Введение
Разработка бизнес-планов стала одной из наиболее удачных и распространенных форм планирования в рыночной экономике.
Бизнес-план - это документ, который описывает все основные аспекты будущего предприятия, анализирует все проблемы, с которыми оно может столкнуться, а также определяет способы решения этих проблем.
Планирование является свойством большинства целеустремленных систем, под которыми в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения. Планы подразделяют: на комплексные или специализированные на одном из аспектов экономической жизни; перспективные и оперативные; стратегические и тактические. Планирование может быть локальным и глобальным.
Целью данной работы является составление бизнес-плана магазина обуви «Вестфалика» в г. Амурске.
Для достижения цели работы необходимо решить следующие задачи:
раскрыть сущность, цели и задачи планирования;
определить виды планирования;
определить формы и способы планирования;
составить резюме предприятия ЗАО СОК «Вестфалика»;
определить цели и задачи деятельности предприятия;
описать продукцию предприятия;
провести анализ рынка;
привести план маркетинга;
привести производства;
рассмотреть управленческий состав;
определить источники и объем требуемых средств;
привести финансовый план;
привести детальный финансовый план и построить график безубыточности.
Предметом исследования является бизнес-планирование деятельности предприятия.
Объектом исследования является магазин обуви «Вестфалика» г. Амурск.
При написании работы использовались труды Репина В.В. «Технологии управления финансами предприятия», Олейника И.С. «Финансовый менеджмент», Мальцева В.А. «Финансовый менеджмент: введение в управление капиталом» и др.
|
1. Теоретические аспекты планирования
Сущность, цели и задачи планирования
Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей его реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом их возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом [3, с. 29].
С точки зрения экономической теории планирование является механизмом, который заменяет «невидимую руку рынка». Вопрос о необходимости планирования: на макроуровне решается в рамках различных научных школ по-разному. Есть как приверженцы политики государственного невмешательства в экономику, так и противники.
Противники саморегулирования экономики апеллируют к тому, что существуют не только устойчивый вид равновесия на рынке, но и асимптотически устойчивый, неустойчивый. Кроме того, существует запаздывание реакции рынка (быстрое изменение спроса и медленное - предложения) и влияние неценовых факторов на точку равновесия, поэтому движение к точке равновесия может быть сравнительно долгим, а значит - нерациональным (неэффективным). Планирование в большей мере, чем саморегулирование рынка, позволяет максимально эффективно использовать ограниченность ресурсов.
|
Имеются и другие объективные обстоятельства, обусловливающие потребность макроэкономического планирования в рыночном хозяйстве, а именно [12, с. 17]:
. Неспособность механизма свободного рынка обеспечить макроэкономическую устойчивость национальной экономики, преодолеть циклические колебания производства, валового дохода, занятости и т.д.
. Систематический рост в общем объеме потребления доли коллективного или общественного потребления. Коллективное потребление товаров и услуг в значительной мере регулируется не обычным рыночным механизмом, а государством, поэтому увеличивается доля совокупных ресурсов страны, распределяемых им с помощью внерыночных механизмов.
. Рост масштабов воздействия человеческой деятельности (как производственной, так и потребительской) на среду обитания, наличие отрицательных внешних эффектов экономической деятельности.
. Появление более сложных форм взаимодействия друг с другом хозяйствующих субъектов и целых секторов экономики в результате расширения деятельности и развития интеграционных процессов.
. Обострение глобальных проблем современности (продовольственный кризис, истощение невоспроизводимых природных ресурсов, ухудшение состояния окружающей среды и др.) обусловливает усиливающийся интерес общества, государства к проблемам долгосрочного прогнозирования.
. Возникновение чрезвычайных ситуаций (войны, экономические кризисы, стихийные бедствия и необходимость ликвидации их последствий), стимулирующих деятельность в области планирования.
Планирование - одна из составных частей управления, заключающаяся в разработке и практическом осуществлении планов, определяющих будущее состояние экономической системы, путей, способов и средств его достижения [10, с. 97].
|
Планирование является свойством большинства целеустремленных систем, под которыми в экономической литературе понимают системы, способные распознать свои потребности и выбрать способы их удовлетворения. Планы подразделяют: на комплексные или специализированные на одном из аспектов экономической жизни; перспективные и оперативные; стратегические и тактические. Планирование может быть локальным и глобальным.
К планированию применим макроподход, определяющий общие основы и концепции развития систем с учетом законов и принципов разработки планов в отдельных сферах. В то же время можно говорить о планировании на уровне отдельного хозяйствующего субъекта. В отдельных случаях планирование на микроуровне уменьшает трансакции (затраты на поиск покупателя или продавца, проведение переговоров и т.д.) [9, с. 67].
В организации планирование выполняет следующие функции [2, с. 121]:
позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы;
помогает подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;
систематизирует возникающие проблемы;
улучшает координацию между подразделениями и службами экономической организации;
увеличивает проходимость информации;
упрощает и систематизирует выполнение функции контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.
В условиях рыночных отношений планирование является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Планирование охватывает все основные сферы его производственно-хозяйственной деятельности - сбыт, финансы, производство, закупки, научные и проектные разработки, которые тесно взаимосвязаны. Эта деятельность опирается на выявление и прогнозирование спроса, анализ и оценку имеющихся ресурсов и перспектив развития хозяйственной конъюнктуры. Отсюда вытекает необходимость увязки планирования с маркетингом и контролем для постоянной корректировки показателей производства и сбыта вслед за изменениями спроса на рынке [16, с. 120].
Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.
Однако для управления производством нужно иметь представление не только о ходе выполнения плана, результатах хозяйственной деятельности, но и о тенденциях и характере происходящих изменений в экономике предприятия. Осмысление, понимание информации достигаются с помощью экономического анализа. В процессе анализа первичная информация проходит аналитическую обработку: проводится сравнение достигнутых результатов производства с данными за прошлые отрезки времени, с показателями других предприятий и среднеотраслевыми; определяется влияние разных факторов на величину результативных показателей; выявляются недостатки, ошибки, неиспользованные возможности, перспективы и т.д. [1, с. 82].
1.2 Виды планирования
Признаками, определяющими тип планирования, являются [19, с. 92]:
степень охвата;
степень неопределенности;
временная ориентация идей планирования;
содержание планирования в аспекте предпринимательской политики;
горизонт планирования;
предмет (объект) планирования;
сферы функционирования.
По степени охвата выделяют общее планирование (включающее в себя все относящиеся к данному вопросу области и величины) и частичное (охватывающее только определенные области и величины) [4, с. 106].
В зависимости от степени неопределенности плановой деятельности системы планирования в организации можно разделить на два типа. Первый - это те, которые действуют в полностью предсказуемой среде и не имеют недостатка в информации. Следовательно, события в таких системах имеют полную определенность: можно дать 100%-ю гарантию, что если событие А произойдет, то за ним последует событие Б. Этот тип систем планирования называют детерминированными системами.
Другой тип систем планирования предполагает недостаток определенности во внешней среде и нехватку информации. Так, нельзя предусмотреть определенное значение результата решения X, принятого менеджером, если этот результат может воплотиться с 80%-й вероятностью. Системы планирования, не дающие полной предсказуемости результата, называют вероятностными (стохастическими).
Типы планирования зависят также от временной ориентации идей планирования (ориентированы ли эти идеи в прошлое, настоящее или будущее). В этом смысле различают четыре типа планирования: реактивное (нацеленное только в прошлое), инактивное (приспосабливающееся только к настоящему), преактивное (предпочитающее смотреть только в будущее) и интерактивное (ориентированное на взаимодействие всех лучших идей планирования) [12, с. 126].
Реактивное планирование (возврат к прошлому). Представители реактивного планирования свои идеалы и способ существования находят в прошлом. Они отрицают все достижения сегодняшнего дня и с этой точки зрения негативно относятся к технике и современному технологическому обществу. Основной метод реактивного планирования - это генетический подход. Всякая проблема здесь исследуется с точки зрения ее возникновения и прошлого развития. Если найти в прошлом причину проблемы, подавить ее или сдержать - проблема исчезнет.
Инактивное планирование. При этом типе планирования не считают нужным возвращаться в прошлое и вместе с тем не стремятся к движению вперед, а также предполагают, что существующие условия достаточно хорошие, по крайней мере, приемлемые. Удовлетворение настоящим - отличительная черта инактивизма. Характерным для него является также представление о том, что равновесие в положении экономической организации на рынке достигается естественным путем, автоматически. Следовательно, главным принципом планирования должно быть правило: «Планировать минимум необходимого, чтобы не изменить естественного хода вещей». Руководители-инактивисты, таким образом, не стремятся к каким-либо серьезным изменениям в деятельности своей организации.
Преактивное планирование (упреждение). Оно ориентировано в основном на будущие изменения. В противовес инактивистам, преактивисты стремятся ускорить изменения, побыстрее приблизить будущее. Особенно важной у преактивистов считается возможность угадать вероятные направления изменений и «оседлать их первую волну» для того, чтобы достичь своих целей. Эти цели обычно связывают не только с увеличением прибыльности, но и с выживанием и ростом организации.
Интерактивное планирование. Такой вид планирования характеризуется двумя основными чертами [11, с. 163]:
оно основано на принципе участия и максимально мобилизует творческие способности участников организации;
предполагает, что будущее подвластно контролю и в значительной мере является продуктом созидательных действий участников организации. Цель интерактивного планирования - проектирование будущего.
Это самый ресурсоемкий из представленных типов планирования.
По содержанию в аспекте предпринимательской политики выделяют следующие виды планирования [3, с. 155]:
стратегическое (высший уровень управления) - поиск новых возможностей и продуктов производства;
тактическое (средний уровень) - создание предпосылок для известных возможностей и продуктов;
оперативное (низший уровень) - реализация данной возможности.
Стратегическое планирование предусматривает разработку, прежде всего глобальных целей развития предприятия в отдаленной перспективе с учетом неконтролируемых факторов внешней среды: политических событий, инфляции, безработицы, нарушений торгового баланса, изменений кредитных ставок и т.п. На этой стадии устанавливают главные цели и важнейшие результаты деятельности предприятия при условии сохранения действующей политики. Затем их сравнивают с результатами, которые должны быть получены при достижении уровня установленных целей развития и выявляют резервы. Вырабатывают стратегические решения, позволяющие реализовать эти резервы с учетом средств и способов достижения поставленных целей и обеспечения необходимыми ресурсами. При этом учитывают также новые возможности предприятия, например расширение производственных мощностей путем строительства новых производств или приобретения оборудования, смена профиля предприятия или радикальное изменение технологии [10, с. 110].
Тактическое планирование - это принятие решений о том, как должны быть распределены ресурсы организации для достижения стратегических целей. Если стратегический план отвечает на вопрос: «Что делать?», то тактический - на вопрос: «Как достичь поставленной цели?».
Тактические планы обычно содержат количественные показатели по продуктам, данные о капиталовложениях и источниках финансирования. Их разрабатывают в производственных подразделениях предприятия с ориентацией на ликвидацию так называемых узких мест, т. е. на такие сферы деятельности, где наиболее ограничены возможности влияния на общие результаты.
Оперативное планирование означает практически то же самое, что и тактическое планирование. Термин «оперативное» лучше, чем термин «тактическое», подчеркивает, что это планирование отдельных операций в общем хозяйственном потоке на короткий и средний периоды, например планирование производства, маркетинга и т.п. Под оперативным планированием понимают также составление бюджета организации [8, с. 91].
В зависимости от горизонта планирования (периода времени, который охватывают планы, составленные организацией), планирование разделяют на три типа: долгосрочное, среднесрочное, краткосрочное.
Долгосрочное планирование обычно охватывает длительные периоды времени - от 10 до 25 лет. Процесс долгосрочного планирования состоит из следующих стадий: экономическое прогнозирование, включающее в себя стратегическое планирование; разработка долгосрочного плана.
Среднесрочное планирование конкретизирует ориентиры, определенные долгосрочным планом, и рассчитывается на более короткий период. До недавнего времени горизонт среднесрочного планирования равнялся пяти годам. Однако непредвиденный характер и скорость изменения внешней среды вынудили многие фирмы г сократить промежуток планирования с пяти до трех лет соответственно, а пятилетние планы перешли в разряд долгосрочных.
Краткосрочное планирование - это разработка планов на один-два года. Краткосрочные планы включают в себя конкретные способы использования необходимых для достижения целей ресурсов организации, определенных в более длительных планах.
По предмету (объектам) планирования различают: целевое планирование (определение общих, стратегических и оперативных целей и ограничений), планирование средств (относится к планированию потенциалов, таких как персонал, оборудование, материалы, финансы, информация), программное планирование (планирование программ производства и сбыта) и планирование действий (например, специальных продаж и мероприятий по вербовке) [3, с. 124].
По сферам функционирования планирование подразделяют: на планирование сбыта (цели сбыта, программы действий, расходов на сбыт, развитие сбыта); производства (программы подготовки и хода производства); персонала (потребности в персонале, подготовки персонала); заготовок (планирование потребностей, закупок); финансов (платежных средств, покрытий капиталов, вложений капиталов); инвестиционное и расширенное общее планирование [15, с. 67].
1.3 Формы и способы планирования экономической деятельности
Существует две формы планирования деятельности фирмы: планирование деятельности фирмы на рынке; внутрифирменное планирование. Как правило, эти аспекты планирования взаимосвязаны [2, с. 130].
Необходимо отметить, что по-настоящему планирование может быть рациональным только тогда, когда отношения фирмы с контрагентами на рынке носят не случайный и разовый характер, а приобретают устойчивый и долговременный характер.
Планирование деятельности предприятия позволяет: осуществить четкую координацию предпринимаемых усилий по достижению поставленных целей; побудить руководителей конкретнее определить свои цели и пути их достижения; определить показатели деятельности фирмы, необходимые для последующего контроля; подготовить предприятие к внезапным изменениям рыночной конъюнктуры; четко формализовать обязанности и ответственность всех менеджеров фирмы.
Критерии выбора формы планирования (принципы планирования) [21, с. 106]:
полнота (требуется учесть все),
детализация (глубина ее определяется целью планирования),
точность,
простота и ясность,
непрерывность,
эластичность и гибкость (использование плановых резервов, учет множественности возможных альтернатив, отсрочка деталей планирования до выяснения обстановки, вариантность),
выравнивание при планировании (учет "узких мест"),
экономичность.
В зависимости от главных целей или основных подходов используемой информации, нормативной базы, применяемых путей получения и согласования тех или иных конечных плановых показателей принято различать следующие методы (способы) планирования: экспериментальные, нормативные, балансовые, расчетно-аналитические, программно-целевые, отчетно-статистические, экономико-математические и другие.
Расчетно-аналитический метод основан на расчленении выполняемых работ и группировке используемых ресурсов по элементам и взаимосвязи, анализе условий наиболее эффективного их взаимодействия и разработке на этой основе проектов планов.
Экспериментальный метод - это проектировка норм, нормативов и моделей планов на основе проведения и изучения замеров и опытов, а также учета опыта менеджеров, плановиков и других специалистов.
Отчетно-статистический метод состоит в разработке проектов планов на основе отчетов, статистики и иной информации, характеризующей реальное состояние и изменение характеристики деятельности предприятия.
В процессе планирования ни один из рассматриваемых методов не применяется в чистом виде [17, с. 221].
Таким образом, на основе вышеизложенного материала можно сделать следующие выводы.
Планирование на предприятии заключается в установлении целей его деятельности на определенный период, путей его реализации и ресурсного обеспечения. Оно предусматривает разработку комплекса мероприятий, определяющих последовательность достижения конкретных целей с учетом их возможностей наиболее эффективного использования ресурсов каждым производственным подразделением и предприятием в целом.
Планирование представляет очень важную функцию в системе управления производством на предприятии. С его помощью определяются направление и содержание деятельности предприятия, его структурных подразделений и отдельных работников. Главной задачей планирования является обеспечение планомерности развития экономики предприятия и деятельности каждого его члена, определение путей достижения лучших конечных результатов производства. Для управления производством нужно иметь полную и правдивую информацию о ходе производственного процесса, о ходе выполнения планов. Поэтому одной из функций управления производством является учет. Он обеспечивает постоянный сбор, систематизацию и обобщение данных, необходимых для управления производством и контроля за ходом выполнения планов и производственных процессов.
В организации планирование выполняет следующие функции:
позволяет наиболее рационально использовать имеющиеся ресурсы;
помогает подготовиться к использованию будущих благоприятных условий;
систематизирует возникающие проблемы;
улучшает координацию между подразделениями и службами экономической организации;
увеличивает проходимость информации;
упрощает и систематизирует выполнение функции контроля за производственно-хозяйственной деятельностью.
Признаками, определяющими тип внутрифирменного планирования, являются:
степень охвата;
степень неопределенности;
временная ориентация идей планирования;
содержание планирования в аспекте предпринимательской политики;
горизонт планирования;
предмет (объект) планирования;
сферы функционирования.
2. Организация планирования в ЗАО СОК «Вестфалика»
Характеристика предприятия
Закрытое акционерное общество Сибирская Обувная Компания «Вестфалика» - федеральная сеть обувных магазинов, основанная в 2003 году, головной офис находится в Новосибирске. На сегодняшний день в городах Сибири, Урала и Центральной части России работают 100 магазинов компании под брендами «Вестфалика» и «Пешеход».
Адрес магазина «Вестфалика»: г. Комсомольск-на-Амуре, Шиханова, д. 6 (общая площадь 68 м2.)
Адрес планируемого магазина в г. Амурск пр. Комсомольский, д. 4 (общая площадь 100 м2.)
Вид деятельности ЗАО СОК «Вестфалика» - производство и продажа обуви. Данное обувное предприятие имеет уже семилетний опыт в области продаж и производства обуви, прочные деловые связи с зарубежными и российскими поставщиками. Продукция «Вестфалики» продается более чем в 100 городах России. Открыты представительства компании в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Хабаровске. Кроме этого «Вестфалика» осуществляет поставки обуви в Монголию и Казахстан. Компания поддерживает тесные связи со многими партнерами в странах Европы и Азии.
Сибирская обувная компания "Вестфалика" является постоянным экспонентом всех ведущих специализированных ярмарок России. Сотрудники компании регулярно посещают крупнейшие европейские выставки и ярмарки, знакомятся с передовыми технологиями обувного производства, устанавливают деловые контакты с производителями оборудования для пошива обуви.
Первоначально компания выпускала только женскую обувь (зимнюю и демисезонную), однако сейчас она расширяет свой основной бизнес.
Горизонтальное расширение происходит путем освоения нового ассортимента: мужской и детской обуви, женских модельных туфель и вертикальное расширение: производство основных материалов (кожи, натурального меха) и комплектующих, создание региональной снабженческой структуры российских обувных производств.
Специалисты компании изучают возможности применения последних достижений науки и техники в области обувных технологий. Модельеры и технологи компании при участии западных специалистов из Италии и Германии постоянно внедряют новые материалы, усовершенствуют технологию производства и организацию труда.
В настоящий момент, при существующих объемах производства компании 960 000 пар обуви в год, «Вестфалика» занимает лидирующее положение в своей ценовой нише - 50% от продаж аналогичной обуви в Сибири и прилегающих регионах.
«Вестфалика» производит не только готовую обувь. Необходимые комплектующие - подошва, стелька - также изготавливаются в цехах компании. Их используют на собственном производстве, а также поставляют на другие предприятия России. Партнеры и потребители ценят продукцию компании за оптимальное соотношение цены и качества, европейский дизайн, за конструктивные особенности обуви, адаптированные к условиям России. Некоторые модели «Вестфалики» обладают уникальной морозостойкостью и выдерживают температуру 40 градусов ниже нуля.
Вся продукция компании изготавливается из натуральных материалов и экологически безопасна. На всю обувь установлен соответствующий российским ГОСТам гарантийный срок - 70 дней. Обувь сертифицирована и регулярно проходит тестирование и испытания [11, с. 169].
Цели и задачи ЗАО СОК «Вестфалика» можно выразить деревом целей, представленным в Приложение (рис. 2.1).
Цель деятельности компании «Вестфалика» определена как наиболее полное удовлетворение потребностей покупателей в качественной обуви из натуральных материалов. Компания стремится соответствовать высоким мировым стандартам и нацелена на поиск новых технологических решений.
Миссия компании заключается в том, чтобы совершенствоваться и предоставлять людям удобную, практичную и красивую обувь [21, с. 91].
Задачи деятельности компании «Вестфалика»:
. Развитие компетенций - профессиональный рост сотрудников и управленческой команды.
. Рост стоимости компании в долгосрочной перспективе: укрепление позиций на рынке, рост стоимости бренда, рост ресурсов и повышение эффективности их использования.
. Лояльность сотрудников - совпадение личных ценностей и целей с ценностями и целями компании, доверие и удовлетворение от достижений.
Руководящие принципы компании:
. Активность и совершенствование
. Открытость и честность
. Лидер - тот, кто умеет работать в команде
ЗАО СОК «Вестфалика» производит следующие виды продукции:
Женские зимние сапоги.
Женские зимние ботинки.
Демисезонные женские сапоги.
Демисезонные женские ботинки.
Мужские зимние сапоги.
Мужские демисезонные туфли.
Летние женские туфли.
Летние мужские туфли.
Проведем анализ рынка.
В целом исследование рынка включает следующие составляющие: характеристика основных потребителей, возможности расширения целевых рынков, состояние конкуренции на рынке, организация взаимоотношений с поставщиками и партнерами [20, с. 160].
Внешняя среда организации схематично представлена на рис. 2.1.
Рисунок 2.1 - Внешняя среда организации
Анализ внешней среды ЗАО СОК «Вестфалика» приведен в табл. 2.1.
Таблица 2.1 - Анализ внешней среды ЗАО СОК «Вестфалика»
Факторы | Содержание фактора | Влияние на деятельность фирмы |
Факторы внешней среды прямого воздействия | ||
1. Потребители | Улучшение уровня жизни населения | Изменение покупательских предпочтений |
2. Поставщики | Появление новых поставщиков | Сбои в поставках продукции |
Снижение цен на сырье и готовую продукцию | Способствование развитию предприятия | |
3. Конкуренция | Появление новых фирм на рынке | Усиление конкуренции |
Совершенствование технологии производства | Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов | |
Удачное поведение конкурентов | Потеря потребителя | |
Изменения моды | Появление принципиально нового товара | |
Изменение рекламных технологий | Появление товаров-субститутов | |
Факторы косвенного воздействия | ||
4. Государство | Уменьшение императивных норм законодательства | Появление новых концернов |
Снижение безработицы | Изменение уровня цен | |
Снижение налогов и пошлин | Рост темпов инфляции |
Для того, чтобы разработать стратегию поведения организации, проводят swot анализ, который позволяет выявить, как изменения внешних факторов соотносятся с сильными и слабыми сторонами организации. Для этого строится матрица SWOT (таблица 2.2).
Таблица 2.2 - Сильные и слабые стороны организации
№ | Положительные стороны | Отрицательные стороны |
Достоверный мониторинг рынка | Сбои в снабжении | |
Отлаженная сбытовая сеть | Недостатки в рекламной политике | |
Широкий ассортимент продукции | Средний уровень цен | |
Высокий контроль качества | Низкий уровень сервиса (дополнительные услуги) | |
Высокая рентабельность | Не полная загруженность производственных мощностей | |
Рост оборотных средств | Неучастие персонала в принятии управленческих решений | |
Высокая квалификация персонала | Недостаточный контроль исполнения приказов и распоряжений | |
Хорошая мотивация персонала | ||
Достаточная известность |
Потребители: продукция ЗАО СОК «Вестфалика» может удовлетворить потребности как молодого покупателя (детская обувь), так и взрослого (женская и мужская обувь). Ассортимент обновляется ежемесячно на два-четыре фасона колодок.
Поставщики: до постройки кожевенного завода ЗАО СОК «Вестфалика» работала с 10-15 поставщиками (причем основная часть поставщиков кожи находилась в Ярославле) и каждый предлагал от 3 до 5 артикулов кожи. Это многократно усложняло процесс обработки кожи. На отделочных операциях и на сборочном потоке при формовании союзок, а так же при затяжке носочной части, где в основном выявляется брак, отдушистость кожи, важно знать, что это за кожа, какой артикул, из какого сырья изготовлена, какая была химия использована. Для разных артикулов кожи приходится применять определённые методы и приёмы труда, поскольку каждый артикул ведёт себя по-разному в производственном процессе. Это повышает трудоёмкость изготовления обуви. В настоящее время ЗАО СОК «Вестфалика» использует кожу собственного производства из преимущественного местного сырья. Собственное производство кожи поможет технологам-кожевенникам обрабатывать и производить те артикулы, с которыми бы обувщики смогли лучше справляться, т.е. работать не на 15-20 чужих артикулах, а на 5 своих.
Конкуренты: «Вестфалика» имеет развитую розничную сеть, количество собственных магазинов сейчас около 100.
Основной конкурент «Вестфалики» на новосибирском обувном рынке - старейшая новосибирская фабрика «Корс» - по поводу расширения торговой сети соседа особого беспокойства не выражает. У «Корс» тоже есть своя приличная торговая фирменная сеть, но в основном она вся находится в Новосибирске. В отличие от «Вестфалики», на «Корс» считают, что вкладывать солидные деньги в развитие собственной розничной торговли нет смысла, а лучше всего работать по привычной схеме - на создание собственных фирменных секций в крупных магазинах. Среди других конкурентов ЗАО СОК «Вестфалики» можно назвать сети магазинов «Монро» и «Россита».
К внутренней среде организации относятся функциональные структуры фирмы, обеспечивающие управление, разработку и тестирование новых товаров, продвижение товаров до покупателей, сбыт, обслуживание, взаимоотношения с поставщиками и иными внешними органами. В понятие внутренней среды так же входят квалификация персонала, система передачи информации и т.д. Представим данные в схематическом изображении.
Рисунок 2.2 - Внутренняя среда ЗАО СОК «Вестфалика»
Итак, внутренняя среда ЗАО СОК «Вестфалика» включает в себя пять основных элементов: кадры, организационную структуру, технологию производства, цели и задачи, организационную культуру [23, с. 154].
План маркетинга
Маркетинговая деятельность фирмы «Вестфалика» направлена на достижение конечного результата - реализации своей продукции - рентабельности фирмы. Этот результат обеспечивается тем положением, которое фирма «Вестфалика» может занять на рынке (доля в объеме продаж), и эффективностью работы самой фирмы. Рыночная доля, в свою очередь, определяется конкурентоспособностью ее товаров и услуг, а, следовательно, и авторитетом у потребителей [6, с. 107].
Таблица 2.3 - Объем реализованной обуви и емкость рынка по видам товаров ЗАО СОК «Вестфалика»
Вид товара | 2010 год | 2011 год | ||
Емкость рынка | Объем реализации | Емкость рынка | Объем реализации | |
Женские зимние сапоги | 15364,13 | |||
Женские зимние ботинки | 8047,875 | |||
Демисезонные женские сапоги | 10242,75 | |||
Демисезонные женские ботинки | 10974,38 | |||
Мужские зимние сапоги | 10242,75 | |||
Мужские демисезонные туфли | 7316,25 | |||
Летние женские туфли | 8779,5 | |||
Летние мужские туфли | 2194,875 | |||
Всего | 73162,5 |
Таким образом, можно сказать, что маркетинговая стратегия - инструмент изменения и развития организации. Для того чтобы он оказался полезным, необходимо его вдумчивое освоение каждым менеджером. В отношении компании ЗАО СОК «Вестфалика» можно сказать, что компания обладает достаточно высоким уровнем стратегического мышления и развития.
Проведем анализ продуктового портфеля предприятия на основе краткосрочной динамики.
Таблица 2.4 - Таблица показателей продуктового портфеля ЗАО СОК «Вестфалика»
Вид товара | Объем реализации (2010 год) | Темп роста к предыд. году, % | Относительная доля в сбыте |
Женские зимние сапоги | 15364,13 | 1,88 | |
Женские зимние ботинки | 8047,875 | 1,53 | |
Демисезонные женские сапоги | 10242,75 | 0,13 | |
Демисезонные женские ботинки | 10974,38 | 0,06 | |
Мужские зимние сапоги | 10242,75 | 0,08 | |
Мужские демисезонные туфли | 7316,25 | -2 | 0,03 |
Летние женские туфли | 8779,5 | 0,10 | |
Летние мужские туфли | 2194,875 | 0,07 | |
Всего | 73162,5 |
По данной таблице можно сделать вывод, что новые бизнес-области, занимающие относительно большую долю бурно растущего рынка является женская зимняя обувь. Бизнес-области, которые в прошлом получили относительно большую долю рынка, является женская демисезонная обувь. Бизнес-области конкурируют в растущих отраслях, но занимают относительно небольшую долю рынка - мужская демисезонная и детская демисезонная обувь. Бизнес-области с относительно небольшой долей на рынке в медленно развивающихся отраслях является мужская демисезонная и детская демисезонная обувь [18, с. 61].
План производства