастаются у кого вкуснее жвачка).
«Окошко» Рот приоткрыть. Губы округлить и немного вытянуть
вперед, без напряжения. Нижняя челюсть неподвижна. Удерживать в таком положении под счет от 5 до 10.
«Лошадка» Открыть рот. Пощелкать кончиком языка. Следить за тем, чтобы нижняя челюсть оставалась неподвижной. Повторить несколько раз.
«Мотор» Губы в улыбке. Рот открыт. Язык стучит кончиком в верхние зубы со звуком д-д-д. Темп очень быстрый.
ПТИЧИЙ ДВОР
Ход. Дети воображают, что попали в большой деревенский двор, они должны позвать и покормить всех его обитателей. Дети зовут уток (уть – уть – уть – уть), петушка (петь – петь – петь – петь), цыплят (цып – цып – цып), гусей (тега – тега – тега – тега), голубей (гуль – гуль – гуль), вдруг появилась кошка (кис – кис – кис – кис), она попыталась поймать цыплёнка (брысь! брысь!). Курица зовёт разбежавшихся цыплят:
Скороговорки (выучить)
1 группа
Скороговорки на букву р
1. Расскажите про покупки,
Про какие про покупки?
Про покупки, про покупки,
Про покупочки мои.
2. Ехал Грека через реку,
Видит Грека - в реке рак.
Сунул Грека руку в реку,
Рак за руку Грека - цап!
|
3. В недрах тундры
Выдры в гетрах
Тырят в вёдра
Ядра кедров!
4. На дворе трава, на траве дрова
Не руби дрова на траве двора.
5. Хитрую сороку поймать морока,
А сорок сорок – сорок морок.
2 группа
Скороговорки с шипящими звуками
1. Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.
2. У четырех черепашек четыре черепашонка.
3. Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб
4. Шла Саша по шоссе и сосала сушку.
5. Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.
6. Тощий немощный Кощей
Тащит ящик овощей.
7. Говорил попугай попугаю:
Я тебя, попугай, попугаю.
Отвечает ему попугай:
Попугай, попугай, попугай!
3 и 4 группы
Артикуляционная гимнастика
Гимнастику удобнее делать, глядя в зеркальце.
«Назойливый комар»
(подготовительное упражнение – разогревает мышцы лица)
Представим, что у нас не рук, ног, а есть только лицо, на которое постоянно садится неугомонный комар. Мы можем отогнать его только движением мышц лица. Внимание на дыхании не акцентируется. Главное – гримасничать как можно более активно.
«Хомячок».
Пожевать воображаемую жвачку так, чтобы двигалось все лицо. Начиная со второго раза добавить хвастовство. (хвастаются у кого вкуснее жвачка).
«Рожицы».
Поднять правую бровь. Опустить. Поднять левую бровь. Опустить. Поднять и опустить обе брови. Не раскрывая губ, подвигать нижней челюстью вверх, вниз, вправо, влево. Пораздувать ноздри. Пошевелить ушами. Только лицом сделать этюд «Я тигр, который поджидает добычу», «Я мартышка, которая слушает». Вытянуть лицо. Расплыться в улыбке. Не разжимая зубов, поднять верхнюю губу и опустить ее. Проделать то же самое с нижней губой. Скорчить рожицу «кто смешнее», «кто страшнее».
|
«Веселый пятачок» (для губ)
а) на счет «раз» сомкнутые губы вытягиваются вперед, как пятачок у поросенка; на счет «два» губы растягиваются в улыбку, не обнажая зубов;
б) сомкнутые вытянутые губы (пятачок) двигаются сначала вверх и вниз, затем вправо и влево;
в) пятачок делает круговые движения сначала в одну сторону, потом в другую.
Заканчивая упражнения, детям предлагается полностью освободить мышцы губ, фыркнув, как лошадка.
«Капризуля»
Ход: Дети изображают капризного ребенка, который ноет, требуя взять его на ручки. Ныть на звуке «н», не завышая и не занижая звука, отыскивая тон, на котором ровно и свободно звучит голос.
«Больной зуб»
Ход игры: Детям предлагается представить, что у них очень болит зуб. Они начинают постанывать на звуке [м]. Губы слегка сомкнуты, все мышцы свободны. Звук монотонный, тянущийся.
«Укачиваем куклу»
Ход игры: Дети стоят, спины прямые; на руках держат кукол, укачивают их, распевая: «а-а-а».
ЭХО
(взрослый читает стихотворение, а дети повторяют последний слог 2 раза)
В е д у щ и й Д е т и
Собирайся, детвора! Ра! Ра!
Начинается игра! Ра! Ра!
Да лошадок не жалей! Лей! Лей!
Бей в ладошки веселей! Лей! Лей!
Сколько времени сейчас? Час! Час!
Сколько будет через час? Час! Час!
И неправда: будет два! Два! Два!
Дремлет ваша голова! Ва! Ва!
Как поёт в селе петух? Ух! Ух!
Да не филин, а петух? Ух! Ух!
|
Вы уверены, что так? Так! Так!
А на самом деле, как? Как! Как!
«Что ты слышишь?»
Цель: Тренировать слуховое внимание.
Ход игры: Сидеть спокойно и слушать звуки, которые прозвучат в комнате в течение определенного времени. Вариант: слушать звуки в коридоре, на кухне или за окном.
Скороговорки (выучить)
1.Кто хочет разговаривать,
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Мы будем разговаривать
И будем выговаривать
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
Ежевика и земляника
2.Ежели вы не жили возле ежевичника,
но ежели вы жили возле земляничника,
то значит земляничное варенье вам привычное
и вовсе не привычное варенье ежевичное.
Ежели вы жили возле ежевичника,
то значит, ежевичное варенье вам привычное,
и вовсе не привычное варенье земляничное.
Но ежели вы жили возле ежевичника,
и ежели вы жили возле земляничника
и ежели вы времени на лес не пожалели,
то значит, преотличное варенье ежевичное,
варенье земляничное вы ежедневно ели.
3.Мыла Мила мишку мылом,
Мила мыло уронила.
Уронила Мила мыло,
Мишку мылом не домыла.